|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Методические рекомендации. XIX век занимает особое место в культуре Нового времениXIX век занимает особое место в культуре Нового времени. В этот период европейское буржуазное общество достигло своей зрелости. Именно в XIX в. сформировались государства, во многом определяющие ныне лицо современной мировой цивилизации. Одной из важнейших предпосылок культурного взлета передовых стран Европы послужила промышленная революция конца XVIII – начала XIX в. Она стала рубежом между многовековым периодом существования аграрных обществ, основанных на ручном труде, и началом индустриальной истории человечества. Этот процесс явился качественным скачком в развитии производительных сил, он круто изменил все общественные отношения. XIX век ознаменовался бурным развитием науки и техники. В этот период создается единая система естествознания. Больших высот достигли точные и прикладные науки, усилилась их связь с производством. Началось развитие технических наук как отдельной отрасли знания. Возникли первые научно-исследовательские лаборатории, учебные заведения научно-технического профиля. Одна из первых инженерных школ была создана в Мезьере (Франция) в 1748 г., а в 1794 г. в этой стране появилась известная в мире политехническая школа. Технические учебные заведения в начале XIX в. стали создавать в Англии (Эдинбург, Лондон, Глазго), в США – первый в этой стране Рокфеллеровский политехнический институт. Здесь же в 1870 г. Эдисон основал первую техническую лабораторию, послужившую примером организации научно-технических исследований в промышленности. Достижения естествознания кардинально воздействовали на дальнейшее развитие всех отраслей промышленности: машиностроения, энергетики, приборостроения, транспорта, металлургии, химической промышленности и т.д. В эти годы начинает развиваться железнодорожный транспорт, основанный на паровой тяге. Возникло океанское пароходство. В Англии применение пароходов началось в 1812 г. Шел быстрый процесс роста машиностроения и станкостроения, была завершена механизация текстильной промышленности. Основой развития машин и механизмов явились новые виды двигателей: водяная турбина, паровая турбина, двигатель внутреннего сгорания. В XIX в. получили свое развитие и применение телеграф, телефон, разнообразная электротехника и многие другие изобретения в различных областях человеческой деятельности. Промышленная революция открыла дорогу последующему научно-техническому прогрессу. Переход передовых стран Европы от феодально-аграрного к капиталистическому способу производства не только сопровождался радикальными изменениями в науке и технике, но и оказал огромное воздействие на развитие художественной культуры всех стран и народов континента. Для нее в XIX в. были характерны быстрая смена идейно-художественных направлений, одновременное сосуществование разных художественных стилей: классицизма, романтизма, реализма, позднее импрессионизма, символизма, модерна и др. Классицизм (от лат. сlassicus – образцовый) – стиль и направление в искусстве XVII – начала XIX в., обращавшееся к античному наследию как к идеальному образцу и к норме, стремившееся к выражению возвышенных героических идеалов, к строгой организации логичных, ясных и гармоничных образов. В XVIII в. классицизм был связан с Просвещением, лежал в основе просветительской идеологии. Расцвет русского классицизма относится к последней трети XVIII – первой трети XIX в. Русский классицизм воплотил в себе мощный по размаху, идейному содержанию и национальному пафосу этап развития светской культуры. В русле позднего классицизма творили литераторы: И. Гете, Ф. Шиллер; художники: Ж. Давид, Ж. Энгр, Ф. Гойя, К. Брюллов, Ф. Бруни; скульпторы: И. Шадов, А. Канова, Б. Торвальдсен, И. Мартос, П. Клодт; архитекторы: М. Казаков, К. Росси, А. Воронихин, А. Захаров и др. В середине XIX в. классицизм утратил свое значение. В конце XVIII – начале XIX в. возникло новое идейно художественное направление романтизм (франц. romantisme, от средневек. romant – роман), сутью которого было противопоставление реальной действительности обобщенному идеальному образу, утверждение самоценности духовно творческой жизни личности, изображение сильных страстей, интерес к национальному прошлому, идея синтеза искусств. Это движение явилось реакцией на рационализм и механицизм эстетики классицизма, результатом разочарования в идеалах Просвещения. Оно было вызвано также резким несоответствием между идеалами гуманизма и суровой реальностью буржуазного мира. Романтизм стал первым идейно-художественным движением, которое провозгласило торжество индивидуальности, свободу творческой личности. На рубеже ХVIII-хIХ вв. его характерные признаки появились в искусстве Германии, Австрии, Великобритании. Франции, Италии, Испании, Португалии, России, США и др. Своего расцвета романтизм достиг в 20–30-е гг. XIX в., охватив все сферы духовной культуры: литературу, музыку, театр, балет, изобразительное искусство, гуманитарные науки. В значительно меньшей степени он повлиял на архитектуру. Развиваясь в странах Европы и Северной Америке, романтизм в каждой из них обретал собственное национальное своеобразие и неповторимые черты. Выдающимися представителями романтизма в Европе были литераторы: Дж. Байрон, Дж. Китс, П. Шелли, И. Гете, Ж. Поль, Г. Клейст, Э. Гофман, В.А. Жуковский, К.Ф. Рылеев, М. Н. Загоскин и др.; композиторы: Р. Шуман, Г. Берлиоз, Р. Вагнер, Ф. Лист, Ф. Шопен, М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский и др.; художники: Т. Жерико, Э. Делакруа, Ф. Гойя, О. Домье, О.А. Кипренский. С.Ф. Щедрин, К.П. Брюллов, А.А. Иванов и др. В 30-40-е гг. XIX в. в литературе и искусстве утверждается реализм (от позднелат. realis – вещественный, действительный) – направление в литературе и искусстве, правдиво и объективно отражающее действительность средствами, присущими определенному виду художественного творчества. По своей идейной направленности он приобретает критическую форму, становясь критическим реализмом. В европейской литературе продолжателями традиций реализма были О. де Бальзак, В. Гюго, Г. Флобер, П. Мериме, Ч. Диккенс, Б. Шоу и др. К выдающимся представителям критического реализма в русской литературе принадлежат А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, А.П. Чехов. В изобразительном искусстве реализм достиг своего полного раскрытия именно в XIX в. Это было во многом связано с утверждением материализма в философии, повышением уровня общественного сознания, развитием промышленности, техники, естественных и социальных наук. Одним из основоположников открыто обличительного искусства XIX в. стал Ф. Гойя. Крупнейшим представителем демократического реализма стал Г. Курбе, назвавший свою программную выставку «Павильон реализма» (1885). В разной степени реализм проявлялся в работах Ж. Милле, Э. Мане, О. Родена во Франции, К. Менье в Бельгии, А. Менцеля, В. Лейбля в Германии. Одним из родоначальников русского демократического реализма стал П.А. Федотов. Блестящими представителями реализма являлись передвижники (Товарищество передвижных художественных выставок, созданное в 1870 г.). В эту группу входили И.Н. Крамской, И.Е. Репин, В.И. Суриков, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, И.Л. Левитан и другие выдающиеся живописцы. Вершин реализма в музыкальном искусстве XIX в. достигло творчество Дж. Верди, Ж. Бизе, Р. Леонкавалло, Дж. Пуччини. Русскую национальную музыкальную школу прославили М.И. Глинка, П.И. Чайковский, композиторы «Могучей кучки» (М.А. Балакирев, А.Н. Бородин, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков и др.). Всемирную славу снискало русское балетное искусство. Традиции реализма развивал русский национальный театр. Во второй половине XIX в. смена художественных стилей и течений происходит сравнительно быстро в различных видах художественного творчества. В конце XIX в. в Европе сложилось новое направление в искусстве – символизм (от греч. symbolon знак, символ) как реакция на господство в гуманитарной сфере норм «здравомыслия». Зародившись во французской литературе в 1860-1870-е гг., символизм затем получил распространение в Германии, Австрии, Бельгии, Норвегии, России. Принципы символизма восходили к романтизму и идеалистической философии. Объективной действительности он противопоставлял мир видений и грез. Символ является инструментом, с помощью которого представители этого направления в искусстве стремились прорваться сквозь реальную видимую оболочку к скрытому от обыденного сознания глубинному смыслу явлений. Художник-творец рассматривался как посредник между реальным миром и миром сверхчувственным. Своим искусством символисты выражали желание уйти от гнетущей реальности в потусторонний смысл явлений, в постижение вневременных идеалов бытия. В их творчестве нашли наиболее полное отражение кризис общества, жизни, мироощущения, предчувствие трагических социально-исторических сдвигов. Основоположниками символизма стали французские поэты Ж. Мореас, С. Малларме, П. Верлен, А. Рембо. Его видными представителями были: в Германии – С. Георге, в Австрии – Г. Гофмансталь, Р. Рильке, в Бельгии – М. Меттерлинк, Ж. Роденбах, в Англии – О. Уайльд. В России символизм являл собой пример самого резкого размежевания различных его группировок: это и сторонники религиозного мистицизма (Д.С. Мережковский, З.П. Гиппиус), и приверженцы «чистого искусства» (К.Д. Бальмонт), и поэты, осознававшие реальности общественного исторического развития (В.Я. Брюсов, А.А. Блок). Своеобразное отражение символизм нашел в русском изобразительном искусстве. Наиболее ярким явлением, олицетворявшим это течение, стало творчество М.А. Врубеля. По-своему интерпретировали принципы символизма художники В.Э. Борисов-Мусатов, мастера «Мира искусства», «Голубой розы» и других творческих объединений. Символизм продолжал развиваться в ряде стран до первой мировой войны. Однако художественная исчерпанность его обнаружилась значительно раньше. В конце XIX столетия в искусстве возникает новый стиль – модерн (от франц. moderne – новейший, современный), сложившийся в условиях бурно развивающегося индустриального общества и роста самосознания различных общественных слоев. Родоначальниками модерна в архитектуре стали австрийские архитекторы О. Вагнер и Й. Ольбрих, бельгиец Х. ван де Вельде. Наиболее ярко новый стиль воплотился в архитектуре особняков, промышленных и торговых зданий, вокзалов, доходных домов. Ему были присущи отказ от ордерной системы и деления на конструктивные и декоративные элементы здания, динамичность и текучесть форм, определяющее влияние внутреннего пространства здания на его внешние формы. Наиболее типичным выразительным средством в искусстве модерна был орнамент характерных криволинейных очертаний, порой напоминающих природные формы и явления. В живописи широкое распространение получает панно, в скульптуре – рельефы. Целью модерна становится создание цельного, синтетического произведения искусства. Из числа наиболее видных представителей этого течения можно выделить архитекторов: Ф. Шехтеля, А. Гуади, В. Орта, Ч. Макинтоша; живописцев: Л. Гогена, Ф. Климта, Ф. Ходлера, Э. Мунка; скульпторов: Ж. Минне, Г. Обриста. В декоративно-прикладном искусстве, где модерн получил особенно широкое распространение, выделяются изделия Э. Гимара, Э. Галле, Р. Лалика. Большое развитие модерн получил в искусстве графики, ведущими специалистами которой были англичанин О. Бердсян, немцы Т. Хейне и Г. Фогелер, швейцарец Ф. Валлотон, в России А. Бенуа, К. Сомов, во Франции А. де Тулуз-Лотрек, Э. Грассе, в Австрии К. Мозер. Ярким направлением в искусстве последней трети XIX в явился импрессионизм (от франц. impression – впечатление) сложившийся во французской живописи под влиянием представителей критического реализма. Группа художников: К. Моне, О. Ренуар, Э. Дега, К. Писсаро, А. Сислей, Б. Моризо и др. объединилась в борьбе за обновление искусства, преодоление салонного академизма. Импрессионизм продолжил начатое реализмом освобождение от условностей классицизма, романтизма и академизма. Его внимание было сосредоточено на красоте повседневной, обыденной действительности, на постоянной изменчивости окружающего мира, на передаче художественными средствами силы и свежести первого впечатления. Мастерами этого направления была разработана живописная система разложения сложных тонов на чистые цвета, которые как бы смешивались не на палитре художника, а в глазу зрителя. В конце XIX в. художественные традиции импрессионизма были творчески переработаны представителями различных направлений французской живописи, получивших собирательное название постимпрессионизм, представители которого (П. Сезанн, В. ван Гог, П. Гоген, А. де Тулуз-Лотрек и др.) искали пути перехода от импрессионистической фиксации отдельных мгновений жизни к воплощению ее длительных состояний, как духовных, так и материальных. Наряду с этим течением в 70–80-е гг. XIX в. формируются новые направления в архитектуре и искусстве – «неоавангардизм» («поздний модернизм»), последовательно развивавший модернистские концепции, и постмодернизм, противопоставивший себя последнему. XIX век оставил человечеству не просто сумму выдающихся достижений культуры и острые нерешенные социальные проблемы. Он заложил фундамент новой европейской цивилизации, в основе которой лежит индустриализм, политическая демократия и духовный плюрализм. Рекомендуемая литература Березовская Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры: В 2 ч. М., 2002. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избр. соч. М., 1991. Всеобщая история искусств: В 6 т. М., 1983. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М., 1993. Ильина Т.В. История искусств: Отечественное искусство. М., 1994. Калитина Н.Н. Французское изобразительное искусство конца XVI–XX вв. Л., 1990. Культурология. История мировой культуры / Под ред. А.Н. Марковой. М., 2002. Мировая художественная культура / Под ред. Б.А. Эренгросс. М., 2001. Популярная художественная энциклопедия: В 2 т. М., 1986. Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX – начала XX века. М., 1993. Феминизм: перспективы социального знания. М., 1992. Вопросы для самопроверки 1. Что явилось основой культурного взлета европейских стран в XIX в.? 2. Назовите основные художественные течения в европейской культуре XIX в. 3. В чем заключается феномен русской культуры XIX в.? Почему она стала важнейшей формой самовыражения нации? 4. Дайте характеристику основных художественных течений России XIX в.? 5. В чем состоит специфика «серебряного века» русской культуры? Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |