АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социология религии

Читайте также:
  1. A) «Педагогика и социология»
  2. Авраамические религии
  3. Американский профессор Невилл Смелзер утверждал, что социология - это наука об обществе. Социология - socium (общество) logos(наука).
  4. АНТИХРИСТИАНСКИЙ ХАРАКТЕР «РЕЛИГИИ ХОЛОКОСТА»
  5. В чем заключается вклад П. Сорокина в социологию. Интегральная социология П. Сорокина.
  6. Вебер и мировые религии
  7. Вопрос 11 Инегральная социология П.Сорокина.
  8. Вопрос 4. Эвалюционная социология Г.Спенсера
  9. Вопрос 6. «Понимающая» социология М.Вебера
  10. Вопрос 8. Американская социология общая характеристика и особенности.
  11. Вопрос. Социология О.Конта
  12. Г) Размышления над прекрасными положениями исламской религии.

Религия является объектом исследования целого ряда общественных наук, каждая из которых рассматривает её под своим углом зрения, своими специфическими методами. Предметом исследования в каждой их них становятся или иные стороны, элементы религии, её взаимосвязи с различными сторонами действительности.

Так, философию религии интересует как форма общественного сознания, как специфическое концептуальное видение мира, как особый способ познания мира. В поле зрения философии при изучении религии оказываются такие гносеологические проблемы, как специфика религиозного отражения действительности, вопрос об его адекватности, содержание религиоз6ного сознания. Философия стремится дать ответ о природе и происхождении религии, её гносеологических корнях, об истинности религиозных представлений и образов.

История и другие исторические науки (археология, Этнография) исследуют конкретные формы функционирования религии, возникавшие и сменяющие друг друга в определённых исторических условиях, на тех или иных этапах развития человеческого общества, в тех или иных странах или регионах мира. История изучает роль религиозных систем, конфессий, религиозных организаций и движений в жизни конкретных цивилизаций, стран и народов, в общем ходе исторического процесса.

Культурология, эстетика, искусствоведение рассматривает религию как важную составляющую, как мощный пласт мировой и национальных культур, духовного наследия человечества.

Что касается социологии религии, то как научная дисциплина свои первые шаги она сделала в середине 19 века. Уже О. Контом (1798 – 1857 гг.) была чётко выражена мысль, что религия, представляющая неотъемлемую часть человеческого общества в период его возникновения, постепенно вытесняется и преодолевается научными знаниями.

Несколько иную точку зрения на религию высказал Г. Спенсер (1820 –1903 гг.), рассматривая её как один из регулятивов жизни общества в деле поддержания образцов поведения, но менее значимый по сравнению с рынком и политической деятельностью.

Э. Дюркгейм (1858 – 1917 гг.) в своей работе «Элементарные формы религиозной жизни» (1912) обосновал главный её тезис –религия как фактор социальной интеграции, выполняющий в обществе некую необходимую для его существования функцию.

К. Маркс (1818) рассматривал религию в качестве социального фактора, обладающего вполне реальными функциями в обществе: идеологической, ибо религия оправдывает существующие социальные порядки, и компенсаторной, представляющей собой «сердце бессердечного мира» –страдания в этом мире не напрасны, они будут вознаграждены в будущей жизни.

Особое место в социологии религии занимает позиция М. Вебера (1864 – 1920 гг.), который считал, что главная функция религии – функция смыслополагания, рационализации человеческой деятельности. В своей работе «Протестантская этика и дух капитализма» он доказывает, что протестантизм способствовал рационализации экономической деятельности и воспитанию аскетизма. Он убедительно показал, что идеология протестантизма привела к вершинам успехов предпринимательской деятельности именно представителей этого религиозного направления, проповедующего аскетизм, воздержание, требовательность к себе и окружающим. В этой вязи напрашивается сравнение и со старообрядческой ветвью православия: по данным А.П. Шихарева (1996), 2 % старобрядцев дали 80 % представителей купеческого сословия и предпринимательского мира России в конце 19 – начали 20 века.

В дальнейшем социологические концепции религии развивали Б. Малиновский, А.Р. Рэдклиффмен, Т, Парсонс, Н. Луман, Р. Мертон, а в 60 – е гг. 20 в. – Р. Белл.

В отечественной философской и социологической мысли видное место принадлежит СН. Булгакову, в принципе разделяемому веберовскую точку зрения на роль религии в экономической жизни. В 1920-е гг. науковедческий аспект исследования религии был заменён предвзятым идеологическим подходом, в основе которого лежало рассмотрение как пережитка прошлого в сознании и поведении людей, а не как особенной формы общественной и личной культуры человека.

В советский период религия была вытеснена на периферию общественной жизни, церкви было запрещено вести какую-либо самостоятельную социальную (даже благотворительную деятельность. Её научным исследованием занимался сравнительно узкий круг академических учёных. Сегодня религия оказалась в центре общественного внимания. В обществе широко используются религиозные символы и сюжеты для приобретения привлекательного имиджа. Религия всё чаще рассматривается как фундамент подлинной морали, как незаменимое средство нравственно-духовного возрождения (Л.Н. Митрохин, 1995 г.).

Вместе с тем исследования 1990-х гг. во многом повторяют то, что было выявлено в специальных исследованиях 1970-1980-х гг. (Р.А. Лопаткин, В.Г. Пивоваров, Г.М. Закович и др.), которые свидетельствовали о серьёзном укоренении в общественном сознании идей религиозного видения мира и предупреждения об опасности форсирования атеистических усилий (да ещё с помощью государства) по пропаганде светского мировоззрения и светского образа жизни.

 

Уровни социологического изучения религиозности (дополнение к «религии»)

Как и другие социологические дисциплины, социология религии исследует свой объект на двух уровнях – теоретическом и эмпирическом.

На теоретическом уровне предметом исследования являются религия в целом как социальная подсистема, её социальная природа, место и роль в обществе, социальные функции, её внутренняя структура и взаимосвязь составляющих её элементов, происходящие в ней процессы и изменения.

Теологическая трактовка религии как божественного откровения, которой придерживается и часть конфессионально ангажированных социологов, делает практически бессмысленным и невозможным социологическое изучение религии на теоретическом уровне. Научное же изучение религии начинается с признания её порождением определённого уровня развития человечества, а также анализа её функций. Что касается человека, то роль религии проявляется для него в функциях определения смысла жизни и идентичности. По отношению к социальным группам (это не исключает человека) важны функции социальной интеграции и сакрализации культурных, главным образом этических ценностей (1).

На эмпирическом уровне социологического анализа религии предметом исследования становятся религиозное сознание и поведение людей, больших и малых групп, общественное мнение о религии и церкви, деятельность религиозных институтов, организаций и движений, конфессионально ориентированных политических партий, отношение к религии различных групп населения, ВОЗДЕЙСТВИЕ РЕЛИГИИ НА ПОВЕДЕНИЕ ЛЮДЕЙ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ.

На этом уровне ключевыми понятиями, доступными операционализации, выступают религиозность, её уровень, степень, характер, динамика, состояние религиозного сознания, религиозное поведение, религиозная группа (общин,. Объединение верующих).

 

Направления социологического изучения религии, то нужно назвать следующее.

§ Группа историко-теоретических проблем религии, в том числе определение религии как специфического социального института, её отличия от других ненаучных мировоззрений. Изучение религии как системы и организации.

§ Анализ различных религиозных конфессий, их культурного и социального содержания, их влияния на типы социального поведения, ценностные ориентации, нормы и потребности людей, этносоциальное содержание религиозных воззрений.

§ Рассмотрение различных теорий религиозности, их влияние на состояние института церкви, взаимодействие церкви и общества, классификация и типологические признаки религии, социальные функции религии.

§ Типология религиозных организаций, появление новых черт и конгрегаций в религии, процессы и изменения в религии и их социальные последствия.

§ Социально-демографические характеристики религиозности, анализ различных социальных групп верующих, женская религиозность.

§ Религия и политика, роль религии в политической жизни общества, политическая система и партии в содействии институтам церкви и т.д.

§ Политическая деятельность современных церковных учреждений, виды и типы религиозного противостояния, Ислам и Запад, противоборство внутри христианства, религиозная революция и религиозные движения.

Проблема кризиса современной церкви. Его влияние на социальную жизнь общества и личности

1. Определение религии.

q Первые попытки определить понятие религии относятся к 17 в. Французские просветители (Вольтер, Дидро, Гольбах) утверждали, что религия есть следствие обмана и невежества людей; её исчезновение следует ожидать в результате просвещения людей.

 

q Немецкий философ И. Кант определял религию как явление трансцендентное, то есть выходящее за границы опытного и теоретического изучения, явление основанное на вере в Бога, в существование души и в бессмертие души.

 

q У Гегеля в «Лекциях по философии религии» содержится философское, предельно абстрактное определение религии. Гегель считает, что религия есть совокупность состоящая из трёх взаимосвязанных элементов: 1) диалога духа человеческого с Абсолютным Духом, результатом чего являются религиозные представления (идеи); 2) производимых от этих идей чувств и переживаний; 3) культа как синтеза религиозных идей и религиозных чувств.

В целом гегелевское определение религии определяет структуру религии и в общей форме указывает на сущность религии.

 

q Возникшее в 19 в марксистское определение религии представляло её как «превратное мировоззрение превратного мира», как «дух бездушных порядков», как «сердце бессердечного мира» и, наконец, как «опиум народа». Религия рассматривалась как следствие несовершенства человеческого общества, социальной несправедливости и гнёта, в силу чего она как иллюзорное мировоззрение играет в обществе компенсаторную роль.

 

q Русские мыслители и философы (Достоевский, Соловьёв, Бердяев и др.) видели в религии стержень культуры, её конституирующую идею как основу и оправдание нравственности. Они первыми указали на то, что все до сих пор существовавшие культуры и цивилизации были религиозными по духу. Кроме того, они обосновали мнение о том, что и в будущем невозможно безрелигиозная культура».

 

К сожалению, ни одно из приведённых определений религии не может быть принято как достаточное, как раскрывающее сущность религии. На наш взгляд, плодотворным является объяснение религии в контексте анализа духовной жизни общества, духовного производства. В данном контексте религия предстаёт не просто как вид каких-то связей, взаимоотношений и действий людей, как форма общественного или индивидуального сознания, а в качестве сферы духовной жизни общества, группы, индивида, способа практически-духовного освоения мира. В таковом качестве она (религия) представляет собой: 1) необходимый результат становления и развития общественных отношений, оказывающий обратное воздействие на них; 2) способ существования и преодоления человеческого самоотчуждения; 3) отражение действительности; 4) общественную подсистему; 5) феномен культуры.

Таким образом, религия – неслучайное образование, навязанное людям философами, жрецами, обманщиками, тиранами, как полагали многие мыслители прошлого. Не подтверждается фактами и тезис о ней как самодовлеющем начале – надмирном, надысторическом. Она необходимо возникает и существует в обществе, включена в контекст всемирной истории и подвержен изменениям в связи с общественными переменами.

 

Элементы и структура религии. В структурном плане религия предстаёт как целостное единство религиозного сознания, религиозной деятельности (культ) и религиозных организаций.

 

q Религиозное сознание имеет два уровня: религиозную идеологию (доктрину) и религиозную психологию.

Религиозные идеи, основанные на вере в сверхъестественные силы и содержащиеся в Священных книгах (Библия, Талмуд, Коран и т.п.) являет собой стройную систему представлений о Боге, мире в целим, природе, обществе и человеке. Эти идеи получают развитие в богословских трудах, проповедях духовенства, официальных документах религиозных центров. Религиозная доктрина состоит из таких элементов, как теология (теория Бога), космология (теория мира) и антропология (теория человека). Некоторые специалисты первичную форму доктрины усматривают в мифе.

q Религиозный культ связан с определённым отношением людей к божественным силам и проявляет себя через богослужения, жертвоприношения, обряды, праздники, паломничества и т.д..

Предметом культовой деятельности становятся различные объекты и силы, осознаваемые в форме различных образов. В качестве предмета культ в разных религиях выступают материальные предметы, животные растения, реки, горы, Луна, Солнце и т.д.

