|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 2. Культура России Нового времени (ХVIII век)Особенности культурно-исторического развития России в ХVШ в.: созревание капиталистического уклада в экономике, формирование русской нации. Характерные черты культуры нового времени: светский характер, рационализм, личностное начало, утверждение национального самосознания. Демократизация культуры: расширение круга потребителей культурных ценностей и изменение системы их передачи (светская школа, гражданская азбука, газета). Реформы Петра I и русская культура: западное влияние и национальные традиции. Изменение роли государства и церкви в жизни общества. Западническая и почвенническая традиции в русской культуре. Мировое значение русской культуры ХVIII в. Логика петровских реформ в культурной сфере: укрепление государства и усиление абсолютизма. Идеологическое обоснование абсолютизма: концепция Ф. Прокоповича. Патернализм – важнейший элемент русского культурного архетипа. Просвещение и "изменение всей знаковой системы древней Руси" (Д.С. Лихачев). Народное образование в ХVIII в. и идеи рационализма. Создание системы социокультурных учреждений: первая библиотека, первый музей. Академия наук. Российское Просвещение ХVIII в. и общественные проблемы. Абсолютизм и крестьянский вопрос. Идея «общего блага» и просвещение народа. Идея воспитания совершенного человека – одна из центральных идей российского Просвещения. Практическая попытка «выведения новой породы людей». Создание системы воспитательных и образовательных учреждений. Российская наука ХVIII в. и европейский рационализм. М.В. Ломоносов как организатор, теоретик и практик отечественной науки. Открытие Московского университета и деятельность Российской Академии наук. Проблема национального самосознания и формирование национальной культуры. Идея патриотизма в русской культуре. Разработка общенационального литературного языка М.В. Ломоносовым, Н.М. Карамзиным, В.К. Тредиаковским. «История Государства Российского» Н.М. Карамзина как выражение роста самосознания. Первые попытки изучения и освоения народной культуры, фольклора, декоративно-прикладного искусства, традиций народной жизни. Художественная культура в ХVIII в., ее новое место в духовной жизни: активная поддержка государства светской культуры и новая концепция человеческой личности. Эволюция художественных стилей в русском искусстве ХVIII в.: от барокко к классицизму и сентиментализму. Появление новых жанров в художественной литературе (светская повесть, стихи, историческая драма), новый литературный герой. Связь жанра с идейным содержанием произведения. Теория трех штилей. Петербург как культурно-исторический центр России. «Петербургский период» российской культуры. Идея "регулярного города". Архитектурные ансамбли города. Творчество Ф. Б. Растрелли. Русский архитектурный классицизм. Живопись ХVIII в. Портрет – ведущий жанр русской живописи. Работы А.М. Матвеева, И.Н. Никитина, Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского. Жанровое разнообразие: появление пейзажа, исторического, бытового жанра. Изменение главного вектора русской культуры ХVIII в.: от практицизма, целесообразности петровской эпохи к идейно-нравственным исканиям и проблемам в конце века. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.) |