АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Рационализм в классической зарубежной социологии

Читайте также:
  1. А) Рационализм против эмпиризма
  2. Анализ электорального поведения с помощью социологии политики Пьера Бурдье.
  3. Б) правовую систему, которая состоит только из норм законов и в которую не проникают явления из иных сфер знания (политологии, социологии, психологии, этики)
  4. Б) Формирование отечественной социологии права в советский период
  5. БАШЛЯР Научный рационализм
  6. Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677г.г.) нидерландский философ, последователь Р.Д. и яркий представитель европейского рационализма.
  7. В чем суть широкой трактовки понятия «рационализм»? Какие определения «рационализму» дает автор?
  8. Виднейшим представителем натуралистической ориентации в социологии был Герберт Спенсер (1820–1903), чье учение получило название «социальный дарвинизм».
  9. Вильфредо Парето и его место в социологии
  10. Возникновение и развитие социологии
  11. Возникновение и этапы развития российской социологии
  12. Вопрос 14. Географический детерминизм в социологии (мечников)

Дюркгейм, Эмиль (1858-1917) - французский социолог - позитивист, один из создателей современной социологической теории. Дюркгейм учился во Франции и Германии, где увлекся трудами В.Вундта. Первый профессор социологии во Франции, Дюркгейм стал основателем школы этой науки, национального социологического журнала "Социологический ежегодник", в котором участвовали и русские социологи.

Четыре изданные при жизни Дюркгейма труда содержат все основные его концепции относительно природы социальной реальности и методов ее исследования: "Общественное разделение труда" (1883), "Метод социологии" (1895), "Самоубийство" (1897), "Элементарные формы религиозной жизни" (1912). Предметом социологии Дюркгейм называл социальные факты, которые не могут существовать без людей, но и не существуют в конкретных индивидах.

Дюркгейм - наследник традиций социальной мысли и особенно органицизма О.Конта - сделал дополнительный упор на понятиях “социальное целое", "функции", "потребности", что завело его в “телеологические сети", выхода из которых Дюркгейм Э. не нашел. Однако социология этого ученого является основной структурно-функционального анализа, который затем развивали Б.Малиновский, А.Радклифф-Браун, Т.Парсонс, Р.Мертон.

Рационализм Дюркгейма восходит к фр нац традиции, основы которой заложил Декарт в работе «Рассуждения о методе». По мнению Д. главным предшественником научной социологии был Ш. Монтескье, который выдвинул 2 важные идеи, развернутые Д.:

· Теория детерминизма и внутр законосообразности развития соц явлений

· Идея сочетания описания и рац объяснения соц явлений.

Дюркгейм ориентируется на идеал позитивной науки и считает естественные науки образцом для построения социологии. Он придерживается контовских подходов изучения общества как системы. Но в отличие от Конта Д. обращается к анализу причин соц явлений, он стремится сочетать эмпирич и теор анализ.

Одну из центр линий социологии Д. составляет развитие идей И.Канта о морали и нравств долге.

Дискусси со Спенсером приводят к восприятию Д. идей струткруно-функц анализа и эволюционизма

Значение творчества Д. в социологии определяется следующими обстоятельствами:.

· Д. выдвинул и теоретически обосновал специфич предмет социологии, которым является соц факт.

· Д. в русле объективизма и струткурно-функц анализа разработал методолгию СИ.

· Д. повлиял на процесс выделения социологии в качестве самост уч. Дисциплины. Он основал фр социологич школу, благодаря выпуску журналов: «аналы социолгии», «социологич ежегодник».

· Он систематизировал идеи классич позитивизма и подвел итог его развития, обозначив переход к социологии модерна.

Обобщающим понятием, выражающим принципы теории и методологии познания у Д. выступает понятие социологизм. Оно используется у Д в 2 значениях:

· Это характеристика соц реальности. (онтологическая сторона)

· Это принцип анализа соц явлений (методология).

Онтологический смысл социологизма заключается в:

1. Объективность социальной реальности – социальная реальность включена в общий универсальный порядок, также как и другие виды реальности (физическая психологическая), т.е. развивается в соответствии с определенными законами.

2. Автономность социальной реальности – общество – реальность особого рода, которая не сводима к другим видам реальности.

3. Первичность социальной реальности – социальная реальность является приоритетной по отношению к индивиду и оказывает принудительное воздействие на поведение индивида.

Методологический смысл социологизма:

1. Целевая установка социологии – открывать законы социальных явлений и процессов. Познавательная цель социологии – исследование устойчивых причинно-следственных связей и закономерностей.

2. Признание аналогичности естественно—научных и социологических методов познания.

3. Принципы социального познания выражаются в установке на объективизм.

4. Принцип функциональной зависимости в социальном познании. Социальные факты должны объясняться другими социальными факторами.

Опираясь на социологизм, Д выделяет предмет социологии – социальные факты. Социальный факт – внешний, по отношению к социологу, объект, который воспринимается исследователем без оценочно, как нечто безличное и типическое. Две отличительных черты социальных фактов: 1) они существуют вне индивида; 2) Они оказывают на индивида воздействие принудительное.

Д выделяет два вида социальных фактов: 1) морфологические (материальная количественная сторона общественной жизни, имеет внешний характер); 2) Факты коллективного сознания (духовные факты, не имеют материального характера);

 

Осн задача исследователя: найти устойч причины связи между отдельными соц фактами и сформировать общие закономерности жизнедеятельности и развития общественных систем. Причина возникновения и существования соц фактов находится в обществе и не выходит за его пределы.

Социальная солидарность – механизмы соц интеграции. По Д. соц солидарность – связи, которые соедининяют индивидов в обществ группы и общества в целом. Он выделял два типа связи:

· Разделение труда. Главная причины разделения труда – рост народонаселения, которое обусловило рост физич плотности и объема населения, что привело к увеличению уровня соц взаимодействия, а из этого последовала дифференциация и специализация функций.

· Коллективное сознание – это механизм, который опирается на совокупность верований, чувств, представлений, которые присущи обществу.

Самыми важными по Д. являются такие формы коллект представлений как мораль и религия.

Мораль – система объект правил поведения, которые отличаются императивностью, принудительностью и долженствованием.

Религия – система верований и обрядов, которые объединяют всех, кто их придерживается в единое моральное общество.

Д. выделяет два типа соц солидарности:

· Механическая – соц интеграция, опирается на коллект сознание. Составляет основу традиц общества.

· Органическая – в ней доминирует разделение труда, составляет основу совр индустр обществ.

Механическая солидарность – это общества, в которых разделение труда не развито. Эта солидарность опирается на неразвитость индивидуальности, на сходство людей. Основывается на принуждении, на строгих репрессивных законах.

Органическая солидарность опирается на развитую индивидуальность и развитие. Благодаря разделению труда человек осознает свою зависимость от общества.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)