|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Методические рекомендации. При рассмотренииэтой темы особое внимание рекомендуется обратить натакое важное явление, какПросвещение – идейное и общественное движение в странах ЕвропыПри рассмотренииэтой темы особое внимание рекомендуется обратить натакое важное явление, как Просвещение – идейное и общественное движение в странах Европы, Азии, Африки и Америки, вызванное борьбой между нарождавшимся буржуазным строем и отживающим феодализмом. Эпоха Просвещения хронологически охватывает период конца XVII–XVIII вв. Термин «Просвещение» появился в XVIII в. (у Вольтера, И. Гердера, И. Канта и др.) как обозначение новой эпохи, противопоставлявшейся мрачному «непросвещенному» Средневековью. Понятие «Просвещение» охватывает не только идеологию, а все сферы духовной жизни общества: философию, мораль, право, этику, эстетику, педагогику, искусство. Идеалами этого движения являлись: свобода, равенство, братство, благосостояние людей, мир, ненасилие, веротерпимость, вольнодумство и т.д. Вера во всесилие человеческого разума, в могущество науки, в широчайшие возможности воспитания людей приводила передовых мыслителей этой эпохи к убеждению в том, что путь к всеобщему благоденствию проходит через просвещение. Они верили, что воспитанием монархов и просвещением народных масс можно устранить все пороки феодального строя, ибо первые поймут несправедливость существующих порядков и силой своей власти уничтожат их, а вторые осознают унизительность своего положения и будут противостоять этому снизу. Просвещение было широким общественным движением, объединявшим сторонников различных мировоззренческих направлений – материалистов, идеалистов. Они были выходцами из разных слоев общества: аристократии, дворянства, духовенства, служащих, промышленников, купечества. Во главе движения находились крупнейшие ученые, философы, писатели многих стран. Просвещение впитало в себя самые передовые идеи гуманистических и рационалистических учений предшествующих эпох. В Европе оно было многими нитями связано с Возрождением. Но новые социально-политические условия XVIII в. накладывали свой отпечаток на все проявления этого движения просветительская критика феодализма была острее и глубже, антифеодальное движение стало более массовым, поднимались вопросы о практическом устройстве нового буржуазного общества. В своем неприятии феодального строя, в борьбе с его пороками просветители разных стран были едины. В то же время во многих конкретных вопросах их взгляды сильно различались в зависимости от уровня экономической и политической зрелости страны, ее национальных особенностей и идеологических традиций. В Западной Европе наиболее развитыми были просветительские движения Англии, Франции, Германии. Отпечаток национальной самобытности носило Просвещение в России. В Англии к концу XVII в. период революционной борьбы закончился компромиссом между буржуазией и феодалами. Сглаживались общественные противоречия. Быстро развивалось производство, укреплялось экономическое могущество страны. В этих условиях идеи просветительства не встречали заметного противодействия со стороны консервативных слоев общества и церкви. Просвещение проходило под знаком социального оптимизма. Одним из его идеологов был А. Шефтобери (1671–1713), создавший учение о всеобщей гармонии. Он утверждал, что в основе всего мироустройства, в том числе и общества, лежит гармония и что человек рожден творить добро, его частный интерес совпадает со всеобщим благом. Оптимизм Шефтобери нашел отражение в философии и художественной мысли того времени («Робинзон Крузо» Д. Дефо и др.). Против этих оптимистических воззрений выступил Б. Мандевиль, показавший, что в основе благосостояния отдельных социальных слоев Англии лежат пороки и преступления. Эти взгляды разделял Дж. Свифт. Одним из виднейших английских просветителей являлся Дж. Локк (1632–1704). Им была разработана политическая программа движения. В своем главном философском труде «Опыт о человеческом разуме», в других произведениях он отстаивал концепцию естественного права и, прежде всего, три основных права: на жизнь, свободу и собственность. В целях их защиты люди добровольно передавали государству свои «естественные права», и, следовательно, народ вправе отстранить правителей от власти в случае нарушения ими этого общественного договора. К середине XVII в. английский просветительский оптимизм начинает переживать кризис. Так, Д. Юм (1711–1776) производит переоценку возможностей разума, высказывает сомнения в его могуществе. Человек подвластен не разуму, а привычкам – эгоизм перевешивает «естественную доброту». Эти воззрения нашли отражение в художественных произведениях сентиментализма. Во Франции весь XVIII в. прошел под знаком «века Вольтера», по имени виднейшего деятеля французского Просвещения Ф. Вольтера (1694–1778). Уже на первом этапе французские просветители выступали в защиту естественных прав человека. Вольтер возлагал свои надежды на «просвещенного монарха». Его современник Ш. Монтескье (1689–1755) был сторонником конституционной монархии по английскому образцу с разделением власти на законодательную, исполнительную и судебную. Их последователи Д. Дидро (1713–1784), К. Гельвеций (1715–1771), П. Гольбах (1723–1789) выступали на втором этапе французского Просвещения. Так, Д. Дидро считал, что «хорошие» законы и «разумное» правление создают основу формирования положительных общественных нравов. Гельвсций полагал, что личный интерес должен совпадать с общественным и если такового нет, то общество необходимо перестроить на разумных началах. Тогда воцарится обоюдная добродетель. Центральным событием этого периода стал выпуск «Энциклопедии, или Толкового словаря наук и ремесел», состоявшей из 35 томов. Подготовку ее возглавляли Д. Дидро, Д'Аламбер. Статьи энциклопедии писали Вольтер, Монтескье, Гельвеций, Кондорсе и многие другие. Энциклопедия, ставшая сводом новых, прогрессивных понятий о человеке, обществе и природе, утверждала новое восприятие мира, распространяла антифеодальную критику на все области человеческой деятельности. С именем Ж. -Ж. Руссо (1712–1778) связан третий этап французского Просвещения. Его творчество выражает революционный радикализм: человек родился свободным, а он повсюду пребывает в рабском положении. Для его освобождения необходимо сокрушить абсолютистское государство, власть церкви, сословный строй, раскрепостить личность и обеспечить ей свободное развитие. Избавившись от сословности, люди должны добровольно ограничить свою свободу во имя общих интересов. Новая гражданственность ограничит благо каждого человека во имя блага общества, гарантом единой воли будет выступать государство. В Германии Просвещение развивалось в условиях экономически отсталой и политически раздробленной страны. Поэтому творчество немецких просветителей носило более теоретический, умозрительный характер. На первом этапе идеи Просвещения получили развитие в трудах Х. Томазия, Г. Лейбница, Х. Вольфа. Они носили оптимистический характер. На втором этапе центральной фигурой Просвещения стал Г.Э. Лессинг (1729–1781). Оптимизм уступил место критике существующего строя, протестам против феодального произвола, борьбе за общенациональную немецкую идею, призы вам к объединению страны. Третий этап открывает творчество И.Г. Гердера (1744–1803), который представлял эволюцию человеческой цивилизации как единый поступательный процесс, развитие и смену культур. Смысл истории он видел в «гуманности», которой принадлежит будущее. Его последователи выступали с проповедью эмансипации естественного человека, за своеобразие каждой национальной культуры. Четвертый этап немецкого Просвещения связан с событиями французской революции. Одни его представители (Г. Форстер. И. Зейме и др.) с восторгом приняли революцию, других (И. Гете, Ф. Шиллера) она привлекала как разрушительница феодализма, но отталкивала своими террористическими формами борьбы. Видным представителем Просвещения был И. Кант (1724–1804), который подвел итог теоретическим исканиям эпохи Просвещения, обосновал правовые формы н методы борьбы за изменение общественного и государственного строя путем последовательных реформ. Он был противником насилия, отрицал необходимость радикальных революционных преобразований. Вопросы для самопроверки 1. Каковы исторические и социально-экономические предпосылки формирования культурологической модели Нового времени? 2. Что означает понятие «Просвещение»? 3. Назовите виднейших просветителей Западной Европы. В чем заключались их основные мировоззренческие идеи? Рекомендуемая литература Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. М., 1973. Березовая Л. Г., Берлякова Н.П. История русской культуры: В 2 ч. М., 2002. Ч. 1. Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1973. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. Виргинский В. С. Очерки истории науки и техники. М., 1984. Горфункель А. X. Философия эпохи Возрождения. М., 1980. Европейское Просвещение и Французская революция. М., 1988. Ильина Т. В. История искусств. Западноевропейское искусство. М.,1993. Искусство Западной Европы ХVII-хVIII вв. Н., 1961. История искусства зарубежных стран ХVII-хVIII вв. М., 1988. Кириллин В. А. Страницы истории науки и техники. М., 1986. Лившиц Н. А., Зернов Б. А., Воронихина Л. Н. Искусство ХVIII в. // Малая история искусств. М., Дрезден, 1976. Мировая художественная культура / Под ред. Б. А. Эренгросс. М., 2001. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М., 1987. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М., 1987. Ротенберг Е. И. Западноевропейское искусство ХVII в. М., 1974. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни и бессмертии / Сост.п.С. Гуревич. М., 1991. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения. М., 1991. Шахова К. Л. Творчество великих европейских живописцев ХV-х - VIII вв. Киев, 1985. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |