|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глава II ИСТОРИЯ ГИМНАСТИКИВОЗНИКНОВЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ГИМНАСТИКИ Впервые термин «гимнастика» появился у древних греков в период расцвета древнегреческой (эллинской) культуры — в VIII в. до н. э. Занятия физическими упражнениями у древних эллинов проводились в специальных заведениях — «гимнасиях». Занимались эллины в обнаженном виде (по-древнегречески «гимнос» — обнаженный). Уже в те времена эллины подразделяли физические упражнения, используемые с различной целью. Так, упражнения, применяемые для подготовки к соревнованиям, назывались «агонистика», а упражнения, используемые с целью общего физического развития, обозначались термином «гимнастика». Всеобщая история развития человеческого общества свидетельствует о том, что физические упражнения, напоминающие современные гимнастические, применялись с различной целью еще до древних греков. В Индии — дыхательная гимнастика, в Китае — лечебная, в Египте — ритуальная (при отправлении религиозных церемоний). Из тех же источников известно, что у древних народов Закавказья некоторые акробатические упражнения применялись как подготовительные при обучении борьбе. Наконец, большую 12. роль сыграли странствующие акробаты, которые потешали народ своим искусством хождения на руках, кувырками, переворотами, прыжками, ходьбой по горизонтальному канату (на большой высоте) и т. п. Так акробатика послужила проматерью специальных «искусственных» гимнастических упражнений. Но не только культ красивого, сильного человеческого тела в древних Греции и Риме являлся стимулом к занятиям физическими упражнениями. Существенное влияние на содержание гимнастики оказала необходимость боевой подготовки воинов. Прямые преемники древнеэллинской культуры древние римляне, заимствуя образцы эллинской культуры, внесли и свое в «греческую гимнастику». Например, они ввели такие снаряды, как деревянный конь (для обучения приемам верховой езды), стенку, заборы, лестницы и другие снаряды для лазанья (в целях обучения преодолению препятствий) и, по некоторым данным, деревянный стол (для прыжков). Римляне широко использовали различные акробатические упражнения, которые в то время достигли довольно высокого технического уровня благодаря искусству странствующих артистов-акробатов, пользовавшихся большой популярностью в широких народных массах. Таким образом, уже в древние времена средства гимнастики были очень разнообразными и применялись с различной направленностью. К сказанному следует добавить, что на всем пути возникновения и развития гимнастики оказывали свое влияние условия социально-экономической жизни общества: культура, наука, способы ведения войн и военная техника. Необходимо учесть, что в древние времена занятия физическими, а следовательно, и гимнастическими упражнениями были доступны лишь представителям привилегированных классов. О занятиях для женщин не могло быть и речи. В Древней Греции женщин даже в качестве зрительниц не допускали на олимпийские игры под страхом смертной казни. Нашествие полчищ готов и гуннов с востока (конец III и начало IV в. н. э.), возникновение сначала христианской, а затем и магометанской религий, многочисленные захватнические войны, а также войны религиозного характера (крестовые походы) привели к тому, что в период средневековья процесс развития средств и методов физического воспитания, в том числе и гимнастики, затормозился на очень длительное время. Несмотря на тяжелое для истории человеческой культуры время, средства физического воспитания все-таки совершенствовались благодаря широкому распространению рыцарских турниров, содействовавших развитию верховой езды и фехтования, а также росту мастерства странствующих артистов-акробатов. Особое влияние, так же как и в древние времена, на выбор средств и методов физического воспитания в средневековье оказывали способы ведения войн и военная техника. Преимущество в маневренности и быстроте арабских наездников по сравнению с тяжеловооруженными рыцарями (крестовые походы), а впоследствии и изобретение пороха и введение огнестрельного оружия внесли коренные изменения в тактические порядки, в правила ведения боя и управления войсками. На этой основе были разработаны строевые и порядковые упражнения в гимнастике. Возникли и специальные упражнения для обучения способам преодоления препятствий, а также упражнения в беге, прыжках, вольтижировке на коне и другие прикладные упражнения, которые легли в основу будущей «Военно-полевой гимнастики». В эпоху Возрождения сначала подражали культуре древних (античной культуре), а затем появились новые взгляды на воспитание. Наиболее ярким в этом периоде явилось течение гуманизма. Самыми передовыми были взгляды на физическое воспитание венецианского врача Меркуриалиса (вторая половина XVI в.). В шеститомном труде «Об искусстве гимнастики» он первым классифицировал виды гимнастики на врачебную, военную и атлетическую. К тому же времени старая система использования физических упражнений в привилегированных учебных заведениях подвергалась значительным изменениям. Помимо верховой езды и фехтования стали применяться упражнения на ловкость и точность. Возникли также понятия о красивых движениях, об изящных манерах. Постепенно усложнилась и техника упражнений, появились новые элементы, соединения. Помимо тех снарядов, которые были извест-» ны с древних времен, появились новые — перекладина (в современном приближении), трамплин и др. Стали разрабатываться довольно сложные по технике упражнения на этих снарядах. Особенно популярными стали акробатические упражнения. Известный французский акробат того времени Тюкарро написал первое руководство по акробатике"—«Три диалога об упражнениях в прыжках и вольтижировке в воздухе» — и издал его в Париже в 1599 г. В этой книге были систематизированы все известные к тому времени акробатические упражнения. Многие гуманисты предлагали установить новую систему всестороннего воспитания юношества, с тем чтобы молодое поколение окончательно освободилось от влияния старых феодальных традиций и догм. Наиболее сильное влияние в этом направлении, и в частности в вопросах физического воспитания, оказали взгляды Жан-Жака" Руссо (1712—1778 гг.) и Песталоцци (1746—1827 гг.). Руссо и Песталоцци впервые поставили вопрос о физическом воспитании подрастающего поколения в широком педагогическом плане. Песталоцци теоретически обосновал так называемые аналитические упражнения как средство совершенствования координационных способностей. В 70-х годах XVIII в. в некоторых городах Германии появились школы нового типа — филантропины, в которых и были сделаны первые попытки использовать идеи Руссо и Песталоцци. В филантропинах начали зарождаться и формироваться основы будущих буржуазных гимнастических систем. Наиболее известными руково- дителями физического воспитания в филантропинах были Фит и Гутс-Мутс. Антон Фит (1763—1836 гг.) работал водном из первых филантропинов. В трехтомном труде он обобщил личный опыт и изложил свои взгляды на физическое воспитание, а также подверг теоретическому анализу все физические упражнения, которые применялись тогда в филантропинах. Гутс-Мутс (1759—1839 гг.) работал в другом филантропине почти одновременно с Фитом. Как и у Фита, в гимнастику Гутс-Мутса входили все известные тогда физические упражнения. Гутс-Мутс придавал большое значение форме движений. Он широко применял различные снаряды для лазанья и упражнений в равновесии, применял предметы для метания, большое внимание уделял гимнастическим играм и строевым упражнениям. К началу XIX в. в развитии гимнастики наметились три направления: гигиеническое (гимнастика рассматривалась как средство укрепления здоровья и развития физических сил человека); атлетическое (гимнастика расценивалась как средство развития двигательных навыков человека путем использования сложных гимнастических упражнений, в том числе и упражнений на снарядах); прикладное (гимнастика использовалась как средство обучения солдат преодолению различных препятствий, встречающихся на войне). Первыми европейскими странами, где это произошло, были Германия, Швеция и Франция. Немецкая гимнастическая система (турнен) возникла в Германии в тот период, когда она была раздроблена на мелкие административно-территориальные единицы (княжества), мало связанные между собой как экономически, так и политически. Наиболее крупным из них было Прусское королевство. Идея национального объединения с целью создания единого мощного государства популяризировалась в мелких гимнастических кружках — турнферейнах. Руководителем одного из них был Фридрих Ян (1778—1852 гг.). История считает его творцом немецкой гимнастики. В основу системы, создаваемой им, Ян положил упражнения на гимнастических снарядах и военные игры. Он считал, что упражнения на снарядах лучше, чем другие, развивают физические силы и укрепляют волю человека. Кроме того, на занятиях в перерывах между упражнениями ученики слушали беседы руководителя, преимущественно на националистические темы. Ян называл свою гимнастику «турнкунст» (искусство изворотливости), а учеников — «турнерами». Позднее появилось сокращенное наименование самой немецкой системы — «турнен». Вслед за немецкой системой возникла и шведская национальная система гимнастики. Причины, послужившие зарождению этой системы, были те же, с той лишь разницей, что Германия уже была втянута в наполеоновские войны, а Швеции это только угрожало. Пьер Линг (1776—1839 гг.) начал, а его сын Яльмар Линг (1820—1886 гг.) закончил создание шведской системы. В 1813 г. в Стокгольме был открыт специальный институт, в котором П. Линг и начал свою самостоятельную работу по созданию национальной системы гимнастики. В основу своей системы он положил гигиенический принцип. П. Линг считал, что для физического воспитания необходимо применять только такие упражнения, которые укрепляют здоровье и развивают тело человека. П. Линга совершенно не интересовало педагогическое значение гимнастики. Методика шведской системы гимнастики была основана на анатомическом признаке, т. е. подбирались упражнения для развития отдельных частей тела (мышц рук, ног, брюшного пресса, спины). Почти одновременно со шведской начала формироваться и французская система гимнастики. Полковник Аморос (1770—1848 гг.), один из приверженцев Наполеона (испанец по происхождению), считается создателем французской системы гимнастики. В 1817 г. в Париже была открыта специальная гимнастическая школа для военных, где Аморос и начал создавать свою систему путем подбора и практической проверки необходимых средств (упражнений) и методов обучения им. Жизненно необходимые и военно-прикладные навыки Аморос считал основными для этой цели, а упражнения для формирования, закрепления и совершенствования этих навыков — главным в своей системе. Однако во Франции среди гражданского населения система1 Амороса популярностью не пользовалась, так как французы устали от непрерывных войн и мало интересовались военной гимнастикой. В то же время военные круги многих государств старались возбудить интерес к военной гимнастике, популяризируя эту систему. Таким образом, к середине XIX в. сложились три национальные гимнастические системы, отражавшие три указанных направления: шведская (гигиеническая), немецкая (атлетическая) и французская (прикладная). В середине XIX в. (в 60-х годах) в Чехии возникло так называемое «сокольское» движение — форма национально-освободительной борьбы чехов, находившихся под властью Австро-Венгерской монархии. Гимнастика служила средством объединения чешской молодежи, воспитания ее в духе патриотизма и подготовки к предстоящей борьбе за национальное освобождение. Главную работу по созданию сокольской системы гимнастики проделал доктор Мирослав Тырш (1832—1884 гг.). Основная задача, которую ставил перед собою М. Тырш, была создать такую гимнастическую систему, которая смогла бы увлечь всю чешскую молодежь обоего пола с самого юного возраста. Будучи профессором эстетики, М. Тырш стремился к тому, чтобы упражнения были красивыми и привлекательными. Вот почему внешняя форма движений стала в сокольской системе основным критерием. По содержанию сокольская система гимнастики вначале была очень близка к немецкой. Все упражнения систематизировались по чисто внешним признакам на четыре основных отдела. К первому относились упражнения без предметов (ходьба, бег, вольные и порядковые упражнения, «разности»). Ко второму — снарядовые упражнения (со снарядами и на снарядах; сюда же относились прыжки). К третьему — групповые упражнения (пирамиды и гимнастические игры). К четвертому — боевые упражнения (сопротивления, борьба,-кулачный бой, фехтование). Урок сокольской гимнастики по своей структуре и содержанию приближался к современным. В первой части урока использовались порядковые (строевые) упражнения, вольные упражнения без предметов и с предметами (палки, гантели). В основной— упражнения на снарядах, прыжки, акробатика, боевые упражнения, игры и пр. В заключительной — ходьба и «умеренный» бег. Занимающиеся делились во время урока на подгруппы для смены по видам упражнений (то, что теперь называется «отделениями»). Для сокольской системы гимнастики было характерно: выполнение упражнений с вытянутыми носками и пальцами рук, прямолинейность и резкость движений; выполнение вольных упражнений и упражнений на снарядах в виде комбинаций, причем особое внимание обращалось на красоту переходов из одного положения в другое и положений тела во время пауз (в вольных упражнениях особенно); точное и красивое выполнение прыжков, так же как и вольных упражнений и упражнений на снарядах. В сокольской системе гимнастики окончательно сформировалась одна из особенностей гимнастики — стилизация формы движений. В ней впервые возникли массовые гимнастические выступления и соревнования (всесокольские слеты). Руководители сокольского движения уделяли массовым выступлениям особое внимание, так как понимали, какое огромное политическое влияние можно было здесь оказывать на молодежь. Сложная техника упражнений сокольской гимнастики и их красота обеспечили ей успех во многих странах. Последняя треть XIX в. характеризуется ростом милитаризма и империалистических тенденций. В связи с этим буржуазное физическое воспитание изменяется, приспосабливаясь к решению задач правящего класса в новых условиях. В то же время начинает развиваться новая форма использования физических упражнений — спорт. Спорт с самого начала используется буржуазией в качестве одного из эффективных средств идейного, экономического и политического «воспитания», а точнее, закрепощения трудящихся масс. Меняет свой облик и гимнастика, особенно сокольская и Typjig»f|ipe-вращающиеся постепенно из гимнастических систем в спвртизвно-гимнастические. В разных странах создаются-»«гопвивно7-.р«мнасти-ческие союзы.
Образовавшаяся в 1881 г. Международная федерация гимнастики (ФИЖ) возглавила проведение международных соревнований по данному виду спорта. Позже стал претендовать на это и Международный олимпийский комитет (организованный в 1894 г.). Гимнастика уже на I Олимпийских играх в 1896 г. вошла в программу соревнований. Некоторый разнобой в работе ФИЖ и олимпийского комитета со временем был устранен, и гимнастика утвердилась как один из олимпийских видов спорта. Международная гимнастическая организация сыграла важную роль в развитии спортивной гимнастики. Вначале соревнования проводились внутри национальных федераций (первые в Сокольских обществах — 1877 г.). Дальнейшие спортивные встречи, которые проводились уже между гимнастами различных стран, способствовали техническому росту гимнастов, обобщению и распространению накопленного опыта. Особенно большое значение имели систематические соревнования на первенство мира, или, как они вначале назывались, международные турниры. Первой такой турнир состоялся в 1903 г. в Антверпене (Бельгия). Впоследствии первенства мира по гимнастике стали называться конкурсами. Сначала соревнования на первенство мира проводились (среди мужчин) через каждые два года (6 раз —с 1903 по 1913 г. включительно), а затем после перерыва, вызванного первой мировой войной, начиная с 1922 г., через каждые четыре года (в промежут-" ках между олимпийскими играми). Счет шел порядковый в зависимости от количества уже проведенных первенств. Таким образом, учитывая, что в 1942 и 1946 гг. первенства не проводились и возобновились лишь в 1950 г., последнее первенство (в 1974 г. в Варне) было 18-м по счету. ФИЖ содействует организации матчевых встреч между странами-— членами федерации и проводит за год до первенства мира розыгрыш Кубка Европы. Программы соревнований и составы участников таких крупных международных соревнований по гимнастике, как первенства мира и олимпийские игры, претерпели ряд изменений. Так, женщины впервые участвовали в соревнованиях на Олимпийских играх в 1928 г., а на первенствах мира — в 1934 г. Программа соревнований у мужчин до первенства мира 1950 г. могла включать не только гимнастические, но и прикладные виды, такие, например, как бег на 100 м, прыжок в высоту, прыжок с шестом, лазанье по канату и т. п. Из программы для женщин постепенно были исключены упражнения на перекладине, кольцах в каче, командное вольное упражнение с предметом. С 1952 г. (XV Олимпийские игры) у мужчин и с 1958 г. (XIV первенство мира) у женщин окончательно сложилось классическое многоборье: 6 видов у мужчин (вольные упражнения, опорный прыжок, упражнения на коне с ручками, кольцах, брусьях и перекладине) и 4 вида у женщин (вольные упражнения, опорный прыжок, упражнения на брусьях разной высоты и бревне). С 1958 г. дополнительно были введены финальные соревнова-ня для определения победителей в отдельных видах многоборья как у мужчин, так и у женщин, а с 1972 г. введено также финальное соревнование для лучших многоборцев, на котором определялись победители в многоборье среди мужчин и женщин. На международных соревнованиях по гимнастике до 1960 г. у мужчин побеждали гимнасты европейских стран. А с 1952 по-1958 г. включительно мужская сборная СССР неизменно выходила победительницей на всех крупнейших спортивных форумах (первенства мира, олимпийские игры). Однако в 1960 г. на XVII Олимпийских играх в Риме победу одержали японские гимнасты. С тех пор они удерживают за собой пальму первенства в командных соревнованиях. Что касается гимнасток, то с 1952 г. по настоящее время советские спортсменки сохраняют за собой звание сильнейших, и только в 1966 г. (на XVI первенстве мира в Дортмунде) они с минимальным счетом проиграли чехословацким гимнасткам. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |