|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Философская социология включает в себя социологические понятия и теории познанияОбщество понимается З. как: · Объединение социализированных людей. · Совокупность форм связи, которая объединяет людей. Общество представляет собой взаимодействие индивидов, которое складывается на основе определенных мотивов и целей. Общество по З – это процесс, смысл которого заключается в том, что на основе индивидуальных побудительных мотивов и целей, в результате взаимных целей образуется единство. Этот процесс З называет обобществление. Согласно З. в любом обществе можно отделить форму от содержания. Такая процедура является непременной в формальной социологии. Содержание – смысл мотивов и целей в процессе социации, а форма – это повторяющаяся устойчивая связь, возникающая в процессе социации. Задача социологии по З. – изучение форм социации, а именно устойчивых повторяющихся связей. Форма и содержание тесно взаимосвязаны. Определяя форму, З указывает на ее роль в упорядочении содержаний: 1. Соотнесение нескольких содержаний, в результате чего образуется их единство. 2. Отделение содержаний друг от друга. 3. Структурирование содержания, которое представляет собой единство. Условие возникновения социальных форм: взаимодействие между двумя и более индивидами, характер отношений взаимодействующих и локализация взаимодействия в определенном пространстве. Эти условия влияют на тип социальной формы. Типология форм социации: 1. В зависимости от социального объекта: · Социальные процессы (постоянные явления, которые не зависят от конкретных обстоятельств их реализации). · Социальные типы (аристократ, бедняк) – характерные сущностные качества и черты человека, который включен в определенное взаимодействие. · Модели развития – универсальные процессы взаимосвязи, основанные на сложных диахронных формах. 2. Степень удаленности от непосредственного потока жизни: · Спонтанные формы ближе всего к жизни. · Формы государственно—правовой организации и экономические формы. · Формы, которые утрачивают свое содержание и существуют ради формы (игровые). Рассматривая взаимодействия, З. выделяет два направления: 1. позитивное взаимодействие. 2. Негативное взаимодействие – конфликт. З. уделяет много внимания конфликтам, конфликт по З. – неотъемлемая часть социальной жизни, которая выполняет определенные функции. З. различает конфликты в зависимости от: остроты – более острые / менее острые; от масштаба – более масштабные / менее масштабные; эмоциональности – более эмоциональные / менее эмоциональные. Согласно З. не слишком масштабные, острые, эмоциональные и динамичные конфликты выполняют в обществе конструктивные функции. Конструктивные функции конфликтов: · Объединение общества в результате конфликта. · Поддержание целостности общества, сохранение существующего социального порядка. · Регулирование отношений к власти. · Образование коалиций между ранее не связанными группами. · Создание норм, регулирующих основные противоречия конфликта. Поднимая проблематику социального взаимодействия, З выдеяет 3 типа регуляции взаимодействия: моральный, традиционный, правовой. Социальное поведение людей регулируется одновременно этими 3 типами. Зиммель создает специфическую теорию познания – теория исторического понимания. Задача этой теории – изучение содержания социальных форм, а смысл – результат понимания – это не обнаружение причинно—следственных связей, а открытие смысла исторического действия, которое заключается в логике связей исторического движения с человеческими представлениями, потребностями и интересами. Понимание по З. представляет собой процесс состоящий из двух стадий: 1. Этап агрегатного состояния представления – исследователь воссоздает акты сознания и душевные процессы, сопровождающие действия индивида. 2. Образование новой категории – формируются типичные представления о мотивах, интересах и целях. Зиммель подчеркивает, что содержание социальной формы можно считать понятым, если: 1. психические процессы, на основе которых сложилось определенное социальное взаимодействие, вызывает в исследователе ту же реакцию, что и у действующих лиц. 2. переживание, мотивы действующих лиц интерпретируются как типичные. 3. З. указывает, что историческая истина – это не просто воспроизведение того, что существует само по себе. Она включает в себя душевную активность исследователя, поэтому объяснение всех исторических событий и процессов имеет гипотетический характер. Заслуги Зиммеля: 1. Стирание границ между субъектом и объектом познания. 2. Выдвижения принципа понимания. В результате у социологии появилась возможность отказаться от упрощенных схем.
Тённис, Фердинанд (1855-1936) - основоположник немецкой и классик мировой социологии. Тённис получил филологическое и философское образование, проявив интерес к истории философии Нового времени. Им написаны биографии Т.Гоббса и К.Маркса, создано Общество по изучению работ Гоббса. Тённис сооснователь и первый Президент Немецкого социологического общества (1909-1933 гг.). Деятельность и интересы Тённиса разносторонни: организация науки, обширные эмпирические исследования, разработка системы теоретических понятий, позволяющей анализировать социальные явления в прошлом и настоящем, отслеживать тенденции их изменений. Первая же работа Тённиса "Община и общество", (1887) принесла ему мировую известность, а во "Введении в социологию” (1931) окончательно оформилась его система взглядов на социальный мир. Теннис выводил главную социологическую проблему из своих исследований основного противоречия в развитии социальной философии XVIII - начала XIX веков - противоречия между реалистическим и историческим подходами к истокам и существованию государства, права, социальных институтов. Теннис стремился создать названную позже формальной чистую социологию, геометризированную форму изложения социологии. Он выделял три основных типа форм социальной жизни: 1) социальные отношения; 2) группы; 3) корпорации или ассоциации. Социальные отношения существуют не только тогда, когда они осознаются как таковые индивидами, вовлеченными в них, но также когда осознана их необходимость; они существуют в той степени, в которой из них вытекают взаимные права и обязательства сторон. Другими словами, социальные отношения имеют объективный характер. Совокупность социальных отношений между более чем двумя сторонами - это "социальный круг" - переходный этап от отношений к группе. Группа создается, когда ассоциация индивидов рассматривается ими как необходимая для достижения определенной цели. Любая социальная форма называется корпорацией или ассоциацией, когда она обладает внутренней организацией, т.е. определенные индивиды исполняют определенные функции в ее рамках. Теннис вывел типологию социальных форм, являющихся объектами изучения социолога. Типология эта выглядит следующим образом: Нормы социального порядка: совокупность норм самого общего порядка, основанных главным образом на общем согласии или договоре. Они определяются нормативной силой фактов. Нормы права: возникают из обычаев с помощью формального законодательства. Нравственные стандарты: они создаются религией или общественным мнением. Важный аспект социологии Тенниса - его натуралистическая теория социального знания, получившая затем дальнейшее развитие в социологии XX века. Главный его вклад - открытие двух типов социальных отношений и связей - затем был развит Э. Дюркгеймом в концепции органической и механической солидарности. Теннис разделял социологию на три дисциплины: чистая, или теоретическая, социология - логическая система понятий и идеальных типов, необходимых для описания и понимания конкретных социальных явлений; прикладная социология использует эти понятия, применяя их к историческому развитию общества; эмпирическая социология, или социография, - описательная дисциплина, опирающаяся на индуктивный метод и использующая понятия чистой социологии в качестве общих установок. Главная работа Тенниса "Община и общество" (Gemeinschaft und Gesellschaft, 1887) посвящена связи социальных отношений с типами воли. Главным компонентом общественных отношений Теннис считает волю.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |