|
|||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Формы реализации социальных измененийЭволюционные социальные изменения — изменения частичные и постепенные, осуществляющиеся как достаточно устойчивые и постоянные тенденции. Это могут быть тенденции к увеличению или уменьшению каких-либо качеств, элементов в различных социальных системах, они могут приобретать восходящую или нисходящую направленность. Эволюционные социальные изменения обладают специфической внутренней структурой и могут быть охарактеризованы как некоторый кумулятивный процесс, т. е. процесс постепенного накопления каких-то новых элементов, свойств, в результате которого изменяется социальная система. Для обозначения направления некоторых процессов изменений, которые совершаются на протяжении нескольких поколении людей или даже нескольких столетий, в социологической литературе нередко используется понятие «тренд» Тренд — это направление движения событий, достаточно конкретная тенденция действий людей в определенном направлении. Так, трендами являются общий рост народонаселения планеты и многих народов на протяжении веков и тысячелетий, урбанизация, т. е. процесс развития городов и повышения их роли в обществе; модернизация. Революционные социальные изменения. Они отличаются от эволюционных существенным образом. Это, во-первых, изменения не просто радикальные, а в высшей степени радикальные, предполагающие коренную ломку социального объекта, во-вторых, это изменения не частные, а общие или даже всеобщие, наконец, они, как правило, опираются на насилие. Циклические социальные изменения. Это, видимо, более сложная форма социальных изменений, ибо она, по существу, может включать эволюционные и революционные изменения, восходящую и нисходящую тенденции. Кроме того, когда мм говорим о циклических изменениях, то имеются в виду не oтдельные единичные акты каких-либо перемен, а определенны! ряд изменений, который в совокупности образует цикл. Нэпомним, что циклами называют некоторую совокупность явлений процессов, последовательность которых представляет собой определенный кругооборот в течение некоторого промежутка времени. Конечная точка цикла как бы повторяет первоначальную но только в других условиях или на другом уровне. Циклические социальные изменения происходят в соответствии с временами года (например, с сезонным характером сельскохозяйственных работ), но могут охватывать периоды в несколько лет (изменения, обусловленные экономическими кризисами и т. д.) и даже несколько столетий (связанные с типами цивилизаций). Понятие «социальное изменение» носит общий характер и конкретизируется понятием «развитие». Социальное развитие - процесс, в ходе которого происходят существенные количественные и качественные в социальной сфере общественной жизни или отдельных ее компонентах – социальных отношениях, социальных институтах, социально-групповых и социально –организационных структурах. В силу уникальности социальных систем и их элементов, социальные изменения представляют собой в конечном счете развитие социальных систем. В направленности развития социальных систем различают 2 процесса: прогресс - это положительно оцениваемое развитие социальных систем; и регресс – это развитие, оцениваемое негативно.
Проблема критериев прогресса: 1. Общество имеет социальную дифференциацию, а различные точки зрения социальных слоев в оценке одного и того же явления различаются 2. Одно и тоже явление имеет разные оценки у разных поколений 3. Лингвистические трудности словоупотребления понятий «прогресс и регресс». 4. Неадекватность одномерных критериев в оценке сложных многомерных социальных процессов.
Критерии прогресса: · Г.Спенсер – усложнение социальной организации общества · Ф.Теннис – изменения в системе соц связей и типе регуляции общественных отношений · У.Ростоу и Д.Белл – изменения в характере производства и потребления · К.Маркс – степень овладения обществом стихийными силами природы, выражающаяся в росте производительности труда и степени освобождения людей из-под гнета стихийных сил общественного развития. · Уровень развития орудий труда, производства, техники. · Рост народонаселения и его плотности · Развитие культуры, науки, расширение контактов с другими обществами · Экономические показатели: ВВП, доходы на душу населения · Искусственные многомерные индексы: ИРЧП (индекс развития человеческого потенциала, согласно ему выделяются: экономические развитые государства, индустриальные государства и слаборазвитые) Типы социальной динамики: · Линейный тип · Циклический · Спиралевидный Социальный эволюционизм – представляет собой попытку глобального осмысления исторического процесса как части общего, бесконечно разнообразного и активного процесса эволюции космоса, планетной системы, Земли и культуры. Эволюция – развитие общества в целом и его отдельных сфер, которое может привести как к усложнению. Дифференциации уровня организации, так и к его понижению. Эволюционистские и революционистские теории общества основываются на идее общественного прогресса. Они утверждают возможность направленного развития общества, характеризующегося переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Наряду с эволюционистскими и революционистскими теориями общества, базирующимися на идее прогресса, существуют теории, отрицающие возможность прогрессивного развития.
Формы социального развития:
Модернизация – переход от индустриального общества к постиндустриальному. Существует 2-х видов: органическая (осуществляется от потребностей общества) и неорганическая (осуществляется правительством специально). Марксистская теория социальной революции утверждает, что основная причина социальной революции - это углубляющийся конфликт между ростом производительных сил общества и устаревшей, консервативной системой производственных отношений, который проявляется в обострении социальных антагонизмов, усилении борьбы между господствующим классом, заинтересованным в сохранении существующего строя, и угнетенным классом. Классы и социальные слои, которые по своему объективному положению в системе производственных отношений заинтересованы в ниспровержении существующего строя и способны к участию в борьбе за победу более прогрессивного строя, выступают в качестве движущих сил социальной революции. Революция никогда не является плодом заговора одиночек или произвольных действий изолированного от масс меньшинства. Она может возникнуть только в результате объективных перемен, приводящих в движение массовые силы и создающих революционную ситуацию. Из немарксистских точек зрения на причины социальных революций выделим следующие. Первое. П. Сорокин, понимая под причинами восстаний и войн "комплекс условий, связь событий, обрамленных в причинную цепочку, начало которой теряется в вечности прошлого, а конец - в бесконечности будущего" [8], и подчеркивая, что непосредственной предпосылкой всякого "революционного отклонения в поведении людей" всегда было "увеличение подавленных базовых инстинктов большинства населения, а также невозможность даже минимального их удовлетворения" [9], выделял следующие причины: 1) "подавление" голодом "пищеварительного рефлекса" большой части населения; 2) "подавление" инстинкта самосохранения деспотическими экзекуциями, массовыми убийствами, кровавыми зверствами; 3) "подавление" рефлекса коллективного самосохранения (семьи, религиозной секты, партии), осквернение их святынь, измывательства над их членами в виде арестов и т.п.; 4) неудовлетворение потребностей людей в жилище,одежде и т.п. даже в минимальном объеме; 5) "подавление" полового рефлекса большинства населения во всех его проявлениях (в виде ревности или желания обладать предметом любви) и отсутствие условий его удовлетворения, наличие похищений, насилия жен и дочерей, принудительного замужества или разводов и т.п.; 6) "подавление" собственнического инстинкта масс, господство бедности и лишений, и в особенности, если это происходит на фоне благоденствия других; 7) "подавление" инстинкта самовыражения или индивидуальности, когда люди сталкиваются, с одной стороны, с оскорблениями, пренебрежением, перманентным и несправедливым игнорированием их достоинств и достижений, а с другой, - с преувеличением достоинств людей, не заслуживающих того; 8) "подавление" у большинства людей их импульса к борьбе и соревновательности, творческой работе, приобретению разнообразного опыта, потребности в свободе (в смысле свободы речи и действия или прочих неопределяемых манифестаций их врожденных наклонностей), порождаемой "чересчур уж мирной жизнью", монотонной средой обитания и работой, которая не дает ничего ни мозгу, ни сердцу, постоянными ограничениями в свободе общения, слова и действий. Это, по мнению Сорокина, неполный список причин. При этом он подчеркивает, что и сила "подавления" наиболее значимых инстинктов, и их совокупное число влияют на характер "продуцируемого революционного взрыва" [10].
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |