АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Композиция вольных упражнений

Читайте также:
  1. Бывшие «медитаторы» рассказывали, что во время упражнений переживали страшные бесовские видения
  2. Декомпозиция общей задачи оценки эффективности функционирования КСЗИ
  3. Дозировка упражнений, направленных на развитие подвижности в суставах у детей школьного возраста
  4. ЗАМЕЧАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ УПРАЖНЕНИЙ
  5. Классификация и характеристика физических упражнений, применяемых в ЛФК
  6. Классификация маховых упражнений на снарядах
  7. Классификация общеразвивающих упражнений
  8. Классификация упражнений
  9. Классификация упражнений
  10. КЛАССИФИКАЦИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
  11. Клинико-физиологическое обоснование механизмов лечебного действия физических упражнений
  12. Клинико-физиологическое обоснование механизмов лечебного и реабилитационного действия физических упражнений

Композиция вольных упражнений — это творческий процесс их составления. Композиция зависит: а) от правил соревнований, тре­бующих включать в вольные упражнения элементы и соединения определенной трудности; б) от закономерностей, основанных на учете эмоционального воздействия на судей и зрителей, оцениваю­щих упражнения; в) от уровня подготовленности гимнаста; г) от тенденций в развитии гимнастики. О композиции также говорят при оценке конкретных вольных упражнений («хорошая», «пло­хая», «оригинальная»,«стандартная» композиция).

Правилами соревнований предусмотрен минимум трудных эле­ментов и соединений, соответствующих программе спортивного раз­ряда. Кроме того, в правилах имеются указания о включении в упражнения элементов, требующих проявления определенных ка­честв (гибкости, прыгучести, равновесия, «мягкости» движений и т. п.), об ограничении времени исполнения и количества пауз. При передвижении во время исполнения вольных упражнений реко­мендуется использовать всю площадку.

Композиция должна быть оригинальной. Поэтому, учитывая требования правил соревнований и общее направление развития гимнастики, надо в составленном упражнении показать индивиду­альные особенности каждого гимнаста, чтобы можно было отли­чить одного исполнителя от другого. Неограниченная возможность сочетания разнообразных элементов позволяет составлять упраж­нения любой сложности и композиции. Большое значение в компо­зиции имеет противопоставление темповых, динамических элемен­тов статическим позам, движений мягких, с проявлением большой гибкости — силовым элементам. Вот почему с точки зрения компо­зиции иногда включение менее трудных элементов эффектнее, чем простое суммирование трудных элементов.

Особенности восприятия, вольных упражнений, их зрелищность основаны на определенных закономерностях композиции. Это: един­ство, контрастность, нарастание.

Закон единства в композиции предусматривает це­лостность всего комплекса, имеющего начало, середину и финал, соподчинение отдельных его частей единому замыслу, одному сти­лю. Композиция упражнения зависит также от музыкального про­изведения, связывающего все движения воедино, придающего воль­ным упражнениям определенный характер.

Закон контраста основан на усилении впечатления за


 



10—699 289


счет резкой смены одних движений другими, отличающимися по амплитуде, направлению, скорости и степени мышечного напряже­ния. К примеру, завершение быстрых акробатических прыжков рез­кой остановкой подчеркнет их динамичность. Контрастны быстрые и медленные движения, резкие и плавные, высокие положения и низкие, передвижения вправо и влево и т. п.

Закон нарастания (в некоторых случаях затухания) ос­нован на усилении впечатления путем постепенного, последователь­ного увеличения (уменьшения) амплитуды движений, степени мы­шечного напряжения, скорости движений. Наращивание темпа движений к финалу, последовательное выполнение все более ори­гинальных и трудных элементов к концу упражнения оставляет особенно сильное впечатление у судей и зрителей.

Немаловажное значение в композиции имеет направление пере­мещений по площадке, определение наиболее выигрышного ракурса для демонстрации тех или иных элементов. Ракурс можно изменить поворотом. К примеру, акробатические упражнения, шпагат, стойку на руках, равновесие лучше показывать боком к основному направ­лению; фронтальное равновесие — лицом.

При составлении вольных упражнений рекомендуется пользо­ваться схемами композиции, предусматривающими определенную последовательность в чередовании элементов разных групп.

Наиболее типичны такие схемы, используемые в практике: а) прыжок (или акробатический элемент, соединение) —поворот-падение — перемах ногами — вставание — прыжок (акробатичес­кий); б) падение — перемах ногами — статическое положение — силовой элемент — прыжок; в) поворот — равновесие — элемент на гибкость — прыжок. В схемы женских вольных упражнений, по­мимо того, часто включаются танцевальные шаги, пробежки. По­добные схемы облегчают составление упражнений.

Так, по схеме «а» гимнастам младших разрядов можно предло­жить такое соединение элементов:

1. Шагом левой и махом правой перекидной прыжок с последу­ющим поворотом кругом.

2. Шагом левой и махом правой вперед поворот кругом и паде­ние в упор лежа на согнутых руках, правая назад, выпрямляя ру­ки, упор лежа.

3. Перемах правой с поворотом налево в стойку ноги врозь, ру­ки в стороны.

4. Кувырок вперед в упор присев и встать.

5. Переворот вперед с разбега.

Подбирая разные элементы из программы данного разряда по одним и тем же схемам, можно составить различные варианты уп­ражнений.

Процесс составления вольных упражнений подразделяется на этапы:

1. Определение характера вольных упражнений с учетом инди­видуальных особенностей исполнителя и уровня его подготовленно­сти. Подбор музыкального произведения.


 

2. Выбор схемы (двух-трех) для составления основы упражне­ний.

3. Подбор конкретных элементов, доступных гимнасту, удовлет­воряющих требованиям правил соревнований, и распределение их по схеме. Определение порядка чередования схем.

4. Соединение элементов связующими элементами в единый комплекс.

Чтобы лучше запомнить вольные упражнения, рекомендуется нарисовать схему перемещений по площадке, обозначив стрелками направление, а цифрами — исполняемые элементы (рис. 147).

Особенности составления воль­ных упражнений для мужчин, жен­щин, детей в том, чтобы одним под­черкнуть силу, ловкость и атлетизм, другим — мягкость и грациозность, третьим — задор, игривость.

В акробатических упражнениях трудно выделить «мужские» и «жен­ские» прыжки, но в других группах элементов есть такие движения. На­пример, перемахи ногами в упоре лежа, падения, стойки на руках, как правило, включаются только в воль­ные упражнения мужчин. Особую специфичность, характерность, рит­мичность и законченность вольным упражнениям придают связующие элементы.

В вольные упражнения женщин включаются танцевальные элемен-

ты, пробежки. Это обычно стилизованные движения переменного шага, польки, галопа, мазурки, русской пляски и др. Чтобы придать упражнениям танцевальный характер, не обязательно включать классические па из этих танцев. Достаточно использовать даже от­дельные движения головой, руками или ногами. В сочетании с му­зыкой эти «штрихи» придают упражнениям нужный колорит.

Вольные упражнения для детей должны быть сюжетными, иг­ровыми. Это упражнения типа пионерской зарядки, четкие, акцен­тированные, с имитационными движениями из различных видов спорта. Для показательных выступлений на школьных праздниках можно составлять упражнения с палками, флажками, мячами и другими предметами. Девочкам рекомендуется составлять упраж­нения танцевального характера.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)