АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Структура маховых гимнастических упражнений

Читайте также:
  1. APQC структура классификации процессов SM
  2. III. Диалектика: ее суть структура и альтернативы.
  3. III. Социальная структура и стратификация
  4. IV.Структура, порядок изложения и оформления работы
  5. VI. Взаимодействие Церкви с государственными структурами и обществом в деятельности по реабилитации
  6. Административная структура ММЦ «Валко. Новая звезда»
  7. Адміністративно-правові відносини, їх структура, особливості та види.
  8. Акцентная структура слова в русском языке. Система акцентных противопоставлений. Функции словесного ударения.
  9. Акцентная структура слова в русском языке. Функции словесного ударения.
  10. Архитектурой компьютера называется ее логическая организация, структура и ресурсы, которые может использовать программист.
  11. АРХІВНІ ДОВІДНИКИ В СИСТЕМІ НДА: ФУНКЦІЇ ТА СТРУКТУРА
  12. Базовая структура таблицы

Как видно из предыдущего изложения, маховые гимнастические упражнения представляют собой сложные двигательные действия, распадающиеся на ряд характерных фаз.

Рассмотрим в качестве примера упоминавшийся выше соскок махом вперед с перекладины (см. рис. 145) и выделим в нем по-фазно наиболее существенные действия, протекающие одновремен­но и последовательно.

1-я фаза: начиная мах вперед-книзу, гимнаст выпрямляется в плечевых и тазобедренных суставах и оттягивается от опоры (/). 2-я фаза: по ходу спада гимнаст слегка сгибается в тазобедрен­ных суставах (кадры 12). 3-я фаза: расслабляя мышцы живота, гимнаст умеренно прогибается и подготавливается к броску ногами вперед-кверху (кадры 24). 4-я фаза: совершая бросковое дви» жение ногами вперед-вверх, гимнаст сгибается в тазобедренных суставах (кадры 4 —7). 5-я фаза: вслед за бросковым движением ногами гимнаст резко разгибается, опуская стопы, и делает мощ­ный рывок грудью вверх (кадры 7— 9). 6-я ф а з а: немедленно после рывка грудью спортсмен отталкивается от перекладины и, быстро сгибаясь, взлетает вверх-вперед (кадры 9—11). 7-я фаза: в высшей точке полета гимнаст максимально сгибается, а затем чет­ко разгибается (кадры 1112). 8-я фаза: посылая ноги и плечи несколько вперед, гимнаст готовится к приземлению (кадры 1213). 9-я фаза: спортсмен приземляется на пружиняще выставлен­ные вперед ноги {13).

Как видно из описания, даже это относительно простое упраж­нение представляет собой цепь взаимосвязанных действий как на опоре, так и в полете. При этом действия каждой описанной фазы играют в движении определенную роль. В соответствии с этим вся­кое маховое упражнение принято условно подразделять на три ста­дии действий, описанные ниже (Н. Курьеров). —~

Подготовительные действия связаны с началом упражнения. В ходе их исполнения гимнаст принимает наиболее рациональное положение тела на. снаряде, набирает, если это необходимо, нуж­ный мах, а также предпринимает ряд специальных действий, нуж­ных для подготовки к следующей, основной, стадии упражнения.

В приведенном выше соскоке махом вперед подготовительные действия охватывают 1,2 и 3-ю фазы упражнения. В это время гим­наст не только набирает при движении вниз нужную скорость дви­жения, но и заставляет звенья своего тела — в первую очередь ту-


ловище и особенно ноги — двигаться так, чтобы к моменту испол­нения главного, броскового маха вперед-кверху они находились в самом выгодном положении. Так, во 2-й фазе подготовительных действий спортсмен несколько сгибается в тазобедренных суставах, чтобы принять положение, наиболее удобное для последующего разгибания тела. А разгибание (3-я фаза), в свою очередь, подго­тавливает следующее за ним бросковое движение ногами. Важно отметить, что во время таких последовательных сгибаний и разги­баний тела мышцы спины и брюшного пресса периодически натяги­ваются и сокращаются, что имеет большое значение для эффектив­ности их работы. В частности, наиболее важным результатом дей­ствий 3-й фазы, а следовательно, и подготовительной стадии в це­лом в нашем примере является то, что мышцы передней поверхно­сти тела натягиваются, благодаря чему хорошо подготавливается ускоренное бросковое движение ногами в следующей фазе упраж­нения, относящейся уже к основным действиям.

Принципиально такую же роль играют подготовительные дей­ствия и в других гимнастических движениях. При этом внешняя форма и сложность действий подготовительной стадии могут быть различными, но смысл их остается всегда сходным. Так, в подъе­ме разгибом на кольцах (рис. 185) подготовительные действия со­стоят из одной фазы — акцентированного сгибания тела в тазобед­ренных суставах, после которого следует главное разгибание, обес­печивающее подъем. Смысл подготовительных действий здесь состоит в том, чтобы привести звенья тела в наиболее выгодное по­ложение по отношению друг к другу, натянуть мышцы спины, кото­рые должны активно работать в следующей фазе упражнения, а также определить общий ритм и темп действий при исполнении подъема..

Подготовительные действия маховых- упражнений — важная стадия, от которой в значительной мере зависит качество исполне­ния того или иного элемента. Это необходимо учитывать в ходе учебно-тренировочного процесса.

Основные действия маховых упражнений — самая важная, ре­шающая их стадия, от которой зависит не только точность, рацио­нальность движения, но и возможность его исполнения. Если опи­санные действия недостаточно четки или вообще не удались гимнас­ту, то не получается и упражнение в целом. Поэтому действия ос­новной стадии маховых движений называются также их техни­ческой основой (М. Укран).

Техническая основа упражнений на снарядах, как правило, включает в себя несколько фаз действий. В описанном выше соско­ке махом вперед их три (4,5 и 6-я). Как видно из описания, данные действия приходятся на самый ответственный и активный этап уп­ражнения; звенья тела гимнаста в это время.двигаются с наиболь­шими скоростями, для чего спортсмен прилагает значительные уси­лия, сгибаясь и разгибаясь в тазобедренных суставах. Такая повы­шенная мощность действий — характерный признак основной ста­дии упражнений.


 




       
 
 
   


Главное назначение основных действий упражнения — сообщить телу гимнаста вращение определенного характера, заставить его перемещаться относительно снаряда нужным образом. Например, когда делается соскок махом вперед, спортсмен в основной стадии упражнения вначале (вращаясь назад) поднимается вверх и вперед (4-я и начало 5-й фаз); от этого действия зависит высота движе­ния тела во время вылета, а значит, и качество соскока. Однако данных действий здесь недостаточно: если бы гимнаст в середине 5-й фазы вдруг отпустил перекладину, то его тело, продолжая вра­щаться назад, перевернулось бы через голову и вместо предполагав­шегося соскока махом вперед получилось бы движение типа саль­то назад. Следовательно; чтобы сделать это упражнение так, как оно было задумано, нельзя переходить в соскок преждевременно, необходимо выполнить действия 5-й и 6-й фаз. Если это условие соблюдается, то за счет мощного разгибания тела и его последую­щего сгибания гимнаст гасит первоначальное вращение назад и на­чинает поворачиваться в противоположную сторону — вперед, то есть получает возможность избежать ненужного здесь переворачи­вания через голову — сделать собственно соскок махом вперед. Та­ким образом, от действий основной стадии зависят характер вра­щательного движения и специфика упражнения.

Из приведенных примеров видно, что в зависимости от характе­ра технической основы упражнения тело гимнаста может по холу движения вращаться или все время в одном направлении или в определенный момент менять его. Подобные различия в структуре характерны для всех маховых упражнений. В таких, например, элементах, как простые махи, подъемы, соскоки переворотом, раз­личные кувырки, сальто, спортсмен все время вращается в одном направлении. Обычно техническая основа таких упражнений состо­ит из двух фаз действий. В первой из них ноги двигаются ускоренно, накапливая кинетическую энергию, а во второй фазе по­лученная энергия перераспределяется на другие звенья тела; при этом перемещение ног затормаживается, но смежные звенья начи­нают двигаться быстрее (сравните со структурой отталкивания, стр. 280).

К числу упражнений, при исполнении которых направление вра­щения меняется, принадлежат помимо разбиравшегося соскока ма­хом вперед махи, подъемы и соскоки дугой (за исключением ис­полняемых из статических положений), подъемы махом назад с перемахами ногами, соскоки лётом и т. п. Как и в соскоке махом вперед, основная стадия этих упражнений состоит из трех фаз действий. Первая из них, так же как и в упражнениях преды­дущего типа, связана с ускоренными движениями ногами в перво­начальном направлении.

Во 2-й фазе гимнаст вначале перераспределяет накопленную ногами энергию на смежные звенья, а затем, продолжая начатые действия, заставляет ноги вращаться в противоположном направ­лении. Такова, например, 5-я фаза соскока махом вперед: спорт­смен стремится энергично разогнуться в тазобедренных суставах,


однако вначале это приводит лишь к тому, что движение ног впе­ред-кверху затормаживается и лишь потом, когда усилия на разги­бание становятся особенно активными, тело начинает быстро про­гибаться, а ноги получают вращение вперед и вновь накапливают энергию движения.

В 3-й фазе основных действий спортсмен вторично прибегает к перераспределению скоростей движения, но на этот раз туловище

и руки, а с ними и все тело получают от ног скорость в направле­нии, противоположном тому, в котором происходило вращение в самом начале упражнения.

Два описанных типа основных действий (с двумя и с тремя фа­зами) входят в состав подавляющего большинства маховых гим­настических упражнений. Поэтому, анализируя технику различных движений, занимаясь их практическим освоением, следует прини­мать во внимание особенности технической основы разучиваемого элемента-и точно определить ее тип (см. классификацию маховых упражнений на снарядах, рис. 146).

Завершающие действия — это заключительная стадия элемента, благодаря которой он приобретает вполне определенный, закончен­ный вид. В ходе завершающей стадии тело гимнаста (взятое как •целое) движется по инерции, используя для этого кинетическую энергию, накопленную в результате основных действий. В элемен­тарных, простых упражнениях действия завершающей стадии огра­ничиваются инерционным перемещением, по ходу которого тело спортсмена выходит в нужное конечное положение. Таковы многие маховые движения, относящиеся к числу так называемых профи-


лирующих упражнении: простые подъемы в упор, ничем не усложненные обороты, соскоки и тому подобные элементы, к разря­ду которых относится и неоднократно упоминавшийся соскок ма­хом вперед с перекладины (рис. 145, кадры 1113).

Однако структура завершающей стадии маховых упражнений бывает и более сложной, когда, используя перемещение тела по инерции, гимнаст одновременно производит действия, частично ви­доизменяющие и усложняющие элемент. Такими действиями обыч­но являются дополнительные сгибания и разгибания тела, поворо­ты, перемахи ногами, перелеты через снаряд, дополнительные вращения и др.

Подобные усложняющие действия используются при выполне­нии большинства элементов на снарядах. Благодаря им спортсмен может придавать упражнению желаемый характер. Например, вме­сто простого соскока махом вперед с перекладины гимнаст мог бы выполнить аналогичное упражнение с сильным продолжительным сгибанием тела в полете или усложнить его поворотом кругом. Еще больше вариантов, например, у сальто назад с перекладины; оно выполняется прогнувшись (профилирующий вариант) или в груп­пировке; с поворотом на 180, 360, 720°; существуют также двойное, тройное сальто, сальто сгибаясь и разгибаясь и т. п.

Важно помнить, что и основное упражнение и его варианты име­ют принципиально одинаковые основные действия и поэтому долж; ны рассматриваться как технически родственные движения, состав­ляющие определенную структурную группу элементов. Но при этом они все же различаются по форме и трудности исполнения, так как заканчиваются специфическими завершающими действиями.

Таким образом, завершающие действия в маховых упражнени­ях, с одной стороны, используют и закрепляют результаты испол­нения основных действий, приводят тело гимнаста в требуемое ко­нечное положение, а с другой — своеобразно оформляют завершаю­щую стадию, усложняют данное упражнение и придают ему специфический вид.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)