|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Методические рекомендации. Предлагаемая тема представляется на сегодняшний день весьма актуальной для понимания типа культуры, связанного с самой молодой и активной мировой религиейПредлагаемая тема представляется на сегодняшний день весьма актуальной для понимания типа культуры, связанного с самой молодой и активной мировой религией. Рассматривая эту тему, на наш взгляд, необходимо выделить вопросы, касающиеся главной священной книги мусульман, основ правовой системы ислама, а также достижений в области науки, поэзии, архитектуры и книжной миниатюры. Что касается значения священной книги мусульман, следует обратить внимание на то, что Коран (в переводе с арабского «чтение вслух», «назидание») – это запись пророческих откровений, произнесенных Мухаммедом между 610 и 632 гг. Особенностью Корана является то, что в нем содержатся только откровения, ниспосланные Аллахом; в нем нет ни единого слова от Пророка. Собственных высказываний и изречений Пророка насчитывается несколько тысяч, и называются они хадисами. Систематические записи стали осуществляться по указанию Мухаммеда значительно позже первых откровений. Таким образом, Коран возник как устная речь, в изустной форме он существовал и при жизни Мухаммеда, и после его смерти. Таковой была вся словесность родового общества Аравии, и это составляло специфику его культуры. Содержание Корана хаотично и многопланово, что, естественно, затрудняет его восприятие. Будучи по преимуществу религиозно-философским и законодательным памятником, Коран является и уникальным историко-культурным памятником Аравии конца VI – первой четверти VII в. и в то же время литературным произведением, отмеченным выдающимися художественными достоинствами. Это – самый ранний памятник прозы на арабском языке. Воспринятый как слово Аллаха, Коран сыграл значительную роль в формировании единого литературного языка арабских народов и в его распространении в странах Азии и Африки. Коран содержит 114 сур разной величины. Суры расположены по формальному признаку: самые длинные были помещены в начале, кроме первой, короткие в конце. Этим и объясняется отсутствие логической связи между главами – сурами, а иногда и внутри глав. Самые ранние из сохранившихся списков Корана относятся к рубежу VII–VIII вв. Первоначально Коран был записан на мекканском диалекте арабского языка, и с тех пор, по убеждению ортодоксальных мусульман, только арабский текст Корана может и должен считаться священной книгой. Что касается мусульманского права, то оно возникло в период разложения родоплеменного строя и возникновения раннефеодального государства на западе Аравийского полуострова. Характерной чертой исламской правовой системы является то, что государство непосредственно не участвовало в формировании большинства его норм. Мусульманское право имеет четыре источника: Коран, Сунна (рассказы о бытии и поведении пророка как образец поведения для верующих), Иджма (единое соглашение мусульманского общества) и Кийас (умозаключения по аналогии). Религиозно-этической основой исламского правоведения является шариат – совокупность предписаний, которыми верующие должны руководствоваться во всех жизненных ситуациях, чтобы достичь нравственного совершенства. Шариат призван не только регулировать внешнее поведение верующего, но и определять мотивы его поступков. При изучении особенностей живописи нужно помнить, что в исламе существует запрет на изображение человека. В то же время высокого уровня развития достигли другие виды живописи, в частности книжная миниатюра. В архитектуре одним из наиболее запоминающихся памятников стал мавзолей Тадж-Махал в Индии, построенный султаном Шах-Джаханом для своей жены Мумтаз-Махал в 30–40-е гг. XVII в. (Архитектор, предположительно, Устад Иса). Мавзолей Тадж-Махал представляет собой 5-купольное квадратное сооружение из белого мрамора высотой 74 метра с 4 высокими минаретами (башнями) по углам. Учитывая сейсмичность региона, архитектор построил минареты, расположенные на расстоянии нескольких метров от основного здания, с заметным отклонением от вертикальной линии во внешнюю сторону. Стены мавзолея украшены инкрустированными самоцветами. Сады и фонтаны вокруг сооружения создают великолепный архитектурно-парковый ансамбль. Мусульманские церковные здания представляют собой мечети квадратной или прямоугольной формы с круглым куполом наверху, который венчает полумесяц и звезда. Один или несколько минаретов имеют функциональное значение: с их высоты слышен ежедневный призыв к молитве. Можно выделить еще один тип постройки – здание медресе (высшие теологические учебные заведения). Ярким примером может служить площадь Регистан в Самарканде (Узбекистан), образованная фасадами трех медресе. Внешние стены, образующие прямоугольник по периметру, и входные врата украшены многоцветной мозаикой и арабской вязью. Во внутренний двор выходят украшенные великолепной резьбой деревянные двери келий. Особый интерес представляет такое явление в мусульманском типе культуры, как суфизм. Термин «суфизм» происходит, скорее всего, от слова «суф» («шерсть»), таким образом, суфий – это человек, облаченный в шерстяное одеяние (власяницу), что означало вступление в число монахов. Суфизм (тасавуфф) – сложная система религиозных мистических представлений, постепенно развившаяся из аскетизма строго следовавших заветам веры первых поколений мусульман. «Суфи» – это человек, верящий в возможность непосредственного