|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Пример образовательного проекта «Эффективный учитель»Творческая группа: Класс: Консультант: Тип проекта: исследовательский, межпредметный. Время выполнения: 5 уроков. Цель: изучить личностные качества современного учителя-профессионала. Задачи. Познавательная. Актуализировать знания по проблеме особенностей выбора профессии типа «Человек - человек». Ученики должны знать: • типы профессий; • основные требования, предъявляемые к каждому типу про • факторы, оказывающие влияние на выбор профессии; • особенности профессии «учитель». Ученики должны уметь: • отбирать нужную информацию из различных источников; • проводить исследования по проблеме; • выдвигать гипотезу и находить пути ее решения;
• осуществлять качественный и количественный анализ резуль • устанавливать причинно-следственные зависимости лично • анализировать свои личностные качества; • определять качества учителя-профессионала. интерес к педагогической профессии. _____________________________________________________ 113 Темы микропроектов (направления работы): 1. «Проблема профессионального самоопределения». 2. «Учителем рождаются или становятся?» 3. «Личность учителя-современника». Планируемый результат. Модель эффективного учителя современного общества. Вопросы, на которые должен быть дан ответ в содержании проекта: • что лежит в основе профессионального самоопределения? • генотипические и средовые влияния на выбор профессии. • характеристика типов профессий. • основные требования к профессии «учитель». • какими качествами должен обладать учитель-современник. Проблема профессионального самоопределения особенно актуальна для выпускника третьего тысячелетия, так как в обществе наблюдаются парадоксальные явления: несоответствие значимости профессии и ее статуса в обществе. Как сделать так, чтобы и профессия нравилась, и оплата была достойная ее значению для общества. Казалось бы, педагогическая профессия самая значимая для формирования личности, однако низкий статус и заработок не позволяют выпускникам школы осуществить выбор этой профессии. Социологический опрос, проведенный среди десятиклассников педагогической гимназии, показал такие результаты: 75% учеников привлекает профессия педагога, однако лишь 25% учеников будут поступать в педагогический университет. Причину обозначили сами ученики: низкий статус профессии и низкий уровень заработной платы. Проект содержит в себе описание и анализ генотипических и средовых факторов, оказывающих влияние на выбор педагогической профессии. Анализируются качества учителя-профессионала. А так же описываются требования общества к данной профессии на современном этапе, результатом стала модель эффективного учителя-современника. Лучше всего смысл такого рода трудностей раскрывает понятие скважин, введенное в оборот литературоведами-психологами ГГ. Граник, Л.А. Концевой, С.М. Бондаренко: скважины — это «своего рода смысловые пробелы, «дырки», которые подразумевают, что читатель что-то хорошо знает и без объяснений». Однако для современного читателя-школьника, не отягощенного сведениями историко-культурного характера, скважины чаще всего так и остаются скважинами, «дырками», в которые «проваливаются» целые предложения, абзацы, а то несколько страниц текста, будто написанного на «чужом языке». Лотман приводит такой пример. Не зная правил проведения дуэли и смысла дворянского понятия чести, трудно понять и саму сцену дуэли между Онегиным и Ленским, и ее роль для понимания образа главного героя. Расшифровке таких скважин посвящена большая часть «Комментария» Лотма-на к пушкинскому роману и многие другие книги. Обо всем этом мне пришлось говорить во время предварительных бесед с исследовательской группой, главной мыслью которых стала следующая: чтобы не оказаться «в положении иностранцев или даже инопланетян» (Лотман), нам нужно войти в изучаемую эпоху, поместить себя внутри нее. (Разумеется, это требование касается всех юных читателей классики, а не только тех учащихся, которые решили посвятить себя изучению пушкинской эпохи.) Всякая культура, а культура быта в особенности, материальна, вещественна. Хорошо, конечно, прочитать у Лотмана, как наши прадеды подражали английскому дендизму или французской утонченности, но лучше все это увидеть самому. Где? В исторических фильмах или... в музее. Вот туда-то мы и отправились первым делом. Зрительный образ пушкинской эпохи помогла нам воссоздать экспозиция «Онегинского зала» Государственного музея А.С.Пушкина в Москве. Там, «в кабинете молодого человека» пушкинского времени, обставленном по авторским «ремаркам», мы увидели и «янтарь на трубках Цареграда», и «духи в граненом хрустале», и старинные, тяжелые бутылки из-под «вина кометы»... Одно положительное следствие от экскурсии проявилось сразу: она возбудила в девятиклассниках эстетическое восхищение красотой пушкинской поры — искусством, образом жизни дворянства, ------------------------------------------------------------------------------------------- 117 костюмами, манерами, деталями быта. Только после этого принимаемся за изучение ci к-1. тературы по истории культуры и быта русского дно Списоклитературы для проектной группы: Логмш i о русской культуре: Быт и традиции русского дворяш i начал о XIX века). - СПб., 1994; Лотман, Ю.М. Роман \ на «Евгений Онегин»: Комментарий. — Л.,1983 (и «Очерк дворянского быта онегинской поры»); Гордин, А. М I дин, М.А. Пушкинский век: Панорама столичной жизни. - ' 1995; Коротова, М.А. Путешествие в историю русскоi М., 1998; Марченко, Н.А. Литературный быт пушкинск^ Литература в школе. — 1997. — № 4 (Салон. Альбом); № 7 ohm праздники. Маскарад); 1998. - № 2 (Парад. Бал); № 5 («Мы учились понемногу.,.»; В театральных креслах); № 7 («В* моде очень близко...». «Как dendy лондонский одет...»); 1999.-Nil 2 (Дуэль). Разумеется, кроме общих работ, каждый из учеников чит;и и прорабатывал еще по нескольку источников. В итоге каждый проектант проработал не менее 8—10 научных книг, что намного превышало обычный уровень автора школьного реферата. Да, работать с первоисточниками было трудно. Неизбежные трудности, сопутствующие любой научной работе, как-то: трудность языка, работа с картотекой или заказ книги в читальном зале — для школьников оборачиваются настоящей катастрофой. И вот здесь-то необходима помощь и поддержка учителя. Стоит объяснить ребятам, что желание бросить начатую работу порой возникает почти у каждого человека. Это нормальное явление, свойственное юным исследователям в той же мере, что и взрослым. Отступление второе — о целесообразности знания «поэтики быта» Литературный текст не существует сам по себе, а поэтому должен исследоваться в более широком культурно-социологическом контексте, куда входит и быт как образ жизни, обычаев определенной группы людей. В XIX веке понятие быта не имело тех отрицательных коннотаций, которые оно имеет сейчас (быт — рутина, мелкая интрига и т.п.). Быт понимался как обычное протекание жизни, как вещи, окружающие человека, как его привычки и каж- 118 _______________________________________________ додневное поведение. Быт отражается в литературе, а литературные образцы, в свою очередь, влияют на бытовое поведение людей. Так возникает «поэтика быта», знание которой «позволяет сделать ярче и понятнее литературные персонажи...». Дворянская жизнь была организована, упорядочена до мелочей. Все имело значение: цвет перчаток, и положение веера, и особые детали костюма. Важнейшими структурными элементами дворянского быта были карты и дуэль, бал и парад, театр и маскарад. Помимо чисто бытовых функций, они выполняли еще и социально-знаковую роль. Например, дуэль — это не просто поединок двоих, а процедура восстановления чести, бал — не только сами танцы, но и целое театрализованное представление со своим ритуалом, так называемой «грамматикой бала». Исследователь художественных текстов, в роли которого в данном случае выступает ученик, не может не учитывать отражения этих особенностей дворянской жизни в произведениях прошлого. Подводя итог разговору о трудностях, следует заметить, что метод проектов позволяет формировать некоторые личностные качества. В первую очередь это относится к таким волевым качествам, как умение брать ответственность за выбор и решение идти до конца, преодолевая трудности. Другая цель проекта, что вытекает из самого определения «исследовательский» — развитие творческого мышления, исследовательских навыков, самостоятельности, — также играет огромную роль в формировании личности учащегося. Планирование. Планирование — это и выделение этапов выполнения проекта, и составление плана предстоящей работы (планирование в узком смысле), и, наконец, структурирование самого проекта, то есть его вербальной части, которая в данном случае отождествлялась с рефератом. План для каждого конкретного ученика составлялся индивидуально: давались задания, намечались примерные сроки исполнения и предполагаемый результат. Вот, например: 1. Прочитать литературу о дуэли, законспектировать, сделать 2. Изложить содержание прочитанного в виде реферата по сле _____________________________________________________ 119 Дуэль и честь. Отношение общества к дуэли и дуэлянтам; Этика дуэльного поведения; Дуэльная традиция. 3. Параллельно читать произведения, в которых тема дуэли является ведущим мотивом («Евгений Онегин», «Выстрел», «Княжна Мери», «Испытание» и «Вечер на бивуаке» Бестужева-Марлинского). Разумеется, не все из прочитанного или написанного может войти позже в окончательный текст. Выполнение. Под выполнением здесь понимается собственно выполнение проекта, — вне всякого сомнения, самой важной части исследовательской деятельности. Выполнение проходит в два этапа: написание самой работы, оформление проекта. На обоих этапах помощь руководителя проекта сведена к минимуму. Ученик остается один на один с чистым листом бумаги и испытывает всем известные муки творчества. Однако и учителю не до отдыха: приходится два-три раза читать черновики (сначала по главам, потом и весь текст), отклонять написанное, если ученика «повело не туда», добавлять необходимое, осуществлять редакторскую правку. Но и это еще не все. Учитель (ученик ничего не знает об этом) читает всю литературу по каждой из предложенных тем, готовит свои планы, подбирает факты и цитаты, то есть проделывает всю ту работу, что и каждый из проектантов, только в свернутом виде — он не пишет саму работу. На все это уходит не меньше полугода — работа адская, но зато и удовольствие ни с чем не сравнимое. Надеюсь, читатель не забыл, что мы занимались Пушкиным (а некоторые еще Грибоедовым, Гоголем) и его эпохой. Поскольку все проектанты работали в одном русле, существовала опасность получить в итоге одинаковые проекты: первая часть — реферативная (у одних в большей степени описательная, у других — аналитическая), вторая часть — самостоятельный анализ текстов. Этого, однако, не произошло, композиция каждой работы была полностью оригинальная и определялась «своей» темой. Интересен в этом смысле проект, посвященный театру пушкинской поры. Если в первой главе рассказывается о внешнем и внутреннем убранстве театра, о театральном репертуаре, актерах и зрителях, то вторая глава представляет собой добротно сделанный «путеводитель» (комментарий) по театральным строфам «Евгения Онегина». Разумеется, все помнят несравненные пушкинские строки: 120________________________________.______________ Волшебный край! Там в стары годы. Сатиры смелый властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы, И переимчивый Княжнин... Но что означают все эти кресла, партеры, лорнеты и двойные лорнеты, весь этот нескончаемый список театральных деятелей, мало знакомых современному школьнику? Конечно, все школьные издания романа снабжены сносками и комментариями, однако кто в наше время — я имею в виду рядового школьника — читает комментарии? Ученик проделал огромную работу, сопоставив объяснение «темных», как мы их назвал и, мест, относящихся к теме театра, у разных комментаторов романа — Н.Л.Бродского и Ю.М-.Лотмана, и, кроме того, обратившись к специальной литературе. В результате получился своеобразный «путеводитель» по теме театра в пушкинском романе. В общем, каждый идет своим путем, сообразуясь с собственным замыслом и даже с собственной интуицией, но в итоге получилось семь законченных исследований, — говоря словами поэта, «хороших и разных». Отдельно стоит сказать об оформлении проектов, которое оценивается на защите совершенно самостоятельно. Прежде всего, оформление рукописи должно было отвечать стандартным требованиям: вьщелять в себе введение, основную часть и заключение, а в основной части — главы, параграфы и абзацы; включать оглавление и список научной литературы и источников. Для любого научного работника, а также студента, пишущего курсовую или дипломную работу, здесь нет ничего нового. Особое внимание уделяется культуре цитирования и оформления сносок. «Ни одной цитаты без кавычек!» Разумеется, школьные доклады, рефераты, проекты могут быть приняты как написанные от руки, так и напечатанные на машинке или компьютере. Но все мои ученики предпочли последний, современный путь. Итак, любое дело должно быть доведено до конца. Это требование испытали на себе все проектанты, и думаю, что само это умение _____________________________________________________ 121 очень пригодится им в дальнейшем, даже если никто из них и не посвятит себя филологии. А вот способность к научной работе вообще продемонстрировал в процессе исследования каждый из них. Исследовательский проект, помимо рукописи, включает в себя различные иллюстрации, рисунки, схемы и т.п. Современные технические средства, прежде всего, конечно, компьютер, были использованы моими ребятами на все сто процентов. После выполнения проекта все ученики пишут небольшое сочинение, в котором они со стороны пытаются оценить свою работу. Защита. К защите предъявляется лишь видимая часть айсберга — сам выполненный проект. Никто из комиссии не знал только одного — что скрывалось под верхушкой айсберга. Вот почему в технологии проектной деятельности такое большое внимание уделяется критериям оценки проекта. Следует оценивать не только рукопись (проект как результат!), но и процесс проектирования, а значит, помимо качества записки оценивать также интеллектуальную активность, уровень творчества и самостоятельности, деловые и волевые качества проектанта. Этап защиты проекта можно превратить в настоящий праздник, на котором могут присутствовать не только члены экзаменационной комиссии, но и родители, гости. Перспективы. Проект как метод тем и хорош, что позволяет развивать уже приобретенные навыки исследовательского труда на другом материале и другими средствами. Почти все участники Пушкинского проекта в конце писали, что тема может быть продолжена ими в дальнейшем, при изучении литературы второй половины XIX века. Метод проектов, несомненно, перспективен как новая эффективная форма научного творчества учащихся. Обладая признаками технологии, то есть способностью к повторению, воспроизведению, метод может быть применен любым учителем в своей школе или классе. Подходящую тему учитель всегда найдет, исходя из собственного опыта. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |