АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методические рекомендации. Рассмотрение этой темы следует начать с понятия«Возрождение»(франц

Читайте также:
  1. I. ГИМНАСТИКА, ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
  2. I. Методические основы
  3. I. Методические основы оценки эффективности инвестиционных проектов
  4. I. Рекомендации.
  5. II. 4.4. Некоторые рекомендации по формулировке и решению задач ЦЛП
  6. II. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
  7. II. Методические указания для студентов по выполнению индивидуальных заданий
  8. II. Организационно-методические указания.
  9. II. Рекомендации по выполнению заданий
  10. III. Методические указания для студентов заочной формы обучения по выполнению контрольной работы
  11. III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарским занятиям
  12. III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарским занятиям

Рассмотрение этой темы следует начать с понятия « Возрождение » (франц. Ренессанс), обозначающего явление культурного развития ряда стран Центральной и Западной Европы, вызванное процессами постепенного перехода от феодальных отношений к капиталистическим.

Хронологически эпоха Возрождения охватывает период ХIV-хVI вв. Однако до конца ХV столетия Ренессанс оставался чисто итальянским явлением, что было обусловлено более высоким уровнем экономического и культурного развития Италии в ХIII-хV в. по сравнению с другими европейскими странами.

Эпоха Возрождения – это время больших экономических и социальных преобразований в жизни многих государств Европы, эпоха радикальных изменений в идеологии и культуре, эпоха гуманизма и просвещения. В это время большого расцвета достигают наука, литература, искусство. Развитие техники, великие географические открытия, перемещение торговых путей, появление новых торговых и промышленных центров, включение в сферу производства новых источников сырья и новых рынков существенно расширяли и изменяли представления человека об окружающем мире и о самом человеке, его месте и роли в природе и обществе. Идеалом личности становится человек, хорошо развитый физически и умственно, обладающий сильной волей, предприимчивостью, занимающий активную позицию, способный изменять и совершенствовать мир. Это было время, нуждавшееся в титанах мысли, духа, учености. И эпоха Возрождения породила таких титанов. Она дала человечеству выдающихся ученых, мыслителей, изобретателей, путешественников, художников, поэтов, деятельность которых внесла колоссальный вклад в развитие общечеловеческой культуры. Можно назвать лишь несколько имен титанов Возрождения: живописца, ученого Леонардо да Винчи (1452–1519); живописца, скульптора, архитектора Микеланджело Буонарроти (1475–1564); живописца Рафаэля Санти (1483–1520); живописца Тициана Вечеллио (1477–1576).

Ренессанс принес глубокие перемены во все области жизни общества. За исходное начало было взято высокое античное наследие. В то же время Возрождение не было лишь простым повторением античности в культуре новой эпохи. Европейское общество в своем развитии ушло далеко вперед. Культура Возрождения стала сплавом античных традиций и форм с традициями Средневековья, христианства, с новыми веяниями и представлениями.

Идеологическое движение эпохи Возрождения имело два направления: религиозное и светское. Первое нашло свое выражение в Реформации – движении, принявшем форму борьбы против католической церкви (в рамках религиозного учения) и имевшем в своей основе антифеодальную направленность. Светское направление проявилось в формировании нового мировоззрения, новой культуры, ставших основным идейным содержанием этой эпохи, получившего название «гуманизм». В центре мировоззрения представителей новой культуры стал человек.

Основной чертой мировоззрения эпохи Возрождения являлся индивидуализм. Новые общественные отношения буржуазного общества с его конкуренцией и предпринимательством требовали от человека проявления всех его индивидуальных качеств для достижения успеха. Теперь все более не происхождение определяло место и значение человека в обществе, а его способности и деятельность. Поэтому индивидуализм стал основой мировоззрения новой эпохи.

Другой важнейшей чертой мировоззрения являлся интерес к естествознанию. Новый класс был заинтересован в развитии естественных наук как теоретической основы роста производительных сил, с одной стороны, и как идейного оружия в борьбе с закостенелыми догмами и нормами средневекового общественного сознания – с другой. В эпоху Возрождения были сделаны великие открытия в области астрономии (Н. Коперник, Дж. Бруно, И. Кеплер, Г. Галилей), медицины (Ф. Парацельс, А. Везалий, М. Сервет и др.), математики (Дж. Кардано и др.), а также в геологии, географии, зоологии, ботанике и других науках. Естествознание эпохи Возрождения положило начало освобождению людей от античных догм и воззрений, таких, как геоцентризм, сотворение мира и человека, философский камень алхимиков и т.п. Новые взгляды и учения вступили в противоречие с религиозным мировоззрением, хотя многие научные положения находились в русле религиозного учения.

Изобретение И. Гутенбергом в середине ХV в. книгопечатания, появление газет дали возможность широким массам людей приблизиться к печатному слову. Ученость вышла из университетских стен и монастырских келий к простому народу.

Характерной чертой нового мировоззрения было также пробуждение национального самосознания, происходившее в это время в связи с образованием нации и национальных государств. У людей появилось чувство патриотизма, понятие отечества, чего не могло быть в условиях феодальной раздробленности эпохи Средневековья. Появились работы по отечественной истории, в Италии – Бруни, Флавио Бьондо, Макиавелли; в Гемании – Якоб Вимфелинг, Иоганн Авертин и др. В эпоху Возрождения окончательно формируются итальянский, английский, французский, немецкий языки, возникает литература на этих языках, а художественная литература на латыни в ХVI в. окончательно исчезает.

Величайший прогрессивный переворот в жизни Европы нашел свое воплощение в развитии художественной культуры. Отражая передовые достижения Возрождения, литература, изобразительное искусство, архитектура, музыка, театр и другие виды художественного творчества все более приобретали реалистический характер, проникались светским духом. Освобождение от принципов и норм феодальной художественной культуры породило интерес к человеку, к его мыслям, чувствам, делам. Символика Средневековья уступила место реалистическому, живому, сложному образу человека. Реализм, уходивший своими корнями в народное творчество, был непосредственным отражением опытного познания природы.

Характер и содержание всех перемен новой эпохи разносторонне и образно выразила литература, она выдвинулась на первый план в качестве носительницы гуманистических идей. Первыми гуманистами в Италии были Данте Алигьери (1265–1321), автор знаменитой «Божественной комедии», Ф. Петрарка (1304–1374) воспевший благородство высокой любви, Д. Боккаччо (1313–1375), выступавший в своем известном произведении «Декамерон» с резкой критикой лицемерной средневековой церковной морали. Одной из вершин французской литературы эпохи Ренессанса стало творчество Ф. Рабле (1494–1553). Его роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» – образец подлинной народности и гуманизма. Еще больших высот достигла литература Испании. Творчеству выдающихся гуманистов эпохи – М. Сервантеса (1547–1616), Лопе де Вега (1562–1635) и др. – были свойственны глубокое национально-историческое содержание, патриотизм, высокая оценка достоинств человека и богатства народного духа. В Англии, так же как и в Испании, наблюдался невиданный взлет литературного творчества. Достаточно назвать лишь имя величайшего драматурга и поэта В. Шекспира (1564–1616). Бессмертные творения гения «Гамлет», «Король Лир», «Леди Макбет», «Отелло» и другие – вершина литературы эпохи Возрождения.

Ренессанс означал новую стадию в развитии мировой архитектуры. В этот период для нее становятся характерным возрастание масштабов гражданского, светского строительства, изменение характера монументальной, культовой архитектуры. Присущие готике Средневековья вертикализм, устремленность вверх, сменяются новыми формами, развивавшимися в ширину. Масштабной мерой сооружений становится человек.

Архитектура Возрождения отличается простотой объемов, форм и ритма, статичностью, симметрией композиции; делением здания на этажи, горизонтальными тягами, четким порядком размещения оконных проемов и архитектурных деталей. Из античной архитектуры сюда переносится ордерная система. С самого начала и через все периоды Ренессанса проходит принцип художественного индивидуализма, свободного обращения к античным формам. В мировую историю архитектуры новая эпоха вписала имена Ф. Брунеллески, Л. Альберти, Д. Браманте, Микеланджело Буонарроти, Ф. Делорма и др. К вершинным достижениям архитектуры Возрождения принадлежат: собор св. Петра в Риме, собор Санта Марии дель Фиоре во Флоренции, королевский дворец Лувр в Париже (П. Леско), королевский замок Эскориал (Хуан де Эррера), построенный недалеко от Мадрида.

Эпоха Возрождения стала временем высочайшего расцвета во всех областях культуры стран Западной и Центральной Европы. Период ХIV-хVI вв. представляет собой самостоятельный этап в духовном развитии Европы, сыгравший важную роль в последующем становлении культуры Нового времени. Влияние Ренессанса обнаружилось на всем континенте. В культуре европейских народов появилось много общих черт, свидетельствовавших о зарождении определенной европейской культурной общности. С другой стороны, этой эпохой был заложен фундамент для становления национальных культур.

Вопросы для самопроверки

1. Что означает понятие «Возрождение»?

2. Каковы временные и географические рамки европейского Возрождения?

3. В чем состоит различие представлений гуманистов Возрождения о человеке от представлений мыслителей Средневековья?

4. Каковы особенности итальянского Возрождения?

5. Охарактеризуйте вершинные достижения культуры эпохи Возрождения.

Рекомендуемая литература

 

Алпатов М. В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. М., 1976.

Бартенев И. А., Батажкова В. Н. Очерки истории архитектурных стилей. М., 1983.

Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989.

Брагина Л. М. Итальянский гуманизм. Этические учения ХIV-хV вв. М., 1977.

Гарэн Э. Проблемы Итальянского Возрождения. М., 1986.

Ильина Т. В. История искусств. Западноевропейское искусство. М.,1993.

История искусств зарубежных стран: Средние века и Возрождение / Под ред. Ц. Г. Нессельштраус. М., 1982.

Кузнецов Б. Г. Идеи и образы Возрождения. М., 1979.

Культура Возрождения и средние века. М., 1993.

Культура эпохи Возрождения и Реформации. М., 1984.

Культура эпохи Возрождения. М., 1986.

Леонардо да Винчи. Микеланджело. Рафаэль. Рембрант: Биографические очерки / Авт. вступ. ст. Л. А. Аннинский. М., 1993.

Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.

Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.

Любимов Л. Д. Искусство Западной Европы: Средние века. Возрождение в Италии. М., 1996.

Мировая художественная культура /Под ред. Б. А. Эренгросс. М., 2001.

Рутенбург В. И. Титаны Возрождения. СПб., 1991.

Станькова Я., Пехар И. Тысячелетнее развитие архитектуры. М., 1984.

Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: эпоха Ренессанса. М., 1993.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.)