|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Энгельс Фридрих (1820-1895 гг.)Немецкий мыслитель и общественный деятель, один из основоположников марксизма. Родился в городе Бармен (ныне Вупперталъ, Германия) в семье фабриканта. В 1841—1842 гг., отбывая воинскую повинность в Берлине, посещал университет. В 1842 г. переехал в Манчестер (Великобритания), где работал в конторе фабрики; сотрудничал в «Рейнской газете». Встреча с Марксом в Париже в 1844 г. положила начало их дружбе. Энгельс активно участвовал в организации и деятельности Союза коммунистов, вместе с Марксом написал программу Союза — «Манифест Коммунистической партии». Основные труды: «Положение рабочего класса в Англии», «Святое семейство», «Немецкая идеология» (обе совместно с Карлом Марксом); «Крестьянская война в Германии», «Революция и контрреволюция в Германии», «Анти-Дюринг», «Происхождение семьи, частной собственности и государства», «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», «Диалектика природы» «Крестьянский вопрос во Франции и Германии».
Изложение марксизма имеет трудности. Внешние трудности: · Идеологическое толкование учения Маркса и введение его в статус идеологии социалистических государств (Китай, Монголия). · Интерпретация марксизма западными теоретиками как реакция на официальную идеологию советских государств. Внутренние трудности: · Неоднозначное изложение одних и тех же вопросов в разных публикациях Маркса. · Эволюция мировоззрения: 1. Этап – ранний; 2. Этап – зрелый марксизм. · Существование множества философских и социологических интерпретаций идей Маркса.
Классич марксизм зарождается в сер XIXвека. Он представляет собой целостную систему, состоящую из 3 осн разделов: 1) Общефилософский (методологический) – диалектический материализм 2) Полит экономия (политика) 3) Исторический материализм Основные источники марксизма:
Марксистские принципы: 1) Принцип диалектизма (все явления находятся в причинно-следственной связи) 2) Принцип объективизма и реализма (все явления и процессы объясняются через действия реальных матер сил) 3) Принцип социоцентризма (социальное доминирует над индивидуальным и обуславливает его) 4) Принцип экономического детерменизма (соц законы имеют всепроникающий характер). Основой маркс социологии является материалистическое понимание истории. Суть историч материализма сводится к следующим положениям: 1. Основу человеч социальности составляет производительный труд. 2. В результате матер-практич деятельности (=обществ бытие) играет определяющую роль в развитии общества. Дух же сторона (=обществ сознание) явл вторичным, производным от обществ бытия и отражающим его. Согласно историч материализму ядро общ бытия является производством матер благ, т.о. матер основу существования развития общества составляют способ производства. Способ производства выступает как системообразующее начало и связывает воедино все части общ жизни. Способ производства (экономический базис): · Производительные силы (люди, средства производства, орудие труда, предметы и средства труда), они напрямую определяют характер и содержание производств отношений. Этот тезис лежит в основе «закона соответствия». Смысл его в том, что производств отношения должны соответствовать характеру и уровню развития производит сил. Если этот закон нарушается – наступает социальная революция. · Производственные отношения – взаимосвязи людей в производств деятельности. Они определяются позицией людей по отношению к собственности на средства производства. Марксистская социология представляет собой системное представление общества, опирается на определение общества как системы. Объективную основу общественных отношений и устойчивой связи между ними обеспечивают разделение труда и развитие различных видов деятельности. В результате общество как система отношений представляет собой следующее: · Материальные общественные отношения (не зависят от сознания и воли людей). Они составляют экономическую основу общества. · Идеологические общественные отношения (они субъективны). Складываются в зависимости от сознания людей. Они составляют надстройку общества – политика, право, наука. Маркс понимание общества как системы выражается в общественно-экономической формации (ОЭФ). ОЭФ в марксизме используется в двух значения: в широком смысле—ОЭФ – конкретно исторический тип общества с присущим ему способом производства, социальным строем, полит системой и дух жизни. Т.е. ОЭФ—система, основу которой составляет экономич базис, который предопределяет надстройку (дух сторона жизни). В узком смысле: ОЭФ – социально классовая структура общества, т.е. ОЭФ – деление общества на социальные группы. Здесь главным структурным элементом выступает общественный класс. Класс—группа, которая занимает определенное место в процессе производства. Владельцы средств производства – господствующий класс (эксплуататоры). Согласно марксизму принадлежность классу определяет соц положение общ психологии и идеологии. Причем интересы противоположны и сталкиваются в форме классовой борьбы. Типология ОЭФ: в зависимости от способов производства: · Первобытно—общинная (коллективная собственность на средства производства, экономич базис на низком уровне развития, отсутствие деления на классы). · Рабовладельческая, Феодальная, Капиталистическая (общие черты: частная собственность на средства производства, разделения труда, существования антагонистич классов. Класс борьба. Различия: уровень развития производит сил, уровень разделения труда, различия в масштабах присвоения прибавочного продукта, различия в класс структуре). · Коммунистич – (общественная собственность на средства производства, отсутствие эксплуатации классов, государства, товарно-денежных отношений). Согласно марксизму история – объективный процесс, обусловленный материальными факторами. Механизм смены ОЭФ: развитие производительных сил достигает такого уровня, когда им становится тесно в рамках производственных отношений, нарушается закон стабильности, развивается классовая борьба, где господствующий класс поддерживает старые отношения, а прогрессивный – новые. Смена ОЭФ – всегда революция, социальное потрясение, скачок. Главным достижением марксизма является формулировка и обоснование объективных социальных законов: · Закон, определяющий роль способа производства в развитии общества. · Закон соответствия производственных отношений характеру и уровню производительных сил. · Закон отношения базиса к духовной стороне. · Закон первичности общественного бытия и вторичности общественного осознания. · Закон диалектики в теории исторического процесса. · Применение законов диалектики к теории исторического процесса
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |