АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Три шахматных сонета

Читайте также:
  1. БЕСКОНЕЧНОСТЬ ШАХМАТНЫХ ВАРИАЦИЙ

 

 

 

В ходах ладьи -- ямбический размер,

в ходах слона -- анапест. Полутанец,

полурасчет -- вот шахматы. От пьяниц

в кофейне шум, от дыма воздух сер.

 

Там Филидор сражался и Дюсер.

Теперь сидят -- бровастый, злой испанец

и гном в очках. Ложится странный глянец

на жилы рук, а взгляд -- как у химер.

 

Вперед ладья прошла стопами ямба.

Потом опять -- раздумие. "Карамба,

сдавайтесь же!" Но медлит тихий гном.

 

И вот толкнул ногтями цвета йода

фигуру. Так! Он жертвует слоном:

волшебный шах и мат в четыре хода.

 

 

Движенья рифм и танцовщиц крылатых

есть в шахматной задаче. Посмотри:

тут белых семь, а черных только три

на световых и сумрачных квадратах.

 

Чернеет ферзь между коней горбатых,

и пешки в ночь впились, как янтари.

Решенья ждут и слуги, и цари

в резных венцах и высеченных латах.

 

Звездообразны каверзы ферзя.

Дразнящая, узорная стезя

уводит мысль,-- и снова мысль во мраке.

 

Но фея рифм -- на шахматной доске

является, отблескивая в лаке,

и -- легкая -- взлетает на носке.

 

 

Я не писал законного сонета,

хоть в тополях не спали соловьи,--

но, трогая то пешки, то ладьи,

придумывал задачу до рассвета.

 

И заключил в узор ее ответа

всю нашу ночь, все возгласы твои,

и тень ветвей, и яркие струи

текучих звезд, и мастерство поэта.

 

Я думаю, испанец мой, и гном,

и Филидор -- в порядке кружевном

скупых фигур, играющих согласно,--

 

увидят все,-- что льется лунный свет,

что я люблю восторженно и ясно,

что на доске составил я сонет.

 

<1924>

 

--------

Берлинская весна

 

 

 

Нищетою необычной

на чужбине дорожу.

Утром в ратуше кирпичной

за конторкой не сижу.

 

Где я только не шатаюсь

в пустоте весенних дней!

И к подруге возвращаюсь

все позднее и поздней.

 

В полумраке стул задену

и, нащупывая свет,

так растопаюсь, что в стену

стукнет яростно сосед.

 

Утром он наполовину

открывать окно привык,

чтобы высунуть перину,

как малиновый язык.

 

Утром музыкант бродячий

двор наполнит до краев

при участии горячей

суматохи воробьев.

 

Понимают, слава Богу,

что всему я предпочту

дикую мою дорогу,

золотую нищету.

 

 

Когда весеннее мечтанье

влечет в синеющую мглу,

мне назначается свиданье

под тем каштаном на углу.

 

Его цветущая громада

туманно звездами сквозит.

Под нею -- черная ограда

и ящик спереди прибит.

 

Я приникаю к самой щели,

ловлю волнующийся гам,

как будто звучно закипели

все письма, спрятанные там.

 

Еще листов не развернули,

еще никто их не прочел...

Гуди, гуди, железный улей,

почтовый ящик, полный пчел.

 

Над этим трепетом и звоном

каштан раскидывает кров,

и сладко в сумраке зеленом

сияют факелы цветов.

 

1925 г.

 

--------


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)