|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Методические рекомендации. Эта тема предполагает изучение студентами характерных особенностей истории культуры античностиЭта тема предполагает изучение студентами характерных особенностей истории культуры античности. Для этого прежде всего необходимо определить хронологические рамки периода, называемого «античностью» – это конец III тысячелетия до н. э. – V в. н. э. – а также территориально-исторические границы – Древняя Греция, Древний Рим и эллинистические государства. Значение культуры этого периода трудно переоценить – так велико ее дальнейшее влияние на формирование европейской культуры в целом. Традиционно рассматривают хронологическое разделение античности на следующие исторические этапы. Древняя Греция: доклассический период (рубеж III–II тыс. до н. э. – VIII–VI вв. до н. э.), классический период (V–IV вв. до н. э.). Эпоха эллинизма – IV в. до н. э. – 27 год до н. э. Древний Рим включает в себя этрусскую цивилизацию (I тыс. до н. э.), царский период (VIII–VI вв. до н. э.), период Республики (конец VI в. до н. э. – 31 г. до н. э.) и период Империи (30 г. до н. э. – 476 г. н. э.). В процессе изучения студентами этапов развития мифологии и философии в период античности необходимо выявить общие черты римской и греческой мифологии, а также выделить их особенности. Для этого первоначально целесообразно обозначить термины «миф» и «мифотворчество» (как одну из сторон абстрактного мышления). Студенты должны изучить характерные черты в развитии мифологического сознания людей периода античности. Особый интерес представляет сравнение различных философских школ эпохи античности, а также их влияние на последующие этапы развития европейской философии. Необходимо обратить внимание на характерные особенности милетской школы философии (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр); школы Пифагора, Гераклита и элеатов (Парменид, Зенон); школы атомистов (Левкипп и Демокрит); школы Сократа и софистов. Философские учения Платона и Аристотеля являются вершиной развития греческой философии в классический период. Для философии эллинистического периода характерны новые направления – стоицизм, эпикуреизм, скептицизм, неоплатонизм и др. Изучение особенностей архитектурных и скульптурных школ в государствах периода античности основано на рассмотрении характерных черт древнегреческого и древнеримского зодчества и изобразительного искусства. Это особенно важно в связи с тем, что к ним можно будет вернуться на лекциях, посвященных эпохе Возрождения, а также при характеристике такого стиля в зодчестве, как классицизм. Так, например, внимания заслуживают древнегреческие архитектурные ордеры: дорический, ионический и коринфский. Римская архитектура испытывала на себе сильное влияние греческой, но в то же время римляне разработали новые конструктивные принципы, в частности для сооружения триумфальных арок, куполов, строительства базилик, терм, акведуков. На наш взгляд, интересным является вопрос о взаимопроникновении эллинистического искусства и искусства тех восточных народов, которые попали в орбиту влияния державы Александра Македонского. Самой яркой иллюстрацией этого процесса является сформировавшийся греко-персидский стиль в изобразительном искусстве. Процесс такого культурного синтеза начался еще до завоеваний Александра Македонского. Греки, персы, хорезмийцы, вавилоняне, египтяне, арамейцы, евреи, финикийцы, индийцы, бактрийцы, согдийцы и другие народы перенимали друг у друга научные знания, приемы искусства и религиозные верования. Ярким примером греко-персидского стиля служат материалы глиптики (от греч. glyptike – вырезаю) – искусства резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях. Греко-персидские геммы имели сложную смешанную стилистику, напоминающую и греческие и иранские традиции. Глиптика интересна тем, что это исключительный вид изобразительного искусства, фокусирующий сразу и живописные и пластические достижения своего времени. Еще одним видом изобразительного творчества в греко-персидском стиле, развитым в указанный период, была торевтика (от греч. toreuo – чеканю) – искусство ручной рельефной обработки художественных изделий из металла (чеканка и тиснение). Самыми интересными находками археологов, подтверждающими существование смешанного стиля в этом виде искусства, стали найденные короткие мечи – акинаки, шлемы воинов, щиты, монеты (сочетание глиптики и торевтики), а также посуда. Таким образом, можно сделать вывод о том, что взаимовлияние проявилось в заимствовании народами друг у друга мотивов и типов изображения в разных видах изобразительного искусства. Двигавшиеся навстречу волны «эллинизации» и «иранизации», захватившие промежуточные малоазийские территории, проявляли свою созидательную силу в памятниках изобразительного искусства и архитектуры. Что же касается влияния искусства и в целом культуры античности на формирование западноевропейского общества, то необходимо выделить следующие важные особенности: 1 отражение античного наследия Древней Греции в европейской философской мысли; 2 культурное наследие Древнего Рима в развитии европейского права; 3 проявления античной классики в европейском архитектурном стиле – классицизме; 4 проникновение античных принципов изобразительного искусства в европейскую живопись и скульптуру; 5 появление древнегреческой драматургии и ее влияние на формирование европейского театра; 6 влияние античной культуры на истоки христианства; 7 культура эпохи эллинизма и ее влияние на процессы взаимопроникновения западной и восточной цивилизации. Вопросы для самопроверки 1. Назовите хронологические рамки периода античности. 2. Какие исторические территории называют античными странами? 3. Какие философские школы в Древней Греции вы знаете? 4. В чем выразился вклад древних римлян в развитие архитектуры? 5. Какие направления философии характерны для эллинистического периода? 6. Объясните значение термина «глиптика». 7. Когда появился греко-персидский стиль в изобразительном искусстве и каковы его характерные особенности? 8. Чем характеризуется искусство торевтики? 9. Как древнегреческий театр повлиял на развитие европейской драматургии? 10. Какой европейский стиль архитектуры является возвратом к античности? Рекомендуемая литература Алпатов М. В. Художественные проблемы искусства Древней Греции. М., 1987. Античная басня / Пер. с гр. и лат. М.Л. Гаспарова. М., 1991. Античная культура. Словарь-справочник/ Под ред. В. Н. Ярхо. М., 1995. Античная цивилизация. М., 1973. Античность в культуре и искусстве последующих веков. М., 1984. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1976. Боги и люди древнего мира. Краткий словарь. М., 1995. Богомолов А. С. Античная философия. М., 1985. Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1992. Боннар А. Культура Древнего Рима. М., 1985. Васильева Т. В. Афинская школа философии. М., 1985. Винничук Л. А. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988. Виппер Б. Р. Искусство Древней Греции. М., 1972. Гаспаров М. Л. Античная литературная басня (Федр и Барбий). М., 1971. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. Т. 1. М., 1996. Дмитриева Н. А., Акимова Л. И. Античное искусство: Очерки. М., 1988. Древние цивилизации. М., 1989. Колпинский Ю. Д. Великое наследие античной Эллады. М., 1977. Колпинский Ю. Д., Бритова Н. Н. Искусство этрусков и Древнего Рима. М., 1982. Культура Древнего Рима. М., 1985. Культура и искусство античного мира. М., 1980. Культура и искусство античного мира. М., 1980. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1992. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. Лосев А.Ф. Эллинистически – римская эстетика. М., 1979. Мир этрусков. М., 1990. Мифы народов мира. Энциклопедия. М., 1987–1988. Надточаев А. С. Философия и наука в эпоху античности. М., 1990. Никулина Н. М. Искусство Ионии и Ахеменидского Ирана. М., 1994. Рожанский И. Д. История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи. М., 1988. Тронский А. М. История античной литературы. М., 1988. Штаерман Е. Н. Кризис античной культуры. М., 1975. Ярхо В. Н. У истоков европейской комедии. М., 1979. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.) |