|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
СТАТИЧЕСКИЕ И СИЛОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯК этому разряду упражнений на снарядах относятся собственно статические упражнения, при выполнении которых гимнаст 2— 4 сек. сохраняет неизменное положение, и силовые перемещения из одного статического положения в другое. От маховых гимнастических упражнений силовые перемещения отличаются малой скоростью движения и отсутствием перемещения по инерции. При этом чем меньше выражено пассивное инерционное движение, тем больше нужно гимнасту прилагать усилий, чтобы выполнить необходимое перемещение. Статические и силовые упражнения являются также одним из средств физического развития и воспитания человека. Они прекрасно развивают мускулатуру рук, плечевого пояса и туловища, укрепляют связочный аппарат, содействуют формированию правильной осанки, приучают к работе статического характера, вырабатывают способность концентрировать волевые усилия. Разнообразные статические и силовые упражнения служат также необходимой базой для разучивания маховых гимнастических упражнений. Наиболее характерные статические положения типа висов, упоров, стоек являются одновременно важнейшими рабочими положениями многих маховых движений. Разнообразные по характеру статические и силовые упражнения
принято делить на: 1) собственно статические положения и 2) силовые перемещения. Каждая из этих групп упражнений может быть разделена на определенные разновидности. Статические положения на снаряде (или статические позы) в зависимости от физических качеств и навыков, которые необходимы занимающему для их исполнения, ориентировочно можно разделить на пять групп. Элементарные положения используются во всех видах гимнастики, но как самостоятельные упражнения они фигурируют лишь в начальной гимнастике. Это простейшие висы, упоры, стойки на ногах и т. п. Удержание таких поз не требует специального совершенствования физических качеств и воспитания сложных навыков. Силовые положения относятся к упражнениям, имеющим самостоятельное значение. При их исполнении наиболее ярко проявляется так называемый изометрический режим работы мышц (развивая напряжение, мышца не меняет своей длины). Трудность статических силовых положений может быть различной, хотя в целом они всегда труднее элементарных поз. Примером силовых положений могут служить вис на согнутых руках, висы, упоры углом. Сложнее горизонтальные упоры, висы, упоры руки в стороны, для исполнения которых требуется интенсивная специализированная тренировка соответствующих мышечных групп. Положения на гибкость требуют прежде всего хорошо" развитой подвижности в суставах и межпозвоночных сочленениях. Число таких самостоятельных упражнений относительно невелико, но их освоение определяет возможность исполнения не только самих положений на гибкость, но и многих других, в том числе маховых, упражнений, требующих умения выполнять отдельные движения с большим размахом сгибаний, разгибаний и других действий в суставах. К числу наиболее характерных положений на гибкость относятся широко известные шпагаты, вертикальные стойки в шпагате, глубокие наклоны, мосты, упоры стоя, висы ноги врозь вне и т. п. Положения в равновесии связаны с навыком балансирования-в определенных неустойчивых положениях (см. ниже). К ним прежде всего относятся высокие упоры и особенно стойки, а также равновесия на одной ноге, горизонтальные равновесия на локте и т. п. Сложные положения требуют от исполнителя сочетания ряда физических качеств и навыков. Естественно, это, как правило, наиболее трудные упражнения из числа статических поз. К их числу относятся в первую очередь некоторые равновесно-силовые позы, а также позы на равновесие и гибкость. Примерами могут служить: крест вниз головой на кольцах, горизонтальное равновесие на одной руке (на брусьях, в вольных упражнениях), сложные стойки с предельным прогибанием тела или стойки на руках в шпагате и др. Приведенное распределение статических положений на разновидности условно и не может быть вполне точным. Оно призвано лишь отразить преимущественное направление подготовки, необходимой для овладения упражнениями определенного типа. Кроме того, условность данной классификации объясняется тем, что во многих статических положениях в той или иной мере смешаны частные признаки, упомянутые выше (рис. 141). Силовые перемещения в зависимости от направления движения тела по отношению к направлению силы тяжести можно разделить. на две группы: силовые подъемы и силовые опускания. Силовые подъемы представляют собой медленные, равномерные перемещения кверху. Это перемещения из низкого виса в более высокий, аналогичные перемещения в упорах и стойках, а также собственно подъемы, то есть переходы из виса в фиксированный упор. Для мышц, занятых в исполнении силового подъема, характерен прежде всего преодолевающий, или миометриче-ский, режим работы, при котором мышца, развивая усилия, укорачивается, то есть, напрягаясь, она сокращается. Как правило, упражнения такого типа наиболее трудны для исполнения. Их примером могут служить различные жимы с выходом в стойку на руках, упоры и т. п. Многие из этих упражнений требуют не только определенного уровня развития силы, но и навыков сохранения равновесия. Силовые опускания по характеру противоположны силовым подъемам. Это медленные перемещения из стоек в упоры, из упоров в висы и др. При силовых опусканиях направление перемещения тела гимнаста совпадает с направлением действия силы тяжести, и мышцы, обеспечивающие медленное движение тела вниз, работают в так называемом уступающем*, или * Встречаются различные трактовки понятия «уступающий режим». При классификации состояния мышц под уступающим режимом иногда понимается плиометрическом, режиме; напрягаясь, они натягиваются. При плиометрическом режиме мышца способна развивать большие усилия, чем в других случаях, поэтому силовые опускания легче в исполнении, нежели сходные с ними по характеру работы силовые подъемы или статические позы. Анализируя статические положения и силовые перемещения, необходимо иметь в виду некоторые общие особенности, относящиеся ко всем упражнениям этого рода. Равновесие, или сохранение устойчивости заданного статического или проходящего положения на снаряде, — одно из необходи- мых условий выполнения рассматриваемых упражнений. В гимнастике равновесие тела достигается по-разному, в зависимости от условий и задачи выполняемого упражнения. Упражнения, включающие в себя положение тела гимнаста под опорой (преимущественно висы), характеризуются устойчивым равновесием. При наличии устойчивого равновесия всякое отклонение тела от заданного (обычно отвесного) положения всегда вызывает появление внешней силы (F2), которая автоматически, независимо от желания гимнаста, возвращает его тело в первоначальное, устойчивое, положение. Такой внешней силой здесь является момент силы тяжести, то есть сила тяжести как вращающая внешняя сила (рис. 142). Благодаря устойчивому равновесию исполнение статических и силовых упражнений в висах относительно проще: гимнасту нет необходимости овладевать специальными навыками сохранения устойчивости тела. Упражнения, при выполнении которых тело расположено над опорой (упоры, стойки), характеризуются неустойчивым равновесием. Чтобы сохранить заданное положение на снаряде, гимнаст вынужден контролировать процесс сохранения равновесия, балансировать на опоре. Необходимость баланса связана с тем, что в случае отклонения от заданного (как правило, наиболее рационального с точки зрения равновесия) положения возникает внешняя сила (это также момент силы тяжести), которая не только не восстанавливает первоначальное положение, но, напротив, уводит тело гимнаста в сторону от него (рис. 143). Типичными примерами случаев неустойчивого равновесия могут служить стойки на руках, на одной руке, а также стойки на одной ноге, на носке ноги, некоторые равновесия и т. п. Надежность сохранения заданкрй позы в этих случаях зависит, в свою очередь, от нескольких факторов, в частности, от статической устойчивости по- сочетание расслабления и натяжения мышцы, а одновременное натяжение и напряжение определяются как «останавливающий» режим работы. зы. Устойчивость позы зависит от площади опоры и от высоты расположения над нею масс тела гимнаста: чем больше эффективная площадь опоры и чем ниже над ней расположен о.ц.т.т.* гимнаста, тем лучше устойчивость тела в заданном положении. И наоборот (сравните стойку на одной руке и стойку на голове и руках). Устойчивость тела гимнаста возрастает и в том случае, если гимнаст может усилить связь с опорой. Например, стойка на руках, на брусьях, гораздо надежнее, чем стойка на полу, где гимнаст не может захватить опору; еще сложнее сохранять равновесие на подвижной опоре, поэтому стойка на кольцах труднее любой другой аналогичной стойки. Все сказанное об устойчивости тела в статических положениях, а также о трудности упражнений в связи с этим в равной мере относится и к силовым перемещениям. МАХОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Маховые упражнения на снарядах — самая характерная группа гимнастических движений. От статических и силовых они отличаются разнообразием форм движения, динамичностью, сложностью техники. В настоящее время известны тысячи маховых упражнений на снарядах. Они не только включаются в программы по гимнастике для всех спортивных разрядов, но и составляют главное содержание их учебного материала. Это объясняется тем, что маховые упражнения на перекладине, брусьях, кольцах и других снарядах содействуют развитию наиболее важных физических качеств: силы (в различных ее проявлениях), скорости, ловкости, выносливости. Эти движения очень эмоциональны. Они совершенствуют координационные способности, умение ориентироваться в пространстве. Наконец, многие маховые упражнения развивают смелость, волевую собранность, приучают спортсменов к самодисциплине. Все это делает их ценным средством физического воспитания. Маховые гимнастические упражнения — это, как правило, сложные двигательные акты. Чтобы понять их существо, необходимо рассмотреть ряд вопросов, связанных с основами техники. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |