|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глава шестая. Первоочередность знания перед словом и действием
Имам Бухари в своем "сахих"е в "книге знания" употребил следующий заголовок "Изначальность и первоочередность знания перед словом и действием" и под ним привел аят:
"Так знай же, что нет божества, кроме Аллаха и проси прощения твоему греху и для верующих – мужчин и женщин". (Мухаммад, 19)
В этом аяте сперва упомянуто знание, а уже затем действие.
Ибн Хаджар в шархе "сахих"а сказал следующее: Вот, что сказал Ибн Мунир про этот заголовок, использованный имамом Бухари: "Бухари, давая этот заголовок, хотел сказать, что знание есть необходимое условие для действительности слов и деяний. Потому, что они имеют ценность только при наличии знания. Знание наполняет смыслом и жизнью оболочки слов и действий". Калямисты используют это в качестве доказательства того, что каждый обязан обладать знанием. Это верно, но они также утверждают, что также необходимо знание логических доказательств. Эту тема более подробно объяснена в "книге веры". (Фатх аль-Бари, 1/192-193)
Ибн Хаджар здесь ясно выражается, что обязательным условием приемлемости слов и деяний является знание, и в этом никаких разногласий нет. Разногласия лишь в том, является ли условием знать доказательства.
Имам Науауи в шархе Муслима говорит:
Глава: "Кто умрет, будучи обладателем таухида, непременно попадет в рай". В этой главе приведено много хадисов. Знай, что в этом вопросе истинное мнение, которого придерживаются салафы и их последователи, следующее: Каждый, кто умрет, будучи единобожником, по любому войдет в рай. Единобожник может быть в одном из двух положений: либо он совершил большие грехи (кроме ширка и куфра), либо таковых не совершил. Перечислим тех, кто не является обладателем больших грехов: это могут быть дети, безумцы, покаявшиеся и отрекшиеся от грехов и собственно вообще не совершающие грех. Те, кто совершал грехи, но затем покаялся и исправился, они точно такие же, как и те, кто вообще не совершал греха. Так вот с этой группой все ясно. Все они не могут войти в ад и непременно войдут в рай. Все те хадисы, где говорится, что они войдут в ад нельзя понимать в прямом смысле. Там подразумевается, что они пройдут по мосту через ад, да упасет нас Аллах от него. Но это не означает, что они войдут туда для мучений. Теперь перейдем к положению единобожников – обладателей грехов (кроме куфра и ширка). Убеждение салафов состоит в том, что в данном случае может быть два варианта. Аллах если захочет, может простить все его грехи и присоединить к первой группе. Также Аллах может временно ввести в их в ад за их грехи. Но затем рано или поздно Аллах все равно введет их в рай. Те, кто умер, находясь в таухиде, обязательно войдут в рай, даже если они совершали грехи. Те, кто умер, находясь в ширке или куфре, ни в коем случае не войдут в рай, даже если они совершали некоторые добрые дела. Подобно тому, как добрые дела не вводят в рай мушриков и кафиров, точно также некоторые грехи не вводят в вечный ад обладателей единобожия. Вот вкратце истинное убеждение, которое основывается на доказательствах Корана, Сунны и единогласия салафов и авторитетных Исламских ученых. Предания на эту тем, дошедшие до нас, достигли таватура (стали мутаватир – абсолютно достоверными). Поэтому все хадисы, которые внешне противоречат этому правилу, должны истолковываться (брать не прямой смысл, а корректно придать ему другой – косвенный смысл, насколько это позволяют правила Арабского языка) в свете этого правила. Цель истолковывания не в том, чтобы искажать смысл хадисов, а в том, чтобы избежать противоречий между хадисами, ибо в Шариате противоречий быть не может. В соответствующих местах мы приведем некоторые толкования таких хадисов. Затем Науауи цитирует судью (къади) Ияда и говорит: "Кто умрет, зная смысл "Ля иляха илля Аллах", войдет в рай". (Муслим). Что касается этого и ему подобных других хадисов, то у судьи Ияда есть замечательное объяснение этих хадисов. Я передам вкратце его объяснение и добавлю некоторые пояснения. Судья Ияд сказал: Люди находятся в разногласии относительно обладателей таухида, которые совершают грехи (меншее ширка и куфра). Приведем убеждения некоторых групп в этом вопросе: Мурджия: Они говорят, что если человек обладатель единобожия и веры (т.е. не совершает ширк и куфр), то грех не принесет вреда его единобожию и вере. Вера его не уменьшится и он такой же верующий, как и другие богобоязненные верующие, которые грехов не совершают. Хаваридж: Эти утверждают, что грех полностью лишает человека веры и делает его кафиром. Му1тазиля: Совершающий большой грех вечно в аду, но он и не кафир, и не муслим. Он нечто среднее между этими двумя категориями – фасик (распутник). Аш1ариты: Таковой верующий. Если Аллах не простит его грехи, то он подвергается адским мучениям, но затем выходит из ада и вводится в рай. Рассматриваемый нами хадис ("Кто умрет, зная смысл "Ля иляха илля Аллах", войдет в рай") опровергает убеждения хариджитов и му1тазилитов, которые говорят, что грешные единобожники вечно в аду. Может показаться, этот хадис подтверждает мнение мурджиитов, которые говорят, что грехи единобожника не приносят вреда его вере, и он ни в коем случае не войдет в ад. В качестве ответа Мурджиитам мы говорим следующее: "Это хадис истолковывается как "он (единобожник) входит в рай, после того как грехи его простятся или после того как он ответит за свои грехи, помучавшись, некоторое время в аду". Мы непременно должны истолковать хадис, таким образом, ибо до нас дошло много хадисов, где передается, что грешники будут подвергаться мучениям за свои грехи. Чтобы устранить противоречия между хадисами и достичь единства в суждениях мы должны придать этому хадису именно такой смысл. Кроме этого этот хадис содержит в себе опровержение крайней мурджии (г1улат мурджия), которая говорит, что простое произношение слова единобожия вводит человека в рай, даже если он в сердце не верит в это слово. Есть много хадисов опровергающих это ложное убеждение, где на слово "Ля иляха илля Аллах" накладываются определенные условия, например: "Кто скажет "Ля иляха илля Аллах", без какого-нибудь сомнения в сердце войдет в рай". (Муслим) Также некоторые привели этот хадис в качестве доказательства того, что для того, чтобы свидетельство дало пользу необязательно произносить его языком, достаточно знать его смысл. Но убеждение ахлю-сунны таково, что и произношение языком и знание свидетельства оба есть необходимые условия, накладываемые на это слово. Наличие одного условия не приносит пользы и не спасает от ада, без наличия другого. Но конечно если человек не может произнести свидетельство, из-за какого нибудь недостатка, например если у него отрезан язык, то это его не касается. Науауи говорит:
"Здесь заканчиваются объяснения судьи и все в этих объяснениях верно и к месту". (Шарх Науауи к Сборнику Муслима, 1/217-219) Обратите внимание на слова судьи: " Но убеждение ахлю-сунны таково, что и произношение языком и знание свидетельства оба есть необходимые условия, накладываемые на это слово. Наличие одного условия не приносит пользы и не спасает от ада, без наличия другого". Имам Науауи подтверждает и хвалит объяснения судьи. Вот убеждение ахлю-сунны. Они считают произношение и знание взаимосвязанными. Знание, без произношения также негодно, как и произношение без знания и не спасает от ада.
Имам Науауи, в толковании одного из последующих хадисов говорит:
"Обрадуй раем того, кого найдешь за этой стеной из тех, кто свидетельствует "Ля иляха илля Аллах" со спокойным сердцем (без сомнений)". (Муслим)
Этот хадис является одним из ясных доказательств сторонников истины в том вопросе, что нет пользы от веры в единобожие без произношения ее языком. Точно так же нет пользы от произношения слова единобожия без уверенности в этом. Они оба должны иметь место. Это уже было объяснено ранее. (Шарх Науауи, 1/237)
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |