АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Этикет и протокольная одежда. Дипломатическая форма

Читайте также:
  1. E Парами формаліну
  2. E-240 Формальдегид – Formaldehyde – консервант.
  3. HTML - Урок 3. Форматирование текста
  4. II. Учебно-информационная модель
  5. III часть Menuetto Allegretto. Сложная трехчастная форма da capo с трио.
  6. III. Внутренняя форма слова. Мотивация номинации.
  7. III. Обеспечение деятельности аккредитованных представителей средств массовой информации
  8. IV. ІНФОРМАЦІЙНО-МЕТОДИЧНЕ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ
  9. MS Word 2007. Форматирование шрифта и абзаца
  10. VII. Форма представления индивидуальных сведений и сроки их хранения
  11. А. Личные мотивы выдачи информации
  12. Абстрактные модели защиты информации

Вопрос об одежде дипломата или об одежде, принятой на дипломатических раутах и других протокольных мероприятиях, играл и продолжает играть далеко не последнюю роль не только в протокольных нормах любой страны, но и в обществе в целом. Строгие правила ношения одежды в полном соответствии с тем или иным официальным поводом всегда были одной из важнейших составляющих этикета, в том числе этикета дипломатического. История протокольной практики нашей страны полностью подтверждает это. Здесь не только даньэтикету и так называемым светским условностям, но и следование сложившимся на протяжении веков нормам международной вежливости. А для любого дипломата вопрос о том, как одеваться по тому или иному поводу, — часть повседневной жизни, неотделимая от его профессии. Это особенно ощутимо в условиях работы за пределами своей страны.

Не только глубокое знание истории, политики, культуры чужой страны, но и ее традиций, обычаев и норм протокола позволяет дипломату успешно работать за рубежом, устанавливать и укреплять деловые связи. Поэтому всегда приходится помнить по крайней мере первую часть известной пословицы об “одежке”, по которой встречают. От первого контакта, от впечатления, произведенного при первом знакомстве, зависит нередко, как сложится карьера дипломата в данной стране. Отступление от установленных норм поведения, пренебрежение правилами посещения протокольных мероприятий, в том числе касающихся одежды, могут поставить дипломата в весьма неловкое, а порой и просто дурацкое положение. Криминалом это, конечно, не является, но репутацию в обществе может серьезно подмочить.

Среди протокольных казусов известен, например, случай, когда молодой протокольщик в одном из советских загранучреждений, получив пригласительный билет с пометкой: “форма одежды — black tie”, отправил посла на важный правительственный прием в черном галстуке. Присутствовавшие на этом обеде дипломаты долго перешептывались между собой, задавая риторический вопрос: “Кого из нас приехал хоронить советский посол?”

Поэтому требования строго соблюдать нормы этикета, хотя и называли его тогда “буржуазным”, содержались во многих инструктивных документах, направляемых Наркоматом по иностранным делам в наши дипломатические представительства за границей. В уже упоминавшемся циркуляре 1923 года, подписанном заведующим Протокольной частью НКИДФлоринским Д.Т., подчеркивалось, что отступление от общепринятых правил этикета может привести к нежелательным конфликтам. Конечно, такой подход к вопросам этикета, тем более “буржуазного”, приходилось согласовывать с лозунгами революционного времени, которые мораль “отжившего свой век” общества отрицали на корню.

Поэтому совершенно необходимые для практической работы дипломата инструкции приходилось сдабривать парой-тройкой идеологически выдержанных фраз: поскольку, мол, этикетэтот представителям рабочего-крестьянского правительства “чужд по духу”, то и “рабом” его становиться не следует, но тем не менее обстоятельства, мол, сильнее нас. А посему — “необходимый минимум” соблюдать надо и “подчиняться определенным правилам также приходится, так как к этому вынуждает настоящее положение дел”.

В инструкции НКИД подробно разъяснялось, как отвечать на визиты и приглашения на дипломатические приемы, обеды и завтраки, как рассылать самим такие приглашения, как выражать поздравления и соболезнования, как пользоваться визитными карточками и т. п. Специальные рекомендации, касающиеся одежды, содержались в разделе “Костюм”. Все было расписано предельно четко: “Днем во всех официальных случаях носится жакет (визитка). Воротничок (рубашки) крахмальный, ботинки черные, галстук темный” (“на траурные церемонии при жакете надевается непременно черный галстук”).

Фрак и смокинг носятся только вечером. Пояснялось, что днем фрак может быть надет лишь для вручения верительных грамот, но только, “если того безусловно требует обычай”.

В этом же разделе инструкции говорилось и о других правилах этикета, которые следует соблюдать при ношении фрака или смокинга, а также об отдельных деталях такого наряда.

В циркуляре НКИД 1923 года имелся еще один специальный раздел, который назывался “Церемониал для жен дипсостава и визиты дамам”

Женам полпредов и дипсостава рекомендовалось не слишком “увлекаться светской жизнью”, а ограничиваться лишь “необходимыми выездами на официальные приемы”. Туалеты жен должны отличаться “скромностью и простотой, ношение драгоценностей недопустимо”. Для дневных визитов “рекомендуется строгий “тайлер”, а для обедов и вечерних приемов декольтированное платье... При вечернем платье шляпа не носится... Одно и то же платье (та же проз-одежда, что и фрак) может носиться на все без исключения приемы и нет никакой надобности в нескольких платьях”.