Субъектом культа может быть религиозная группа или же верующий индивид.

Мотивом участия в этой деятельности являются религиозные стимулы: религиозная вера, религиозные чувства, стремления, потребности.

К средствам культа можно отнести молитвенный дом, религиозное искусство (живопись, скульптура, архитектура, музыка), разнообразные культовые предметы (церковная утварь, священнические облачения, крест и т.д.).

Способы культовой деятельности определяются содержанием религиозных верований и находятся в прямой зависимости от средств культа. В каждой религии сложились определённые нормы и предписания о том, когда, что и как нужно делать верующему. Эти предписания касаются как элементарных культовых актов (поклонение, коленопреклонение, крестное знамение), так и более сложных (жертвоприношение, обряды, молитвы, богослужения, праздники)» (там же, с.117).

Средства культа и способы культовой деятельности имеют символическое значение. Например, крест, будучи символом христианства, выражает определённое значение (возвышение Христа, распятие Христа, его воскресение). Трёхперстие во время крестного знамения православных обозначает исповедание триединства Бога».

«Результатом культовой деятельности является прежде всего удовлетворение религиозных потребностей, оживление религиозных потребностей, оживление религиозного сознания.

 

В одних религиях культовые действия занимают значительное место (католики, православные, мусульмане), а в других они незначительны (баптисты, адвентисты, иеговисты и др.).

q Религиозные организации, согласно традициям и обычаям, церковному праву либо уставу, объединяют людей определённого вероисповедания. Первичной ячейкой религиозного объединения выступает община.

В литературе выделяются следующие типы религиозных объединений: церковь, секта, деноминация.

Церковь представляет собой сравнительно широко объединение, в котором отсутствует постоянное и строго контролируемое членство. Во многих церквях осуществляется деление верующих на священников и рядовых членов - мирян. Церковь строго структурирована по «горизонтали» и «вертикали» в соответствии с детально разработанной нормативной системой

Секта возникает как оппозиционное течение в том или ином религиозном направлении. Для неё характерна претензия на исключительность своей роли, доктрины, идейных принципов, ценностей, установок. С этим связаны настроения избранничества, а нередко тенденция к изоляционизму. В секте резко выражено стремление к духовному возрождению членов, признаком которого считается строго соблюдение определённого нравственного кодекса и религиозных предписаний. Эта установка нередко ведёт к фанатизму. Имеются некоторые особенности в организационной структуре сект. Здесь отсутствует институт священничества, лидерство считается харизматическим: право на него признаётся за лицом, которое получило якобы особую способность руководства. В секте провозглашается принцип добровольности объединения, делается акцент на обращение, предшествующее членству.

Деноминация может развиваться из других типов объединений или с самого начала складываться в виде специфического образования. Её идейные, культовые и организационные принципы формируются в конфронтации к секте и церкви. Для деноминации характерно принятие разноплановых идейных, культовых и организационных принципов. Сохраняя акцент на «избранности» членов, он признаёт возможность духовного возрождения для всякого верующего. При этом изоляция от

«мира» замкнутость внутри религиозной группы не считаются обязательным признаком «истиной» религиозности. Деноминации присуща чёткая организация как по «горизонтали» (координация верующих и общин), так и по «вертикали» (субординация различных звеньев управления). Несмотря на провозглашение принципа равенства всех членов и выборности руководящего состава, имеется элита руководителей, как правило, постоянных и наделённых широкими полномочиями. Отрицание деления верующих на священников и мирян сочетается с наличием профессиональных служителей культа, которым приписывается особый «дар» понимания и истолкования Божьего, проповеди и пророчества.

 

Функции и роль религии в обществе. «Религию нельзя изучать как замкнутую, изолированную систему. Будучи особой формой духовной деятельности людей, она тесно связана и взаимодействует с другими элементами общественной системы, занимая различное положение на разных этапах развития человеческого общества.

Под функциями религии следует понимать различные способы её действия в обществе. В литературе в качестве наиболее существенных выделяют следующие функции: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная, интегративная и культурно-транслирующая».

Мировоззренческая функция. Религия включат определённое миропонимание, объяснение мира и некоторых процессов в нём, природа, человека, смысла его существования, идеала и т.д. Религиозное мировоззрение задаёт предельные критерии, абсолюты, через призму которых осуществляется видение мира, общества, человека, обеспечивается целеполагание и смыслополагание. Придание смысла бытию поддерживает надежду на избавление от страданий, несчастий, одиночества, морального падения и т.п.

Религия выполняет специальную функцию компенсатора: социальное неравенство компенсируется равенством в греховности, в страдании; людская разобщённость заменяется братством во Христе в общине; фактическое бессилие человека компенсируется всесилием Бога; смертный оказывается бессмертным; мир зла и несправедливости заменяется царством Божиим. Важное значение имеет психологический аспект компенсаторной функции: религия может выступать средством снятия стрессовых состояний.

Коммуникативная функция. Религия осуществляет общение людей, где «богоообщение» считается высшим видом общения, а общение с «ближним» – второстепенным. Общение происходит прежде всего в культовой деятельности. Богослужение в храме, молитвенном доме, участие в таинствах, общественная молитва рассматривается как главное средство общения и единения верующих с Богом и друг с другом. Внекультовая деятельность и отношения также обеспечивают общение верующих.

Религиозные идеи, ценности, установки, стереотипы, культовая деятельность и религиозные организации выступают в качестве регуляторов поведения людей. Как нормативная система и как основа общественно-санкционированных способов поведения религия определённым образом упорядочивает мысли, устремления и действия людей и тем самым реализует регулятивную функцию.

Религия может выступать как фактор интеграции общества, группы. Суммируя поведение и деятельность индивидов, объединяя их мысли, чувства, стремления, направляя усилия социальных групп и институтов, религия способствует стабильности данного общества» (там же, с.121).

Важной функцией религии является культурно-транслирующая. позволяющая человеку приобщится к культурным ценностям и традициям, в появлении и развитии которых религиозный фактор играл либо определяющую, конституирующую, либо значительную роль.

Типологии религии. «Типологизацию и классификацию религий можно делать по разным основаниям.

q По основанию историко-культурному (хронологическому) все известные религии делятся на два типа: архаические религии и религии цивилизованных обществ.

q По основанию теистичности (наличия или отсутствия в них идеи Бога) – на дотеистические и теистические. Существует разделение религий по составу пантеона на политеистические, то есть религии, в которых налицо почитание нескольких богов и монотеистические, то есть религии единобожия.

q Существует классификация религий по этническому основанию на религии национальные и религии мировые или вселенские. Национальные религии (иудаизм, индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм и др.).

Роль религии в современной России.

Роль религии или религиозная ситуация исследуется на эмпирическом уровне. На этом уровне ключевыми понятиями, доступными операционализации, выступают религиозность (наличие признака), её уровень, степень (интенсивность проявления признака), характер (качество), динамика и т.д.

Что касается характера религиозности, то на первый план выходит качественная характеристика явления этого явления: в нём интегрируется информация о качестве религиозности, добавляются такие характеристики, как конфессиональная определённость, особенности, наложенные своеобразием исторического периода, национальной спецификой, социальным контекстом.

Рассмотрим качество религиозности (или религиозную ситуацию) на примере РФ.

Во-первых, в России под воздействием изменившейся ситуации появляется категория примкнувших, «зачисливших» себя в религию под влиянием общественной моды, которые поступили так потому, что это сейчас принято. В результате того, что слово «верующий» становится всё более «нормальным», респектабельным, а слово «атеист»- неприличным. Мы наблюдаем следующее явление: атеизм «очищается от тех, кто считал себя ранее атеистом скорее всего из конформистских соображений, а вера «замутняется», ибо к ней примыкают отнюдь не только в связи с изменившимся мировоззрением.

Во-вторых, качество религиозности проявляется в таком специфическом явлении, когда религия понимается не столько в «религиозном смысле», сколько в социально-утилитарном, как средство поддержания культуры и морали. Высоко оценивая эти черты религиозного учения, многие верующие концентрируют внимание на том, что религия полезная для общества, для поддержания нравственности, что говорит скорее то приверженности идеям гуманизма, чем о настоящей, искренней и глубокой вере.

В-третьих, происходит весьма своеобразный, но реально существующий процесс «индивидуализации» веры, когда люди придерживаясь одной веры и искренне разделяя её основные положения, приспосабливают её к своему личному мир восприятию окружающей действительности. В результате одни люди придают большое значение одним религиям, другие – другим; одни склонны отмечать одни праздники и соблюдать ритуалы, а другие выделяют для себя другие даты и придают значение иным ритуалам.

Кроме того, при анализе характера религиозности обращается внимание: 1) на принадлежность людей к разным конфессиям, которые в России представлены помимо православия исламом, католицизмом, протестантизмом, иудаизмом. Существует значительное число и различных религиозных течений. Образовавшийся после социалистической идеологии вакуум заполнятся не только ценностями развитых «цивилизованных» религий, но и различными мистическими и оккультными представлениями, неоязычеством и труднобъяснимыми и миссионерскими учениями. 2) Особую тревогу вызывает оголтелая экспансия многочисленных квазирелигиозных образований (культов, нетрадиционных религий, «тоталитарных сект»: «Церковь унификации», «Общество сознания Кришны», «Церковь сайентологии» и др. Применяя изощрённую психотехнику, «культы губительно влияют на психику людей и их личностное сознание, превращая своих последователей в роботов. Аналогичные группы возникли на почве православия («Великое братство», «Богородичный центр, «Группа Виссариона и др.). Однако в средствах массой информации господствуют самые дилетантские представления таких новообразованиях. Примерами могут служить материалы о событиях в Киеве, связанные с «Белым братством».

3) И, наконец, получили распространение причудливые эклектические образования типа культа НЛО, астрологии, магии, колдовства и т.д.

Многие исследователи характеризуют современную ситуацию в обществе как религиозное возрождение (Российская цивилизация / Под общ. ред. Мчедлова М.П. – М., 2003. – С. 419 – 423). Для данного периода характеры обращение к религиозной культуре, принятие демократического законодательства о свободе совести, значительное увеличение численности верующих, резкое возрастание в общественном сознании престижа религиозных организаций, действующих в стране, возникновение на основе религиозной идеологии политических партии и движений. Вместо прошлой практики административного внедрения атеизма, прямого вмешательства государства в деятельность религиозных организаций активно осуществляется свободная, всё расширяющая деятельность церкви в самых разных сферах: в собственно религиозной, и в области культуры, образования, социальной помощи и благотворительности, хозяйственно-предпринимательской и военной.

Среди основных факторов, способствовавших кардинальному изменению религиозной ситуации в обществе можно выделить следующие:

1. Изменение отношения к религиозному институту и религиозным организациям со стороны государства и общества (отношении к религии как к важному социальному институту, реальному компоненту современного российского общества, признание исторического вклада религии в формировании российской государственности и культуры). Данное положение потребовало, в свою очередь, усиления внимания государства к интересам верующих различных конфессий, учёта их потребностей, интересов и мнений во внутренней и внешней политике.

2. Меняется образ религии в общественном сознании. Многими религия рассматривается как стержень национальной культуры, как основа нравственности и духовности. Однако необходимо учитывать, что изменения общественного сознания по отношению к религии – процесс более долгий, не одинаковый в различных регионах, в различных слоях населения.

3. Происходят определённые изменения в социально-демографических характеристиках верующих. Социологические исследования показывают, что среди опрошенных верующих в Бога превалируют женщины (около 60 % общего числа верующих), довольно высок процент молодёжи и лиц с высшим образованием (лиц с высшим и незаконченным высшим образованием среди опрошенных верующих более 37 %).

Религиозную ситуацию в современной России характеризуют достижение высокого уровня религиозной свободы, свободы вероисповедного самовыражения граждан. Религиозные организации достаточно свободно, без жесткого государственного контроля выполняют свои религиозные и социальные функции как в среде верующих, так и в целом в обществе (Лопаткин Р. Конфессиональное пространство России: глазами социолога // Религия и право. – 2001. - № 4. – С. 11).

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.011 сек.)