АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПОСВЯЩЕНИЕ 9 страница

Читайте также:
  1. XXXVIII 1 страница
  2. XXXVIII 2 страница
  3. XXXVIII 2 страница
  4. XXXVIII 3 страница
  5. XXXVIII 3 страница
  6. XXXVIII 4 страница
  7. XXXVIII 4 страница
  8. XXXVIII 5 страница
  9. XXXVIII 5 страница
  10. XXXVIII 6 страница
  11. XXXVIII 6 страница
  12. XXXVIII 7 страница

созрели для действий до тех пор, пока не перешли меридиан своих лет. Так

было с Юлием Цезарем и Септимием Севером. О последнем из них сказано:

"Juventutem egit erroribus, immo furoribus, plenam"[201]. И все же

он был, пожалуй, самым способным императором из всех. Но уравновешенные

натуры могут хорошо проявить себя и в молодости, как это видно на примере

Октавиана Августа, Козимо, герцога Флорентийского, Гастона де Фуа и др. С

другой стороны, пыл, живость и пожилой возраст являются отличным сочетанием

для ведения дел. Молодые люди более подходят для того, чтобы изобретать, чем

выносить суждение; выполнять дело, чем советовать; выдвигать новые проекты,

чем продолжать начатое дело. Ведь опыт старых правильно руководит ими в тех

делах, которые попадают в его рамки, но в отношении новых явлений он вводит

их в заблуждение. Ошибки молодых людей означают гибель всего дела; ошибки

пожилых лишь означают, что можно было бы сделать больше или скорее.

Молодые люди, ведя свои дела и управляя ими, захватывают больше, чем

могут удержать; будоражат больше, чем могут успокоить; несутся к цели, не

обращая внимания на средства и желая достичь ее сразу, одним махом; слепо

следуют каким-то нескольким принципам, на которые они случайно наткнулись;

легкомысленно вводят новшества, которые влекут за собой непредвиденные

неудобства; прибегают сразу к крайним мерам и -- что усугубляет все их

ошибки -- не признают ошибок и не исправляют их; не идут на попятную, как

нетренированная лошадь, которую не остановишь и не повернешь. Старики

слишком много возражают, слишком долго советуются, слишком мало рискуют,

слишком скоро раскаиваются и редко доводят дело до полной победы, а

удовлетворяются средним успехом. Разумеется, в деле лучше всего сочетать

достоинства обоих возрастов; это будет хорошо как для настоящего, ибо

достоинства каждого возраста могут исправить недостатки другого, так и для

будущего, ибо молодые могут учиться, пока еще работают пожилые люди; и

наконец, такое сочетание было бы хорошо для внешних связей, ибо старики

пользуются авторитетом, а молодежь -- любовью и популярностью. Однако, что

касается моральной стороны, то здесь, пожалуй, предпочтение будет отдано

молодежи, старость же будет играть роль в политической стороне дела. Некий

раввин, рассматривая библейское высказывание "Ваши юноши будут иметь

видения, а ваши старики увидят лишь сны"[20][2], делает

вывод, что юноши ближе допускаются к Богу, чем старики, поскольку видение --

это более ясное откровение, чем сон. И разумеется, чем больше человек пьет

от мира, тем больше он опьяняет его; и старость совершенствует, скорее, силы

разума, чем добродетели воли и чувств. Есть такие, которые чрезмерно рано

созревают для своих лет, и зрелость эта рано вянет. К ним относятся прежде

всего те, у кого хрупкий ум, острие которого вскоре притупляется. Таким был

Гермоген-риторик, книги которого чрезвычайно тонки и остроумны и который

впоследствии поглупел. Во-вторых, те, у кого есть какие-либо естественные

наклонности, которые более свойственны молодости, чем старости, как,

например, плавная и цветистая речь, которая лучше подходит молодым, чем

старикам. Так, Туллий говорит о Гортензии: "Idem manebat, neque idem

decebat"[20][3]. В-третьих, те, которые с самого начала

забираются слишком высоко и величественны более, чем позволяют им прожитые

годы. Как, например, Сципион Африканский, о котором Ливий прямо сказал:

"Ultima primis cedebant"[20][4].

XLIII. О красоте

 

Добродетель подобна драгоценному камню, который лучше всего выглядит в

простой оправе; и конечно, добродетель лучше всего проявляется в человеке,

который просто приятен, хотя и неизысканных свойств и который, скорее,

держится с достоинством, чем красив на вид. Так же почти не наблюдается,

чтобы очень красивые люди в других отношениях обладали большими

достоинствами; как будто природа, выпуская их в свет, скорее, была озабочена

тем, чтобы не допустить ошибки, а не тем, чтобы произвести совершенство. И

поэтому они оказываются лишенными недостатков, но не обладают возвышенностью

духа и заботятся, скорее, о манерах, чем о добродетели. Но это не всегда

справедливо: ведь Август Цезарь, Тит Веспасиан, Филипп Красивый Французский,

Эдуард IV Английский, Алкивиад Афинский, Исмаил, шах персидский -- все они

обладали возвышенным и величественным духом и тем не менее были самыми

красивыми людьми своего времени. Что касается самой красоты, то миловидность

ставится выше яркости, а красота и грациозность в движениях -- выше

миловидности.

Эта лучшая часть красоты не может быть выражена в портрете: он не может

передать и красоту живого лица, даже в первых проблесках жизни. Не

существует такой совершенной красоты, у которой не было бы какой-либо

необычности в пропорции. Нельзя сказать, кто был более безумен, Апеллес или

Альбрехт Дюрер, из которых один создавал образы с помощью геометрических

пропорций, а другой -- беря лучшие черты у разных лиц и составляя из них

одно совершенное[20][5]. Я думаю, что такие портреты

никому не доставят удовольствия, кроме художника, который их нарисовал. Не

то, чтобы я полагал, что художник не может нарисовать лицо более красивое,

чем когда-либо существовавшее в реальной жизни; но тогда ему должна придти

на помощь своего рода удача (как к музыканту, создающему арию), а не

установленные правила. Часто можно наблюдать лица, черты которых, если

рассматривать их одну за другой, не красивы, однако все вместе приятны на

вид. Если справедливо, что основную часть красоты составляет изящество

движений, то, разумеется, неудивительно, что люди в годах кажутся во много

раз приятнее, чем молодые, "pulchrorum autumnus

pulcher"[20][6]; ведь юные не могут держать себя так

грациозно, как люди в годах, если только не считать, что это возмещается

молодостью и заслуживает снисходительного отношения. Красота подобна летним

плодам, которые легко портятся и не могут долго сохраняться; и по большей

части она делает молодость беспутной, а в старости за это приходится

раскаиваться. Но так же верно и то, что если красота такова, какой ей должно

быть, то она заставляет добродетель сиять, а пороки краснеть.

XLIV. Об уродстве

 

Уродливые люди обычно сводят счеты с природой; так как природа

причинила им зло, то и они, будучи по большей части (как говорит Священное

Писание) "обойдены любовью", мстят природе. Разумеется, между телом и духом

имеется определенное соответствие, и, где природа ошиблась в одном, она

рискует ошибиться и в другом: "Ubi peccat in uno, periclitatur in altero".

Но поскольку у человека есть право выбора в отношении склада его души,

который не зависит от устройства его тела, то иногда звезды природной

склонности затмеваются солнцем дисциплины и добродетели. Поэтому уродство

лучше считать не признаком злой природы, ибо это может ввести в заблуждение,

а причиной злого нрава, которая редко не имеет последствий. Если у кого-либо

есть что-то в его личности, что вызывает презрение, то у него также есть

постоянное стремление спасти и оградить себя от насмешки. Вследствие этого

все уродливые люди чрезвычайно смелы -- вначале для своей собственной

защиты, так как они открыты для насмешек, а с течением времени -- по

привычке. Их уродство также побуждает их к прилежанию, особенно в том

отношении, что они наблюдают и замечают слабости других, с тем чтобы как-то

им отплатить. Кроме того, их безобразие заглушает ревность по отношению к

ним у тех, кто стоит выше, так как эти люди думают, что могут сколько угодно

презирать их; и это усыпляет их соперников и конкурентов, которые никогда не

верят, что уродливые люди получат повышение, до тех пор, пока не увидят, что

они его уже получили. Так что, строго говоря, для большого ума уродство

составляет даже преимущество для возвышения. В древние времена (а в

некоторых странах и сейчас) правители имели обыкновение оказывать большое

доверие евнухам, потому что те, кто завидуют всем, более угодливы и

почтительны по отношению к одному. И все же они доверяли им, скорее, как

хорошим шпионам и ловким доносчикам, чем как хорошим судьям и чиновникам.

Таково отношение и к уродливым людям. И причина этого та же, ибо если они

сильны духом, то будут стремиться оградить себя от насмешек; а это может

быть сделано либо при помощи добродетели, либо при помощи зла; и поэтому не

следует удивляться тому, что иногда они оказываются великими людьми; такими

были Агесилай, Зангер -- сын Солимана, Эзоп, Гаска -- президент Перу; и

Сократ может также быть назван среди них вместе с другими.

XLV. О строениях

 

Дома строятся для того, чтобы в них жить, а не смотреть на них; поэтому

следует оказывать предпочтение пользе перед гармонией, за исключением тех

случаев, когда можно достичь и того и другого. Сооружение невиданных домов

только для красоты оставьте поэтам, которым дешево обходятся их

заколдованные замки. Тот, кто строит хороший дом на плохом месте, заключает

себя в тюрьму. Я считаю плохим местом не только такое, где нездоровый

воздух, но также -- где воздух непостоянен. Можно видеть много красивых

зданий, расположенных на возвышении, окруженном более высокими холмами,

благодаря чему там скапливается жар солнца и собирается ветер, как в

расщелинах скал; так что у вас будет, и притом внезапно, такое разнообразие

жара и холода, как будто вы живете в двух разных местах, И не только плохой

воздух делает место не подходящим для постройки дома, но и плохие дороги,

плохие рынки и -- если вы обратитесь за советом к Мому -- плохие

соседи[20][7]. Я не буду говорить еще о многом другом:

нехватка воды; нехватка леса, тени и защиты; плохое плодородие земли и малое

ее разнообразие; отсутствие приятного вида; отсутствие ровных площадок;

отсутствие вблизи от дома мест для охоты с борзыми и соколом или скачек;

близко к морю, слишком далеко от него; неудобство от судоходности рек или

неудобство от их разлива; слишком далеко от больших городов, что может

мешать вашим делам, или слишком близко к ним, что может привести к нехватке

провизии или ее удорожанию; где человек будет располагать всеми удобствами,

чтобы жить беззаботно, или где его средства к жизни будут ограничены; и

поскольку, вероятно, невозможно найти все это в одном месте, то все же

полезно знать и думать о них, чтобы получить столько, сколько можно; и если

у кого-нибудь есть несколько домов, то он должен распределить их таким

образом, чтобы то, чего нет в одном доме, он мог найти в другом. Лукулл

хорошо ответил Помпею, когда тот, осмотрев величественные галереи и комнаты,

такие большие и светлые, в одном из его домов, сказал: "Безусловно, хорошее

помещение для лета, но как ты живешь здесь зимой?" Лукулл ответил: "Как,

неужели ты считаешь меня глупее тех птиц, которые всегда к зиме меняют свое

жилище?"[ 20][8].

Перейдя от места расположения дома к самому дому, мы поступим, как

поступил Цицерон в отношении ораторского искусства, написав сначала книгу

"Об ораторском искусстве", а потом другую, которую назвал "Оратор"; в первой

из них он излагает основы искусства, а во второй -- способы его

совершенствования. Поэтому мы опишем королевский дворец, представив его

небольшую модель. Ибо странно видеть теперь в Европе такие огромные здания,

как Ватикан, Эскориал и некоторые другие, в которых едва найдется одно

достаточно просторное помещение.

Поэтому прежде всего я скажу, что у вас не будет совершенного дворца,

если у него не будет двух различных половин: одна для приемов, как говорится

об этом в книге Эсфири, а другая для домашнего хозяйства; первая служила бы

для празднеств и церемоний, а вторая -- для жилья. По моему мнению, обе эти

половины должны составлять не только крылья здания, но и часть фасада,

должны быть внешне одинаковы, хотя по-разному разгорожены внутри, и должны

быть расположены по обе стороны высокой и величественной башни в центре

фасада, которая как бы соединяла их вместе, находясь посередине. В парадной

половине с фасада я бы имел только одну большую залу над лестницей, примерно

40 футов высоты, а под ней комнату для переодеваний или приготовлений во

время торжественных банкетов. Что касается другой половины, предназначенной

для домашнего хозяйства, то я хотел бы, чтобы она сначала была разделена на

залу и часовню (с перегородкой между ними), причем обе они должны быть

достаточно величественны и обширны; и они не должны идти по всей длине

крыла, а иметь в дальнем конце зимнюю и летнюю гостиную, обе просторные; а

под этими комнатами -- просторный и большой погреб, а также кухни и другие

службы с кладовыми и буфетными, и тому подобное. Что касается башни, то я бы

хотел, чтобы у нее было два этажа высотой 18 футов каждый над обоими

крыльями; и чтобы наверх вела красивая лестница с балюстрадой, обставленной

статуями, расположенными на некотором расстоянии друг от друга; и чтобы эта

башня была разделена на комнаты, как будет сочтено удобным. Равным образом

лестница в верхние комнаты должна быть винтовой, и с деревянными

изображениями, окрашенными под цвет бронзы; а наверху должна быть очень

красивая смотровая площадка. Но это будет так, если вы не отведете одну из

нижних комнат под столовую для слуг, ибо в противном случае вам придется

устроить, чтобы слуги ваши обедали после вас, так как запах из кухни будет

подниматься вверх, как бы по тоннелю. И это все о фасаде. Только, насколько

мне известно, высота первой лестницы должна быть 16 футов, как и высота

нижней комнаты.

За фасадом дома должен быть большой двор, но три стороны его должны

быть обставлены зданиями гораздо более низкими, чем фасад. А во всех четырех

углах этого двора должны быть широкие лестницы, ведущие в башенки,

выдающиеся вперед, а не во внутрь самих зданий. Но эти башни должны быть

высотой не с фасад, а, скорее, соразмерны более низким строениям. Двор не

должен быть замощен, ибо это притягивает много тепла летом и много холода

зимой. Должны быть вымощены только некоторые боковые аллеи, пересекающиеся и

делящие двор на четыре газона с травой, которую необходимо постоянно

подстригать, но не слишком коротко. Задняя сторона той половины здания,

которая отведена для торжественных празднеств, должна представлять собой

пышные галереи; и по всей длине этих галерей должно быть три или пять

красивых куполов, расположенных на равном расстоянии друг от друга, и

красивые цветные окна с различными поделками. Задняя сторона половины,

отведенной под домашние покои, должна иметь комнаты для приема гостей и

комнаты для обычных развлечений, а также спальни; и пусть все три части

будут как бы двойным домом без сквозного света, чтобы у вас были комнаты, в

которых можно было бы укрыться от солнца как до полудня, так и после.

Распределите комнаты также таким образом, чтобы у вас были отдельные покои

для лета и для зимы: затененные -- для лета и теплые -- для зимы. Иногда

можно встретить большие дома, в которых так много окон, что нельзя найти,

куда себя деть, чтобы спрятаться от солнца или холода. Что касается

окон-фонарей, то я считаю их весьма полезными (в городах, напротив, лучше

иметь прямые окна, ибо это придает единообразие улицам), так как они

являются отличным местом, где можно уединиться для беседы, и, кроме того,

они загораживают от солнечного света и ветра: ведь, хотя свет и ветер могли

бы пронизать почти всю комнату, в этом случае они едва проходят окно; но

окон должно быть немного; в крыльях всего четыре, выходящих во двор.

За этим двором должен располагаться внутренний двор такой же площади и

высоты, который должен быть окружен со всех сторон садом, а изнутри со всех

сторон окружен крытыми аркадами с подходящими и красивыми арками высотой в

два яруса. Та часть первого яруса аркады, которая обращена в сад, должна

быть превращена в грот или затененное место, используемое в летнее время, и

должна иметь выход и окна, обращенные только в сад, находящиеся на уровне

земли, но не погруженные совершенно в землю, чтобы избежать сырости. В

центре двора должен быть фонтан или какая-либо красивая статуя; двор должен

быть вымощен таким же образом, как и первый двор. Здания по обеим сторонам

двора могут быть предназначены для уединенных жилищ, а замыкающая двор

сторона -- для отдельных галерей. В них необходимо предусмотреть помещение

для лазарета на тот случай, если государь или какое-либо иное особо важное

лицо заболеет; чтобы там были покои, спальня, приемная и задние комнаты,

примыкающие к лазарету. Все это должно быть на втором этаже. На первом этаже

-- большая открытая галерея на колоннах; и на третьем этаже также должна

быть открытая галерея, опирающаяся на колонны, чтобы можно было наблюдать

красивые виды и вдыхать свежесть сада. В обоих углах дальней стены с

внутренней стороны должны быть устроены два изящных и богатых кабинета,

элегантно устланных коврами, украшенных богатыми занавесями, уставленных

хрусталем и с богатым куполом посередине; там должны быть и всякие другие

изящные вещи, которые можно только придумать. Я хотел бы, чтобы и на верхней

галерее, если позволит место, были фонтаны, воды которых текли бы в разных

направлениях от стены, с красиво расположенными водостоками. И это все об

образцовом дворце, за исключением того, что перед фасадом дворца должно быть

три двора. Простой зеленый двор, окруженный стеной; второй двор такой же, но

более украшенный, с башенками или, скорее, украшениями на стене; и третий

двор, который вместе с фасадом дома образовывал бы площадь, которая не была

бы застроена и окружалась не голой стеной, но террасами, крытыми свинцом и

богато украшенными с трех сторон; а с внутренней стороны он был бы окружен

колоннами без арок внизу. Что касается служб, то они должны находиться на

некотором расстоянии от дворца и соединяться с ним низкими галереями.

XLVI. О садах

 

Всемогущий Бог первым насадил сад. И действительно, это самое чистое из

всех человеческих наслаждений. Оно более всего освежает дух человека; без

него здания и дворцы всего лишь грубые творения его рук; и можно будет

увидеть, что с течением времени, когда разовьется цивилизация и вкус к

изящному, люди научатся скорее строить красиво, чем насаждать прекрасные

сады; получается, что разведение садов -- более тонкое занятие и требует

большего совершенства. Я считаю, что когда король повелевает разбить парк и

сад, то они должны быть устроены таким образом, чтобы каждый месяц в году в

них цвели какие-либо прекрасные растения, для которых наступил сезон. Для

декабря, января и конца ноября необходимо выбирать такие растения, которые

зелены всю зиму: остролист, плющ, лавр, можжевельник, кипарис, тис, сосна,

ель, розмарин, лаванда, барвинок белоцветный, пурпурный и голубой, дубравка,

ирисы, апельсиновые деревья, лимонные деревья и мирт, если их поместить в

оранжерею, и сладкий майоран, тепло укрытый. За ними в конце января и

феврале идут: германская камелия, которая тогда и зацветает, крокус

весенний, как желтый, так и серый, примулы, анемоны, ранние тюльпаны,

гиацинт восточный, камаирис, кудрявка. В марте наступает пора фиалок,

особенно одноцветно голубых, которые являются самыми ранними, желтых

нарциссов, маргариток, миндального дерева, персикового дерева, кизилового

дерева, сладкого шиповника. В апреле следуют: махровая белая фиалка,

желтофиоль, левкой, баранчик, ирисы и лилии всех видов, цветы розмарина,

тюльпаны, махровые пионы, дикий нарцисс, французская жимолость; цветут

вишневое дерево, сливовое дерево, сирень, покрывается листьями белый

боярышник. В мае и июне распускаются гвоздики всех видов, особенно красная

гвоздика; розы всех видов, за исключением мускусной, которая расцветает

позже; жимолость, клубника, боярышник, водосбор, ноготки (flos africanus);

плодоносят вишня, смородина, фиговое дерево; расцветает малина, виноград,

лаванда, сладкий белоцветный кукушник, herba muscaria, lilium convallium,

яблоня. В июле: левкои всех видов, мускусные розы, цветет липа, плодоносят

ранние груши и сливы, появляются ранние зеленые яблоки. В августе: сливы

всех сортов, груши, абрикосы, барбарис, фундук, мускусные дыни, аконит всех

цветов. В сентябре: виноград, яблоки, маки всех цветов, персики разных

сортов (peaches, melocotones, nectarines), кизил, груши зимних сортов, айва.

В октябре и начале ноября: рябина домашняя, мушмула, дикие сливы, розы

срезанные или вырытые из грунта, чтобы они расцвели позднее, мальвы и тому

подобное. Все эти растения, которые я называю, подходят для климата Лондона,

но я пытаюсь показать, что можно иметь ver perpetuum[209] в том

виде, как это позволяет природа данной местности.

А поскольку дыхание цветов гораздо более приятно, когда цветок

находится на растении (ибо тогда его дыхание распространяется в воздухе

подобно волнам музыки), а не когда его сорвали и держат в руке, постольку

ничто так не способствует получению этого наслаждения, как знание того,

какие цветы и растения испускают наилучший аромат вокруг себя. Розы

дамасские и красные неохотно расстаются со своим ароматом, так что можно

пройти мимо целого ряда этих роз и не почувствовать их сладости, даже если

это будет утром по росе. Лавр также во время своего роста испускает мало

запаха; очень немного -- розмарин и майоран. Цветок, который сильнее всех

других испускает аромат, -- это фиалка, особенно белая махровая, цветущая

дважды в год, примерно в середине апреля и около дня св. Варфоломея. За ней

следует мускусная роза; затем вянущие листья клубники, которые испускают

совершенно превосходный сильный запах; затем цветок винограда, напоминающий

облачко пыли, похожее на цветок полевицы, который заметен на кустиках сразу

же при его появлении; затем сладкий шиповник; затем желтофиоль, которая

доставит огромное наслаждение, если высадить ее под окнами гостиной или

спальни на первом этаже; затем гвоздики и левкои, особенно турецкая

гвоздика, смешанная с обыкновенной; затем цветы липы; затем жимолость, так

что надо высаживать ее где-нибудь подальше. Я ничего не говорю о цветах

горошка, потому что это полевые цветы. Есть и такие цветы, которые в отличие

от остальных наиболее сильно и приятно пахнут не тогда, когда проходишь мимо

них, а тогда, когда на них наступают ногой и давят; таких растений три, а

именно: бедренец, дикий тимьян и водяная мята. Поэтому нужно засеять ими

целые аллеи, чтобы вы могли получать удовольствие во время прогулок по ним.

Необходимо, чтобы сады (если говорить о тех, которые действительно

достойны государей, так же как и дворцы, о которых мы говорили ранее) были

не менее тридцати акров и делились на три части: при входе -- зеленая

площадка, в конце -- вересковая пустошь или луг, а главный сад --

посередине; и кроме того, по обеим сторонам -- аллеи. И я предпочел бы,

чтобы четыре акра земли было выделено под зеленую лужайку, шесть -- под

пустошь, по четыре -- на каждую сторону и двенадцать -- под главный сад. От

зеленой лужайки получаешь два удовольствия: во-первых, потому что нет ничего

приятнее для глаза, чем зеленая трава, к тому же коротко подстриженная;

во-вторых, потому что в середине ее открывается широкая аллея, по которой вы

можете пройти к величественной ограде, которая должна окружать сад. Но так

как эта аллея будет длинной, а в самое жаркое время года или дня не совсем

приятно идти через зеленую лужайку по солнцу, чтобы достичь тени сада, вам

нужно по обеим сторонам лужайки насадить крытую аллею на деревянной раме

примерно двенадцати футов высотой, изготовленной плотником, в тени которой

вы сможете проходить в сад. Что касается изготовления узоров или фигур из

разноцветной зелени, дабы они лежали под окнами дома с той стороны, которая

выходит в сад, то это всего лишь игрушки; вы можете часто наблюдать такие же

красивые виды на тортах. Лучше всего, если сад будет квадратным, окруженным

со всех четырех сторон величественной оградой с арками. Арки должны

опираться на изготовленные плотником деревянные рамы примерно десять футов

высотой и шесть футов шириной, и расстояние между ними должно равняться

ширине арки. Над арками должна быть сплошная ограда высотой примерно в

четыре фута, тоже на деревянной раме плотницкой работы; а на верхней ограде,

над каждой аркой, -- небольшая башенка, которая должна быть достаточно

велика, чтобы в ней уместилась клетка с птицами; а над каждым промежутком

между арками -- какая-либо другая фигурка с широкими позолоченными

пластинками из закругленного цветного стекла, чтобы на них играло солнце. Но

я хотел бы, чтобы эта ограда была устроена не на крутом, а, скорее, на

пологом склоне примерно шести футов высотой, который весь был бы усажен

цветами. Я также считаю, что эта часть сада не должна занимать всю ширину

участка, а с каждой боковой стороны должно быть оставлено достаточно земли

для разнообразных боковых аллей, в которые вас могли бы вывести две крытые

аллеи зеленой лужайки; но с обеих концов этого большого огороженного участка

сада не должно быть аллей с изгородями -- ни на ближнем конце, чтобы не

загораживать вам вид на большую ограду с зеленой лужайки; ни на дальнем

конце, чтобы не загораживать вида от ограды и через арки на вересковую

пустошь.

Что касается планировки участка внутри этой большой ограды, я оставляю

ее на усмотрение владельца, ибо здесь могут быть самые разнообразные случаи;

я, однако, посоветую: какую бы форму вы ему ни придали, она прежде всего не

должна быть слишком изощренной или трудоемкой. Что касается меня, то мне не

нравятся эти изображения, вырезанные в можжевельнике или каких-либо иных

садовых насаждениях: это все для детей. Мне очень нравятся небольшие низкие

ограды, подобные бордюру с маленькими пирамидками, а в некоторых местах --

большие колонны на рамах плотницкой работы. Я бы также сделал аллеи

просторными и светлыми. Боковые аллеи могут быть более узкими, но в главном

саду таких быть не должно. Я хотел бы также, чтобы в самой середине сада был

большой холм с тремя лестницами и тремя аллеями, достаточно широкими, чтобы

в ряд могло идти четыре человека; аллеи должны представлять собой правильные

круги без каких-либо валов или насыпей; и весь холм должен быть высотой в

тридцать футов, а на вершине его должен быть красивый павильон с изящно

устроенными каминами; у павильона не должно быть слишком много стекол.

Что касается фонтанов, то они являются источником большой красоты и

свежести; однако я бы не советовал устраивать пруды, которые портят сад и

делают его нездоровым, а также служат питомником мух и лягушек. Я полагаю,

что фонтаны должны быть двух видов: первый -- тот, который разбрызгивает

воду или из которого вода бьет струей; второй -- большой резервуар для воды

площадью в тридцать или сорок футов, но без рыбы и, следовательно, без мути

и грязи. Первым хорошо подходят украшения в виде позолоченных или мраморных

скульптур, как это принято ныне; но главное -- вода должна непрерывно

циркулировать, чтобы она нигде не застаивалась, ни в чашах фонтана, ни в

цистерне, не потеряла бы своей прозрачности и не приобрела бы зеленый,

красный или еще какой-либо иной цвет и чтобы не завелись в ней мох или

гниль. Кроме того, фонтан нужно чистить вручную каждый день. Неплохо было

бы, чтобы к нему вело несколько ступенек, а пространство вокруг него было


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.04 сек.)