АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методические рекомендации. При рассмотрении этой темы возможны варианты изучения нескольких или одной из древневосточных цивилизаций по усмотрению преподавателя

Читайте также:
  1. I. ГИМНАСТИКА, ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
  2. I. Методические основы
  3. I. Методические основы оценки эффективности инвестиционных проектов
  4. I. Рекомендации.
  5. II. 4.4. Некоторые рекомендации по формулировке и решению задач ЦЛП
  6. II. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
  7. II. Методические указания для студентов по выполнению индивидуальных заданий
  8. II. Организационно-методические указания.
  9. II. Рекомендации по выполнению заданий
  10. III. Методические указания для студентов заочной формы обучения по выполнению контрольной работы
  11. III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарским занятиям
  12. III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарским занятиям

При рассмотрении этой темы возможны варианты изучения нескольких или одной из древневосточных цивилизаций по усмотрению преподавателя. Но, прежде всего, студентам необходимо четко выделить несколько особенностей, характерных для развития большинства древневосточных цивилизаций. Среди таких особенностей можно выделить следующие:

1) почти все древневосточные цивилизации были «речными»;

2) отсутствовала частная собственность на землю, так как поддержание ирригационной системы было подвластно только государству;

3) сложилась восточная деспотия как особая форма правления с обожествленным монархом во главе;

4) жесткая иерархическая социальная структура общества;

5) этническая однородность;

6) стабильность и консерватизм, обусловленные большой ролью традиций и обычаев в обществе.

Временем возникновения древнейших речных цивилизаций большинство ученых считают рубеж IV–III тысячелетий до н. э. Их становлению предшествовал переходный период, который датируется VII–IV тысячелетиями. В это время в результате развития земледелия, скотоводства, ремесла возникли первые оседлые поселения в долинах рек, где природные условия были более благоприятными. Новые виды хозяйства, более совершенные орудия труда и формы социальной ориентации позволили человеку создать наиболее устойчивый тип сельскохозяйственного производства – ирригационное земледелие в долинах великих рек – Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Ганга, Янцзы, Хуанхэ.

В конце IV тысячелетия до н. э. в долине Нила возникло государство Египет, просуществовавшее три тысячелетия. Его история делится на три основных периода: Древнее царство, Среднее царство, Новое царство.

Культура Древнего Египта сложилась в условиях рабовладельческой деспотии и безграничной власти фараонов. Культурные достижения египтян вызывают удивление и восхищение потомков. Они значительны. В то же время сам социокуль­турный процесс характеризуется определенной застойностью. Она была обусловлена чрезвычайно медленным развитием производительных сил, застылостью социально-экономических отношений и господством религиозной идеологии, способство­вавшей сохранению консервации старых традиций, взглядов и приемов в художественной культуре, науке, в хозяйственной деятельности, быту. Древние египтяне создали непревзойденные шедевры скульптуры и живописи. Представления о загробной жизни, согласно которым душа умершего должна была иметь вме­стилище для существования, способствовали развитию жанра скульптурного изображения. Это относится и к живописи. Стены гробниц и храмов, саркофаги и стелы покрывались живописными и рельефными изображениями. Основными чертами древнеегипетского искусства были величественность, монументальность форм, скупость, строгость, четкость, фронтальная развернутость объекта и при этом глубокая религи­озность и традиционная застылость форм. Попытка ломки художественных традиций и канонов была предпринята фараоном-реформатором Эхнатоном (ХV–XIV вв. до н. э.). До наших дней дошли выдающиеся по изяществу и экспрессии скульптурные портреты Нефертити, Эхнатона, их дочерей, фрески дворца в Амарне.

Крупнейшим культурным достижением древнеегипетской цивилизации стало создание письменности. В IV тысячелетии до н. э. возникло рисунчатое письмо (идеограммы), а в начале III тысячелетия до н. э. был создан алфавит из 24 согласных букв (гласные звуки в египетском письме не передавались). Однако в письме продолжали сосуществовать три вида иероглифических знаков: идеограммы (рисунчатое письмо), фоно­граммы (рисунки, обозначающие звуки) и буквы. Поэтому единого универсального алфавита не существовало.

На территории Месопотамии одна цивилизация сменяла другую: города Шумера были покорены племенами Аккада. Одна за другой сменялись империи: Вавилонская, Ассирийская, Персидская. Дошедшие до нас памятники материальной и духовной культуры Месопотамии свидетельствуют о столь же высоком уровне ее развития, как и древнеегипетской. Древнейшая культура Двуречья – шумеро-аккадская. Именно она лежит в основе всей последующей вавилонской культуры. Величественные ступенчатые храмы (зиккураты) сопер­ничают с пирамидами Египта. О достижениях светской архитектуры свидетельствуют дворцы Вавилона и Ассирии. Древним зодчим Двуречья принадлежит первенство в изобретении полукруглой арки, которую потом унаследовал весь мир. Высокого уровня достигли земледелие и скотоводство. Здесь впервые были выведены культурные злаки и растения: пшеница, просо, лен, виноград, бахчевые, одомашнены мно­гие виды животных: коза, овца, бык, осел, лошадь, верблюд. Тысячелетиями вырабатывались земледельческие навыки, изобретались новые орудия труда, в том числе тяжелый плуг, получивший позднее применение во многих странах Азии и Европы. В городских центрах высокого уровня достигло раз­витие ремесел. В Двуречье, где камень был редкостью, основным материалом служила глина. Из нее возводились здания, оборонительные сооружения, создавались предметы обихода. Она же являлась материалом для древнейших в мире памят­ников письменности – клинописных табличек. Шумерская клинопись – одна из древнейших систем письменности на Земле. Она была унаследована всеми последующими цивили­зациями Месопотамии.

Если рассматривать материальную и духовную культуру Древней Индии, то необходимо обратить внимание на возникновение буддизма как одной из мировых религий, а также на основные черты в архитектуре и изобразительном искусстве Древней Индии. Культура этой цивилизации хронологически ограничивается серединой IV тысячелетия до н. э. и VI веком н. э. Следует выделить особую роль письменных источников («Ригведа», «Упанишады») в реконструкции этой древней культуры.

При изучении религиозно-философских учений Древнего Китая (рубеж III-II тыс. до н. э. – II в. н. э.) целесообразно рассмотреть возникновение и сущность даосизма (VI-V вв. до н. э.) и конфуцианства(VI-V вв. до н. э.). На основе анализа этих учений можно уверенно говорить о некоторой замкнутости и своеобразии духовной жизни Китая.

Духовную и материальную культуру Древнего Ирана наиболее наглядно можно продемонстрировать, опираясь на историю династии Ахеменидов (6-4 вв. до н. э.). Сохранившиеся памятники духовной и материальной культуры этого периода позволяют проследить за процессом взаимопроникновения и взаимовлияния восточного и западного типа культуры друг на друга. Особое внимание студентам следует уделить основам зороастризма и формированию греко-персидского стиля в искусстве. Основными чертами религиозной системы зороастризма являются, с одной стороны, монотеистическая тенденция – поклонение единому богу Ахура-Мазде, с другой стороны – дуализм, состоящий в противопоставлении двух вечных абстрактных начал Добра и Зла. Важнейшим историческим источником по древнейшей истории этой части Востока является священная книга зороастрийцев «Авеста».

Формирование греко-персидского стиля в культуре Ахемнидского Ирана студентам следует изучить на материалах глиптики (искусстве резьбы по камню) и на примерах архитектурных построек. Взаимовлияние восточного и западного типа культуры (волны «эллинизации» и «иранизации», двигавшиеся навстречу друг другу) проявилось в заимствовании мотивов и стилей в разных видах изобразительного искусства.

Вопросы для самопроверки

1. Назовите особенности, характерные для цивилизаций Древнего Востока.

2. Какую из религий Древнего Востока можно назвать дуалистической?

3. Что собой представляет конфуцианство?

4. Назовите достижения народов, населявших Древнюю Месопотамию.

Рекомендуемая литература

Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия. М., 1980.

Буддизм. Словарь. М., 1992.

Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1989.

Виноградова Н.А., Каптерева П., Стародуб Т.Х. Традиционное искусство Востока. Терминологический словарь. М., 1997.

Всеобщая история искусств: В 6 т. М., 1960–1966.

Древние цивилизации. М., 1989.

Ерасов Б. С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. М., 1990.

Заблоцка В. История Ближнего Востока в древности. И., 1989.

История и культура Китая. М., 1976.

Клочков И.С. Духовная культура Вавилонии. М., 1983.

Клочков И.С. Культура Древнего Египта. М., 1976.

Конфуцианство в Китае. Проблемы теории и практики. М., 1982.

Кулаков А. Е. Религии мира. М., 1996.

Культура народов Востока. Старовавилонская культура. М., 1988.

Матье М. Э. Искусство Древнего Египта. М., 1970.

Мелларт Д Мифы народов мира. М., 1996.

Мелларт Д. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. М., 1982.

Никулина М. Н. Искусство Ионии и Ахеменидского Ирана. М., 1984.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)