АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Кино Беларуси 1920-х годов

Читайте также:
  1. Архитектура Беларуси в ХХ столетии. Эклектика, модерн, конструктивизм, неоклассицизм. Достижения современной белорусской архитектуры и градостроительства Беларуси.
  2. Барокко и рококо в дворцово-парковом зодчестве Беларуси (XVI– XVIIIвв.)
  3. Бархатные революции в Европе в начале 90х годов XX века.
  4. Билет 29. Реформы 60-70-х годов ХIX в. Крестьянская реформа.
  5. Борьба за лидерство: Л.П. Берия, Г.М. Маленков, Н.С. Хрущев. Реформы 50-х – начала 60-х годов
  6. Борьба за лидерство: Л.П.Берия, Г.М.Маленков, Н.С.Хрущев. Реформы 50-х – начала 60-х годов
  7. Бронзовый век на Беларуси
  8. Буржуазные реформы 1860-1870-х годов: сущность и значение. Контрреформы 1880-1890-х годов.
  9. В 60-х - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 90-х ГОДОВ XIX в.
  10. В контексте немецкого кино 1930-х годов
  11. Валютная система и валютный контроль в национальной экономике Беларуси
  12. Ведомость потребности в мерительном инструменте на годовую программу

 

Все достижения и просчеты белоруской кинематографии этого времени следует рассматривать в контексте единой совет­ ской системы. Рождение белорусского кино до сих пор связыва­ ется с 1924 г., когда было создано «Белгоскино» — Государствен­ ное управление по делам кинематографии при Наркомпросе БССР. Парадоксальным образом началом кинематографического процесса в Беларуси считается учреждение цензурного по сути органа, а не создание первого фильма. Между тем, первые хрони­ кальные ленты были сняты в 1925 г. на первомайской демонстра­ ции в Минске оператором М. Леонтьевым. А первая игровая картина «Лесная быль» появилась в 1926 г.

Самой крупной фигурой белорусского кино 1920-х годов является Юрий Тарич (1885-1967). Он создал два произведе­ ния, значительно опередившие по своей художественной ценности всю остальную национальную кинопродукцию того времени.

Фильм «Лесная быль» Тарич поставил на основе повести М. Чарота «Свинопас». В героико-приключенческом жанре ре­ жиссер рассказывает о партизанской борьбе белорусов в пери­ од Гражданской войны. Главный герой

киноленты — молодой Гришка-свино­ пас — энергичен, отважен, порывист. В этой роли снялся непрофессиональ­ ный исполнитель Л. Данилов, темпе­ рамент которого целиком соответ­ ствовал натуре экранного персонажа, умеющего выпутаться из самых безвыходных положений, играючи преодолеть любые опасности.

Одно из главных достоинств картины — подлинность атмосферы.

Типичные белорусские пейзажи: лес, Юрий Тарич


 

 

река, сельская улица, крестьянские дома — сочетаются в филь­ ме с выразительными портретами крестьянских лиц. Короткий междукадровый монтаж как бы взламывает изнутри неспеш­ ный ритм деревенской жизни и усиливает динамику происхо­ дящих событий.

В этой картине Тарич продемонстрировал высокое мастер­ ство кинорежиссуры, поднимаясь в отдельных эпизодах до уровня символико-метафорического обобщения. Например, в сцене публичного расстрела польскими офицерами группы бе­ лорусских мужиков Тарич с документальной скрупулезностью

«выписывает» мрачный ритуал казни: одинокие фигуры кресть­ ян противопоставлены четкой шеренге солдат; усталые лица молча смотрят в дула винтовок и также молча отворачиваются от ксендза. Это совершенно конкретное событие режиссер превращает в образ масштабной трагедии: офицер взмахивает шашкой, подавая сигнал к выстрелу,— Тарич выкадрировывает сияющее на солнце лезвие, готовое «вспороть» небо и кроны бе­ рез, и трижды настойчиво повторяет этот план, чтобы зритель увидел иной смысл: меч занесен над Беларусью.