приобщения к Всевышнему (Высшему существу) и подчиняющий свою жизнь стремлению к этому приобщению. Жизнь, подчиненная какой-либо цели, часто ассоциируется с Дорогой, и суфи обычно именуют себя Людьми Пути, имея в виду Путь к Истине, являющейся одним из имен Всевышнего. Благодаря Мухаммеду и его последователям свет единобожия озарил обширные пространства Востока, и исламу было суждено стать мостом между христианским западным миром, впитавшим в себя эллинизм и иудаизм, и мирами Будды, Патанджали и Лао-Цзы, откуда было заимствовано понятие «Путь» и некоторые сопутствующие этому понятию взгляды, а также медитация, используемая суфи. Суфи подвергались преследованиям и жестоким наказаниям вплоть до смерти, но возрастающий интерес к запретному и преследуемому учению вынудил официальный ислам признать суфийское учение одним из его ветвей и легализовать, хотя напряженные отношения сохранились и по сей день. Ал-Халладж, живший и творивший в Багдаде в IX–X вв., разделил суфизм на два направления: умеренное, сторонники которого были более склонны к аскетической практике, чем к мистике, и крайнее, ориентированное на мистическое переживание и экстаз и выработавшее собственные этику ипсихологию. В работах суфийских мистиков различаются четыре формы познания, символами которых являются четыре жидкости: вода (восприятие мира пятью органами чувств и разумом), молоко (интуитивное познание), мед (эмпирический опыт) и вино (переживание высшей реальности, недоступной ни для органов чувств, ни для интуиции). В последней форме познания речь идет о вине божественной мудрости. Именно его воспевал замечательный поэт, математик, астроном и врач Омар Хайям (1048–1122). Творчество этого известного поэта может быть отдельной темой коллоквиума по желанию студентов. Внимания заслуживают и произведения других поэтов: Ибн Араби, Манайи, Саади, Аттара, Руми, Хафиза, Джами, Ансари. Что касается развития науки, то известно, что средневековый мусульманский мир внес большой вклад в развитие математики, философии, астрономии, медицины. Обсуждение этого вопроса на коллоквиуме рекомендуется начать с беседы о деятельности величайшего ученого древности Абуали ибн Сина (Авиценна) (980–1037). Его известное сочинение «Канон врачебной науки», обобщившее взгляды и опыт греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей, прочно вошло в сокровищницу мировой медицины. Период жизни этого ученого представляет собой восточное или ирано-среднеазиатское Возрождение. Авиценна, в ранней юности овладев основами мусульманского права и математики, приступил к изучению философии и медицины. Самыми известными его философскими сочинениями считаются «Книга спасения», «Книга знания», «Восточная философия». Социально-этические идеи Авиценны и созданные им энциклопедические труды оказали влияние на различные философские школы Востока (восточно-перипатетическая философия) и Запада. Большой интерес представляют также сочинения философов Ибн Рушда (Аверроэс), ал-Фараби, ал-Кинди. Вопросы для самопроверки 1. Из каких частей состоит Коран? 2. На каком языке впервые был записан текст Корана? 3. Какие Вы знаете источники мусульманского права? 4. Каково происхождение термина «суфи»? 5. Какие четыре формы познания выделяли суфийские мистики? 6. Каковы особенности развития мусульманской живописи? 7. В развитие каких наук внес свой вклад Авиценна? 8. Какие типы архитектурных построек характерны для мусульманской архитектуры? 9. Какую роль в жизни мусульманского общества играет шариат? 10. В чем заключается функциональное значение минаретов? Рекомендуемая литература Бартольд В. В. Ислам и культура мусульманства. М., 1992. Брагинский И. С. Ибн-Сина – мыслитель и поэт. М., 1980. Васильев Л. С. История религий Востока. Ростов н/Д, 1998. Гнедич П. П. Всемирная история искусств. М., 1996. Грязневич П. А., Прозоров С. М. Ислам: религия, общество, государство. М., 1986. Ислам в истории народов Востока. М., 1981. Массэ А. Ислам. Очерки истории. М., 1982. Тэнасе А. Культура и религия. М., 1975. Еремеев Д. Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. М., 1988. Ибн-Сина (Авиценна). Избранные философские произведения. М., 1980. Ионина Н. А. 100 великих чудес света. М., 1998. Ионова А. И. Ислам: проблемы идеологии и права. М., 1985. Токарев С. Н. Религия в истории народов мира. М., 1986. История политических и правовых учений: Учеб. для вузов / Под ред. В.С. Нерсесянца. М., 2001. Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики / Под ред. О.Э. Лейста. М.,1997. Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991. Климович Л. И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. М., 1988. Коран / Пер. и ком. И.Ю. Крачковского. М., 1990. Максуд Р. Ислам. М., 1998. Монтгомери У. У. Влияние ислама на средневековую Европу. М., 1976. Мудрость веков. Древняя таджикская медицина о сохранении здоровья. Душанбе, 1984. Панова В. Ф., Вахтин Ю. Б. Пророк Мухаммад. Ростов н/Д, 1997. Пиотровский М. Б. Коранические сказания. М., 1991. Сагадеев А. В. Ибн-Рушд (Аверроэс). М., 1973. Сагадеев А. В. Список и хронология трудов Ибн-Сины по анонимному дополнению к биографии мыслителя, составленной Абу-Убайдом аль-Джузджани. М., 1980. Суфии: Собрание притч и афоризмов. М., 2001. Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая система. М., 1997. Энциклопедия для детей. М.: Религии мира, 1996. Т. 6, Ч. 2. Яковлев Г. Е. Искусство и мировые религии: Учеб. пособие. М., 1990. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.01 сек.) |