|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
служащее сладострастномуУчение о боговдохновенной душе Ученир о чувственной путе (^ произвольном движении "чсние очувствеппоидуше ^ о списобностп чувствовать Учение о субстанции и способностях души Приложения к учению о способностях души \ п ^^^"^""" Открытие искусств < и\^1'^и'я°(^ый Органон) Испусство открытия 1 Промптуарий Нахождение доказательств ^ (общ.1я ( Топика ^ Частная Посредством индукции с i J Прямая редукция Искусство 1 Обратная редукция суждения ' Посредством ^ ( Аналитика Опровержение софизмов силлогизма \ J Опровержение толкований ^ \ Учение об ( Идолы рода '. < опровержении ' ^) Идолы пещеры Опровержение идолов ') ндплы площади ( Пднлы театра Приложение к искусству суждения -- Адекватность доказатсльсти природе предмета i Учение о вспомогательных средствах памяти ^"^° ^"""^ < у„„„, „ „„„и „^ i ^ ^^^ельпом знании Учение о знаках кещей < ^:;;;^'^,^^""" Учение о средствах изложения Г i I N^ieiiiic об устной речи I N^iCHiir о HiiciiMeHHiK'i'H Грамматика! \., f Пирматнинан ^ ~ 1 Философская Магистральный либо инициативный Искусство Нкзотерический либо акроаматичеений сообщения ' Учение о методе изложения Посредством афоризмов либо методичесни ------ -- ТГпхррпртдпм утппршттрччО пцГ>п ^nnp^l.H Посредством снаинсннЛ.'iiiOii ;^lln:l;la•ll•.^l,l:•l•н Яне •l•lpтll пето.п Архитектоника всего труда,1.1,111. i.iliii м"года Ограничение предложений Учение об иллюстрации изложения или риторика (Иллюстрации добра и зла Три приложении к риторике \ Антитезы вещей 1 Малые формулы речи Два приложения к искусству сиобщения < i"^'n™o'^ii(a I j Активное 1 Личное i,,^„,.,„ „) Нонсервптцппое Простое благо ) \ Пассивное ^ перфе^тщщое Учение о благе i ). ^,, 1 Общегтиенное f Общие обязанности , • \ Специальные обязанности Относительное благо ' < Учение об особенностях характеров Георгики души \ Учение об аффектах 1 Учение о средствах исцеления душ Приложение к учению о культуре души -- О гармонии между благами души и тела Учение о мзаимним оохпжденлл тт л п л f Общие ансиомы наук первая филисофия ^ Трансценденции, или превходящие качества сущего Учение о человеке Философия человека \ Учение о душе Учение об использовании и объектах способностей души д -- >---- - --- 1 Этика Логика ^ ______._______ ________________ \____________ _^_______________________________> а Учение о природе, или естественная философия М Прак- Теоретическое g тиче- в ское --'--• я Учение о деловых сепиях < ^^ ^^^^^ 1 Учение i) расширении границ державы Учение и прапленчц или гисударстие •[ Учение о всеобщей снпиведлцвостп (об источниках права) ПРИМЕЧАНИЯ (Составлены А. Л. Субботиным и Н. А. Федоровым.) ВЕЛИКОЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ НАУК
1 В 1618 г. Фрэнсис Бэкон получил титул барона Веруламского. -- 59. 2 Т. е. Ирландии. -- 61. 3 В этом предисловии, опубликованном в 1620 г. вместе с первым изданием "Нового Органона", Бэкон излагает замысел своих философских исследований -- план сочинения "Instauratio Magna Scientiarum" ("Великого Восстановления Наук"). В ном указаны предполагаемые части этого сочинения и дана сжатая характеристика их содержания. Отметим, в какой мере Бэкон реализовал свой план. Первую часть "Великого Восстановления" составила законченная работа "De Dignitate et Augmentis Scientiarum". Второй части соответствует "Novum Organum Scientiarum", трактат, оставшийся незавершенным. К третьей части можно отнести различные отрывки, наброски и вступления, касающиеся "естественной истории", отдельных явлений и процессов природы: "Historia Ventorum", "Historia Densi et Rari", "Historia Gravis et Levis", "Historia Sympathiae et Antipathiae Renim", "Historia Sulphuris, Mercurii, et Salis", "Historia Vitae et Mortis", "Historia et Inquisitio Prima De Sono et Auditu", "Cogitationes de Natura Rerum". Для четвертой и пятой частей Бэконом написаны лишь краткие предисловия. Наконец, шестая часть "Великого Восстановления", по авторскому замыслу главная, осталась лишь в качестве desideratum, т. е. пожелания. Перевод предисловия и посвящения осуществлен Я. М. Боровским (опубликован в книге: Фр. Бэкон. Новый Органон. М„ 1935) и для настоящего издания вновь сверен Г. Г. Майоровым. -- 63. 4 На гравюре титульного листа первого и второго издания "Нового Органона" изображен корабль с поднятыми парусами, как бы символизирующий человеческий разум, стремящийся к познанию. Он проплывает меж двух столбов (колонн), образ которых, возможно, навеян мифом о Геркулесовых столбах. -- 63. 5 Римские сенаторы (senatores pedarii) низшей категории не вносили предложений и не участвовали в их обсуждении, но лишь голосовали, переходя (буквально) на ту или другую сторону. -- 64. 6 Речь идет о сочинении "De Dignitate et Augmentis Scientiarum", помещенном в данном томе издания. -- 72. 7 В "Опыте о человеческом разуме" Дж. Локка будет фигурировать термин "tabula rasa". -- 77. 8 Эту "естественную историю" Бэкон называет также parasceve (греч, "подготовка"). В 1620 г. в одном томе с "Новым Органоном" Бэкон опубликовал работу "Parasceve ad historiam naturalem et experimentalem", мысля ее как набросок такой "естественной истории". -- 78. 9 Согласно древнегреческому мифу, Аталанта решила выйти замуж за того, кто перегонит ее в беге, проигравшего же такое соревнование она поражала копьем. Аталанту победил хитростью Гиппомен (по другой версии -- Меланий), разбрасывавший во время состязания золотые яблоки, полученные им от Афродиты. Любопытная Аталанта задерживалась, чтобы подобрать яблоки, и была побеждена. На этот мифологический образ Бэкон ссылается неоднократно, например в LXX и CXVII афоризмах кн. 1 "Нового Органона", в "Valerius Terminus", "De Sapientia Veterum" и др. (см. Овидий, "Метаморфозы", кн. X, ст. 560--680). -- 79. 10 Эту четвертую часть Бэкон называет "лестницей разума" (scala intellectus), имея в виду, что разум должен восходить от единичных факторов к обобщениям постепенно, через ряд опосредствующих положений. -- 82. 11 В пятой части, которую Бэкон называет "Prodromi give anticipationcs philosophiae secundae", должны были содержаться такие результаты истолкования природы, которые выходят за рамки метода, изложенного в "Новом Органоне". -- 82. 12 Древнегреческие скептики называли "акаталепсией" (akatalepsia) свое учение о непознаваемости вещей. В афоризме CXXVI кн. 1 "Нового Органона" Бэкон замечает: "В действительности же мы думаем не об Акаталепсии, а об Евкаталепсии..." Последним термином он обозначает противоположное учение -- о познаваемости вещей. -- 83. О ДОСТОИНСТВЕ И ПРИУМНОЖЕНИИ НАУК В 1605 г. Бэкон опубликовал на английском языке трактат из двух книг "The Proficience and Advancement of Learning, Divine and Human", в котором доказывал великое значение наук для человечества и излагал идею их классификации. Через семнадцать лет в письме к Баранзану, датированном концом июня 1622 г., он сообщает, что послал для перевода свое новое сочинение о значении и развитии наук. Бэкон имел в виду "De Dignitate et Augmentis Scientiarum", которое было издано на латинском языке осенью следующего 1623 г. Это сочинение, состоящее из 9 книг, является наиболее обширным и систематическим из философских произведений Бэкона и по замыслу представляет первую часть труда его жизни "Instauratio Magna Scientiarum", Оно содержит классификацию всего человеческого знания, оценку уже достигнутого уровня, бэконовское понимание перспектив и направлений его дальнейшего развития, а также характеристику научного метода, его задач и целей. Трактат 1605 г. полностью вошел в "De Augmentis Scientiarum". При этом первые книги обоих трактатов совпадают (разночтения английского и латинского оригиналов здесь совершенно незмачительны). Содержание же второй книги трактата 1605 г. в переработанном и расширенном виде вошло в остальные книги "De Auginentis Scientiarum". Сочинение Бэкона сразу же получило признание. Следуют его новые издания на латинском (1624, 1635, 1652, 1662 гг.), на французском (1632, 1634, 1640 гг.) и, наконец, на английском (1674 г.) языках. На русском языке оно было опубликовано в 1874 г. (переиздано в 1895 г.) и составило первый том двухтомного собрания сочинений Фр. Бэкона. Русский перевод, осуществленный П. А. Бибиковым, и в стилистическом отношении, и в отношении своей точности представляется малоудовлетворительным. К тому же, по всей видимости, он сделан не с латинского оригинала, а со старого и не всегда адекватного оригиналу французского перевода сочинений Бэкона ("Oeuvres de Bacon. Traduction revue, corrigee et precedee d'une introd. par M. Fr. Riaux", 2 vols, Paris, Charpentien, 1845 (1852) и повторяет его ошибки. С тех пор "De Dignitate et Augmentis Scientiarum" на русском языке не переиздавалось. Настоящий перевод сделан с латинского текста, опубликованного в 1 томе издания "The Works of Francis Bacon.., coll. and ed. by J. Spedding, R. L. Ellis". London, 1857--1874. Это издание сочинений Фр. Бэкона считается лучшим. Задача нового русского перевода состояла прежде всего в том, чтобы передать мысль автора в стилистических формах современного языка. При этом иногда приходилось жертвовать особенностями и оттенками яркого и своеобразного бэконовского стиля, заметим, кстати, довольно неровного, порой вычурного и нарочито образного. Значительную трудность представлял перевод многочисленных терминов, введенных Бэконом в интересах задуманной им детальной и новой классификации системы наук. И здесь прежде всего преследовалась цель передать сущность нового понятия. В наиболее сложных и спорных случаях русский перевод сопровождается оригинальным латинским термином. Все прозаические цитаты из сочинений античных авторов, Ветхого и Нового заветов и других произведений у Бэкона часто неточные, приблизительные и приводимые без указания источника, в переводе остаются без исправлений, однако сопровождаются нами ссылкой на соответствующие места оригиналов. Стихотворные цитаты, как правило, приводятся по существующим русским переводам В. Брюсова, С. Соловьева, С. Шервинского, Н. Гнедича, Ф. Петровского и др. Перевод текста осуществлен Н. А. Федоровым, сверка произведена Г. Г. Майоровым. При подготовке примечаний использованы комментарии, помещенные в издании Дж. Спеллинга и Р. Л. Эллиса. Из английского издания заимствована и таблица классификации человеческих познаний, в которую, однако, внесены исправления и уточнения. Книга первая
1 См. Платон, "Федон", 75е--76. -- 87. 2 Ветх. Зав., кн. Царств III, гл. 4. ст. 29. -- 88. 3 Тацит, "Анналы", кн. XIII, 3. -- 88. 4 Первоначальный вариант этого сочинения представляет трактат "The Proficience and Advancement of Learning, Divine and Human", состоящий из двух книг (см. вводную часть). -- 89. 5 Нов. Зав., Посл. Коринф., 1, гл. 8, ст. 1; Ветх. Зав., Еккл., гл. 12, ст. 12; гл. 1, ст. 18; Нов. Зав., Посл. Колосс., гл. 2, ст. 8. -- 90. 6 Ветх. Зав., Еккл., гл. 1, ст. 8. -- 91. 7 Ветх. Зав., Еккл., гл. 3, ст. 11. -- 91. 8 Нов. зав., Посл. Коринф., 1, гл. 8, ст. 1; гл. 13, ст. 1. -- 93. 9 Ветх. Зав., Еккл., гл. 2, ст. 13--14. -- 92. 10 В подборке Г. Дильса см. 118-й фрагмент из соч. Гераклита (Stobaeus, Florilegium, V, 8). -- 93. 11 Плутарх, "Об употреблении мяса", речь I (Moralia).-- 93. 12 Ветх. Зав., кн. Иова, гл. 13, ст. 7. -- 93. 13 Ср. Гомер, "Илиада", кн. VIII, ст. 19-- 22. -- 94. 14 Марк Порций Катон, Старший (М. Porcius Cato) -- консул 195 г. до н. э., цензор 184 г. до н. э., римский политический деятель и писатель, автор сочинений "De agri cultura" ("О сельском хозяйстве") и "Origines" ("Начало"). Об этом эпизоде рассказывает Плутарх. См. "Сравнительные жизнеописания" (Марк Катон, XXI 1). -- 94. 15 Вергилий, "Энеида", кн. VI, стр. 851--852. -- 95. 16 Гордиан Младший III (М. Antonius Gordianus, род. в 225 г. н. э.) -- римский император 238--244 гг. -- 96. 17 Александр Север (Alexianus Bassianus, род. в 208 г. н.э.) -- римский император 222--235 г. -- 96. 18 Т. е. государственные умы. -- 97. 19 Гвиччардини, Франческо (Guicciardini, 1483--1544) -- итальянский историк и политический деятель Флоренции и Ватикана (при папах Льве Х и Клименте VII). Автор труда "История Италии" ("Istoria d'Italia"), охватывающего период 1492--1534 гг. -- 98. 20 Фокион -- афинский политический деятель IV в. до н. э., сторонник промакедонской партии. См. о нем у Плутарха "Сравнительные жизнеописания" (Фокион). Иксион -- легендарный царь лапифов. Приглашенный Зевсом на пир богов, Иксион стал добиваться любви супруги Зевса Геры и за это был осужден в подземном царстве вечно вращаться прикованным к огненному колесу. -- 98. 21 Катон Младший, Утический (М. Porcius Cato Uticensis, 95-- 46 гг. до н. э.) -- правнук Катона Старшего, римский политический деятель, республиканец, непримиримый противник Ю. Цезаря, не имея возможности удержать г. Утику (в Африке), защита которой была ему поручена, покончил самоубийством. -- 98. 22 Сенека, "Письма", 3. -- 99. 23 Эсхин (389--314 гг. до н. э.) -- греческий оратор и политический деятель, идеолог и руководитель промакедонской группировки в Афинах, политический противник Демосфена. Плутарх между тем приводит похожее возражение Демосфена не Эсхину, а Питейю. См. Плутарх, "Сравнительные жизнеописания" (Демосфен. VIII). -- 99. 24 Кастор и Поллукс (греч. Полидевк), по прозвищу Диоскуры (миф.) -- сыновья-близнецы Зевса и Леды. Их имена стали синонимами неразлучной братской дружбы. В древней Спарте они считались защитниками и покровителями государства. По одному из вариантов мифа были превращены Зевсом в созвездие Близнецов; в астрономии -- названия двух самых ярких звезд этого созвездия. -- 101. 25 Нищенствующие братья -- монахи нищенствующих орденов -- францисканцы и доминиканцы (см. Н. Макиавелли. "Рассуждения о первой декаде Тита Ливия", кн. III, гл. 1). -- 101. 26 Тит Ливий, "Римская история от основания города". Предисловие ("Аb Urbe Condita"). -- 102. 27 Г. Саллюстий Крисп, "Письма к старцу Цезарю о государстве", I, 8 ("Appendix Sallustiana Fasc. 1" ). -- 102. ' 28 Ветх. Зав., кн. Притч. Соломон., гл. 28, ст. 20; гл. 23, ст. 23. -- 102. 29 Тацит, "Анналы", кн. III, 76. У римлян существовал обычай на похоронах умершего патриция нести восковые изображения его предков, число которых наглядно свидетельствовало о знатности и древности рода. В данном случае речь идет о том, что император Тиберий запретил нести изображения Брута и Кассия, убийц Юлия Цезаря, на похоронах знатной римлянки Юнии -- внучки Катона Младшего, жены Кассия и сестры М. Брута. -- 102. 30 Ветх. Зав., кн. Иова, гл. 2, стр. 28. -- 103. 31 Плутарх, "Сравнительные жизнеописания" (Агесилай, XII). -- 103. 32 Овидий, "Послания из Понта", XV, ст. 83. -- 103. 33 Плутарх, "Сравнительные жизнеописания" (Солон, XV). -- 104. 34 Платон, Письмо 6. -- 104. 35 Цицерон, "Письма к Аттику", кн. II, 18. -- 104. 36 Цицерон, "Речь в защиту Мурены", 31. -- 104. 37 Овидий, "Наука любви", II, ст. 548. -- 104. 38 Демосфен, "О делах в Херсонесе". -- 104. 39 Имеется в виду правление императора Нерона. Сенека был воспитателем юного Нерона, впоследствии был обвинен им в заговоре и, приговоренный к смерти, покончил с собой. -- 105. 40 Сенека, "Письма", 7. -- 106. 41 Плутарх, "Сравнительные жизнеописания" (Фемистокл, II). -- 107. 42 Это место скорее перекликается с пародийным пересказом речи Алкивиада у Франсуа Рабле в его обращении к читателю, предпосланном первой книге "Гаргантюа и Пантагрюэля", чем с соответствующим местом платоновского оригинала (см. Платон, "Пир", 215). -- 107. 43 Лукиан, "О состоящих на жаловании". -- 107. 44 Дю Бартас (Du Bartas, 1544--1590) -- французский поэт и деятель протестантского движения; см. его поэму "Первая неделя" (День второй). -- 107. 45 Диоген Лаэртский приписывает эти слова не кинику Диогену из Синопа, а Аристиппу из Кирены (ок. 435--355 гг. до н. э.) -- ученику Сократа и основателю философской школы киренаиков (см. Диоген Лаэртский, "О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов", кн. II, 69). -- 108. 46 Диоген Лаэртский, "О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов", кн. II, 79. -- 108. 47 Озорий (Osorius, ум. в 1580 г.) -- португальский епископ; его произведение "О деяниях Эммануила" ("De rebus gestis Emanuelis") 1574 г. в 12 книгах описывает португальские завоевания в период царствования короля Эммануила Великого (1495--1521 гг.). Штурм, Иоганн (Sturm, lohann, 1507--1589) --профессор в Страсбурге и Париже, был прозван "немецким Цицероном". Ашэм, Роджер (Ascham, Roger, 1516--1568) -- английский гуманист и педагог, сторонник классического университетского образования; воспитатель, а впоследствии -- латинский секретарь королевы Елизаветы; его трактат "Школьный учитель" был издан в 1570 г. -- 110. 48 Эразм Роттердамский, "Разговоры запросто", Эхо. -- 110. 49 Пигмалион -- царь Кипра, влюбившийся в созданную им из слоновой кости статую девушки; Афродита, вняв его мольбам, оживила статую (см. Овидий, "Метаморфозы", кн. X, ст. 243-- 294). -- 110. 50 Нов. Зав., Посл. Тимоф. 1, гл. 6, ст. 20. -- 112. 51 Ср. Квинтилиан, "Наставление оратору", кн. X, гл. 1, 130 ("Institutio Oratoria"). -- 113. 52 Вергилий, "Буколики", экл. VI, ст. 75. -- 113. 53 Диоген Лаэртский, "О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов", кн. III, 18. -- 114. 54 Гораций, "Послания", кн. I, 18, ст. 69. -- 114. 55 Тацит, "Анналы", кн. V, 10. Ср. "История", кн. I, 51. -- 114. 56 Гай Плиний Секунд, Старший (С. Plinius Secundus, 23--79 гг. до н. э.) -- римский писатель, автор энциклопедической "Естественной истории" ("Naturalis Historia") в 37 книгах, посвященных ботанике, зоологии, космографии, географии, антропологии, медицине, сельскому хозяйству, минералогии, истории искусства, а также содержащих данные по истории, быту и экономике Рима. Труд Плиния сохранял значение основного литературного источника натуралистических сведений в Европе вплоть до XVII в. Кардана, Джеронимо (Cardano, 1501--1576) -- математик, врач и астролог, автор ряда философских трактатов: "De subtilitate", "De varientate rerum", "Arcana aetemitatis", в которых он развивал своеобразную гилозоистическую натурфилософию. Альберт фон Больштед (Albertus Magnus, 1193 или 1207-- 1280) -- "doctor universalis", один из влиятельнейших средневековых философов, первый крупный христианский аристотелик, автор многочисленных естественнонаучных трудов. -- 115. 57 Ветх. Зав., кн. Иерем., гл. 6, стр. 16. -- 117. 58 Эта же мысль составляет содержание афоризма LXXXIV кн. 1 "Нового Органона". -- 118. 59 Это слова не Лукиана, а Сенеки. См. Лактанций, "О ложной религии", 1, 16 ("De falsa religione"). Lex Papia Poppaea (9 г. н. э.) -- один из законов Августа о браках. -- 118. 60 Тит Ливий, "Римская история от основания города", кн. IX 17. -- 118. 61 В подборке Г. Дильса см. 2-й фрагмент из соч. Гераклита (Sext. Empiricas, Adversus Mathematicos, VII, 133). -- 119. 62 Гильберт, Уильям (Gilbert, William, 1540--1603) --лейб-медик королевы Елизаветы и один из крупнейших физиков. В его основном труде "О магните, магнитных телах и великом магните Земли, новая физиология" (Лондон, 1600) впервые систематически изложено учение о магнетизме. Гильберт -- противник перипатетической натурфилософии и схоластической методологии, в своих исследованиях природы он всецело опирается на опыт, обнаруживая замечательное искусство экспериментатора. Формулируя теорию земного магнетизма, он обосновывал ее экспериментально -- показал, что намагниченный железный шар действует на подвешенную на нить магнитную иглу так же, как Земля, и что сталь намагничивается под влиянием земного магнетизма. Гильберт принимал учение Коперника и пытался объяснить падение земных и движение небесных тел силами магнитного взаимодействия. -- 120. 63 Цицерон, "Тускуланские беседы", кн. 1, 10 ("Tusculanae disputationes"). -- 120. 64 Аристотель, "О возникновении и разрушении", 1, 2. -- 120. 65 Цицерон, "О природе богов", кн. 1, 8. Веллей -- римский сенатор, один из трех участников диспута, описываемого Цицероном в этом трактате; Цицерон выставляет его представителем эпикурейской философии. -- 121. 66 Овидий, "Метаморфозы", кн. X, ст. 667. -- 122. 67 Цицерон, "Тускуланские беседы", кн. V, 4. -- 122. 68 Ветх. Зав., кн. Притч. Соломон., гл. 27, ст. 6. -- 122. 69 Ветх. Зав., кн. Бытия, гл. 1, ст. 1. -- 123. 70 Дионисий Ареопагит, "О небесной иерархии", гл. 6--7. -- 123. 71 Платон, "Тимей", 22b--с. -- 125. 72 Ветх. Зав., кн. Левит, гл. 13, ст. 12--15. -- 125. 73 Ветх. Зав., кн. Иова, гл. 26, ст. 7; гл. 26, ст. 13; гл. 38, ст. 31; гл. 9, ст. 9; гл. 10, ст. 10; гл. 28, ст. 1--2. -- 126. 74 Ветх. Зав., кн. Царств III, гл. 4, ст. 33. -- 126. 75 Ветх. Зав., кн. Притч. Соломон., гл. 25, ст. 2. -- 126. 76 Юлиан Отступник (Flavius Claudius Julianus, род. в 331 г. н. э.) --римский император 361--363 гг., вел широкую борьбу против христианства. В 362 г. издал "Эдикт" о запрещении христианам преподавания философии, грамматики и риторики. -- 127. 77 Григорий I Великий -- римский папа (понтификат 590--604 гг.). -- 127. 78 Нов. Зав., Матф., гл. 22, ст. 29. -- 128. 79 Платон, "Государство", кн. V. -- 130. 80 Светоний, "Жизнь двенадцати Цезарей" (Домициан, 23). -- 131. 81 Гомер, "Илиада", кн. 1, ст. 42. Аполлоний Тианский (1 в. н. э.) -- видный представитель пифагореизма. Его жизнеописание дано Филостратом Младшим (III в.). -- 131. 82 Стенница (Parietaria) -- растение типа плюща, растущее на стенах и заборах. -- 131. 83 Силен, см. Юлиан, "Пир или Цезари". -- 132. 84 Бэкон перечисляет императоров династии Антонинов: Нерва (М. Cocceius Nerva, род в 35 г. н. э.) -- император 96--98 гг.; Траян (М. Ulpius Traianus, род. в 53 г. н. э.) -- император 98--117 гг.; Адриан (P. Aelius Hadrianus, род. в 76 г. н. э.) -- император 117--138 гг.; Антонин Пий (Т. Aurelius Fulvius Boionius Arrius Antoninus, род. в 86 г. н. э.) -- император 138--161 гг.; Марк Аврелий (М. Anniua Catilius Severus, род. в 121 г. н. э.) -- император 161--180 гг.; Коммод, Луций Вер (L. Ceionilis Commodus, род. в 130 г. н. э.) -- соправитель М. Аврелия 161--169 гг., так же как и он усыновленный Антонином Пием -- отсюда "божественные братья". -- 132. 85 Плутарх, "Сравнительные жизнеописания" (Александр, VII). -- 132. 86 Апофтегма (греч.) -- изречение. -- 133. 87 Плутарх, "Сравнительные жизнеописания" (Александр, XIV); Сенека, "О благодеянии", V, 4 ("De beneficientia"). -- 133. 88 Плутарх, "Сравнительные жизнеописания" (Александр, XXII). -- 133. 89 Источник не найден (сост. прим.). -- 133. 90 Плутарх, "Сравнительные жизнеописания" (Александр, LXXIV). -- 134. 91 Там же, LIII. -- 134. 92 Эразм Роттердамский, "Изречения", IV, 17 (Apophthegmmata). -- 134. 93 Плутарх, "Сравнительные жизнеописания" (Александр, XXXI). -- 134. 94 Там же, XLII. -- 135. 95 Там же, XXIX. -- 135. 96 Там же, XV. -- 135. 97 Гиз, Генрих (Guise, II., 1550--1588) -- один из организаторов Варфоломеевской ночи, глава католической партии во Франции в основатель "Священной лиги" -- католической организации для борьбы с гугенотами, -- 135. 98 Ветх. Зав., Еккл., гл. 12, ст. 11, -- 136. 99 Светоний, "Жизнь двенадцати Цезарей" (Божественный Юлий, 70); Аппиан, "Гражданские войны", кн. II, 93. -- 137. 100 Светоний, "Жизнь двенадцати Цезарей" (Божественный Юлий, 79); Аппиан, "Гражданские войны", кн. II, 108. -- 137. 101 Плутарх, "Сравнительные жизнеописания" (Цезарь, XXXV). -- 137. 102 Светоний, "Жизнь двенадцати Цезарей" (Божественный Юлий, 77). -- 138. 103 Ксенофонт (ок. 444--356 гг. до н. э.) --греческий писатель, ученик Сократа, автор "Греческой истории", "Воспоминаний о Сократе", "Анабасиса", "Киропедии", "Домостроя" и др. В "Анабасисе" Ксенофонт описывает поход греческих наемников вместе с войском Кира Младшего в глубь Малой Азии. См. "Анабасис", кн. II, 1, 12. -- 138. 104 Овидий, "Послания из Понта", II, 9, ст. 47. -- 139. 105 Ветх. Зав., Еккл., гл. 1, ст. 9. -- 139. 106 Плутарх, "Сравнительные жизнеописания" (Агесилай, XV). Речь идет о пародийной поэме "Война мышей и лягушек" неизвестного автора VI в. до н. э., приписывавшейся в древности Гомеру. -- 140. 107 Эпиктет, "Руководство", гл. 8 и 33 ("Enchiridion"). -- 140. 108 Вергилий, "Георгики", кн. II, ст. 490--492. -- 140. 109 Там же, кн. IV, стр. 560--561. -- 141. 110 Лукреций, "О природе вещей", кн. II, стр. 1. -- 143. 111 См. наст. изд., кн. II, миф о Пане. -- 145. 112 Тацит, "Анналы", кн. XIV, 9. -- 145. 113 Нов. Зав., Матф., гл. II, стр. 19. -- 145. Книга вторая
' Ветх. Зав., Еккл., гл. 10, ст. 10. -- 147. " Вергилий, "Георгики", кн. IV, ст. 8--9. -- 148. ^ Цицерон, "Речь после возвращения", 12, -- 148. * Ветх. Зав., кн. Царств 1, гл. 30, ст. 24. -- 150. ° Вергилий, "Георгики", кн. Ill, ст. 128. -- 150. * См, Цицерон, "Об ораторе", кн. Ill, 26; "Оратор", 24. -- 152. " Цицерон, "Письма к Аттику", кн. IX, 8. -- 153. ^ Нов. Зав., Посл. Яков., гл. 1, ст. 17. -- 153. " В своих предложениях, касающихся реформы университетского образования, Бэкон продолжал линию известного антиаристотелика Петра Рамуса (лат. Ramus, фр. Ramee, 1515--1572); "...пожрать змеев Магов" -- Ветх. Зав., кн. Исход, гл. 7, ст. 12, только не Моисея, а Аарона. -- 154. '° См. Сенека, "Пословицы" ("Proverbiae". Amare et sapere vix Deo conceditur. -- Даже богу трудно и любить и оставаться мудрым). -- 155. " Энний, см. Цицерон, "Об обязанностях", кн. 1, 51. -- 155. " Ветх. Зав., кн. Притч. Соломон., гл. 26, ст. 13; Вергилий, "Энеида", кн. V, ст. 231. -- 155. " Такое противопоставление было характерно для философии перипатетиков, по мнению которых естественные вещи в отличие от созданных людьми обладают некоторым внутренним принципом своего формирования. -- 159. ^ По-видимому, Бэкон имеет в виду "Демонологию" ("Daemo-nologie") Якова 1 -- диалогический трактат в трех книгах, в котором обсуждались проблемы колдовства. Король был одним из ревностных "охотников за колдунами" и инициатором сурового закона против колдовства. -- 161. ^ Платон, "Гиппий больший", 288d. -- 162. '° Пересказ известного анекдота о Фалесе Милетском с моралью в бэконовском стиле. -- 162. '" Аристотель, "Политика", кн. 1, 1. -- 163. " Соображений, изложенных в этой главе, нет в тексте "Advancement of Learning", трактата 1605 г. Они могли возникнуть у Бэкона позднее в результате его размышлений о методах работы историков в связи с собственными исследованиями истории Англии, -- 168. 1* Фасты -- календари. -- 170. '" Аббревиарий (лат.), или эпитома (греч.) --краткие, конспективные изложения больших исторических трудов, получившие широкое распространение в поздней античности и постепенно вытеснившие из употребления сами эти труды. -- 171. " Бэкон имеет в виду шотландского гуманиста и историка Джорджа Бучэнэна (Buchanan, George, 1506--1582), сочинение которого по истории Шотладдии вызвало недовольство Якова 1 из-за того, что в нем была очернена его мать -- шотландская королева Мария Стюарт. -- 173. "" Имеется в виду история Англии при Тюдорах. Сам Бэкон, исследуя этот период, успел написать "Историю царствования короля Генриха VII" и первые страницы "Истории царствования короля Генриха VIII" и "Начала истории Великобритании". -- 174. ^ Имеется в виду Генрих VII (Ричмонд); его победа при Бос-ворте в 1485 г. над Ричардом III (Глостером) и брак с Елизаветой Иоркской, положивший конец междоусобной войне Роз и начало королевской династии Тюдоров. -- 174. '* Генрих VIII, сын Генриха VII. -- 174. ^ Имеются в виду Эдуард VI (сын Генриха VIII в браке с Джейн Сеймур) и неудавшаяся попытка его опекуна, герцога Нортумберленда, после смерти короля вопреки принятому порядку престолонаследия провозгласить королевой леди Джейн Грей. -- 174. ^ Мария Католичка (дочь Генриха VIII в браке с Екатериной Арагонской), вышедшая замуж за испанского короля Филиппа II, и Елизавета 1 (дочь Генриха VIII в браке с Анной Болейн). -- 174. " Вергилий, "Энеида", кн. Ill, ст. 96. Эней (миф.) -- герой поэмы Вергилия, сын богини Венеры и троянца Анхяза. После бегства из горящей Трои получил приказание от Аполлона отправиться на поиски древней родины троянцев, Италии, -- 174. "' Поэма итальянского поэта Лодовико Ариосто (1474--1533) "Неистовый Роланд", кн. 34--35. -- 175. ^ Вергилий, "Энеида", кн. V, ст. 751. -- 175. ^ Плиний Младший, "Письма", III, 91; Ветх. Зав., кн. Притч. Соломон., гл. 10, ст. 7. -- 176. ^ Цицерон, "IX Филиппика", 10, и Демосфен, "Надгробное слово", 1389, 10. -- 176. ^ Тацит, "Анналы", кн. XIII, 31. -- 178. ^ Таково, например, сочинение Никколо Макиавелли "Рассуждения о первой декаде Тита Ливия". -- 179. ^ Вергилий, "Георгики", кн. 1, ст. 250--251. -- 180. ^ Этот девиз, часто приводимый Бэконом, представляет собой антитезу латинскому: пес plus ultra -- и не далее (крайний предел). -- ISO. ^ Вергилий, "Энеида", кн. VI, ст. 590--591. -- 180. "" Ветх. Зав., кн. Даниила, гл. 12, ст. 4. В рус. пер.: "Многие прочитают ее (книгу) и умножится ведение". -- 180. ^ Нов. Зав., Посл. Петр. II, гл. 3, ст. 8. -- 181. ^ Ветх. Зав., кн. Аввак., гл. 2, ст. 2. -- 182. *° Речь идет о недошедшем до нас юношеском сочинении Цезаря "Собрание изречений" ("Dicta collectanea"). См. Цицерон, "Письма к близким", IX, 16, и Светоний, "Жизнь двенадцати Цезарей" (Божественный Юлий, 56). -- 183. ^ Аристотель, "Поэтика", 9. -- 184. *" Подобного абзаца о драматической поэзии нет в тексте "Advancement of Learning" 1605 г. Когда Бэкон давал эту редакцию, театр Шекспира уже сменился театром Бомонта и Флетчера, фривольная и гедонистическая драматургия которых и могла вызвать такое замечание с его стороны. -- 186. •" Вот притча Агриппы: "В то время, когда в организме человека не было такой гармонии, как теперь, а каждый член имел свою волю, свои речи, все части тела вознегодовали, что их хлопоты, их труды и услуги достают все для желудка, а он, сидя спокойно в середине, наслаждается доставляемыми ему благами; поэтому состоялось соглашение, чтобы руки не подносили пищу ко рту, рот не принимал предлагаемого, зубы не жевали; желая в раздражении своем усмирить желудок голодом, сами отдельные члены и все тело исхудали до крайности. Из этого выяснилось, что и служба желудка не лишена значения, что он столько же питается, сколько питает, так как возвращает во все части тела, распределяя равномерно по жилам, изготовленную из съеденной пищи кровь, благодаря которой мы живы и сильны" (Тит Ливий, "Римская история от основания города", кн. II, 32). -- 187. ** Авгуры--жрецы в Древнем Риме, без участия которых не обходился ни один сколько-нибудь важный акт государственной жизни, давали, в частности, предсказания по полету птиц. -- 188. *' В известных нам вариантах мифа говорится о состязании Пана с Аполлоном. О состязании же с Купидоном, о котором упоминает Бэкон, мало что известно. -- 189. *" Pan (греч. в лат. транскр.) -- все, целое, Вселенная. Пан один из древнейших богов Греции -- бог леса и охранитель стад -- занимал в гомеровскую эпоху и вплоть до II в. до н.э. скромное место в мифологическом сознании греков. Даже в Аркадии и Аргосе, где Пана особенно чтили, его не включали в число богов-олимпийцев. Однако позднее его культ претерпевает изменения. В воззрениях мистиков образ козлоподобного бога лесов и пастбищ трансформируется в символ единства и целостности Вселенной, а звуки его флейты отождествляются с музыкой небесных сфер. Из этой традиции и исходит Бэкон в своей интерпретации мифа о Пане. -- 190. " См. Аристотель, "Физика", кн. 1, 9. -- 190. *" Диоген Лаэртский, "О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов", кн. X, 134. -- 191. ^ См. примеч. 62 к кн. 1 наст. изд. -- 194. ^ Имеется в виду знаменитое библейское сказание об Иосифе и его братьях. -- 194. " Вергилий, "Буколики", экл. II, ст. 63--64. -- 195. ^ Овидий, "Лекарства от любви", 344 ("Remedia A. motis"). -- 195. ^ Ветх. Зав., Псалм. Давид., 18, ст. 2. -- 195. ^ Диоген Лаэртский, "О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов", кн. X, 123. -- 196. "^ Тифон (миф.) -- сын Геи и Тартара, страшное чудовище, извергающее пламя, олицетворение подземных сил земли. Пытался свергнуть Зевса, но тот победил его, заковал в цепи и придавил горой Этной (отсюда извержение вулкана -- страшное дыхание Тифона). -- 197. ^ Эндимион (миф.) -- прекрасный юноша, возлюбленный Силены (Луны), Зевс погрузил его в вечный сон. -- 198. " Вергилий, "Энеида", кн. VI, ст. 270-- 271. -- 198. ^ Филипп Македонский (382--336 гг. до н. э.) -- царь Македонии, отец Александра Македонского (356--323 гг. до н. э.). -- 200. ^ В декабре 1491 г. Карл VIII вступил в брак с Анной Бретан-ской, в результате чего Бретань была присоединена к французскому королевству. -- 200. °° Имеется в виду гражданская война, которую вели триумвиры Антоний и Октавиан против республиканцев-антицезариан-цев. В битве при Филиппах в 42 г. до н.э. войско республиканцев было разбито, а его предводители Гай Кассий и Марк Брут покончили с собой. Луций Септимий Север (L. Septimius Severus, род. в 146 г. н. э.) -- римский император (193--211 гг.), основатель династии Северов, утвердился на престоле после гражданской войны 192-- 193 гг., во время которой преторианской гвардией был убит император Публий Гельвий Пертинакс. Одержав победу над ставленником преторианцев Дидием Юлианом, Север наказал виновников убийства Пертинакса. Луций Юний Брут (L. Junius Brutus) -- возглавил восстание против последнего римского царя Тарквиния Гордого. Поводом к восстанию, завершившемуся изгнанием Тарквиния и установлением в Риме республики, послужило самоубийство знатной римлянки Лукреции, обесчещенной одним из царевичей -- Секстом Тарквинием (см. Тит Ливий, "Римская история от основания города", кн. 1, 57--60). --Ж. " Пенфей (миф.) -- фиванский царь, внук Кадма, противник культа Диониса, за что и был наказан им: в вакхическом безумии вакханки, предводительствуемые матерью Пенфея, приняли его за льва и растерзали (см. Еврипид, "Вакханки"). -- 205. Книга третья • Аристотель, "Никомахова Этика", кн. V, 3--5. -- 211. " Овидий, "Метаморфозы", кн. XV, ст. 165. -- 211. " Ветх. Зав., Еккл., гл. 3, ст. 14. -- 211. * Макиавелли, "Рассуждения о первой декаде Тита Ливия", кн. Ill, гл. 1. -- 211. ° Expectatio eludendi -- букв, "ожидание обмана". -- 212. ° Вергилий, "Энеида", кн. VII, ст. Q. -- 212. " Берекинтия (миф.) -- одно из имен Кибелы, "Великой матери", фригийской богини, считавшейся матерью богов и всего живущего на земле, всепроизводящим божеством земли и жизни. Культ Кибелы получил распространение в Греции и Риме. -- 214. " Вергилий, "Энеида", кн. VI, ст. 787. -- 214. " Ср. Гомер, "Илиада", кн. VIII, ст. 18-- 27. -- 215. '° Нов. Зав., Посл. Колосс., гл. 2, ст. 18. -- 216. " Учение об ангелах и павших духах составляло значительный раздел в схоластических "Summa Theologiae". Догматический базис этих спекуляций составляли санкционированные отцами церкви (особенно Августином) спиритуалистические толкования некоторых текстов Писания и сочинения Дионисия Ареопагита. -- 216. " Нов. Зав., Посл. Коринф. II, гл. 2, ст. 11. -- 216. ^ Диоген Лаэртский, "О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов", кн. IX, 72. -- 217. '* Нов. Зав., Иоанн, гл. 5, ст. 43. -- 218. ^°' Неверная цитата из Лукапа: Бэкоп меняет порядок слов и грамматическую конструкцию и таким образом смысл оригинала. Ср. Лукан, "Фарсалия, или Поэма о гражданской войне", X, 21. -- 219. '* Тацит, "Анналы", кн. 1, 3. -- 219. '" По доктрине перипатетиков "метафизика" исследует основные начала всего сущего, т. е. то, что лежит "за" разнообразием конкретных природных явлений, выступая как их всеобщее основание, познаваемое только после природы, хотя само по себе и являющееся первичным. Аристотель этот род исследования называл "первой философией" в отличие от "второй философии" -- физики; самый ранний автор, у которого мы встречаем термин "метафизика", -- перипатетик Николай Дамасский, общеупотребительным же он становится со времени редакции аристотелевских сочинений Андроником Родосским. -- 219. '" Классификация причин, восходящая к Аристотелю (см. "Физика", кн. II, 3; "Метафизика", кн. 1, 3 и след.). Учение о четырех причинах -- краеугольный камень философии Аристотеля и его последователей -- перипатетиков. -- 220. " Вергилий, "Буколики", экл. VIII, ст. 78-- 79. -- 220, i "° Имеются в виду античные космологические представления, в том числе аристотелевские. -- 222. ^ Традиция астрономических взглядов Гиппарха-Птоломея. -- 222. --. '" Некоторые из этих недоумений Бэкона связаны с неприятием им гелиоцентрического учения Коперника. -- 223. " Заметим, что здесь в самой общей форме Бэкон касается задач, которые впоследствии решала физическая астрономия. Так, И. Ньютон впервые объяснил, исходя из единых принципов, движение как небесных, так и земных тел. -- 223. "* Небо в астрологии делилось на 12 отделений (или домов) посредством шести больших кругов, которые проходили через северную и южную точки горизонта и разделяли эклиптику на двенадцать равных частей. Один из этих кругов совпадает с горизонтом, и точка эклиптики, через которую он проходит в момент рождения лица, чья судьба должна быть установлена, или начало события, итог которого предсказывается, называется гороскопом. Это деление приписывается Сексту Эмпирику. Более поздние писатели имя "дома" приписывали определенным знакам Зодиака. -- 224. ^ Источник этой латинской строфы нам неизвестен, пер. А. Л. Субботина. -- 231. ^ Ссылка на терминологию Гильберта. -- 233. '" Бэкон намекает на памятное для того времени событие. Магомет III, став турецким султаном в 1595 г., приказал умертвить 19 своих братьев и дюжину женщин, ожидавших детей от его отца. -- 235. 28 Аристотель, "Физика", кн. I, i. -- 235. ^ Бэкон имеет в виду "Мнения философов" ("Placita philo-sophoriim"), признанные в настоящее время псевдоплутарховым сочинением. -- 236. "° Гай Светоний Транквилл (С. Suetonius Tranqvillus, 70-е годы--перв. пол. II в. н. э.) -- римский историк, автор "Жизни двенадцати Цезарей". -- 236. °i Парацельс, Аурел Теофраст (Paracelsus, псевд. Филиппа Теофраста Бомбаста фон Гогенгейма, 1493--1541) -- медик, алхимик и философ, прозванный современниками "Лютером медицины". Скитался по Европе в качестве практикующего врача. Придерживался натурфилософской концепции, согласно которой между природой (макрокосмом) и человеком (микрокосмом) существует соответствие и поэтому познание и того и другого представляет неразрывное целое. Придавал большое значение опытному познанию, как медик много сделал для сближения медицины и химии, увлекался астрологией, теологией и натуральной магией, Северин, Петр (Severinus, P., 1540--1602) -- датский врач, автор ряда работ по философии и медицине, в которых выступал последователем Парацельса. По-видимому, Бэкон читал его "Idea Medi-cinae Philosophicae". Патрици, Франческо (Patrizi, F„ 1529-- 1597) -- итальянский натурфилософ, в его воззрениях важную роль играли идеи неоплатонизма. Основное сочинение "Nova de Univer-sis Philosophia" опубликовано в 1591 г. Филолай (470--399 гг. до н. э.) -- пифагореец, защищал мысль о движении Земли вокруг своей оси и совместно с другими планетами. Солнцем, Луной и сферой неподвижных звезд вокруг некоего "центрального огня". На него ссылался Коперник, как на пионера учения о движении Земли. -- 236. ^ Ветх. Зав., кн. Бытия, гл. 2, ст. 7; гл. 1, ст. 20 и 24. -- 237. ^ "Vita brevis, ars longa, occasio autem praeceps, experimontum periculosum, indicium difficile" ("Жизнь коротка, искусство бесконечно, случаи представляется внезапно, опыт опасен, суждение затруднительно"). Гиппократ, "Афоризмы", 1, 1. -- 239. ^ Ветх. Зав., Еккл., гл. 3, ст. 11. -- 239. '•°^ Вергилий, "Георгики", кн. 1, ст. 281--282. -- 239. ^ Цицерон, "Тускуланские беседы", IV, 2ti. -- 240. " Ветх. Зав., кн. Притч. (Соломон., гл. 4, ст. 12. -- 240. ^ Ср. Лукреций, "О природе вещей", кн. V, ст. 837 и след. -- S41. "' Вергилий, "Буколики", экл. 7, ст. 45. -- 242. *° Аристотель, "О частях животных", кн. 1, 13: "Политика", кн. 1, 2, 5идр. -- 242. •" Герон (II в. до н. э.) --знаменитый александрийский механик. Известен как создатель различных пневматических машин. Бэкон имеет в виду его сочинение "Spiritualia sou Pneumatica". -- 244. •" Агрикола, Георг (Agricola. G., 1490--1555) --немецкий ученый, создатель научной минералогии. -- 244. " Гораций, "Оды", кн. II, 10, ст. 2-- 3. -- 244. •" Напр., "Natural Magic" Дж. Порты, изданная в 1589 г. -- 345. ^ Артур -- легендарный герой, защищавший древних бриттов от вторжения англосаксов. Подвиги короля Артура и его рыцарей были темой многочисленных уэльско-бретонских сказаний, а позднее -- рыцарских романов, цикл которых завершает знаменитый роман Томаса Мэлори (XV в.). Гуго Бордосский-- герой французской эпической поэмы (XII--XIII вв.). -- 245. " "Механические проблемы". Вступление -- дошедший до нас во фрагментах сборник, составленный в аристотелевской школе в Ликее. -- 248. *" В "Началах" Эвклида систематизировано и с большим дидактическим совершенством изложено то, что было достигнуто древнегреческой математикой в лице многих ее замечательных представителей: Архпта, Теэтета, Менехма, Евдокса и др. Однако прогресс геометрических знаний на этом не остановился, и уже следующее столетие ознаменовалось в геометрии замечательными идеями Архимеда и Аполлония Пергского. Даже в период общего упадка греческой математики и преобладания эпигонства и ком-ментаторства Папп Александрийский в ряде пунктов пополняет и расширяет труды своих предшественников, в том числе и Эвклида. -- 249. ^ Это замечание свидетельствует о незнании Бэконом одного из самых замечательных математических открытий его времени -- логарифмов. Он не знал не только "Таблиц" Бюрги, опубликованных в Праге в 1620 г., но и работы своего соотечественника Джона Непера, издавшего в 1614 г. в Эдинбурге "Описание чудесных таблиц логарифмов". -- 249. ^ Прокл (410--485) -- глава афинской школы неоплатонизма, один из последних крупных неоплатоников, В значительном лите- " ратурном наследии Прокла имеется и комментарий к Эвклиду. -- 249. °° Вергилий, "Буколики", экл. 10, ст. &. -- 250, " Александр VI--папа (понтификат 1492--1503 гг.). -- 250. Книга четвертая
' Гомер, "Илиада", кн. 1, ст. 334. -- 251. " Надпись на храме Аполлона в Дельфах: gnoti seanton (греч„ в лат. транскр.). -- 251. ^ Цицерон, "Об ораторе", кн. Ill, 19. -- 252. * Пиндар -- греческий лирический поэт V в, до н. э., автор торжественных од; см. 1-я Олимпийская ода, 20. -- 253. ^ Цицерон, "Речь в защиту поэта Архия", 8. -- 253. ^Кир Старший-- основатель персидского государства (см. Ксенофонт, "Киропедия", кн. V, 3). Луций Корнелий Сципион Азиатской (L. Cornelius Scipio Asiaticus, I--II в. до н. э.), брат Публия Корнелия Сципиона Африканского, в 190 г. до н. э. в битве при Магнесни разгромил армию сирийского царя Аптиоха Великого (см. Тит Ливий, "Римская история от основания города", кн. XXXVII, 59). -- 253. " Ср. Диоген Лаэртский, "О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов", кн. IX, 59. -- 253. ' Бальтазар Жирар, убивший в 1584 г. Вильгельма Нассау-ского, принца Оранского. -- 253. " Тацит, "Анналы", кп. XV, 67. -- 254. '" Валерий Максим (Valerius Maximus, 1 в. н.э.) -- римский писатель, автор компилятивного труда "Замечательные деяния и речи" ("Factorum et dictorum memorabilium libri novern"). Оценка, данная ему Бэконом, явно преувеличена. -- 254. " Изречение из трактата Якова I "Basilicon Doron", кн. III. -- 255. ^ Делосский водолаз -- искатель губок; Сократ имеет в виду сложность, неясность учения Гераклита (см, Диоген Лаэртский, "О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов", кн. II, 22; кн. IX, 12). -- 258. i3 Платон, "Тимей", 71. -- 258. '* Тацит, "Анналы", кн. XVI, 18. -- 259. " Вергилий, "Энеида", кн. VI, ст. 746--747. -- 260. " Вергилий, "Энеида", кн. VII, ст. 772--773; там же. ст. 11-- 13. -- 261. ^ Ветх. Зав., Еккл., гл. 2, ст. 15. -- 261. i" "Homo sum, humani nihil a me alienum puto" ("Я человек и полагаю, ничто человеческое мне не чуждо"). Теренций, "Сам себя наказывающий", акт 1, сцена 1, ст. 25. -- 262. i° Овидий, "Лекарства от любви", ст, 524--525. -- 263. " Авл Корнелий Цельс (A. Cornelius Celsus, 1 в. н.э.) -- известный римский ученый и писатель, автор сочинения "О медицине" в 8 книгах. Бэкон заимствует из предисловия к его сочинению: "Резать же тело живых и жестоко, и в этом нет необходимости". -- 267. ^ Эвтанасия (греч.) -- счастливая смерть без страданий и мучений. См. Светоний, "Жизнь двенадцати Цезарей" (Божественный Август, 99). --^. "' Ср. Диоген Дазртский, "О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов", кн, X, 16. -- 269. ^ Аристотель, "О долгой и короткой жизни". -- 273. ^ Иезавель, Эсфирь, Юдифь -- библейские персонажи. -- 377. ^ См. наст. изд., кп. Ill, гл. 4. -- 280. ^Ср. Фома Аквинский, "Сумма теологии", кн. 1, 75, 6 ("Summa Theologiae"). -- 280. "" Этот взгляд о существовании в человеке двух разных душ -- чувственной (животной) и разумной (боговдохновенной) Бэкон принимает, следуя Б. Телезио. -- 381. ™ Имеется в виду аристотелевское определение души и связанное с ним учение о душе как форме тела. -- 282. ^ См. Б. Телезио, "О природе вещей", кн. V (De Rerum Na-tura). А. Дониус, "О природе человека", кн. II, 4--5 (De Natura Hominis). -- 282. . ^ Древнее мистическое учение о перевоплощении души, переселяющейся нз одного смертного тела в другое. Его проповедовали, в частности, пифагорейцы. -- 282. ^ У Б. Телезио учение о животной душе связано с учением о животных духах, поэтому животная душа именуется у него духом (напр., spiritus е seminc eductus) в противоположность душе, созданной Богом (anima a Deo creata). У Бэкона же название "дух" (spiritus) приписывается разумной, боговдохновенной душе. -- 282. ^ Саллюстий, "Югуртинская война", 38. -- 283. "" Ветх. Зав., кн. Бытия, гл. 3, ст. 19. -- 285. ^ По учению Аристотеля, "энтелехия" -- это активное начало, актуальная деятельность, всеединство четырех причин; энтелехией живого тела, осуществляющей его формирование, изменение и деятельность, является душа, -- 286. ^ Полидор (миф.) -- младший сын Приама, предательски убитый фракийским царем Полпмнестром. Здесь имеется в виду эпизод из поэмы Вергилия "Энеида", кн. Ill, ст. 37--48, рассказывающей о том, как Эней нашел могилу Полидора. -- 287. ^ Бэкоп различает perceptio (перцепция, или восприятие) и sensus (ощущение, или чувство). Первое--общее свойство тел, второе -- принадлежит лишь телам, обладающим душой. Как видно из текста, Бэкоп не разделяет учения гилозоизма, по которому жизнь, чувствительность, одушевленность изначально присущп всем вещам природы. Интересно сравнить это бэкопов-ское различение перцепции и чувства с пониманием перцепции и апперцепции в системе Лейбница (см. "Монадология", 14, 19). -- 288. " Намек на физическое учение перипатетиков. -- 289. ^ Такова точка зрения Б. Телезио. -- 389. Книга пятая
' Овидий, "Метаморфозы", кн. II, ст. 14. -- 293. ' Ср. Аристотель, "Политика", кн. 1, 3: "Душа господствует над телом деспотически, а ум -- как архонт или басилевс". -- 292. " Цицерон, "О философии Академии". II, 41, 127 (Academicorum Quaestiones). -- 293. * Аристотель, "О душе", кн. Ill, 8. -- 293. ' Это деление восходит к Петру Рамусу, к его подразделепиям диалектики и риторики. -- 293. ' Платон, "Филеб", 17. -- 295. " Вергилий, "Энеида", кн. XII, ст. 411--415. -- 295. " Там же, кн. VIII, ст. 698--699. -- 295. ' Плутарх, "Об изобретательности животных" (Moralia). -- 295. " Вергилий, "Георгики", кн. 1, ст. 133--134. -- 295. " Цицерон, "В защиту Корнелия Бальба", 20. -- 296. " Вергилий, "Георгики", кн. 1, ст. 145--146. -- 296. " Персий, "Сатиры" (пролог). -- 296. ^ Вергилий, "Георгики", кн. IV, ст. 1--2. -- 296. ^ Образование корректных абстрактных понятий -- одна из основных задач индуктивного метода Бэкона, так же как и установление истинных аксиом (ср. "Новый Органон", 1, афоризмы XIII, XIV и др.). -- 298. " Ср. Цицерон, "О философии Академии", II, 5, 15: "Сократ же, принижая самого себя в споре, возвеличивал того, кого хотел опровергнуть. Таким образом, говоря не то, что думал, он охотно прибегал к той форме притворства, которую греки называли иронией". -- 298. " См. "Новый Органон", 1, афоризм С. -- 300. " Перипатетическая физика считала, что тела различной тяжести падают с различными скоростями, прямо пропорциональными весу тел. Это мнение было экспериментально опровергнуто Галилеем, который, как сообщает его биограф Вивиани, в 1590 г. производил опыты, бросая тела разного веса с вершины Пизан-ской башни, -- 302. ^ Этот эксперимент более подробно описан Бэконом в "Sylva Sylvarum", 1, 14. -- 303. "> Ср. Эразм Роттердамский, "Пословицы" ("Adagia"), III, 2, 49. -- 304. " Имеется в виду францисканский монах Бертольд Шварц (нач, XIV в.), которому приписывают изобретение пороха. -- S04. ^ Бэкон ссылается на опыты, которые, возможно, ставил в 1620 г. Дреббел (Drebbel). -- 305. "' Такая постановка вопроса вытекает из взгляда Бэкона на холод как на нечто позитивное, противоположное теплу. Между прочим, флорентийские академики ставили следующий опыт: в фокусе одного вогнутого зеркала помещался кусок льда, в фокусе другого, расположенного против первого, -- термометр. При этом наблюдалось понижение показаний термометра. -- 306. " Протей (миф.) -- древнегреческое морское божество, обладавшее способностью принимать любой облик. Бэкон употребляет этот образ как символ многообразия. -- 310. ^ Из этого замечания Бэкона можно предположить, что эта часть "De Augmentis Scientiarum" написана ранее публикации "Нового Органона", хотя, с другой стороны, "Новый Органон" не законченное произведение и Бэкон мог иметь в виду ту его часть, которая осталась не написанной. -- 310. ^Термин "promptuarium (от лат.--p^mere--вынимать, доставать) -- букв. собрание необходимых на любой случай вещей, всегда находящихся под рукой, мы оставляем без перевода. -- 310. "" Аристотель, "О софистических опровержениях", II, 9. -- 311. " Нов. Зав., Матф., гл. 13, ст. 52. -- 312. "> Цицерон, "Об ораторе", кн. II, 32--34. -- 312. "° Ср. Платон, Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.208 сек.) |