|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понимающая социология М.ВебераВебер, Макс (1864-1920) - классик немецкой и мировой социологии. Вебер учился в Гейдельбергском университете, где изучал право, политическую экономию, экономическую историю. В дальнейшем наибольшее внимание он уделял исследованию социологических проблем, особенно вопросов методологии социальных наук, социологии религии и политики. Основные труды Вебера: “Протестантская этика и дух капитализма”, “Хозяйственная этика мировых религий”, “Хозяйство и общество”. Вебер обобщает антипозитивистские идеи и создает понимающую социологию, которая легла в основу интерпретативных парадигм. Наибольшее влияние, на научное мнение Вебера, оказали идеи в области: теории познания неокантианской школы и особенно Г. Реккерта. Также особое место в его развитии имели идеи рационализма Дюркгейма, но у Вебера они предстают в новом виде (как концепция формальной рационализации) + идеи Маркса об обществе как противоборство социальных групп. Мировоззрение Вебера во-многом сложилось в контексте критики, в противовес Марксу. Согласно представлениям Вебера общество и составляющие его структуры являются производными от социальных действий индивидов, т.е. общество создается и существует благодаря социальным действиям. Предмет социологии по Веберу – социальное действие как элементарная единица социологического анализа и его смысловой результат. Вебер указывает, что социология – наука, которая стремится понять смыслы социального поведения людей через обнаружение его мотивов. В своей теории социального познания Вебер исходил из того, что природа и общество живут по разным законом, а значит каждой из этих сфер должны соответствовать свои типы знания и своя методология. Вебер различает два основных метода познания: 1. Объяснения (этот метод характерен для объективизма, главная особенность – исключение личностных, субъективных оценок). 2. Понимание (характерны для социологии, позволяют исследователю привносить субъективно—личностные качества. Отличается субъективизмом). Основной вопрос теории социального познания становится для Вебера вопросом о достижении социальными науками такой же обще—значимости и строгости, как и естественные науки. Вебер утверждает, что условием превращения субъективных представлений исследователя в объективные данные является изучение логики и образования социальных понятий. Способом достижения и критерием истиности социальных понятий у Вебера выступает, ч одной стороны методологический прием «отнесения к ценности», с другой стороны – методологический принцип «свобода от оценочных суждений». Прием отнесения к ценности отличается от простой оценки, он состоит из двух стадий: 1. Сложное индивидуальное ощущение ученого. Смысл его в оценке явлений на основе ценностных представлений ученого. 2. Теоретико—интепретативные рассуждения. Объекты, явления первоначальной оценки преобразуются в понятия, на основе отнесения оцениваемых явлений к абсолютным в рамках определенной исторической эпохи ценностям. Устанавливается общезначимое суждение в ходе отнесения объекта к надсубъектной теоретической ценности. Вебер принимает ценности как динамичные. Он считает, что ценности – это присущие эпохе направления интересов, которые не имеют силы за его пределами. 3. Прием свобода от оценочных суждений – требования разграничивать в ходе исследований констатацию фактов и их оценке. Имеет умозрительный характер, потому что Вебер был убежден, что констатация и исследование имеют разный порядок. Вебер подчеркивал, что социология становится наукой в первую очередь благодаря освобождению от оценочных суждений. Логику образования социальных понятий Вебер раскрывает в концепции идеальных типов. Идеальные типы Вебера – средства обобщения эмпирической реальности. Идеальный тип – это сконструированная исследователем теоретическая схема, которая извлекается из эмпирической реальности, а затем снова соотносится с ним. Таким образом, идеально типическая конструкция – система понятий, которые представляют определенную сторону социальной реальности в максимальном соответствии с ее внутренней сущности. Методологическая цель идеального типа – предположить исключительно логическую модель исследуемой области социальной реальности, которая с одной стороны способствовала бы более четкому выделению этой области, а с другой стороны служила бы своеобразным эталоном, через сравнением которой можно было бы судить о мере соответствия ему исследуемой реальности. Вебер подчёркивал, что именно пункты расхождения социальной реальности с идеальным типом требует социологического рассмотрения. Структура идеального типа: · Аксиологическая сторона (проекция какой—либо ценности к эмпирической реальности). · Логическая сторона (идеальный тип выделяет качественную сторону реальности – смысл). Две разновидности идеальных типов: 1. Генетический тип (используется в истории – выявление причинно—следственных связей важных для культуры идеальных действий). 2. Чистый тип (использует социология). Его роль создать понятие типов и определять общие правила. Вебер характеризует социологию, как понимающую науку в связи с тем, что она ориентирована на интерпретацию смысла социального действия. Понятие социального действия вводится Вебером. В его представлениях – это простейшая единица социального поведения, поведенческий акт, которому свойственны две черты: 1. Осмысленность (субъективная мотивация индивида, который вкладывает в свое поведение осознанную цель). 2. Ориентация на других (человек совершая поступок, ожидает ответного поступка от других). Вебер выделяет четыре идеальных типа социальных действий: · Целерациональное – действия – средства для достижения осознанных целей, на основе чистой рациональности, критерием которой является успех и практическая выгода. Здесь смысл действия и смысл действующего совпадают, поэтому понять смысл действия означает понять мотивы действующего человека. · Ценностно—рациональное действие – опирается на сознательную веру в самоценность определенного поведения, в независимости от критериев рациональности. Смысл действия и смысл действующего человека не совпадают. Здесь люди действуют руководствуясь ценностными установками. · Аффективное действие – оно не осознанно, человек действует, опираясь на чувства, эмоции, оно не является рациональным. · Традиционное – основано на привычках, стереотипах, не является осознанным и рациональным, потому что выполняется автоматически. Вебер выделяет три типа понимания: 1) Понимание через прямое наблюдение. 2) Понимание объяснительное (выявляет причины конкретных социальных действий, с помощью постановки исследователя на место действующего индивида). 3) Причинная (обнаружение связи целой серии событий, выявляет причины мотивов). Вебер убежден, что движение к целерациональному действию – движение исторического процесса. Признаки указывающие на рациональность действия людей: 1. Замена внутренней приверженности традициям на выгоду и интерес. 2. Вытеснение ценностно рационального целерациональным поведением. 3. Рационализация способа управления в политике, культуре. 4. Рационализация образа мышления. 5. Усиление роли науки в жизни общества. Вебер коренным образом разграничивая социологию и естественные науки, создав концепцию с идеальных типов, теорию понимания и социальных действий, заложил в основу современных интерпретативных парадигм.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.01 сек.) |