|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ГЛАВА 3. Единение Аллаха в божественности (поклонении) - "Таухид филь-Улухийя", есть следствие единения Аллаха в Господстве - "Таухид фи
Единение Аллаха в божественности (поклонении) - "Таухид филь-Улухийя", есть следствие единения Аллаха в Господстве - "Таухид фи ррубубийя".
Любой, кто познал вкус Корана, знает, что единение в господстве неизбежно влечет за собой единение в божественности (в поклонении). Коран зовет мушриков к единению в поклонении путем представления им доказательств относительно единства Аллаха в господстве. Шанкъити толкуя аят ("Перенес ночью", 9) в своем тафсире "Адуауль-Байан" говорит: "Поистине, этот Коран ведет самому прямому пути". (Перенес ночью, 9)
Коран строит свой призыв к единению в поклонении, на основе признаний мушриков в области Господства Аллаха. Он использует "недоуменно-вопросительный" стиль при переходе от их признаний к призыву к единству в поклонениях. То есть, как только они, внимая своему естеству, признают Господство Аллаха, Коран вынуждает их признавать необходимость поклонения только Аллаху. Таким образом, Коран по праву порицает мушриков за то, что они покинули таухид в поклонении, несмотря на то, что этот таухид естественное следствие таухида в господстве, который вложен каждому в душу с рождения. Вот один из этих аятов: "Скажи: "Кто посылает вам удел (удовлетворяет нужды) с неба и земли? Или – кто владелец слуха и зрения (людей)? И кто выводит живое из мертвого и выводит мертвое из живого? И кто управляет (всеми) делами?" И они скажут - "Аллах". Скажи же: "(В таком случае) Не побоитесь ли вы?" Вот Он какой Аллах – Господ ваш истинный! Так, что кроме заблуждения, может находиться вне истины?" До чего же вы отвращены!" (Йунус, 31-32)
Здесь после того, как мушрики признали, что обладателем всех перечисленных свойств господства является Аллах, сразу вопрошается: "(В таком случае) Не побоитесь ли вы?"
Вот другой аят: "Скажи: "Кому принадлежит земля и те, кто на ней, если только вы знаете?" Они скажут: "Аллаху". Скажи: "(Раз так) не опомнитесь ли вы?" Скажи: "Кто Господь семи небес и Господь великого Трона?" Они скажут: "Аллах". Скажи: "Неужели вы (тогда) не побоитесь?" Скажи: "В чьей руке власть над всякой вещью, и Он защищает, а против Него нельзя защитить, если вы знаете?" Они скажут: "Аллах". Скажи: "Раз так, то как получается, что вы обманываетесь!" (Верующие, 84-89)
После каждого признания различных сфер господства со стороны мушриков, сразу в лицо им направляется упрек и порицание их ширков. Вот еще ряд подобных аятов: Скажи: "Кто Господь небес и земли?" Скажи: "Аллах". Скажи: "Так неужели вы взяли себе (после этого) покровителей помимо Него, которые не в силах причинить ни пользы, ни вреда даже самим себе. (Гром, 16) "А если ты их спросишь: "Кто низводит с небес воду и оживляет ею землю после ее смерти?" - они, непременно, скажут: "Аллах". Скажи: "(Раз так, значит) слава и хвала принадлежит только Аллаху!" Но большая часть их не размышляет (и не может сделать этот логический вывод)". (Паук, 63) А если ты их спросишь: "Кто сотворил небеса и землю?" - они, конечно, скажут: "Аллах". Скажи: "(Раз так, значит) слава и хвала принадлежит только Аллаху!" - но большая часть их не знает! (Лукъман, 25)
Здесь после каждого вопрошания в области господства следует вопрошание в области божественности (Или какой-то бог вместе с Аллахом?), а затем порицание ("…они люди уклоняющиеся", "…большинство их не знает", "…Мало вы призадумываетесь").
"Аллах лучше или те, кого вы приобщаете в сотоварищи?" (Они ли лучше) или Тот, Кто создал небеса и землю и низвел вам с неба воду, и Мы вырастили ею сады, обладающие блеском, - вы не в состоянии были вырастить их деревья? Или какой-то бог вместе с Аллахом? Да, они люди уклоняющиеся! (Они ли лучше) или Тот, Кто сделал землю жилищем, провел по ней реки, воздвиг неколебимые горы и установил преграду между водами пресными и солеными? Или какой-то бог вместе с Аллахом? Да, но большинство их не знает! (Они ли лучше) или Тот, кто удовлетворяет мольбу страждущего, когда он взывает к Нему, и удаляет зло, и делает вас наместниками на земле? Или какой-то бог вместе с Аллахом? Мало вы призадумываетесь. (Они ли лучше) или Тот, Кто ведет вас прямым путем во тьме суши и моря? Кто направляет ветры доброй вестью перед Своей милостью? Или какой-то бог вместе с Аллахом? Превыше Аллах того, что Ему присоединяют!" (Муравьи, 59-63)
Аятов с таким смыслом в Коране очень много. Приведу один отрывок из другой нашей книги: "Вопросы о господстве Аллаха, направленные мушрикам, всегда предусматривают то, что мушрики это признают (ибо естество вынуждает мушриков признавать это). Цель этих вопросов направить мушриков от признания таухида в господстве к признанию таухида в поклонении. Потому, что таухид в поклонении есть неизбежное следствие таухида в господстве. Вот некоторые примеры этих вопросов в области господства: "Говорили им посланники: "Об Аллахе ли сомнение, Творце небес и земли? Он зовет вас, чтобы простить вам грехи ваши и отсрочить до определенного срока". (Ибpaxим, 10) "Скажи: "Стану ли я искать другого в качестве господа кроме Аллаха?" Ведь Он – Господь всего". (Скот, 164) (Адуауль-Байан)
"Скажи: "Видели ли вы то, к чему взываете помимо Аллаха? Покажите мне, что они создали на земле. Или у них есть общность (с Аллахом) в небесах? Если вы утверждаете, что правы, то принесите мне писание (подтверждающее вас), что прежде этого (Корана), или хоть какой-нибудь след знания!" (Пески, 4)
Вот как толкует этот аят Табари: Великий Аллах говорит: "Эй, Мухаммад, скажи мушрикам: "Эй, мой народ, видите ли вы идолы и божества, которым поклоняетесь? Скажите мне, что они сотворили на земле? А ведь мой Господь сотворил все, что есть на земле. Покажите мне, из-за каких таких их творений вы взываете к ним, предъявите мне доказательства вашего взывания к ним. Лично мое доказательство того, что я единю Аллаха в поклонении и господстве это то, что Аллах сотворил все, что на земле без всяких сообщников. "Или у них есть общность (с Аллахом) в небесах?" "Эй, люди, или одним из ваших доказательств того, что вы взываете вашим "божествам" является их общность с Аллахом на семи небесах? "...Если вы утверждаете, что правы, то принесите мне писание (подтверждающее вас), что прежде этого (Корана), или хоть какой-нибудь след знания!" Принесите мне хоть какое-нибудь доказательство того, что у тех, кому вы поклоняетесь, есть общность с Аллахом на земле или на небесах. Принесите одно из прежних божественных Писаний или какой-нибудь след из знаний прежних. Если бы такое было бы доказано, то ваше им поклонение было бы естественным потому что тот кто творит, заслуживает того, чтобы ему служили и восхваляли. (Тафсир Табари)
"О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас и тех, кто был до вас, – быть может, вы устрашитесь. Он сделал для вас землю ложем, а небо – кровлей, низвел с неба воду и взрастил ею плоды для вашего пропитания. Зная все это (перечисленное из свойств Аллаха), не равняйте никого с Аллахом". (Корова, 21-22)
Ибн Касир в толковании этого аята говорит: "Смысл аята таков: "Аллах - Творец и Прокормитель, Хозяин и Владелец всей земли и Прокормитель всех, кто на ней. Поэтому он заслуживает, чтобы Ему поклонялись, не придавая Ему ничего в равные". (Тафсир Ибн Касира)
Багlави в толковании аята говорит: "О люди! Поклоняйтесь вашему Господу", - то есть едините Его (не придавайте сотоварищей). Ибн Аббас сказал: "В Коране везде, где бы ни говорилось о поклонении, - подразумевается единение (таухид)". "Зная все это (перечисленное из свойств Аллаха), не равняйте никого с Аллахом". Не поклоняйтесь другим, раз вы знаете, что он единственный создатель всего. (Тафсир Багlави)
Ибн Таймия сказал: "Единение в поклонении (таухид филь-улухийя) есть отличительное свойство между единобожниками и многобожниками. Наказание и награда в том мире и в этом мире определяются согласно наличию или отсутствию именно этого типа единения. Кто не придет к Аллаху с единением в поклонении есть мушрик, заслуживший вечный ад. Аллах не прощает, чтобы Ему придавали сотоварищей. То, что меньше этого прощает по Своему усмотрению. Что касается единения в господстве, то мушрики и так признают этот тип единения. Но, несмотря на это, поклонялись другим, любили других, так же как и Аллаха. То, что они признавали единение в господстве, было доказательством против них. В самом деле, раз только Аллах Господь и Хозяин всего сущего, раз нет творящего, кормителя кроме Него, ради чего они взывают другим, просят их удовлетворить свои нужды, поклоняются им. Ведь у этих других кроме Аллаха нет ничего, чтобы они сотворили. Им нечего дать мушрикам из пропитания, они не могут принести пользы им или отвратить что-нибудь из бед. Они такие же рабы, как и сами мушрики. Они не в силах принести пользу самим себе или отвратить вред от самих себя, они не могут оживить что-нибудь или умертвить что-нибудь". (Маджмуlуль-фатава, 14/380)
Ибн Къайим говорит: "Улухийя это к чему посланники призывали свои народы, то есть божественность (право на поклонение) Аллаха и поклонение Ему. Доказательством единения в поклонении против мушриков послужило то, что они признавали единение в господстве. Потому что единение в господстве требует вместе с собой единение в поклонении как естественное следствие". (Игlасатуль-Люхафан, 2/135)
Мухаммад бин абдуль-Ваххаб говорит следующее: "Поистине Господь бросает мушрикам в лицо упреки, используя тот факт, что они признают господство Аллаха. Потому что раз Аллах единственный Управитель всех дел и все что кроме Него ни на каплю не обладает ничем из власти, раз они это принимают, то, как так получается, что они возносят мольбы другим, взывают и прибегают к ним". (Китаб Расаиль аш-Шахсийя мин тарих ан-Наджд, 432)
Все эти высказывания показывают взаимосвязь единений в господстве и в поклонении. Поэтому Коран имеет возможность выдвинуть доказательство против мушриков и объявить недействительность их единения в господстве без соответствующего единения в поклонении. Общеизвестно, что признавать господство означает признавать наше рабство по отношению к Господу. Проследим на примере, как это проявляется. Одной из сфер господства является устанавливать законы, харам – халяль. А это делает необходимым наличие передатчиков (законов) – посланника и Книги. Таким образом, признание этой сферы господства содержит в себе признание посланников и Книг. Также это содержит в себе подчинение, а это уже в свою очередь есть поклонение. Подобным образом признавать все сферы господства неизбежно влечет за собой поклонение Аллаху, направление к Нему, единение Аллаха во всех видах поклонений. Поэтому все виды единобожия и условий веры содержатся в одном коротком, но емком выражении:
"Разве не Господь ваш Я?" (Преграды, 172)
В связи с этим приведем объяснения Мухаммада бин абдуль-Ваххаба: "Термины "Господство" (рубубийя) и "божественность" (улухийя) в речи иногда встречаются рядом, а иногда по отдельности. При совместном их использовании на первый план выходят их смысловые нюансы, в которых они различаются, как например, в следующем аяте: "Скажи: "Вверяю себя на покровительство Господу (рабб) людей, Царю людей, Божеству (илях) людей". (Люди, 1-3) Когда же они используются отдельно друг от друга то, смыслы их объединяются.Например, это имеет место в вопросе ангелов в могиле: "Кто твой Господь?". Спрашивая это, они спрашивают не только "Кого ты брал себе господом?", а также "Кто твой илях?" - то есть "Кому ты поклонялся?" Аналогичная ситуация и в следующих аятах: "Они были несправедливо изгнаны из своих жилищ только за то, что говорили: "Наш Господь – Аллах". (Хадж, 40) Скажи: "Стану ли я искать другого в качестве господа кроме Аллаха?" Ведь Он – Господь всего". (Скот, 164)
"Поистине, те, которые сказали: "Господь наш – Аллах", - а потом были стойки (на этом слове), на них нисходят ангелы. Не бойтесь, и не печальтесь, и радуйтесь раю, который вам обещан!" (Разъяснены, 30)
"В этих аятах господство подразумевает также и божественность (поклонение)". (Тариху Наджд, 259)
Это высказывание ученого, понявшего послание Корана. Коран ниспустился на этой основе. Да, " Разве не Господь ваш Я? ", означает также: "Разве не илях ваш Я? (Разве не только Мне вы должны поклоняться?)". Это ясно доказывает хадис переданный в двух "Сахихах" Бухари и Муслима.
Передают со слов Анаса, что посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: "Аллах спросит одного из оказавшихся в огне людей, человека, который подвергнется самому лёгкому наказанию: "Будь у тебя всё, что есть на земле, отдал бы ты это (за то, чтобы избавиться от мук)?" Тот воскликнет: "Да!" (Тогда Аллах скажет:) "Когда ты был ещё в чреслах Адама, Я требовал от тебя намного меньше этого, − не поклоняться никому наряду со Мной, но ты отказался (и настоял на своём) многобожии. (Бухари, книга смягчения сердца (китабур-рикак), 49; 51; книга посланников, 1; Муслим, лицемеры, 51 (2805)).
Ибн Хаджар аль-Аскалани относительно этого хадиса сказал: "Къадий 'Ияд сказал, что этот хадис указывает на аят: "И вот, Господь твой извлек из сынов Адама, из спин их... ". Это требование (в хадисе) и есть то слово, которое взялось с людей, когда они были в чреслах Адама. Кто на земле будет верным слову, будет верующим, неверный ему будет кафиром. В хадисе говорится следующее: "Я взял, когда ты был в чреслах Адама, слово; ты же нарушил его и сделал ширк". (Фатхуль-Бари, том 11, стр. 411)
Как видно из текста хадиса договор, взятый с человека, был не только относительно единения в господстве, а и в поклонении потому, что как мы знаем признание одного господства недостаточно. Тем более выражение приведено в общем смысле: "Я требовал от тебя намного меньше этого, − не поклоняться никому наряду со Мной, но ты отказался (и настоял на своём) многобожии". Этого выражения достаточно, чтобы рассеять сомнения сомневающихся. Прежде чем завершить наше толкование аята, объясним связь между этим аятом и аятом:
"Мы не подвергаем мучению, пока не пошлем предварительно посланника". (Перенес ночью, 15). Потому, что многие не могут понять и полагают, что между аятами есть противоречие.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |