АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ибн Маджа, китабуль-Талакъ, 16/2043, 2045)

Читайте также:
  1. ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. СОМНЕНИЯ В ТОМ, ЧТО ЗАБУЖДЕНИЕ БЫВАЕТ ТОЛЬКО ПОСЛЕ РАЗЪЯСНЕНИЯ

3 - "Поистине, Аллах не прощает приобщения к Нему сотоварищей, но прощает всe, что помимо этого, кому пожелает... " - (Женщины, 48 и 116).

Также имеются следующие аяты и хадисы:

"Ведь тому, кто приобщил Аллаху сотоварищей, Аллах запретил рай. Убежище для него — Огонь, и нет для неправедных помощников!" (Трапеза, 72)

"А если бы они придали Ему сотоварищей, то тщетным для них оказалось бы то, что они делали! " - (Скот, 88)

"Открыто было уже тебе и тем (посланникам), которые были до тебя, что если ты приобщишь (к Аллаху) сотоварища, то пустым окажется твое дело, и окажешься ты среди потерпевших убыток ". (Толпы, 65)

Ибн Мас1уд рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Тот, кто умер, взывая к кому-либо наряду с Аллахом, попадет в Огонь". (Бухари, 8/132, 11/493; Ахмад 1/462 и 463).

Анас передает, что посланник صلى الله عليه و سلم сказал: "Есть три вида несправедливости: Несправедливость, которую Аллах не прощает; несправедливость, которую Аллах прощает; несправедливость, которую Аллах не оставляет. Несправедливость, которую Аллах не прощает - это ширк, ибо ширк величайшая несправедливость. Несправедливость, которую Аллах прощает - это несправедливость между рабами и их господом, которую они причинили сами себе (грехи, кроме ширка). Несправедливость, которую Аллах не оставляет - это несправедливость, которую рабы причинили друг другу. Аллах не оставит эту несправедливость пока не заставит их заплатить друг другу и рассчитаться за эту несправедливость ". (Аль-Баззар)

Хафиз Абу Я1ла в своем "Муснаде" передает от Мусы бин Убайды а тот от Джабира, как посланник صلى الله عليه و سلم сказал: "(Аллах) прощает раба, пока между (прощением и рабом) не станет преграда". Спросили: "О посланник Аллаха! Что за преграда?" "Приобщать Аллаху сотоварищей. Тот, кто встретится с Аллахом без ширка, тот может быть прощен. Аллах если пожелает, простит его; если пожелает, накажет. Затем посланник صلى الله عليه و سلم прочитал аят Женщины, 48".

Муслим приводит хадис Джабира о том, что посланник Аллаха, صلى الله عليه و سلم сказал: "Кто предстал пред Аллахом, не приобщая к Нему ничего, попадет в Рай; а кто предстал пред Ним, приобщая к Нему что-нибудь, попадет в Огонь". (Муслим, 93).

Из всех этих религиозных текстов ясно следует категорическое суждение: Аллах не прощает ширка. Это абсолютное суждение и все другие религиозные тексты нужно оговаривать этим суждением и оценивать в свете этого суждения. То есть прощаются только такие ошибки, которые не являются ширком или куфром.

4 - Для примера приведем аяты, где видно, что куфр нарушает веру в перечисленные пункты:

"Разве ты не видел тех, которые утверждают, что они уверовали в то, что ниспослано тебе и что ниспослано до тебя, и они желают обращаться за судом к тагуту, в то время как им приказано отвергать его, и сатана хочет сбить их с пути в далекое заблуждение?" - (Женщины, 60)

"Ты не найдешь людей, которые веруют в Аллаха и в последний день, чтобы они любили тех, кто противится Аллаху и Его посланнику, даже если это будут их отцы, сыновья, братья или родственники". (Препирательство, 22)

"Ты видишь, как многие из них проявляют, валя к неверным. Как скверно то, что им уготовали души их, что разгневался на них Аллах, и в наказании они пребывают вечно! Если бы они веровали в Аллаха, и посланника, и в то, что было низведено ему, они не брали бы их в "вали"и, но многие из них распутны". (Трапеза, 80,81)

"Но нет – клянусь твоим Господом! – они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения, и не подчинятся полностью". (Женщины, 65)

5 - Нет на вас греха, в чем вы ошиблись при этом, а (грех) только в том, что (злонамеренно) замыслят ваши сердца.

Ошибка, упомянутая в аяте, Аллаху а1лам, не связана с верованием или религией. Наоборот, здесь ошибка в мирских делах, а именно в определении отцовства людей. Если кто-нибудь по ошибке неправильно определит отцовство и позовет человек не по отцу, то на нем нет греха. А грех на том, кто знает и не причисляет к настоящему отцу.

Куртуби и Табари передают от Катады и других следующее:

"Ошибка это тогда, когда человека зовут по имени другого (не его отца), но зовущие не знают этого. В таком случае греха нет. Грех тогда, когда человека сознательно зовут по другому отчеству, причисляя его к не отцу". (См тафсир Табари, Куртуби)

Ибн Касир сказал:

"Затем в аяте говорится: "Нет на вас греха, в чем вы ошиблись при этом" - то есть если исследуете и по ошибке причислите человек к ненастоящему отцу, то Аллах упразднил грех этого и снял наказание". (Тафсир Ибн Касира)

Также здесь имеется тоже самое положение, что и в предыдущем аяте. То есть обращение в этом аяте направлено к муслимам и поэтому льготы, описанные в этом аяте, а именно прощение ошибок, присуще только муслимам. То, что обращение направлено на муслимов, это видно из:

1) Выражение в аяте: "Нет на вас греха", то есть это обращение к муслимам. Ведь когда идет речь об наложении обязательств, кроме основ религии, в основном это касается муслимов. Тем более, потом говорится, что на вас нет греха. Неверные же так и так не избавились от самого большого греха - куфра и ширка. Поэтому упоминание о грехе, меньше куфра, более подходит верующим. Неверным же в основном сначала предлагается избавиться от более серьезных грехов.

2) Далее в Коране говорится: "Пророк ближе в верующим, чем они сами, а супруги его - их матери. И обладатели родства - одни ближе к другим по книге Аллаха, чем верующие и чем мухаджиры. Разве вы не сделаете добро своим близким? Это в книге начертано".

Таким образом, контекст показывает, что в аяте подразумеваются верующие.

6 - Табари указал, что прощение недействительно для куфра и ширка. Кроме этого он указал на то, что прощение недействительно для ошибок, источник которого, - небрежение раба. В случае с неверными оба эти фактора имеют место одновременно. Первый фактор (то, что куфр и ширк не подлежат прощению) уже был рассмотрен. Изучим более подробнее второй фактор:

Аллах Справедлив, поэтому каждый незнающий неверный не подлежит прощению только по своей вине. Если бы он искренне стремился к Аллаху, усердствовал бы ради Аллаха, Аллах непременно научил бы его вере и вывел бы на истинный путь. В Коране говорится:

"А тех, которые усердствовали за Нас, - Мы непременно поведем Нашими путями. Поистине, Аллах, конечно, с творящими благое!" (Паук, 69)

То, что неверный не знает, умер незнающим, это полностью его вина. Раз Аллах не научил его истине, значит, он не был искренним; и даже если бы до него и дошло знание, в конечном итоге он все равно отвернулся бы. В Коране говорится:

"Мы сотворили много джиннов и людей для ада. У них — сердца, которые не разумеют; глаза, которые не видят; уши, которые не слышат. Они подобны скотам и даже еще более заблудшие. Они и есть небрегущие". (Преграды, 179)

"И не повинуйся тем, сердце которых Мы сделали небрегущим к поминанию о Нас, и кто последовал за своей страстью, и в делах впадает в крайности". (Пещера, 28)

"Или ты думаешь, что большинство неверных слышит или разумеет? Они ведь только - всего лишь подобие скотов и даже больше сбились с пути". (Различение, 44)

"Худшие из животных пред Аллахом - глухие, немые, которые не разумеют. Если бы Аллах знал что-нибудь доброе в них, Он дал бы им услышать, а если бы Он дал им услышать, они отвернулись бы от Него, отвратившись". (Добыча, 23)

Таким образом, установлено, что незнание не является оправдание для неверного. Ибо если в нем была бы искренность, Аллах непременно сообщил бы ему и научил. Если же он продолжает оставаться незнающим, это свидетельствует о том, что в нем нет искренности, блага. Поэтому, если даже до него и дойдет, он не примет истину:

"Кто будет поступать в соответствии с тем, что знает - Аллах научит его тому, чего он не знает".

(Ибн Таймия в книге "Иман аль-Кабир" и Ибн Раджаб в шархе 36 хадиса в книге "Улюм аль-Хикам" передали от одного из салафов. Абу Якуб аль-Баг1дади передал это от Суфьяна в тафсире аята Корова, 282 в книге "Риваятуль-Кибар ан ас-Сыг1ар; Абу Ну1айм передает от Анаса: "Кто будет поступать в соответствии с тем, что знает, Аллах научит его тому, что он не знает; затем направит его на праведные деяния и в итоге раб зарабатывает рай; Тот же, кто поступает вопреки своему знанию, он сбивается с того, что знал, Аллах не направит его на праведные деяния и в итоге раб зарабатывает ад".)

7 - Алийюль-К1ари в толковании "Фикъх аль-Акбар говорит:

Расходиться в вопросах таухида и веры есть заблуждение и нововведение. Ошибаться в вопросах шариата (например, харам-халяль, установления шариата относительно религиозных ритуалов, распорядка жизни и.т.д.) простительно и ошибающийся может даже заработать (одну) награду (вместо двух). Но ошибки в вопросах таухида порицаются и являются куфром. Ошибающимся в таких вопросах оправдания нет. Верования разделяются на два:

Основы веры

Подробности веры.

Не знать первое (основы веры) нарушает веру. Сюда входит знать свойства Аллаха, знать институт посланничества и пророчества, знать существование загробной жизни и.т.д. Не знать второе веру не нарушает. Например, не знать о том, кто выше по степени превосходства: Посланники или ангелы? Если за всю свою жизнь человек не будет знать этого вопроса, Аллах не спросит его за это.

Алийюль-Къари в толковании известного "Фикъх аль-Акбар"а сказал:

Имеется кажущееся противоречие между словами: "Кто скажет то-то станет неверным" и "Мы не делаем такфир никого из сторонников къиблы". Это противоречие кажущееся и вот как оно разрешается:

Знай, что сторонники къиблы это такие люди, которые объединены в вопросах основ веры, такие как: Знать, что вселенная сотворена; знать, что люди будут заново сотворены и собраны к Аллаху; знать, что Аллах знает все сущее в мельчайших подробностях. Кто не знает подобные вопросы (основы веры), тот не считается сторонником къиблы, даже если он на протяжении всей жизни занимался поклонением и послушанием Аллаху. Правило "Мы не делаем такфир никого из сторонников къиблы" нужно понимать так: "Мы не делаем такфир никого из сторонников къиблы, пока они не обнаружат куфр, вроде тех, что мы перечислили (не знать, что вселенная сотворена и.т.д.)". После того, как ты это понял, знай, что среди сторонников къиблы нет разногласий в основах веры. Разногласия могут быть только в других вопросах (подробностях веры), хотя и в этих вопросах истинно только одно мнение.

Алийюль-Къари передает от судьи Аззуддина как тот сказал в своей книге "Аль-Мавак1иф" следующее:

Не выносится такфир никому из сторонников къиблы за исключением тех случаев, когда он совершит куфр, или ширк, или отвергнет учреждение посланничества, или отвергнет какое-нибудь точно установленное положение Ислама, или посчитает разрешенным какой-нибудь точно установленный харам. Причем делающий такфир вне перечисленных случаев становится грешником, но не неверным.

Далее Алийюль-Къари поясняет слова судьи Аззуддина и говорит:

Когда ученые говорят, что мы не делаем такфир никого из сторонников къиблы, они не считают достаточным совершение только намаза, направляясь на къиблу для того, чтобы быть муслимом. Потому, что например Рафидиты считают, что ангел Джибриль ошибся в адресате откровений. Якобы на самом деле Аллах послал Джибриля с откровением к Али, а Джибриль по ошибке принес его Мухаммаду صلى الله عليه و سلم. Некоторые из них дошли до того, что говорят, что Али является божеством. Таковые являются неверными в любом случае, сколько они не делали бы намаз, направляясь на къиблу.

Поэтому большинство ученых посчитало неподходящим выражение "Мы не делаем такфир никого из-за его греха". Вот более подходящее выражение: " Мы не делаем такфир за все грехи, как это делают хариджиты ".

8 - Все положения ислама нужно разделить на три:

Подробности религии

Основы религии

Подробности основ (в этом тексте "Основные убеждения")

Согласно хадисам " Людям из моей уммы прощено то, в чем они ошиблись; забыли или были заставлены (икрах)" и " Когда хаким делает иджтихад и его суждение оказывается истинной, то ему - две награды. Если же он сделает иджтихад и ошибется, то ему - одна награда", ошибка в подробностях религии полностью прощается, и даже более того ошибающийся может заработать награду. Что касается остальных двух категорий, то ошибающийся в этой области ни в коем случае не может заработать награду, наоборот он в заблуждении и заслуживает всяческого порицания. Ошибка в основах религии выводит ошибающегося за пределы Ислама. Что касается ошибки в подробностях основ, то в этой области тоже нет оправдания для незнания или ошибки, хотя ошибающийся не выходит из Ислама. Например, ошибающийся в подробностях религии, прощается полностью и его не называют заблудшим и не порицают и не выводят из ахлюс-сунны. Ошибка в подробностях основ религии является оправданием в том смысле, что ошибающийся не выходит из Ислама, но не является оправданием в том смысле, что он остается в ахлюс-сунне. Таковой порицается и обвиняется в ереси и заблуждении. Примером могут служить ошибки умеренных мурджиитов (утверждающих, что грех не влияет на веру), некоторых му1тазилитов и прочих еретиков. Это подобно тому, что малый ширк не выводит из Ислама, но все равно совершивший малый ширк жестко порицается и подвергается наказанию.

Теперь что касается хариджитов. Ошибки некоторых хариджитов были из области основ религии, таковым единогласно был вынесен такфир. Ошибки других некоторых хариджитов были в области подробностей основ (здесь в тексте "основные убеждения"); таковые являются заблудшими еретиками по единогласному мнению всей уммы. Так вот если ошибки в основных убеждениях не прощаются и не входят в суждение о прощении ошибок, то, что говорить об ошибках в основах религии. Такие ошибки тем более не войдут в суждение хадиса о прощении ошибок.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)