АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Быть свободным от ширка одно из условий действительности Ислама

Читайте также:
  1. В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УСЛОВИЙ ВОСПИТАНИЯ
  2. Воспитание с помощью власти требует определенных условий
  3. Высказывания ноэматические и высказывания о действительности. Ноэма в психологической сфере. Психолого-феноменологическая редукция
  4. Гигиеническая классификация условий труда
  5. Глава вторая. Подчиняться положениям Ислама есть условие действительности Ислама
  6. Глава первая. Без Ислама нет веры и без веры нет Ислама.
  7. Глава четвертая. Выполнение требований таухида на словах и на деле является условием его действительности
  8. Глава четвертая. Единить Аллаха в законодательстве (установление законов, вынесение суждений) одно из условий действительности Ислама.
  9. Глава четвертая. Основная причина ширка и куфра - это говорить об Аллахе (а также на Аллаха и от имени Аллаха) без знания и доказательств от Аллаха.
  10. Диэлектрическая проницаемость и распространение волн в средах со свободными зарядами
  11. Догматы ислама

 

Если некто произносит "Ля иляха илля Аллах", выполняет все поклонения, предусмотренные Исламом, но вместе с этим совершил хотя бы один из видов большого ширка, такой человек муслимом не считается. Для того чтобы он считался муслимом необходимо, чтобы он полностью был свободен от всех видов большого ширка. Вот доказательства этому:

 

Аят первый:

"А когда закончатся запретные месяцы, убивайте многобожников, где их найдете, захватывайте их, осаждайте и устраивайте засаду против них во всяком скрытом месте! Если они обратятся и станут выполнять молитву и давать закят, то отпустите их: ведь Аллах – Прощающий, Милосердный!" (Покаяние, 5)

 

Куртуби в тафсире аята говорит: "Если они обратятся" – это означает следующее: "если они покинут свои ширки". "И станут выполнять молитву и давать закят, то отпустите их" – эту часть аята нужно хорошо обдумать. Сначала Аллах причиной убийства человека установил его ширк вот этой частью аята – "убивайте многобожников". Затем же разрешил не убивать его "если они обратятся". Отсюда следует, что настоящая причина убийства это ширк. Можно было бы подумать, что если человек покинет ширк, но не станет, делать намаз или не станет давать закят, его можно не убивать. Это логично, но Аллах упомянул еще два условия кроме оставления ширка. Это условие "делать намаз" и условие "давать закят". И мы не можем закрыть глаза на эти условия или преуменьшить их роль.

Есть хадис аналогичный этому аяту: "Мне приказано сражаться с людьми пока они не станут свидетельствовать свидетельством "Ля иляха илля Аллах, Мухаммадун расулуллах", пока не станут делать намаз и давать закят. Если они выполнят это, то уберегут от меня свою кровь и имущество, кроме соответствующих прав Аллаха на это (жизнь и имущество). Личные их счеты же (внутреннее положение, которое мы определить не можем) принадлежат Аллаху. (В других версиях вместе "кроме прав Аллаха не это" передается "кроме прав ислама на это")

 

Имам ибн Араби сказал следующее по поводу этого аята и хадиса: "Таким образом, аят и хадис подкрепляют друг друга". (Тафсир Куртуби)

 

Обратите внимание на слова Куртуби. Он говорит, что необходимость убийства человека за его ширк не исчезает, пока он свой ширк не покинет. Имам ибн Араби же сказал, что смыслы аята и хадиса подходят друг другу. Этот аят показывает нам, что мушрики избегают убийства и отпускаются лишь тогда, когда они полностью покидают свой ширк.

 

Багаlуи в тафсире аята сказал: "Если они обратятся" – то есть если обратятся от ширка. "и станут выполнять молитву и давать закят, то отпустите их" – то есть оставьте их, пусть свободно ходят в своих городах, также они могут входить в Мекку. (Тафсир Багlауи)

Ибн Касир в тафсире аята сказал: "Убивайте многобожников, где их найдете, захватывайте их, осаждайте и устраивайте засаду против них во всяком скрытом месте!" – то есть не ограничивайтесь относительно их только словами и обращению к их совести. Наоборот осаждайте их в их крепостях и убежищах, поджидайте их на дорогах и местах обитания. Делайте это, чтобы вы смогли зажать их и заставить их либо умереть, либо принять Ислам. Поэтому Аллах сказал: "Если они обратятся и станут выполнять молитву и давать закят, то отпустите их". Это и есть аят, на который опирался Абу Бакр, когда воевал с теми, кто не давал закят. Условие запрета войны с ними это наличие у них определенных деяний, а именно – вход в Ислам и выполнение всех его требований. Поэтому в большинстве случаев намаз и закят упоминаются рядом, например как в следующем хадисе: "Мне повелено сражаться с людьми пока они не станут свидетельствовать свидетельством "Ля иляха илля Аллах, Мухаммадун расулуллах", пока не станут делать намаз и давать закят".

 

Абу Исхак передал от ибн Масlуда, как тот сказал:"Вам приказано и выполнять намаз и давать закят. Кто не даст закят, его намаз недействителен".

Абдур-Рахман бин Зайд бин Ашлам сказал: "Аллах не принимает намаза без закята".

 

Да смилуется Аллах над Абу Бакром, как он был сведущ в вопросах религии!

 

Имам Табари передал хадис с передачей от Анаса: Расулуллах (с.а.с.) сказал: "Кто будет поклоняться только Аллаху очищая пред Ним веру, не придаст Ему ничего в равные и покинет этот мир, будучи в таком положении, то он покинет его в то время когда Аллах доволен им".

Также Табари передает от Анаса: "В хадисе подразумевается настоящая религия Аллаха – такая религия, с которой приходили все посланники к своим народам".

 

Это слово Анаса подтверждает данный аят: "Если они обратятся (покаются от ширка) и станут выполнять молитву и давать закят, то отпустите их".

Их обращения это то, что они бросят поклоняться другим вместо Аллаха, направятся только к Нему, будут делать намаз и давать закят. Аналогичные положения повторяются в другом аяте той же суры: "А если они обратятся, и будут выполнять молитву, и давать очищение, то они – ваши братья в религии. Для людей знающих Мы разъясняем аяты!" (Покаяние, 11) (Тафсир ибн Касира)

 

Имам Табари в тафсире аята сказал: "А если они обратятся" – то есть если они перестанут совершать свои ширки и отвергать посланничество Мухаммада (с.а.с.) и искренне направятся к Аллаху, очищая перед Ним религию, поклоняясь только Ему и отвергая всех ложных божеств и тагутов и примут посланничество Мухаммада (с.а.с.) (Тафсир Табари)

 

 

Аят второй:

"А если они обратятся, и будут выполнять молитву, и давать очищение, то они – ваши братья в религии. Для людей знающих Мы разъясняем аяты!" (Покаяние, 11)

 

Куртуби в тафсире аята сказал: "А если они обратятся, и будут выполнять молитву, и давать очищение" – то есть если прекратят свой ширк и направятся к положениям ислама, "то они – ваши братья в религии" – то есть станут вашими религиозными собратьями. Ибн Аббас сказал, что этот аят запретил проливать кровь приверженцев къиблы". (Тафсир Куртуби)

 

Багlауи в тафсире аята сказал: "А если они обратятся" – то есть, покинут свои ширки. "То они – ваши братья в религии" – то есть станут вашими братьями по религии, имеющими все те права, что имеете вы. (Тафсир Багlауи)

 

Этот аят показывает, что сражение с мушриками длится до тех пор, пока они не обратятся от своего ширка, пока не будут выполнять намаз и давать закят. Все салафы объединились в том, что под выражением "А если они обратятся" подразумевается обращение от ширка и куфра, удаление от всех ложных божеств и тагутов и отвержение их, направление к Исламским нормам. Также салафы единогласны в том, что смысл хадиса "Мне повелено сражаться с людьми пока они не станут свидетельствовать свидетельством "Ля иляха илля Аллах, Мухаммадун расулуллах", пока не станут делать намаз и давать закят" аналогичен смыслу этих аятов. Поэтому толкователи, толкуя эти аяты, все время упоминают эти хадисы.

 

Этот хадис тоже сообщает, что необходимо сражаться с неверными пока они не оставят свои ширки и куфры. Этот смысл подтверждает другой достоверный хадис:

 

Имам Муслим и имам Ахмад передали от Абу Малика аль-Ашджаи: "Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: "Кто скажет "Ля иляха илля Аллах" и отвергнет всех тех, кому поклоняются кроме Аллаха (тагутов и ложных божеств) – Аллах запрещает его кровь и имущество. И отсчет с него принадлежит Аллаху".

 

Поэтому то имам Бухари открыл в своем сборнике главу: "Если они обратятся, будут выполнять намаз и давать закят, отпустите их", а под ним разместил хадис с передачей от Абдуллаха бин Умара: Расулуллах (с.а.с.) сказал: "Мне повелено сражаться с людьми пока они не станут свидетельствовать свидетельством "Ля иляха илля Аллах, Мухаммадун расулуллах", пока не станут делать намаз и давать закят. Если они выполнят это, то уберегут от меня свою кровь и имущество, кроме соответствующих прав Ислама на это (кровь и имущество). Личные их счеты же принадлежат Аллаху".

 

Вот как толкует этот хадис ибн Хаджар аль-Аскалани: "Этот хадис разъясняет смысл аята. В аяте говорится просто: "А если они обратятся". Посланник Аллаха (с.а.с.) разъясняет сущность этого обращения: "Свидетельствовать свидетельством "Ля иляха илля Аллах, Мухаммадун расулуллах". Связь аята с хадиса также проявляется в аналогии следующих выражений аята и хадиса: "то отпустите их" и "то уберегут от меня свою кровь и имущество". (Фатх аль-Бари, том 1, стр. 94-95)

 

Отсюда мы понимаем следующее. Безопасность жизни и имущества сохраняется только тогда, когда соблюдается выполнение всех условий и требований свидетельства, а именно единить Аллаха в господстве и божественности и отвергать всех тех, кому поклоняются вместо Аллаха и следствия из этого. Если человек не выполнял этого, но произносил два свидетельства, то считался находящимся в ширке, и ему не была гарантирована неприкосновенность жизни и имущества. Когда человек произносил свидетельство, предполагалось, что он знает смысл свидетельства и на деле выполняет все его условия и требования. Если впоследствии в его жизни обнаруживалось что-либо противное свидетельству, то относительно него выносилось суждение, что он вероотступник.

 

Имам Шаукани говорит: "Произносить свидетельство только языком и не выполнять на практике все его требования не дает человеку статус муслима. Несомненно, что если бы Мекканские мушрики произносили бы свидетельство и вместе с этим продолжали бы поклоняться своим божествам, они не считались бы муслимами. (Ад-Дурр ан-Надид фи ихлас калимат ат-таухид, стр. 40)

 

Шаукани в другом месте говорит: "Те, кто принесут свидетельство, и в деяниях которых не обнаружится ничего противоречащего свидетельству – они есть муслимы, кровь и имущество которых неприкосновенно, как это и установлено в известном хадисе. Аналогично, если муслимы собираются убить неверного, и он произнесет слово "Ля иляха илля Аллах", сообщая им, что он желает этим войти в Ислам и не пройдет достаточного времени, чтобы обнаружилось, что он неискренен; например, если еще не прошло время намаза; в таком случае мы должны вынести суждение относительно его внешнего поведения и признать его муслимом, ибо пока от него не изошли деяния, противоречащие свидетельству. Посланник Аллаха (с.а.с.) упрекнул Усаму бин Зайда, да будет доволен им Аллах, за то, что он нарушил это правило. Но если некто произнесет свидетельство, но вместе с этим совершит деяние, противоречащее таухиду, например, совершит относительно мертвых то, что совершают мушрики (уверует, что они могут принести вред или пользу и вверит себя им, направит к ним молитву и т.п.), в таком случае он опроверг то слово, что произнес. Он уже внешне проявил свой ширк и поэтому ни в коем случае не может считаться муслимом. Если, находясь в ширке, для того, чтобы стать муслимом было бы достаточно только произнести слово "Ля иляха илля Аллах" и выйти из куфра, то это слово принесло бы пользу иудеям, которые говорили, что Узайр сын Аллаха; и христианам, которые говорили, что Иисус сын Аллаха, а также и двуличным, которые внешне произносили слово "Ля иляха илля Аллах". Ведь все перечисленные нами группы людей говорили слово единобожия – "Ля иляха илля Аллах". (Ад-Дурр ан-Надид фи ихлас калимат ат-таухид, стр. 42)

 

"Аллах смотрит не на формальные фразы, а на деяния, источник которого верования, укрепившиеся в сердце, а также на сердца. Если бы это так не было, Аллах не отделял бы верующих от двуличных". (Ад-Дурр ан-Надид фи ихлас калимат ат-таухид, стр. 68)

 

Шейх абдур-Рахман ибн Мухаммад бин Касым сказал следующее:

 

От ибн Умара передано, что посланник (с.а.с.) сказал: "Мне повелено сражаться с людьми пока они не станут свидетельствовать свидетельством "Ля иляха илля Аллах, Мухаммадун расулуллах", пока не станут делать намаз и давать закят. Если они выполнят это, то уберегут от меня свою кровь и имущество, кроме соответствующих прав Ислама на это (кровь и имущество). Личные их счеты же принадлежат Аллаху".

 

Под людьми подразумеваются мушрики. " Свидетельствовать свидетельством "Ля иляха илля Аллах" означает знать смысл свидетельства и на практике выполнять все его условия. "Пока не станут делать намаз и давать закят" в этой части хадиса упомянуты два столпа Ислама, без которых Ислам у человека недействителен. "Уберегут от меня свою кровь и имущество" значит, что тогда сражение с ними прекратится, пока они не сделают что-нибудь противоречащее двум свидетельствам. "Кроме соответствующих прав Ислама на это" означает подчинение остальным положениям Ислама. Абу Бакр да будет доволен им Аллах, сказал: "Если они не отдадут мне даже маленького козленка, которого давали раньше посланнику Аллаха (с.а.с.) я объявлю им войну". (Аль-Ихкам шарху Усуль аль-Ахкам, том 4, стр. 400)

 

 

Аят третий:

"И сражайтесь с ними, пока не будет больше фитны (ширка и неверия), и пока религия не будет посвящена Аллаху. А если они прекратят, то нет вражды, кроме как к несправедливым!" (Корова, 193)

 

"И сражайтесь с ними, пока не будет больше фитны (ширка и неверия), и пока религия полностью не будет посвящена Аллаху. А если они прекратят..., то ведь Аллах видит то, что они делают!" (Добыча, 39)

Ибн Касир в тафсире аята сказал: "Даххак передает от ибн Аббаса, что под фитной подразумевается ширк. Также толкуют фитну Абу аль-Алийя, Муджахид, Хасан, Катада, Раби бин Анас, Судди, Мукатил бин Хаййян, Зайд бин Аслама и другие.

Мухаммад бин Исхак передал от Урвы бин Зубайра и других ученых, что смысл слов "И сражайтесь с ними, пока не будет больше фитны" следующий: "Сражайтесь с мушриками ради того, чтобы муслимы не впадали в искушение в их религии (чтобы мушрики не соблазняли муслимов к ширку)".

"пока религия не будет посвящена Аллаху" – Даххак передал, что ибн Аббас растолковал это выражение как "пока Аллах не будет единиться (пока не будет единобожия)". Хасан, Катада и ибн Джурайдж растолковали это как "пока все не скажут Ля иляха илля Аллах". Мухаммад бин Исхак этому привел следующее толкование: "пока все не будут единить Аллаха, без какого-либо ширка и все не отвергнут то, чему поклоняются наряду с Аллахом". Абдур-Рахман бин Зайд бин Аслама сказал, что это означает: "пока не исчезнут все куфры".

Хадис, переданный Бухари и Муслимом, подкрепляет все эти толкования (все толкования в принципе сходятся к одному смыслу): посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: "Мне приказано сражаться с людьми пока они не скажут "Ля иляха илля Аллах" (Тафсир ибн Касира)

 

Багlауи в тафсире аята говорит:

 

"И сражайтесь с ними" – то есть с мушриками; "пока не будет больше фитны" – то есть ширка; другими словами: "сражайтесь с ними, пока они не станут муслимами". Это так, потому что от мушриков (в отличие от мушриков ахлюль-китаба) не принимается ничего другого, кроме того, чтобы стать ему муслимом. Если они не станут ими, то уничтожаются. "Пока религия не будет посвящена Аллаху" – то есть пока поклонения и подчинения не будут направляться единственно Аллаху. "Аллаху" – то есть подчинение и поклонение будут направляться только Аллаху и никому другому. "А если они прекратят" – то есть если они покинут свои куфры и ширки и станут муслимами... "то нет вражды, кроме как к несправедливым" – то есть после этого сражение будет только по отношению к несправедливым. (Тафсир Багlауи)

 

Табари в тафсире аята говорит: Смысл аята следующий: "Сражайтесь с мушриками, пока ширк не исчезнет, и поклонения и подчинения будут направляться не ложным божествам и тагутам, а только Аллаху. Если они перестанут с вами воевать и примут вашу религию, вы тоже перестаньте воевать с ними, ибо вражда действительна только по отношению к мушрикам". "Фитна" упомянутая в аяте означает ширк и куфр. Вот и Ибн Аббас, Катада, Муджахид, Судди, ибн Зауд тоже истолковали фитну так. Согласно этим толкованиям смысл начала аята таков: "Эй верующие, сражайтесь с неверными, пока на поверхности земли не исчезнет многобожие и неверие, и пока на земле не будет господствовать "Ля иляха илля Аллах".

В связи с этим Бухари и Муслим передают хадис: Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: "Мне приказано сражаться с людьми пока они не скажут "Ля иляха илля Аллах".

В конце аята говорится "А если они прекратят, то нет вражды, кроме как к несправедливым!" это означает: "Если сражающиеся с вами неверные перестанут воевать с вами и войдут в вашу религию, перестанут поклоняться другим помимо Аллаха, примут все приказы Аллаха и подчинятся Ему, то и вы перестаньте сражаться с ними. Потому, что вражда может быть только по отношению к несправедливым, то есть к мушрикам. Раби бин Анас и Икрима сказали, что под несправедливыми подразумеваются те, кто не хочет говорить "Ля иляха илля Аллах". Согласно Муджахиду это те, кто сражается против муслимов. Вражда к несправедливым осуществляется путем препятствия их несправедливостям. Но нельзя впадать в крайность в этом вопросе. Достаточно препятствовать их несправедливостям и наказывать их за это, но дальше идти во вражде нельзя. (Тафсир Табари)

 

Куртуби в тафсире аята говорит: "И сражайтесь с ними, пока не будет больше фитны (ширка и неверия), и пока религия не будет посвящена Аллаху". Ученые разделились в определении причины войны. Одна группа говорит, что этот аят действенный и упразднил все предыдущие положения. Согласно этому пониманию аят приказывает убивать любых мушриков, будь они враждебные, будь миролюбивые. То есть причина их убийства не в том, что они воюют против муслимов, а в том, что они есть мушрики сами по себе.

Вторая группа утверждает, что причина сражения с мушриками это то, что они воюют с муслимами. Если они прекратят войну, то и муслимам нужно оставить их, несмотря на то, что они продолжают оставаться мушриками. Эта группа говорит, что данный аят не есть упраздняющий (насих), а действенным остается следующий аят, где приказывается война с воюющими мушриками: "И сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается с вами..." (Корова, 190).

Но первое мнение более достоверное. То есть верно, то, что нужно сражаться со всеми неверными независимо от того воюют ли они с нами или нет. Доказательством этому является следующее выражение в данном аяте: "пока религия не будет посвящена Аллаху".

Кроме этого посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: "Мне приказано сражаться с людьми пока они не скажут "Ля иляха илля Аллах" (Бухари и Муслим)

Вот, этот аят и хадис показывают, что причиной нашей войны с мушриками является только их куфры и ничто другое. Ведь Аллах сказал: "Сражайтесь с ними, пока не будет больше фитны". Фитна же означает ширк и куфр. Здесь причиной сражения назван именно куфр, а не что-нибудь другое. Это ясный вопрос.

Ибн Аббас, Катада, Раби, Судди и другие говорят, что под фитной подразумевается ширк и как естественное следствие этого, притеснения и угнетения, причиненные мушриками муслимам. Словарным значением слова "фитна" является испытание. Например, это слово используется для выражения процесса расплавления серебра или золота с целью испытать его качественное оно или нет, содержит ли оно в себе чужеродные примеси или нет.

"А если они прекратят, то нет вражды, кроме как к несправедливым!" (Корова, 193)

Они могут быть или обычными мушриками или ахлюль-китаб. Если это будут мушрики, то эта часть аята будет означать: "если они прекратят свои куфры и войдут в Ислам, то нет вражды, кроме как к несправедливым!" Этот смысл проявляется в предыдущем аяте: "Если же они прекратят, то ведь Аллах – Прощающий, Милосердный!" (Корова, 192).

 

В случае с людьми Писания, смысл будет как в следующем аяте: "Сражайтесь с людьми Писания (ахлюль-китаб), которые (в конечном итоге) не веруют в Аллаха и в последний день, которые не считают запретным то, что запретил Аллах и Его посланник, и которые не следуют истинной религии, пока они собственноручно не станут платить дань (джизья), будучи униженными". (Покаяние, 29). (Тафсир Куртуби)

 

Теперь после всех этих объяснений нужны ли еще какие-нибудь разъяснения? После перечисленных доказательств осталась ли еще необходимость для других доказательств?

 

Коран утверждает следующее: мушрики не отделаются от войны с нами, пока они не покинут ширк, не удалятся от него и их представителей, пока они не отвергнут тагутов и мушриков, пока они искренне не станут поклоняться, очищая перед Ним религию, Единственным и Могучим Аллахом, ничего не придавая Ему в равные.

 

Нашей целью было опровергнуть одно распространенное ложное мнение, согласно которому, для того, чтобы человек стал муслимом достаточно лишь произнести два свидетельства. Знать же их смысл, выполнять все требования и условия двух свидетельств, покидать ширки и куфры желательно, но необязательно. Если после всего этого, кто-то будет упрямиться, то лучшим для него доказательством будет попросту прекратить с ним спор.

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.011 сек.)