АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Натуралистической направление в зарубежной классической социологии (Г. Спенсер)

Читайте также:
  1. Анализ электорального поведения с помощью социологии политики Пьера Бурдье.
  2. Антропоцентрическое направление философской антропологии
  3. Б) правовую систему, которая состоит только из норм законов и в которую не проникают явления из иных сфер знания (политологии, социологии, психологии, этики)
  4. Б) Формирование отечественной социологии права в советский период
  5. БУДУЩЕЕ – НЕ ИДИТЕ В НАСТУПЛЕНИЕ ВСЕЙ ЛИНИЕЙ ФРОНТА. ВЫБЕРИТЕ ОДНО, САМОЕ ВЫГОДНОЕ СТРАТЕГИЧЕСКИ НАПРАВЛЕНИЕ И СОСРЕДОТОЧЬТЕ ТАМ СВОИ СИЛЫ.
  6. Взятие мазка и направление на бакпосев.
  7. Виднейшим представителем натуралистической ориентации в социологии был Герберт Спенсер (1820–1903), чье учение получило название «социальный дарвинизм».
  8. Вильфредо Парето и его место в социологии
  9. Возникновение и развитие социологии
  10. Возникновение и этапы развития российской социологии
  11. Вопрос 13.Этико-субъективное направление в русской социологической мысли ( Лавров, Михайловский)
  12. Вопрос 14. Географический детерминизм в социологии (мечников)

Спенсер, Герберт (1820-1903) - английской философ и социолог-позитивист. Спенсер - представитель социального эволюционизма, рассматривавший процесс эволюции как движение от простого к сложному, и органицизма, направления в социологии, проводившего параллели между обществом и живыми организмами. Получив инженерно-ремесленное образование, Спенсер, как и О.Конт, больше заимствовал из естествознания, чем из философских или психологических книг. Основная работа Спенсера для изучающих социологию - ”Основания социологии", в которой он и проводит два основных принципа - эволюционизм и органицизм. Общество, по Спенсеру, это организм, целостность, составляющаяся взаимозависимыми частями, находящимися в равновесии. Сущность эволюции в двух взаимосвязанных процессах - дифференциации и интеграции. Дифференциация означает движение от простых неразделенных целостностей к сложным разнородным образованиям, в которых части целого становятся все более специализированными, оставаясь в то же время интегрированными. Интеграция состоит в отборе наиболее устойчивых структурных отношений между частями целого. Закон эволюции един для всех форм материи. Предмет социологии и состоит в изучении эволюции в ее высшей форме - эволюции общества, означающей усложнение форм общественной жизни, связей ее с окружающей средой с целью лучшей адаптации к ней. Органическая аналогия проводится Спенсером ради доказательства единства законов, которым подчиняются все эволюционные процессы. Спенсер способствовал распространению термина "социальный институт", определив несколько наиболее крупных категорий институтов и предположив, что совокупность социальных институтов составляет глобальную организацию общества. Спенсеру принадлежит удачный прогноз относительно возможного установления социалистического устройства, характера общественной жизни при этом и более или менее скорого возвращения к естественному ходу эволюции. Спенсер занимает видное место в истории социологии, хотя бы потому, что он первый дал полномасштабное описание сферы социологии, предвосхитил некоторые положения структурного функционализма, применил эволюционный подход к анализу социальных явлений.

Социал-дарвинизм=органицизм=натурализм.

Натурализм - это течение в позитивизме, но в отличие от чистого позитивизма тяготеет не к физике, а к биологии. В силу этого проводятся широкие аналогии между обществом и организмом, а также рассм историч процесс как аналог биологич эволюции.

Главная задача творчества спенсера – создание всеохватывающей философ системы – синтетической философию. Она должна синтезировать достижения общественных и естественных наук на основе общих для них принципах эволюции.

Спенсер классифицирует науки:

· Науки, которые изучает формы явлений. Это науки о всеобщих законах отношений. Они абстрактные (математика, логика).

· Науки, которые изучают сами явления: явления можно изучать в элементах (абстрактно—конкретные науки – механика физика), и в целом (конкретные науки – астрономия, геология, биология, социология).

С точки зрения Спенсера социология – это наука, которая выступает как конкретное знание. Социология по спенсеру – это наука о всеобщих законах постоянного перераспределения материи и движения. Таким образом, предмет социологии – это закономерности над органического развития. Главная задача социологии – изучение массовых типичных явлений, которые раскрывают действие всеобщих законов эволюции. «Социология возможна уже потому, что общество – это часть природы, которая подчиняется закону естественной причинности». (спенсер)

Специфика социологии состоит в субъективных и объективных трудностях социального познания.

Отличительные черты социологии Спенсера:

1) Широкое использование историко-сравнительного метода

2) Трактовка общества как организма

3) Идея закономерной эволюции обществ жизни

 

Центральные понятия работы Спенсера:

Органицизм, эволюционизм, Функционализм.

Органицизм- восприятие общества как реальный организм. Эволюционизм - отражает принцип развития общества. Непрерывное развитие общества через его трансформацию от однородности к дифференциации.

Функционализм – принцип организации общества. Согласно ему по ходу эволюции изменение в каком-либо элементе общества неизбежно вызывает изменения в другом элементе (функц зависимость)

Спенсер ввел понятие «социальный институт». Спенсер проводит сравнения общества и организма.

Черты сходства:

1) И общество и организма объединяет особое значение массы, роста и объема для эволюции движения. По мере роста в обществе, как и в организме усложняется структура.

2) Объединяет их дифференциация (усложнение структуры всегда сопровождается дифференциацией функций отдельных частей)

3) Части общества и организма взаимозависимы

4) Необходимость поддержания определенных функций

5) Устойчивость целого (сам организм как целое более устойчив, чем его части)

Черты отличия:

1) Рассеянность элементов соц организма в пространстве и большая автономия элементов соц организма

2) Контакты между частями на основе языка, символов, т.е. соц организм отличает наличие символическ коммуникации

3) Общество отлич пространственной мобильностью

4) В обществе нет единого органа, способного чувствовать и мыслить

5) Гл отличие: общество существует для блага своих членов, т.е. целое для частей.

Вывод: У общества и организма общими являются принципы организации, а цели существования – различными.

Структура общества:

1. Уровень – индивидуальный

2. Уровень – институциональный

3. Уровень – общество

Развитое общество имеет три системы органов:

1. Производительная система (экономика).

2. Распределительная система (политика).

3. Регулятивная система (право).

Общество (по Спенсеру) – это агрегат индивидов, целостность которого поддерживается с помощью механизмов самоорганизации и совместной жизни людей. Такими механизмами выступают соц институты.

Социальный институт – устойч структура отношений между людьми, кот складываются в ходе эволюции независимо от сознат намерений людей, а как ответ на рост численности в популяции. Спенсер делит все институты на типа в зависимости от их роли:

1) Домашние (брак, семья)

2) Обрядовые институты (этикет, обычаи)

3) Полит (государство, армия)

4) Церковные

5) Профессиональные (гильдии, цеха)

6) Промышленные

Эволюция по спенсеру – переход от бессвязности к связности, от однородного к разнородному, от неопределенности к определенности.

Общая схема эволюции:

Неорганическая эволюция Органическ эволюция надорганическ эволюция (эволюция обществ жизни)

Исследуя законы соц эволюции, Спенсер классифицирует общества в зависимости от стадии их развития.

По уровню сложности структуры: простые, сложные, общества двойной и тройной сложности

В зависимости от характера оседлости: кочевое, полуоседлое, оседлое.

По типу внутр регуляции: военное и индустриальное.

 

 

Сравнительная характеристика военного и индустриального обществ:

Критерий Военное общество Индустриальное общество.
Доминирующий вид деятельности. Совместная деятельность по обороне и наступлению для сохранения и увеличения территорий. Главный вид деятельность – взаимное воспроизводство индивидуальной деятельности на основе разделения труда.
Принцип социального согласования. Принудительное объединение, согласование осуществляется властным принуждением с применением насилия. Свободное объединение. Согласованность действий осуществляется на основе договоров, принципов справедливости и права.
Отношение между государством и индивидом. Государство ограничивает свободу, собственность, мобильность человека. Человек для государства. Отношение между индивидом и государством строятся на основе свободы, но есть некоторые ограничения. Государство для человека.
Структура государства. Государство полностью централизовано. Государство децентрализовано за счет либерализации.
Экономика. Автономность, самодостаточность, доминирование натурального хозяйства. Открытая свободная торговля, взаимозависимость на основе разделения труда.
Социальная стратификация и мобильность. Статус имеет наследственный характер. Фиксированность рода занятий и места жительства. Статус имеет подвижный характер, открытость профессий и место жительства.
Ценимые качества. Патриотизм, храбрость, дисциплина и покорность. Независимость, честность, инициативность, неприемлемость насилия.

 

 

Спенсер создает концепцию факторов соц эволюции. 2 типа факторов:

1) Первичные (заданы природой): внешние (природн среда) и внутренние (физич данные, психич свойства)

2) Вторичные (создаются обществом): внешние (то, что вокруг себя создал человек) и внутр (новые качества человека)

В своей работе Спенсер приходит к выводу, что в процессе над органической эволюции действие первичных факторов ослабевает, а роль вторичн факторов все больше возрастает и усиливается

Согл Спенсеру смысл социального прогресса сводится к формированию индустр общества. Он сторонник линейной модели развития общества. Механизм прогресса по спенсеру - это медленные, охватывающие многие поколения, изменения человеч природы в соответствии с принципами равной свободы.

Критерием социального прогресса у спенсера выступает такое состояние общества, когда соц организм служит составляющим его индивидам (общество для человека)

Гл вклад Спенсера - то, что он заложил основы при помощи структурно-функц направления.

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)