В фильме «До завтра» (1929) Тарич впервые коснулся темы раздела Беларуси. Действие фильма происходит на территории Западной Беларуси в первой белорусской гимна­ зии. Персонажи четко разделяются на два непримиримых лаге­ ря: циничные властьпридержащие поляки (начальница приюта и ее сын, офицер полиции, владельцы мясной лавки) и светлые образы учащихся гимназии (Лиза Малевич, Язэп Шу- мейка). Молодые герои ведут активную подпольную агитацию за воссоединение с советской частью Беларуси. Конфликт стремительно перерастает в антагонистическое противостояние сторон, результатом чего становится сначала исключение из состава учащихся Лизы Малевич, а затем и вовсе закрытие гимназии. Кульминация фильма — суд над Лизой и восстание гимназистов на ее защиту. В финальном кадре героиня, депор­ тируемая на территорию советской Беларуси, искренне улыба­ ется и обещает зрителю: «До завтра».

С привычной достоверностью и точностью деталей режис­ сер воссоздает на экране жизненный уклад гимназистов. Но более важным достоинством фильма представляется экспрес­ сия пластических решений, метафорический монтаж, позволя­ ющие автору порой достигать эйзенштейновской силы эмоцио-


 

нального напряжения. Так, сцена разоблачения доносчика Бориса начинается с общего плана класса. Следующий кадр укрупняет надпись на доске: «Даносчыку рую не падаем». Вхо­ дит Борис и, как обычно, направляется к своей парте. Внезап­ но он оборачивается и начинает медленно приближаться к доске. В этот момент Тарич использует прием субъективной камеры, отождествляя ее с персонажем. Камера движется рывками, словно взволнованный человек, замирает и «читает» беспощадную фразу, которая «рассыпается» на отдельные сло­ ва-кадры. Затем следует изобразительно-монтажная эксплозия. Экран «взрывается» каскадом коротких эпизодов: гневный взгляд Бориса, лица гимназистов, обидная, фраза, снова глаза Бориса и опять напряженное молчание класса, пауза-цезура и — яростное негодование Бориса, срывающего с кокарды «Па- гоню» (эмблему гимназии) и злобно втаптывающего ее в поло­ вицу каблуком ботинка.

Юрий Тарич не совершил великих кинематографических открытий, но он блестяще освоил и органично использовал ху­ дожественный опыт своих выдающихся современников — прежде всего представителей советской киношколы. Он был не только профессионалом, но и, безусловно, талантливым режис­ сером, значительно опередившим в своем творчестве многих более удачливых соратников. Именно фильмы «Лесная быль» и «До завтра», а не, к примеру, лента В. Гардина «Кастусь Ка- линовский» (1928) определили художественный уровень бело­ русского кино в 1920-е годы.

В целом для кинематографа 1920-е годы можно считать

«золотым веком», превратившим дешевый аттракцион в са­ мостоятельный вид искусства, а неофитов экрана — в выдаю­ щихся мастеров. Гриффит, Чаплин, Ланг, Шёстрём, Клер, Эй­ зенштейн и другие режиссеры посредством движущегося изображения научились рассказывать сложные разветвленные истории, передавать психологическое состояние персонажа и, на­ конец, создавать обобщенные художественные образы. Вырази­ тельная сила экранного языка достигла в их произведениях непрогнозируемого, неожиданного размаха благодаря пластичес­ кой экспрессии изображения (композиция кадра, ракурс, план, свет и тень) и междукадровому монтажу (ассоциативно-метафо­ рическому и ритмизированному соединению эпизодов).

 


 

Кино не только доказало свое право называться искус­ ством, но и обогатило мировую художественную культуру первыми экранными шедеврами: «Нетерпимость», «Золотая лихорадка», «Кабинет доктора Калигари», «Усталая смерть»,

«Метрополис», «Антракт», «Броненосец "Потемкин"», «Мать»,

«Земля» и др.


 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)