АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методические рекомендации. Студентам рекомендуется начать рассмотрение этой темы с исследования дефиниции «культура», которая впервые появилась в латинском языке: термин употребляли в

Читайте также:
  1. I. ГИМНАСТИКА, ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
  2. I. Методические основы
  3. I. Методические основы оценки эффективности инвестиционных проектов
  4. I. Рекомендации.
  5. II. 4.4. Некоторые рекомендации по формулировке и решению задач ЦЛП
  6. II. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
  7. II. Методические указания для студентов по выполнению индивидуальных заданий
  8. II. Организационно-методические указания.
  9. II. Рекомендации по выполнению заданий
  10. III. Методические указания для студентов заочной формы обучения по выполнению контрольной работы
  11. III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарским занятиям
  12. III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарским занятиям

Студентам рекомендуется начать рассмотрение этой темы с исследования дефиниции «культура», которая впервые появилась в латинском языке: термин употребляли в трактатах и письмах поэты и ученые Древнего Рима. «Культура» обозначала понятие, связанное с возделыванием и обработкой земли. Но это была не только и не столько обработка, сколько почитание, и может быть даже поклонение. Позже римляне стали употреблять данное слово с каким-то объектом, например: культура поведения, культура речи. Древние эллины воспринимали слово «культура» как «воспитанность» и в этом видели свое отличие от «некультурных варваров».

Самостоятельным понятием культура выступила впервые в XVII веке в трудах немецкого юриста С. Пуфендорфа. Он употреблял его для обозначения результатов деятельности человека. Культура противопоставлялась природе. Она понималась как противостояние человека и его деятельности дикой природе. Понятие культуры возникло не случайно в это время: люди начали жить не в соответствии с ритмами, циклами или закономерностями природы, а в режиме городской жизни. Городской житель был отгорожен от природы, его жизнь носила во многом искусственный или рукотворный характер. Он был носителем культуры.

С каждым годом интерес к этому понятию все возрастает. Так, по подсчетам американских антропологов А. Кребера и К. Клакхона, с 1871 по 1919 годы было дано семь определений культуры, а с 1929 по 1950 годы их число возросло до 150. А. Моль в книге «Социодинамика культуры» (1968 г.) насчитывает уже 250 определений. В XIX и ХХ в. понятие культуры вошло в обиход социологов и психологов, публицистов, политиков и даже широких слоев населения. В конце XIX века сложилась характерная для западной культурологии традиция исследовать культурологию в комплексе антропологических дисциплин. Этот подход к культуре был заложен Э. Тейлором (1832–1917), который дал одно из первых определений термина: «Культура – комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества». В оригинале оно звучит так: «Culture is that complex whole which includes knowledge, belief, art, morals, law, custom, and any other capabilities and habits acquired by man as a member of society» («Primitive Culture», 1871).

В настоящее время существует порядка 500 дефиниций культуры, которым соответствуют зафиксированные подходы к определению сущности культуры. Делались попытки систематизировать этот многообразный методологический аппарат. Выделяют, например, следующие:

1. Описательные методы постижения культуры – они просто перечисляют, заведомо неполно, отдельные элементы и проявления культуры (например, обычаи, верования, виды деятельности).

2. Антропологические – исходят из того, что культура есть совокупность продуктов человеческой деятельности, мир вещей противостоящих природе.

3. Ценностные – трактуют природу как совокупность духовных и материальных ценностей.

4. Нормативные – исходят из того что содержание культуры составляют нормы и правила регламентирующие жизнь людей.

5. Адаптивные – трактуют культуру как свойственный людям способ удовлетворения потребностей, как особый вид деятельности, посредством которой они приспосабливаются к природным условиям.

6. Исторические – подчеркивают, что культура есть продукт истории общества и развиваются путем передачи приобретаемого человеком опыта от поколения к поколению.

7. Функциональные – характеризуют культуру через функции, которые она выполняет в обществе, и рассматривают прежде всего единство и взаимосвязанность этих функций в ней.

8. Семиотические – рассматривают культуру как систему знаков, используемых обществом.

9. Символические – акцентируют внимание на использовании символов в культуре.

10. Герменевтические – видят главный путь изучения культуры в множестве текстов, которые интерпретируются и осмысливаются людьми.

11. Идеационные – определяют культуру как духовную жизнь общества, как поток идей и других продуктов духовного творчества, которые накапливаются в социальной памяти.

12. Психологические – указывают на связь культуры с психологией поведения людей и видят в ней социально обусловленные особенности человеческой психики.

13. Дидактические – рассматривают культуру как то, чему человек научился, а не унаследовал генетически.

14. Социологические – предлагают изучать культуру как фактор организации общественной жизни, как совокупность идей, принципов, социальных институтов, обеспечивающих коллективную деятельность людей.

Вопросы для самопроверки

1. Когда впервые употребляется термин «культура»?

2. Как изменилось понятие культуры в XVII–XVIII вв.?

3. Кто ввел понятие культуры в научный обиход?

4. Какую роль играет этнография в оформлении понятия культуры?

5. Приведите определение культуры, данное Тейлором.

6. В чем причина такого многообразия определений культуры?

7. Какие группы определений культуры вы можете назвать?

8. Охарактеризуйте исторический подход к определению культуры.

9. Охарактеризуйте социологический подход к определению культуры.

10. Охарактеризуйте психологический подход к определению культуры.

Рекомендуемая литература

Гуревич П. С. Культурология: Учеб. пособие. М., 1996.

Ерасов Б. С. Цивилизация: слово, термин, смысл // Цивилизации и культуры. Вып. 2. М., 1995.

Зеленов Л.А., Дахин А.В., Ананьев Ю.В., Кутырев В.А. Культурология: Учеб. пособие. Нижний Новгород, 1993.

Каган М. С. Философия культуры. СПб., 1996.

Киселева М. С. Культурные коды и типы культур // Культурология. М., 1993.

Кочергин А. Н. Научное познание: формы, методы, подходы. М., 1991.

Кребер А., Келли В. Понятие культуры // Человек и социокультурная среда. М., 1992.

Культура как целостное явление. Проблемы и методологии изучения. Л., 1983.

Культура: теории и проблемы: учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей / Т.Ф. Кузнецова, В.М. Межуева, И.О. Шайтанов и др. М., 1995.

Культурология. Учебное пособие для вузов / Под ред. Г.В. Драча. Ростов н/Д., 1999.

Латышев В.В. Очерк греческих древностей. Богослужебные и сценические древности. СПб., 1997.

Левит С. Я. Культурология как интегративная область знаний // Культурология. XX век: антология. М., 1995.

Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1983.

Философия / Под. общ. ред. Ю.А. Харина. Минск, 2000.

Философский энциклопедический словарь. М., 1997.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)