АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методические рекомендации. ХХ век – время небывалого взлета культуры, время карди­нальных перемен, время грозных предупреждений

Читайте также:
  1. I. ГИМНАСТИКА, ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
  2. I. Методические основы
  3. I. Методические основы оценки эффективности инвестиционных проектов
  4. I. Рекомендации.
  5. II. 4.4. Некоторые рекомендации по формулировке и решению задач ЦЛП
  6. II. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
  7. II. Методические указания для студентов по выполнению индивидуальных заданий
  8. II. Организационно-методические указания.
  9. II. Рекомендации по выполнению заданий
  10. III. Методические указания для студентов заочной формы обучения по выполнению контрольной работы
  11. III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарским занятиям
  12. III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарским занятиям

ХХ век – время небывалого взлета культуры, время карди­нальных перемен, время грозных предупреждений. Человече­ство находится перед выбором: погибнуть, не справившись с глобальными проблемами, которые стоят перед ним, или осуществить прорыв в принципиально новые области челове­ческого духа и бытия, знаменуя этим открытие новых воз­можностей и перспектив своего развития.

Уже в конце XIX – начале XX в. ощутимо проявлялся кризис культуры, происходило переосмысление и переоценка традиционных ценностей, места н значения самой культуры в жизни общества. Революции в России, Германии, Испании, ус­тановление в ряде стран тоталитарных режимов, социальные потрясения, мировые войны, мощные национально-освободи­тельные движения, активность широких народных масс и сепа­ратистские тенденции – все эти события свидетельствовали о глубоком историческом кризисе, равного которому европей­ская и мировая история последних столетий не знала.

Данная тема отражает процессы, происходящие в мире и затрагивающие представителей всего населения планеты. Следует выделить и определить термин «глобализация». Это сложный, дифференцированный и противоречивый процесс, ведущий к новой структурной разделенности мира и видоизменяющий взаимодействие различных культур.

Явления, характерные для глобализации начались, по мнению одних ученых, лишь в начале XX века, но более правдоподобным представляется начало глобализации в эпоху Великих географических открытий (XV век). Новые колонии европейских держав потребовали новых средств транспорта и коммуникации (1858 г. – проложен первый трансатлантический кабель).

Движущим мотивом экспансии Запада на глобальные просторы на протяжении четырех-пяти последних столетий была вовсе не культура. Это был колониальный процесс, история которого перетекла в историю глобализма как постгосударственного, постэкономического проникновения в «остальной мир». Вместо взаимодействия цивилизаций на протяжении последних двух с лишним веков происходило нарастающее воздействие («взламывание») не только хозяйственной системы, но и всей социокультурной структуры.

Прежнее, классическое общество, опиравшееся на традиции и тем самым обеспечивающее всем какое-либо место, воспринимаемое как легитимное и оправданное, стало распадаться. Прежнее реальное единство большого общества и преемственность поколений, ценности добра, спасения, добродетели, истины, преданности, солидарности всех верующих (или хотя бы «своих») оказываются ненужными или вредными с точки зрения преуспеяния. Для огромной части населения высокоразвитых стран нормой стала жесткая социальная напряженность.

Насильственная смена ценностей, норм и смыслов часто ведет к ниспровержению прежней символики, на которой прежде держалось общество. Разрушение «других» культур прямо заложено в формулу «модернизации» как тотального разрыва с «архаикой» и «пережитками прошлого». Печальным фактом стало то, что каждое последующее поколение быстро становится «прошлым», морально устаревшим. Происходит неизбежный распад клановых, национальных, традиционных, семейных, религиозных связей. Напряженная борьба за выживание в неустойчивом мире способствовала формированию иной этики, когда «неудачник», «опоздавший» человек легко может оказаться «за бортом» общества.

Глобализация стала интенсивной, но неравной гонкой между двумя подходами к жизни (Восток–Запад в культуре, Север–Юг в экономике). Распространение универсальной цивилизации с эффективной экономикой и финансами в некоторых странах стало приводить к негативных последствиям. В качестве ответа на процесс глобализации в ряде стран (исламская, индийская, китайская, японская цивилизации) наблюдается сильная тенденция к отстаиванию своей самобытности.

Среди основных проблем процесса глобализации сегодня можно выделить следующие аспекты:

1) экономическое противостояние стран так называемого «Севера» и «Юга», центра и периферии, причем данное разделение не совпадает с классификацией – первый, второй и третий мир; кроме того, важным остается вопрос – к какому из них отнести Россию;

2) криминализация, нищета и коррупция как оборотная сторона и составная часть процессов глобализации в различных сферах жизни;

3) демографическая проблема – низкий уровень рождаемости в развитых странах (западные цивилизации) и очень высокий – в странах со слабой экономикой (восточные цивилизации);

4) состояние здравоохранения населения и массовые эпидемии (СПИД, гепатит, грипп, голод, нехватка питьевой воды);

5) военные конфликты, проблема терроризма и оружие массового уничтожения;

6) проблема беженцев и в целом миграции населения (каждый четвертый житель Земли сам или один из его родителей был беженцем); новая беда современности – «экологические беженцы»;

7) общее ухудшение экологической ситуации в мире (потепление климата, загрязнение воздушного, водного и лесного пространства).

Процессы глобализации неизбежны, но они имеют не только отрицательные, но и положительные стороны. Отношение жителей планеты к различным проявлениям этих процессов крайне противоречиво. Опросы 25 тыс. человек, живущих в 25 странах мира (в том числе и в России), выявили противоположные точки зрения. С одной стороны, чем благополучнее страна в экономическом отношении, тем большее количество людей в ней оценивают глобализацию позитивно. Так, например, в Голландии 87% респондентов выразили проглобалистские взгляды. С другой стороны, наметилась и другая тенденция: в беднейших странах глобализация дает надежду на улучшение материального положения населения.

Следует отметить, что движение антиглобалистов стало уникальным явлением современности. Впервые часть человечества выступает не против каких-либо конкретных политических или экономических решений властей, а против направления развития цивилизации.

На наш взгляд, при изучения этой темы студентами интересным может быть вопрос возникновения нового вида искусства – кино. В первую очередь необходимо остановиться на обстоятельствах зарождения этого нового явления культуры. Еще в конце XIX столетия изобретения в механике, химии, оптике создали условия для его появления. Театры и музеи, концертные залы и библиотеки требовали определенной подготовки, интеллектуального и душевного напряжения. Далеко не всем это было под силу, и кинематограф постепенно становится самым массовым из искусств, что обеспечило ему жизнеспособность и динамизм развития.

Свою историю новое искусство начинает с творчества братьев Люмьер – Луи Жана (1864–1948) и Огюста (1862–1954). Датой рождения кино считается 28 декабря 1895 г. Это был показ фильма братьев Люмьер «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота», длившийся всего полторы минуты и ошеломивший первых зрителей в Париже. Если французских братьев считают зачинателями кинодокументалистики, то Жорж Мельес (1861–1938) – основоположник игрового кино. Он был директором и режиссером парижского театра «Робер Уден», в котором ставили фантастические феерии. Ж. Мельес, приступивший к съемкам художественных фильмов, использовал актеров своего театра.

Что же касается российского кинопроизводства, то оно ведет отсчет от 15 октября 1908 г. – дня премьеры первой игровой ленты «Стенька Разин» («Понизовая вольница»), созданной А. Дранковым, талантливым фотографом, человеком огромной энергии и предприимчивости.

Настоящим создателем инфраструктуры российской кинопромышленности был А.А. Ханжонков. Деятельность А.А. Ханжонкова (1877–1945) началась в 1906 г. с перепродажи фильмов и аппаратов европейского и американского производства. Вскоре он обзаводится собственной лабораторией и пробует снимать собственные фильмы. Тщательно подбирая сотрудников, А.А. Ханжонков поддерживает их склонность к творческому поиску. Предприниматель открывает в 1907 г. специальный отдел для производства научных фильмов, свой прокатный отдел, создает кинотеатр премьерных показов и два журнала – «Вестник кинематографии» и «Пегас». Многие известные представители раннего русского кино начали свою творческую карьеру и сформировались в стенах «Дома Ханжонкова» (В. Старевич, В. Холодная, И. Мозжухин, В. Юренева, Л. Кулешов и другие).

Технические усовершенствования в мировой кинематограф приходят с 1927 г. С фильма А. Кросленда «Певец джаза» начинается эра звукового кино. В 1930-е гг. стало распространяться цветное изображение, хотя первые опыты ручного раскрашивания приходятся еще на 1895–1897 гг.

Появившийся вид искусства дал жизнь многим новым профессиям, связанным с кино: кинорежиссер, оператор, монтажер, продюсер, а позже – звукорежиссер, актер-статист, специалист по кастингу и т.д.

Если говорить о жанрах или видах киноискусства, то при существовании нескольких классификаций можно остановиться на следующей: 1) художественное (игровое) кино; 2) документальные и хроникальные ленты; 3) научно-популярные фильмы; 4) научные; 5) учебные фильмы и передачи; 6) мультипликация (анимация); 7) рекламные ролики и клипы.

При рассмотрении особенностей европейского художественного кинематографа рекомендуется выбрать по желанию материал для изучения: особенности немецкого кино, характерные черты французского или российского кинематографа. Интересен анализ национальных особенностей зарождения и прогресса этого искусства в разных странах в конкретные периоды развития. Рассмотреть этот вопрос помогает творчество известных режиссеров или актеров европейского, азиатского, американского и российского кино.

Учитывая, что кино – это в самом лучшем смысле слова синтетическое искусство, следует обратить внимание на такие явления, как музыка в кинематографе, применение новейших технических достижений в современном кинопроизводстве, технологии в сегодняшней анимации, влияние процесса развития литературы на экранизацию.

Интересен вопрос о соотношении образцов массового и элитарного в современной кинопродукции. Это предполагает предварительное изучение некоторых вопросов теории культуры (понятий элитарного и массового искусства). В своей вековой эволюции кино разрывалось между двумя противоположными началами – зрелищностью и искусством. Рекомендуется предложить студентам вспомнить примеры проявления признаков массовой или элитарной культуры при характеристике образцов кинопроизводства.

Представляется целесообразным рассмотреть также вопросы истории возникновения Американской Киноакадемии и премии «Оскар», международных фестивалей в Каннах, Берлине, Карловых Варах и в Москве.

Вопросы для самопроверки

 

1. Что означает термин «глобализация»?

2. Когда впервые в мире обозначаются явления, затронувшие большую часть человечества?

3. В чем заключается демографическая проблема современности?

4. Какие страны относят к «Северу» и к «Югу» и почему?

5. Как можно оценить движение антиглобалистов?

6. Почему угроза терроризма является интернациональной?

7. Как изменились основные этические ценности к концу XX века?

8. Какие экологические проблемы требуют незамедлительного решения?

9. В каких странах поддерживают процесс глобализации и почему?

10. В чем заключаются глобальные проблемы в здравоохранении?

11. Когда и где возникает искусство кино?

12. Когда начинается эра звукового кинематографа?

13. Когда и где появляется первое цветное изображение на кинопленке?

14. Кого считают родоначальником российского кинопромышленности?

15. Какие жанры киноискусства вы знаете?

16. Какие новые творческие профессии сформировались с появлением кино?

17. В каких городах ежегодно открываются международные фестивали киноискусства?

18. Кого Вы знаете из представителей российского немого кино?

19. Как назывался первый игровой фильм, созданный в России?

20. Как новейшие достижения техники применяются в современной кинопродукции?

Рекомендуемая литература

Авенариус Г. Чаплин: очерк раннего периода творчества. М., 1959.

Аксенов И. Сергей Эйзенштейн. Портрет художника. М., 1991.

Андроникова М.И. От прототипа к образу: к проблеме портрета в литературе и в кино. М., 1974.

Антониони М. Профессия: репортер. М., 1980.

Балаш Б. Кино: Становление и сущность нового искусства. М., 1968.

Божович В. Современные западные режиссеры. М., 1972.

Брагинский А. Актеры французского кино. М., 1988.

Васильчук Ю. А. Гражданское общество эпохи НТР // Полис. 1991. № 4.

Гаджиев К.С. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования // Вопросы философии. 1991. № 7.

Гинзбург С. С. Кинематография дореволюционной России. М., 1963.

Козинцев Г. М. Черное, лихое время. Из рабочих тетрадей. М., 1994.

Косолапов Н. Глобализация: сущностные и международно-политические аспекты // Мировая экономика и международные отношения. 2001. №3.

Кракауэр З. Психологическая история немецкого кино (от Калигари до Гитлера). М., 1980.

Кувалдин В.Б. Глобализация: рождение мегаобщества // Постиндустриальный мир и Россия. М, 2001.

Лепроон П. Современные французские кинорежиссеры. М., 1960.

Липков А. И. На пороге видеокомпьютерной эры. М., 1988.

Лотман Ю. М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин, 1973.

Мировая художественная культура / Под ред. Б. А. Эренгросс. М.,2001.

Панарин А.С. Вызов (Геополитический пессимизм против цивилизационного оптимизма) // Политическая наука в России: интеллектуальный поиск и реальность: Хрестоматия. М., 2000.

Первый век кино. Популярная энциклопедия / Под ред. Е. Борсук. М., 1996.

Полевой В. М. Малая история искусств: искусство XX века. М.,1991.

Рашковский Е. Россия: в зоне победившего постмодернизма // Мировая экономика и международные отношения. 2001. №3.

Робинсон Д. Чарли Чаплин. Жизнь и творчество. М., 1990.

Самосознание европейской культуры XX в. М., 1991.

Сергеев В.М., Бирюков Н.И. В чем секрет «современного» общества // Полис. 1998. №2.

Теплиц Е. История киноискусства: В 4 т. М., 1971–1974.

Туровская М. А. 7 Ѕ, или Фильмы Андрея Тарковского. М., 1991.

Феррара Дж. Новое итальянское кино. М., 1959.

Фрейлих С. А.. Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского. М., 1992.

Хорос В.Г. Постиндустриальный мир – надежды и опасения. // Постиндустриальный мир: центр, периферия. Россия. Сб. 1. М., 1999.

Чешков М. Взгляд на глобализацию через призму глобалистики // Мировая экономика и международные отношения. 2001. №2.

Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. М., 1993.

Шендрик А. И. Теория культуры. М., 2002.

Энциклопедия для детей. Искусство. М., 2001. Т. 7. Ч. 3.

Юренев Р. А. Краткая история киноискусства. М., 1997.

Ясперс К. Современная техника // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.)