Термином “прозодежда” называли в 20—30-е годы все протокольные наряды, которые приходилось одевать советским дипломатам и их женам, соблюдая требования “буржуазного”этикета (визитка, смокинг, фрак, вечернее длинное платье). Следует подчеркнуть, что требования эти соблюдались весьма строго и не только дипломатами в наших загранпредставительствах, но и на всех официальных протокольных мероприятиях, проводившихся в Москве с участием дипкорпуса. В качестве примера можно упомянуть несколько типов приглашений на различные виды дипломатических приемов, которые рассылались протоколом в 1929 году членам коллегии и заведующим отделами НКИД:

“ Чичерин приглашает Вас на вечер, устраиваемый в честь персидского посла, имеющий быть в понедельник в 9 часов вечера. Форма одежды — фрак”.

“Протокольный отдел сообщает, что обед у -т. Стомонянова (Член Коллегии. — Прим. авт.) в честь польского посланника... состоится в четверг 9 декабря в 8 час. 30 мин. вечера на Софийской наб., 14. Форма одежды — смокинг”.

Это приглашения на приемы вечерние: фрак, смокинг — альтернативы нет. А вот приглашение на дневной прием, где фрак или смокинг уже не требуются:

“Протокольный отдел извещает, что в воскресенье 7 ноября (национальный праздник!) состоится прием дипломатического корпуса от 2 до 5 часов на Софийской наб., 14. Форма одежды — жакет или темный пиджак”.

Насколько строго выдерживались требования этикета в отношении формы одежды на различных протокольных мероприятиях, проводимых в эти годы в столице Советского Союза, можно судить по переписке Протокольного отдела с советским полпредом в Норвегии в сентябре-октябре 1927 года (уже 10-я годовщина Октябрьской революции!).

Полпред А.М. Макар, собравшийся в командировку в Москву, просит проконсультировать его, что из имеющегося арсенала “спецодежды” ему следует взять с собой, так как “придется бывать у диппублики по различным поводам”. Брать весь комплект полпред полагает излишним, считая, что требования к протокольной одежде в Москве не столь строги, как, скажем, в Осло или Риме, где он работал раньше. Поскольку “вероятно, у нас все это сильно упрощено, однако, возможно, что кое-какие нормы в этом смысле соблюдаются, — говорится в письме в Протокольный отдел. — Вы меня очень обяжете, если информируете срочно о необходимом минимуме”.

И вот какой ответ (мягкий по форме, но весьма жесткий по существу) дает полпреду заместитель заведующего протоколом НКИД

Процитируем его полностью:

“Уважаемый товарищ,

Вы прибудете в Москву в разгар “сезона”. В ноябре большой прием у нас, несколько национальных праздников; начнутся журфиксы, завтраки и обеды. Поэтому, если это Вас не слишком затруднит, захватите с собой все разновидности нашей спецодежды. На дневных приемах мы бываем либо в пиджаках, либо чаще, в визитках. Смокинг нужен для обедов без дам. Фрак необходим для вечерних больших приемов и обедов с дамами. Поэтому необходимым “минимумом”, о котором Вы пишите, оказываются все перечисленные виды одеяний...”

Вышеупомянутые правила ношения протокольной одежды соблюдались достаточно долго. Изданное НКИД в 1938 году так называемое пособие к сдаче техминимума содержало аналогичные рекомендации в специальном приложении “Одежда и порядок ее ношения”: “Обычным повседневным костюмом дипломата является темный пиджак (летом возможен светлый). Днем, до обеда, в официальных случаях, носится либо черный пиджак, либо жакет (если ношение его принято в дипломатическом корпусе). Воротничок обязательно крахмальный. Галстук темный. Вечером носят фрак или смокинг. фрак надевается на обеды с участием дам и на большие вечерние приемы. Смокинг (костюм менее парадный) надевается на обеды, на которых дамы не участвуют, а также на небольшие вечерние приемы”.

Допускались отступления от изложенного порядка, но “только, если приглашающий предупреждает о желании видеть гостя в более скромном костюме”.

“Днем фрак носится лишь в особо торжественных случаях. Например при вручении верительных грамот и на торжествах, на которых дипломаты присутствуют в мундирах. При фракевсегда носится белый жилет и белый галстук. При смокинге всегда носится черный галстук и, преимущественно, черный жилет. Белый жилет одевается, если это принято в дипломатическом корпусе (например, обед с дамами).

При фраке и смокинге носятся полуботинки. При полуботинках надеваются черные шелковые носки. Запонки на крахмальной рубахе (на груди и на рукавах) при фраке и смокинге должны быть простые (обычно перламутровые). Ношение цветных запонок или подделанных под жемчуг не должно иметь места.

Пальто при официальных костюмах должно быть черное. Обувь всегда должна быть безукоризненно начищена. Цветная обувь носится только при летних костюмах. Жены дипломатов одевают днем закрытые платья, а вечером открытые или полуоткрытые (последние — если прием носит более скромный характер). Ношение фальшивых драгоценностей не должно иметь места. Днем дамы шляп не снимают. Вечером снятие шляп обязательно.

В большинстве столиц буржуазных стран принято носить перчатки (на улице) независимо от времени года. Перчатки должны не слишком резко выделяться своим цветом от пальто (летом от костюма, если пальто не надето). В официальных случаях носятся серые (замшевые) перчатки”.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)