|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Сегодня мы отчетливо различаем последний мощный всплеск европейского киноискусства — 1960-е годы, когда «второе дыхание» обрели традиционно признанные киношко лы (французская, шведская, итальянская, германская, совет ская) и сформировался ряд новых (венгерская, чешская, польская). В киноведении распространилась точка зрения, согласно которой основным импульсом развития киноискус ства во второй половине XX в. стала «новая французская волна» и прежде всего, адаптация начинающими режиссерами радикальной эстетики Ж.-Л. Годара. При этом «веер» худо жественных влияний повторял формулу, выведенную самим режиссером в картине «История(и) кино» (1995) — Годар как единый «центр», от которого расходятся «лучи» в направле нии, например, Бертолуччи, Альмодовара или Вонг Кар-Вая. Другие (например, режиссеры А. Кончаловский, К. Шахназа ров) определяли в качестве «отцов-основателей» Ф. Фелли ни, И. Бергмана, Л. Бунюэля, А. Куросаву. Однако этот перечень был бы не полноценен без имен М. Антониони и Л. Висконти. Опираясь на различные фило софские концепции (экзистенциализм, декаданс, юнгианство), все эти мастера по сути исследовали единую проблему смысла человеческого существования, но в различных тональ ностях. М. Антониони, И. Бергман, Ж.-Л. Годар — в драмати ческой, Л. Висконти и А. Куросава придали теме трагический пафос, Ф. Феллини и Л. Бунюэль перевели извечный «про клятый вопрос» на язык гротеска. Каждый из них выработал собственную авторскую стилистику, аудиовизуальный рису нок образов и характерный ритм экранного повествования. Впоследствии режиссеры, дебютировавшие в 1980-е — начале 1990-х годов (Д. Джармуш, П. Гринуэй, Э. Кустурица, П. Аль- модовар, Л. фон Триер, Вонг Кар-Вай и др.), так или иначе были втянуты в орбиту художественных открытий 1960-х. Поэтому неизбежно в этом «поименном» движении улавлива ется трансформация общих философских концепций и сти листических приемов, пульсация сходного мироощущения и эстетики.
История искусства, по большому счету, строится на варь ировании нескольких мегатем и поиске «золотого сечения» в архитектонике взаимоотношения человека с миром (объек тивным и ирреальным). Теоцентрическая и антропоцентри ческая модели как базовые концепты развития культуры и цивилизации сменяли друг друга на протяжении столетий, трансформируя художественную философию и образный язык той или иной эпохи. XX в. сформировал систему но вых — экранных искусств, но по-прежнему оставил неразре шенным главный вопрос о смысле' человеческой жизни. Лю бовь и предательство, власть и смерть, вера и познание, смирение и борьба по сей день остаются координатами худо жественного творчества. В том числе и в кино. Лидеры совре менной режиссуры, вплетая новые нити в орнаментику кино искусства, на новом витке возвращаются к исходному принципу, когда кинопроизведение «проверяется, испытыва- ется литературой, живописью, классической музыкальной формой» (А. Сокуров).
ЛИТЕРАТУРА
1. Антониони об Антониони. М., 1986. 2. Бергман И. Латерна магика. М., 1989. 3. Бергман о Бергмане. М., 1986. 4. Бондарава Е.Л. Кшематограф i л!таратура: творы беларусюх шсьменшкау на экране. Мн., 1993. 5. Бондарева Е Л. От сердца — к сердцу: Страницы жизни и творчества кинорежиссера В. Турова. Мн., 2001. 6. Бунюэль о Бунюэле. М., 1989. 7. Висконти Л. Статьи. Свидетельства. Высказывания / Сост., ред. и авт. коммент. Л.К. Козлова. М., 1986. 8. Висконти о Висконти: Пер. с итал. / Предисл. В. Божовича. М., 1990. 9. Власов М.П. Советское киноискусство 50—60-х гг. М., 1993. 10. Все белорусские фильмы: В 2 т. Т. 1. Игровое кино (1926-1970). Мн., 1996. Т. 2. Игровое кино (1971-1983). Мн., 2000. 11. Гене И.Ю. Бросившие вызов: Японские кинорежиссеры 60-70-х гг. М., 1988. 12. Псторыя кшамастацтва Беларуси У 4 т. Т. 1. 1924—1959 гг. / А.В. KpaciHCKi. Мн. 2001. 13. Псторыя кшамастацтва Беларуси У 4 т. Т. 2. 1960—1985 гг. / Г.В. Ратшкау, А.А. Каршлава, А.В. KpaciHCKi. Мн., 2001. 14. Долгов К.К., Долгов К.М. Федерико Феллини. Ингмар Бергман: Фильмы. Философия творчества. М, 1995. 15. Жанкола Ж.П. Кино Франции (1958-78 гг.). М., 1984. 16. Зайцева Л.А. Эволюция образной системы советского фильма 60-80-х гг. М., 1991. 17. Заславский Б.Г., Заславский О.Б. Карнавальные обличья то талитарной психики (К анализу «Амаркорда» Феллини) // Киновед ческие записки. 1995. № 27. С. 43-51. 18. Заславский О. Отпечатки невидимого // Там же. № 26. С. 120-132. 19. Ивасаки А. История японского кино. М, 1966. 20. Ингмар Бергман: Приношение к 70-летию: Сборник. М., 1991. 21. Кинематограф оттепели. М., 1996. 22. Кино Великобритании: Сб. ст. М., 1970. 23. Кино Италии: Неореализм: Пер. с итал. / Сост., вступ. ст. и коммент. Г.Д. Богемского. М, 1989. 24. Киноведческие записки. М., 1991. № 10.
25. Киноведческие записки. М., 1992. № 14. 26. Киноведческие записки. М., 1994. № 24. 27. Киноведческие записки. М., 1996. № 29. 28. Киноведческие записки. М., 1997. № 34. 29. Киноведческие записки. М., 1998. № 38. 30. Киноэнциклопедический словарь. М., 1987. 31. Козлов Л. Лукино Висконти и его кинематограф. М., 1987. 32. Комаров СВ. История зарубежного кино. Т. 1. М, 1965. 33. Коссак Е. Экзистенциализм в философии и литературе. М, 1980. 34. Кракауэр 3. Психологическая история немецкого кино: От Калигари до Гитлера. М, 1977. 35. Красинский А. Юрий Тарич. Мн., 1971. 36. Красинский А. В. Кино: игровое плюс документальное. Мн., 1987. 37. Краснова Г.В. Кино ФРГ. М., 1987. 38. Мир и фильмы Андрея Тарковского: Размышления, исследо вания, воспоминания, письма. М., 1991. 39. Михалек В. Заметки о польском кино. М., 1964. 40. Нечай О.Ф. Основы киноискусства. М., 1989. 41.Ниси С. Форма времени и образ времени: О двух фильмах Акиры Куросавы // Киноведческие записки. 1996. № 31. С. 199—213. 42. Пави П. Словарь театра. М., 1991. 43. Плахов А. Катрин Денев. М., 1989. 44. Рошаль Г. Дзига Вертов. «Жизнь в искусстве». М., 1982. 45. Садуль Ж. История киноискусства: от его зарождения до на ших дней. М, 1957. 46. Садуль Ж. Чарли Чаплин. «Жизнь в искусстве». М., 1981. 47. Сато Т. Кино Японии. М., 1988. 48. Словарь французского кино. Мн., 1998. 49. Современное белорусское кино. Мн., 1985. 50. Теплиц Е. История киноискусства: В 4 т. Т. I. М., 1968. Т. III. М., 1971. Т. IV. М., 1973. 51. Трауберг Л., Дэвид У. Гриффит. «Жизнь в искусстве». М., 1981. 52. Трошин А.С. Венгерское кино: 70-80-е гг. М., 1986. 53. Трюффо о Трюффо: Фильмы моей жизни. Статьи. Интервью. Сценарии. М., 1987. 54. Туровская М. 7 и '/2, или Фильмы А. Тарковского. М., 1991. 55. Феллини о Феллини. М., 1988. 56. Феллини Ф. Делать фильм. М., 1984. 57. Чаплин Ч. Моя автобиография. М., 1966. 58. Шкловский В. Эйзенштейн. «Жизнь в искусстве». М., 1976. 59. Эйзенштейн СМ. Неравнодушная природа // Избранные произведения: В 6 т. Т. 3. М., 1964.
60. Arrowsmith W. The Poet of Images. N.Y., 1995. 61. Franklin G. New German Cinema: From Oberhausen to Hamburg. Boston, 1983. 62. Kinder M., Houston B. Close-up. A critical perspective on film. N.Y.; Chicago; San-Franc; Atlanta, 1972. 63. Krolikowska E. Sladami Bunuela: kino hiszpanskie. Warszawa, 1988. 64. Miczka T. W Cinecitta i okolicach. Krakow, 1993. 65. Greenaway P. Wybor i redakcja E. Mazierska. Warszawa, 1992. 66. Plazewski J. Historia filmu. Wroclaw; Warszawa; Krakow, 1995. 67. Rohmer E. The taste for Beauty. N.Y., Melbourne; Sydney, 1989.. 68. Werner A. Dekada filmu. Warszawa, 1997.
•
Учебное издание
Агафонова Наталья Анатольевна •
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.012 сек.) |