|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Методические рекомендации. Есть немало идей и теорий, без которых просто немыслимо представить себе современную культурологиюЕсть немало идей и теорий, без которых просто немыслимо представить себе современную культурологию. Однако существует не так много выдающихся концепций, которые наложили неизгладимую печать на всю проблематику культурологии и определили развитие культурологической мысли. Этот раздел пособия призван дать основные представления о существовавших подходах к анализу культурного развития в целом. Уже в античном обществе культура как совокупность навыков и умений, а также результатов деятельности человека была выделена в качестве предмета осмысления. Согласно культурологическому мифу древнегреческого философа Протагора, возникновением материальной культуры, а также упорядоченным развитием общественной жизни люди обязаны богам. По мнению других мыслителей, среди которых находился и Демокрит, творец культуры – человек. Он создает культуру, подчиняясь своим потребностям и подражая природе. Древнегреческие мыслители различали природное и нравственное как два противостоящих друг другу начала и подчеркивали превосходство греков над дикими и невоспитанными варварами. Свой вклад в понимание культуры внесли и древнеримские мыслители. Так, Цицерон учил: «Как плодородное поле без возделывания не даст урожая, так и душа. Возделывание души – это и есть философия: она выпалывает в душе пороки, приготовляет души к приятию посева и вверяет ей – сеет, так сказать, – только те семена, которые, вызрев, приносят обильнейший урожай». В своих сочинениях римский оратор учил культивировать душу и разум, чтобы не скатиться к варварству. Только Рим с его гражданами и государством, полагал Цицерон, может быть образцом культуры. Республиканское устройство не исключает различия интересов общества и индивида и одновременно позволяет их примирить. Ради высшей цели, процветания республики граждане и общество должны идти на самоограничение. Человек, забывший об интересах общества, и правитель, забывший об интересах граждан, – не римляне, а варвары. Противоположностью варварства является культура, и потому самое главное в Римской республике то, что она – государство культуры. В эпоху Средневековья происходит радикальное переосмысление основополагающих принципов, лежащих в основе культуры. Главной ценностью становится Бог. Все важнейшие разделы средневековой культуры выражали этот фундаментальный принцип, реализованный в символе веры. «Верую в единого Бога, Отца вседержителя, творца неба и земли, видимым же всем и невидимым; и во единого Господа Иисуса Христа, сына Божия единородного...Исповедую единокрещение во оставление грехов, чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь». Однако по-настоящему глубокий анализ явления культуры начинается только в Новое и Новейшее время. В мае 1918 г. на прилавках книжных магазинов Германии и Австрии появился первый том издания под броским заглавием: «Закат Запада». Автором книги был малоизвестный учитель гимназии из Гамбурга Освальд Шпенглер. В России книга появилась через пять лет под названием «Закат Европы». В противовес общераспространенным доселе в Европе представлениям о линейности, однонаправленности всемирной истории Шпенглер утверждал, что никакой «всемирной» истории нет и быть не может. Есть множество историй – в соответствии с количеством культур, совершенно независимых друг от друга. Каждая культура – индивидуум, и все они совершенно равноценны, поскольку нет и не может быть общей для них всех точки отсчета, с которой бы оценивалось их сравнительное достоинство. В связи с этим неожиданным тогда выводом Шпенглер дал и новое определение культуры как символически выраженной смысловой целостности, в которой естественно реализует себя душа этой культуры. Исходя из различий души культуры, Шпенглер выделил девять культурных типов: египетская, вавилонская, индийская, китайская, культура майя, античная («аполлоновская»), арабская («магическая»), и западноевропейская – «фаустовская», в которой мы все и живем. Наша культура возникла в Х в., и как раз сейчас вступает в свою завершающую стадию, чтобы уступить место следующей, девятой, только рождающейся, – русско-сибирской. Каждая культура мыслится Шпенглером по типу целостного организма – совершенно по аналогии с биологическим. Каждая культура проходит стадии зарождения-детства, становления-юности, расцвета-зрелости, упадка-старости и, наконец, совершенно неизбежной гибели. На все отводится каждой примерно около тысячи лет. Последнюю, предсмертную стадию каждой культуры Шпенглер именует «цивилизацией». На этой стадии культура перестает быть способной к творческому развитию и порождению новых форм, использует только наработанный материал, пока, окончательно исчерпав свои силы, не угаснет совсем. Начинается переход от «души» к «интеллекту», от становления к окостенению. Симптомы цивилизации: господство и переизбыток техники, вытеснение искусств ремеслами и инженерией, творчества – рациональным конструированием, органичного – искусственным, подчинение природы, урбанизм, войны. Таким образом, О. Шпенглер впервые поставил проблему соотношения культуры и цивилизации, указал на нелинейный характер исторического развития, предоставил возможность анализировать культуры через ценностные составляющие. Беседа о концепциях культуры без учета теории «Вызова и Ответа» Арнольда Тойнби была бы неполной. Тойнби (1889–1975) был по специальности историком, и его труды посвящены развитию мировой культуры. В своей работе «Постижение истории» Тойнби соглашается со Шпенглером, признавая существование многих различных культур, но в отличие от последнего не рассматривает каждую культуру как обособленный и замкнутый в себе организм. Напротив, каждая локальная культура выступает у него как одна из множества ступеней на пути реализации человеком своего божественного предназначения. Отчего же зависит такая множественность ступеней развития культуры? Развитие культуры осуществляется как серия Ответов, даваемых творческим человеческим духом на те Вызовы, которые бросает ему природа, общество и внутренняя бесконечность самого человека. При этом всегда возможны различные варианты развития, ибо возможны разные ответы на один и тот же Вызов. Тойнби изображает это непроходящее развитие и противоборство очень образно, в виде постоянной борьбы Бога и Дьявола, в эпицентре же борьбы находится человек. Существенный вклад в осмысление проблемы соотношения культуры и цивилизации внес русский философ Н.Я. Данилевский (1822–1885). В частности, он сформулировал принципиально новую культурологическую концепцию, которая знаменовала разрыв с предшествовавшей традицией. Данилевский считал, что в мире одновременно существует множество разнородных культур, или культурно-исторических типов, т.е. особых культур, которые раскрывают свои возможности в конкретные исторические периоды. Действительными носителями исторической жизни, по Н. Я. Данилевскому, являются «естественные группы», т.е. всякое племя или семейство народов, характеризующееся отдельным языком или группой языков и составляющее самобытный культурно-исторический тип, если оно уже вышло из младенчества и по своим духовным задаткам способно к историческому развитию. Он выдвинул идею о существовании множества цивилизаций, являвшихся выражением бесконечно богатого творческого гения человечества. Каждая из них возникает, развивает свои собственные формы жизни (язык, способы общения, труда, формы быта и т.д.), свои моральные и духовные ценности, а затем погибает вместе с ними. Всего философ насчитывал десять цивилизаций: египетская, индийская, иранская, еврейская, греческая, римская, новосемитская (аравийская), ульту-германская (европейская). Русский философ отмечал, что начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип сам вырабатывает ее для себя, при большем или меньшем влиянии чуждых ему предшествовавших или современных цивилизаций. Интересно, как Н. Я. Данилевский сформулировал основные закономерности (законы) возникновения, роста и заката цивилизаций. 1. Любое племя или народ, говорящие на одном языке или принадлежащие к одной языковой группе, представляют собой культурно-исторический тип, если они духовно способны к историческому развитию и прошли стадию детства. 2. Для подлинного рождения и развития культуры народ должен достичь политической независимости. 3. Основные принципы бытия каждой цивилизации закрыты, т.е. недоступны другим народам. Так, многочисленные попытки распространить греческую цивилизацию среди неарийских или восточных народов потерпели крах… Англичане понесли аналогичное поражение, пытаясь перенести европейскую цивилизацию в Индию. 4. Цивилизация данного культурно-исторического типа достигает своего полного расцвета, только если ее «этнографический материал» разнообразен и она обладает политической независимостью. 5. Существование культурно-исторических типов напоминает жизнь многолетних растений, период роста которых длится бесконечно, а период цветения и плодоношения относительно короток и вконец истощает их силы. Первая стадия – возникновение великой культуры – может длиться очень долго. Она заканчивается тогда, когда культура переходит от этнографической формы существования к государственной. На этой, второй, стадии оформляется культурная и политическая независимость. Третья стадия – расцвет – представляет собой полное развитие творческого потенциала и реализацию идей справедливости, свободы, мудрости, социального и индивидуального благополучия. Эта стадия завершается с полным исчерпанием творческих сил цивилизации. Тогда нация окаменевает, становится нетворческой и распыляется, раздираемая внутренними противоречиями. Первая и вторая стадии могут длиться очень долго, последняя же – расцвет – обычно коротка и длится в среднем 400–600 лет. Стадия упадка наступает несколько раньше, чем это можно наблюдать. Так, упадок европейской цивилизации начался, по мысли Н. Я. Данилевского, уже в XVIII в., однако (продолжим мысль философа) явные его признаки проявились лишь в XX в., в зените ее расцвета. Как считал Н.Я. Данилевский, большинство цивилизаций являются созидательными не во всех, а только в одной или нескольких областях деятельности. Так, греческая цивилизация достигла непревзойденных высот в эстетической области, семитская – в религиозной, римская – в области права и политической организации. Прогресс человечества состоит, по Н. Я. Данилевскому, не в том, чтобы идти в одном направлении, а в том, чтобы все поле, составляющее поприще исторической деятельности, исходить в разных направлениях. Обоснование понятия культурно-исторического типа имело огромное значение для культурологии. Несомненно, на Земле существует множество культур, и они развиваются неодинаково. После работы Н. Я. Данилевского наши представления о культурном процессе стали глубже и богаче. Действительно, влияние одной культуры на другую не является всепроникающим. Еще одна оригинальная культурологическая концепция была разработана Питиримом Александровичем Сорокиным (1889–1968) в четырехтомном труде «Социокультурная динамика» (1937–1941). Сорокин рассматривает историческую действительность как целостное единство различных культурных систем. Подчеркивая своеобразие каждой культуры, философ вместе с тем акцентирует внимание не только на общих чертах в их исторической судьбе, но фиксирует единые и неизменные тенденции, идеи, проблемы, составляющие то, что определяет содержание каждой культуры и выражает ее главную ценность, которая, в свою очередь, является «основой и фундаментом всякой культуры». Все имевшие место в истории человечества культурные системы философ делит на три основных типа, которые, по его мнению, и образуют три суперсистемы: две противоположные друг другу – идеациональную и чувственную (или сенситивную) и третью – смешанную, промежуточную между ними – идеалистическую. В основу различия двух противоположных суперсистем культуры Сорокин полагает главный критерий: представления о природе реальности. Идеациональная суперсистема имеет сверхчувственную природу, божественное начало. Чувственная – реальна, адекватна восприятию наших органов чувств. Идеациональная культура по своей сути религиозна. Она основана «на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога как единственной реальности и ценности». Ее черты отчетливо проявляются в культуре Брахманской Индии, Древнего Китая (VIII–VI вв. до н. э.), Древней Греции (IX–VI вв. до н. э.) и в западноевропейском Средневековье V–XII вв. Идеациональное искусство нацелено на религиозную тематику, где доминирующим сюжетом является сверхчувственное царство Бога, героями – сам Бог, ангелы, святые и грешники, тайны мироздания, искупления, распятия, спасения и другие трансцендентные события. Художественный образ идеационального искусства воплощается в архитектуре церковных зданий, которые выполнены в романском стиле, и в ранней готике; в богослужебных музыкальных песнопениях, хоралах, мессах, реквиемах; в религиозных литературных молитвах, гимнах, проповедях, житиях святых. Высшей идеациональной истиной у Сорокина является «истина веры». «Она непогрешима и дает адекватное знание о подлинно реальных ценностях». Чувственная (или сенситивная) культура является антиподом идеациональной. По мнению Сорокина, она существовала во времена палеолита, в Древней Ассирии, в античной Греции и Риме. Начиная с XV в., этот тип культуры становится доминирующим в Западной Европе, включая и XX столетие. Сенситивное искусство живет и развивается в мире чувств. Его темами и персонажами являются реальные события и представители различных социальных групп. Серьезные проблемы, по мысли философа, существуют и в функционировании истины. Целостное мировоззрение в чувственной суперсистеме культуры подменяется мешаниной «из кое-как склеенных друг с другом фрагментов науки». Если период становления чувственной культуры сопровождался гармонизацией правовых отношений, укреплением нравственных основ общества, то в период упадка западной культуры наблюдается крах всего образа жизни и поведения людей. Мораль и право девальвируются и перестают выполнять свои объединительные функции внутри общества. Третьей суперсистемой, по мысли Сорокина, является идеалистическая культура. Она связывает сверхчувственный и сверхрациональный аспекты, выступая как промежуточная и переходная между вышеназванными суперсистемами. Ее расцвет приходится на золотой век античной культуры (V–IV вв. до н. э.) и раннее европейское Возрождение (XII–XIV вв.). Для главных составляющих идеалистической культуры – искусства, истины, морали, права – действует исходный принцип: реальная действительность многообразна, в ней задействованы чувственная и сверхчувственные стороны, сочетаются идеациональные и сенситивные ценности. С помощью оригинальных методик, с привлечением специалистов из разных областей науки, опираясь на обширный фактический и статистический материал, П. А. Сорокин пришел к выводу, что в истории развития человечества наблюдается циклическая смена суперсистем культуры в последовательности: идеациональная, идеалистическая, чувственная. Вопросы для самопроверки 1. Какую роль в развитии культурологии сыграли культурологические теории? 2. Какой вклад в понимание культуры внесли античные мыслители? 3. Как видоизменяется понимание культуры в средние века? 4. Как и когда совершился переход к современным культурологическим концепциям? 5. Охарактеризуйте основные идеи О. Шпенглера. 6. Охарактеризуйте основные идеи А. Тойнби. 7. Охарактеризуйте основные идеи Н. Данилевского. 8. Охарактеризуйте основные идеи П. Сорокина. 9. Что общего вы можете отметить в теориях вышеназванных авторов? 10. В чем различие понятий «цивилизация» и «культура»? Рекомендуемая литература Данилевский Н. Россия и Европа. М., 1991. Культурология ХХ век: Антология. М., 1995. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973. Проблемы философии культуры / Под ред. Келле Р.Ж. М., 1984. Руссо Ж. -Ж. Самосознание европейской культуры XX в. // Переводы. М., 1991. Самосознание европейской культуры ХХ века М., 1991. Сноу И. Две культуры. М., 1973. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М., 1989. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991. Шпенглер О. Закат Европы / Культурология XX в: Антология. М., 1994. Т. 2. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |