|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Методические рекомендации. В XVIII столетии Россия, как и другие страны Европы, переживала свой «век Просвещения»В XVIII столетии Россия, как и другие страны Европы, переживала свой «век Просвещения». Данная точка зрения не вызывает никаких научных споров, но в то же время можно выделить ряд вопросов, на которые до сих пор нет однозначного ответа. Первая проблема связана с вопросом о нижней хронологической грани просветительства. Одни исследователи относят возникновение просветительства ко второй половине XVII в., так как на этот период приходится деятельность С. Полоцкого и С. Медведева. Другие исследователи относят истоки просветительства к первым десятилетиям XVIII в., связывая его со временем преобразований Петра I. Так, по мнению Д.Д. Благого, передовые течения русской общественной мысли 30–50-х гг. XVIII в. продолжали складывавшиеся в петровское время традиции просветительства. Носителем этих традиций являлся кружок Ф.Прокоповича. Кроме того, существует мнение, что просветительская идеология стала складываться в России лишь в 50–60-е гг. XVIII столетия и плеяда просветителей выступила у нас на историческую арену вслед за М.В. Ломоносовым. Четвертая группа связывает возникновение просветительства с обращением А.Н. Радищева с революционными призывами к крестьянству. Вторая проблема касается вопроса о верхней грани просветительства. Здесь также не существует единого мнения. Одни исследователи связывают окончание эпохи просветительства с деятельностью А.Н. Радищева в 80-х гг. XVIII в. В данный период наблюдается переход к «революционному демократизму», от мирных средств пропаганды к революционным действиям. По мнению других ученых, данная граница отодвигается к 60-м гг. XIX в., так как с этого времени начинается новый период в развитии общественного движения. Можно рассматривать в качестве верхней границы революцию 1905–1907 гг. Ряд исследователей полагает, что границу явления следует отодвинуть к 1917 г. Большое количество споров вызывает вопрос об определении понятий «просвещение» и «просветительство». Считать ли данные термины синонимами или они несут различную смысловую нагрузку. В западной литературе, философии, общественной практике было бы не совсем правильно искать ответ на вопрос о синонимичности терминов «просвещение» и «просветительство», так как вторая половина XVIII в. в России представляет собой тот отрезок времени, когда «страна в галоп догоняла Запад», преодолевая свое отставание, переживала период форсированного развития. Стоит отметить, что сейчас само слово «просвещение» имеет несколько иной смысл, чем 200 лет назад, когда, по мнению большинства исследователей, и возникло данное явление. С течением времени это понятие меняло смысл, наполнялось другим содержанием. Необходимо иметь в виду, что понятия «просвещать», «просветитель» возникли не в XVIII в., а раньше и являлись широкоупотребительными в церковной лексике. Под просвещением понималось «просветление», т.е. познание чего-то нового, что для христианской морали означало познание и приобщение к истине, подразумевающей религию и Бога. Постепенно значение слов начало меняться. В начале XVIII в. в понятие «истина» вкладывался уже иной смысл. Это связано с началом распространения научных знаний в России и проникновением различных философских идей. Догматам церкви противопоставлялась сила человеческого разума, под влиянием перемен в жизни изменилась семантика слов «просвещение» и «просветительство». И. Кант предлагал рассматривать «просвещение» как необходимую историческую эпоху развития человечества, сущность которого состоит в широком использовании человеческого разума для реализации социального прогресса. Основные черты идейно-культурного движения просвещения: стремление человеческого разума проникнуть в тайны бытия, поиск гармонии индивида и общественной жизни, вера в искусство как средство достижения такой гармонии. В результате анализа определения понятий «просвещение», «просветительство», «просветитель», предлагаемых в изданиях информационно-справочного характера, можно констатировать, что интересующие нас понятия не разграничиваются по своему значению. Просвещение и просветительство рассматриваются как некое целостное течение, возникающее в период становления новых экономических отношений в различных государствах. Укрепление и развитие этих отношений требовало, прежде всего, смены форм идеологии. В конкретных исторических условиях деятельность просветителей становится необходимой, чтобы сделать переход от формации к формации более плавным и подготовить сознание народа к грядущим переменам. Целесообразно также обратить внимание еще на одно понятие «Эпоха просвещения», когда в общественном сознании господствующей становится просветительская идеология. Слова «просвещение» и «просветительство» принадлежат к категории понятий не устоявшихся, которые еще по-разному истолковываются лицами, употребляющими их. Можно выделить несколько точек зрения на определения данных понятий. 1. Просветительство – это такое «философско-политическое течение, которое видело единственно возможное средство улучшения жизни общества в распространении образования, пропаганде знаний и вытекающих из этого постепенных изменениях, реформах всех сторон социально-экономического и государственно-правового уклада». Просвещение, в отличие от просветительства, – это определенный этап в истории самого просветительства, характеризуемый «четко оформившейся идеологической системой, буржуазно-революционной по своей природе, но не признававшей революцию как метод переустройства общества». В данном случае понятие «просветительство» шире просвещения. 2. «Просвещение» – действие, влияние, направленное на какой-либо объект. «Просветительство» подразумевает уже не действие, а идеологию. 3. «Просвещение» определяется в двух смыслах. В узком значении – это распространение знаний, а в широком – определенная идеология, складывающаяся при смене формации. При этом более широкая трактовка включает в себя более узкую. Следовательно, термин «просветительство» не имеет значения. 4. «Просветительство» – одно из направлений общественно-политической мысли эпохи Просвещения, характеризующееся антифеодальной направленностью, имеющее буржуазный характер, независимо от того, кто является носителем просветительских идей. Возможно выделить понятие «русское просветительство» как одно из направлений общественно-политической мысли России эпохи просвещения, в котором объективно получили отражение интересы народных масс, главным образом крестьянства. 5. «Просвещение» – конкретный исторический период в просветительском движении, когда складывается особая система философских, этических, политических воззрений. Просветительство – идеологическое течение, которое характеризуется деятельной устремленностью его представителей к искоренению социальной несправедливости, церковного мракобесия, философского мистицизма. Понятие просветительства гораздо шире понятия просвещения в хронологическом и содержательном смысле. Просветительство возникает раньше просвещения и заканчивается позже его. 6. «Просветительство» – это идейное течение определенной исторической эпохи. «Просвещение» – распространение знаний и образованности. Для Западной Европы более приемлемо понятие «просвещение» (оно привычно и общепринято в научной литературе), а для России – «просветительство», где подобная традиция отсутствует. Суть просветительства заключается, прежде всего, в его «антифеодальной направленности». Само просветительство связано с «коренной перестройкой общественного сознания». Главная идея просветительской философии заключается в противостоянии догматам церкви и существующим государственным установлениям, требовании «освобождения мысли» и «отстаивания гражданских и политических свобод». 7. «Просветительство» XVIII в. вошло в научную литературу под названием «Просвещение». Вопросы для самопроверки 1. Каковы особенности историко-культурного развития России во второй половине XVII – XVIII в.? 2. Когда началось формирование русской нации? 3. Перечислите характерные черты культуры Нового времени. Как они проявлялись в России? 4. В чем вы видите демократизацию культуры России в XVIII веке? 5. Охарактеризуйте преобразования Петра I в области культуры. 6. Что вам известно о развитии науки и образования в XVIII веке? 7. Каковы характерные черты российского Просвещения XVIII в.? 8. Как соотносятся понятия «Просвещение» и «Просветительство»? 9. Каков вклад М. В. Ломоносова в развитие российской науки? 10. Какие ученые и литераторы внесли в XVIII – первой трети XIX века заметный вклад в разработку русского литературного языка? 11. Какие новые жанры появились в XVIII веке в художественной литературе? 12. Что вам известно об эволюции стилей в русском изобразительном искусстве в XVIII веке? Рекомендуемая литература Анисимов Е.В. Время петровских реформ: ХVIII в., первая четверть. Л., 1989. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 1990. Краснобаев Б.B Очерки истории русской культуры ХVII века. М.,1978. Ломоносов М.В. Сборник статей и материалов. СПб., 1991. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. М., 1990. Русская мысль в век Просвещения. М., 1991. Соловьев С.М. Публичные чтения о Петре Великом // Чтение и рассказы по истории России. М., 1989. Алпатов И.А. Русская историческая мысль и Западная Европа (XVIII – первой половины XIX вв.). М., 1985. Валицкая А.П. Русская эстетика XVIII века. М., 1983. Дербов Л.А. Исторические взгляды русских просветителей. Саратов, 1987. Дурновцев В.И. Россия и Европа: обзор материалов по истории русской исторической мысли конец XVII – начало XIX вв. М., 1985. Коган Ю. Я. Очерки по истории русской атеистической мысли XVIII в. М., 1962. Копылов А. Н. Дискуссионные вопросы периодизациипросветительства в России // Актуальные проблемы истории русской культуры. М., 1991. Кузьмин А. Г. Русское просветительство XVIII века // Вопросы истории. 1978. №1. Моисеева Г. Н. Творчество ранних просветителей // Русская литература и фольклор (XI –XVIII вв.). Л., 1970. Моряков В. И. Изучение русского просветительства // История СССР. 1986. №2. Проблемы русского просвещения в литературе XVIII в. М.; Л., 1961. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |