|
|||||||||||||||||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основные упражнения. Размахивания в висе и простые соскокиРазмахивания в висе и простые соскоки 1. Размахивание изгибами и мах дугой. Упражнение используется для набора маха в висе на перекладине. Из виса хватом сверху гимнаст поднимает ноги до положения угла или несколько выше. Затем, расслабляя мышцы живота и провисая, энергично разгибается и делает маховое движение назад. Таз и плечи несколько смещаются вперед, а тело в целом остается на месте. Вслед за этим спортсмен быстро сгибается в тазобедренных и особенно в плечевых' суставах. Сильно нажимая книзу руками на перекладину, он стремится подняться в согнутом положении вверх. При этом его тело отходит назад, а ноги постепенно сближаются с перекладиной; голова приподнята. Эту часть упражнения можно сделать с прямыми руками или с быстрым подтягиванием в висе. С началом маха вперед гимнаст еще больше сгибается и подносит голени к перекладине, а после прохождения нижней вертикали энергично разгибается одновременно в тазобедренных, плечевцх, а если были согнуты руки, то и в локтевых суставах. Ноги перемещаются высоко вверх и вперед, а руки отталкиваются от снаряда, за- ставляя тело удаляться от опоры. В конце разгибания, в высшей точке движения, гимнаст полностью выпрямляется, после чего делает мах назад в висе. Последовательность разучивания: а) освоить правильную рабочую осанку в висе на перекладине: б) параллельно с освоением осанки развивать силу мышц-сгиба в) освоить размахивание изгибами в висе на перекладине; де г) разучить упражнение в целом. Мах дугой делать вначале с 2. Размахивание в висе. Набрав мах в висе, гимнаст активно поддерживает нужную амплитуду движений. Важнее всего в упражнении исполнить мах вперед. Перемещаясь вниз, спортсмен движется выпрямленным, расположив голову между руками, расслабив плечи. Достигнув отвесного положения, о"н начинает сгибаться в тазобедренных, а затем в плечевых суставах, посылая стопы вверх-вперед. На первых махах это движение несколько затруднено, а с увеличением амплитуды размахиваний становится более быстрым, бросковым. По мере приближения маха вперед к высшей точке сгибание тела сменяется плавным разгибанием, но гимнаст по-прежнему тянется вверх-вперед и в крайней точке движения полностью выпрямляется. Мах назад в висе протекает относительно пассивно: гимнаст движется выпрямленным и лишь во второй половине маха обычно несколько приподнимается плечами вверх, перехватывает кисти вперед, а затем вновь полностью выпрямляется, готовясь к повторному маху вперед. Последовательность разучивания: а) освоить движения, необходимые для первоначального набора б) выполнить размахивание в висе на перекладине, добиваясь в) закрепить технику размахивания без крепления кистей к назад, тренеру следует стоять сзади гимнаста и быть готовым предохранить его от падения. 3. Соскок махом назад (рис. 151) делается после размахиваний или в конце простой комбинации. Проходя во время маха назад нижнюю вертикаль, гимнаст ускоренным движением посылает ноги назад-вверх и несколько проги- бается. При этом стопы обгоняют остальные звенья тела, а голова по-прежнему удерживается между руками. В конце маха назад, когда бросковое движением ногами притормаживается, спортсмен активно нажимает руками на опору, приподнимает плечи и голову вверх и, дождавшись, когда давление на перекладину уменьшится, снимает руки с опоры. Перейдя в безопорное положение, он отходит от снаряда плечами вверх-назад и, сохраняя тело прогнутым и напряженным, приземляется на мат. Последовательность разучивания: а) освоить размахивание в висе на перекладине. Гимнаст должен б) выполнять соскок после размахивания средней силы. На ма в) разучить соскок с максимально активным, форсированным кается небольшое сгибание тела в тазобедренных суставах и его последующее прогибание. 4. Соскок махом вперед (см. рис. 145). Техника движения описана в главе «Общие основы техники упражнений на снарядах» (стр. 273). Последовательность разучивания: а) стать спиной к гимнастической стенке (в полуметре от нее), ■ тивных действий руками при отталкивании; б) выполнить предыдущее упражнение, имитируя сгибание и в) из виса на гимнастической стенке, сгибаясь и разгибаясь в г) размахивание в висе на перекладине, имитируя на махе впе д) выполнить соскок махом вперед в целом с помощью препода Подъемы разгибом Подъем разгибом из виса (рис. 152). В висе хватом сверху гимнаст берет умеренный мах вперед. Движение протекает плавно, с прямым телом. В данном случае подчеркнутое бросковое движение ногами отсутствует. В конце маха вперед гимнаст начинает подносить, а с началом маха назад вплотную подносит ноги к перекладине (при небольшом исходном махе — стопами, а при сильном — голенями). В дальнейшем, нажимая прямыми руками книзу и прижимая голени, а затем и бедра к перекладине, он быстро разгибается в та- зобедренных и одновременно сгибается * в плечевых суставах. Ноги спортсмена скользят вдоль грифа, а кисти переходят от голеней к тазу. Описанное разгибание начинается ускоренно,-но затем, когда плечи поднимутся несколько выше уровня перекладины, движение ногами плавно затормаживается, и гимнаст, поднимаясь по инерции, выходит в упор. Последовательность разучивания: а) махом вперед в висе на низкой перекладине с разбега- вис б) принять вис согнувшись на низкой перекладине; не отрывая в) подъем разгибом с разбега на низкой перекладине. По необ Махи и соскоки дугой 1. Мах дугой из упора (рис. 153) можно выполнять из статического положения или делать махом из упора. В последнем случае, начиная мах вперед, гимнаст закрепляет плечевой пояс, а также все тело и, не давая тазу сразу опуститься к кистям, несколько отходит плечами назад.
Когда тело проходит примерно вертикальное положение, а плечи отходят назад, спортсмен ускоряет движение ногами, несколько сгибается в тазобедренных суставах и, надавливая руками к себе, прижимает таз к перекладине. При этом движение всем телом ускоряется, и гимнаст начинает быстро переворачиваться назад.
По мере сгибания тела в тазобедренных суставах ноги соскальзывают с грифа и таз отходит от опоры, благодаря чему спортсмен оказывается в висе согнувшись с приподнятым вверх тазом (колени— у грифа). Проходя это положение, он нажимает руками на перекладину назад, от себя, разгибается всем телом и посылает ноги высоко вверх-назад до полного выпрямления. Далее следует мах назад в висе. Последовательность разучивания: а) освоить правильную осанку и ознакомиться с общим харак б) на низкой перекладине освоить мах дугой в нормальном тем 2. Соскок дугой из упора начинается так же, как мах дугой из упора, но при соскоке дугой тело разгибается гораздо активнее. Гимнаст не только отходит вперед-вверх от перекладины, но и сильно прогибается, при этом носки ног опускаются, а грудь приподни-» мается. Разгибание сопровождается энергичным отталкиванием от опоры, голова откидывается назад. Когда прогибание тела притормаживается, а отталкивание от снаряда полностью завершается, гимнаст отпускает перекладину. В полете он прогибается и наклоняет голову назад (опустить ее на грудь можно только перед приземлением на мат). Последовательность разучивания: а) разучить мах дугой в вис. Гимнаст должен владеть высоким б) проделать упражнения «а» и «б», рекомендованные для овла в) выполнить соскок дугой, начиная движение прыжком из виса г) освоить соскоки дугой из упора на низкой перекладине из д) освоить соскок на высокой перекладине. Разгибание и отталкивание руками здесь могут'быть менее активными. 1. Подъем двумя в упор. Сразу вслед за перемахом двумя гимнаст плотно сгибается в тазобедренных суставах, а пройдя нижнюю вертикаль, энергично разгибается, посылая стопы по высокой дуге вверх-вперед и затем вниз. При этом он держит ноги на некотором расстоянии от грифа, а прямыми руками сильно тянет на себя перекладину. Когда плечи приподнимутся над уровнем опоры, разгибание в тазобедренных суставах плавно затормаживается, и спортсмен, оставаясь слегка согнутым и жестко упираясь прямыми руками в перекладину, выходит в упор сзади. Последовательность разучивания: а) освоить упражнения, близкие по характеру к подъему двумя: б) освоить спад назад из упора сзади. в) разучить на низкой перекладине подъем двумя после спада г) разучить (или повторить) перемах согнувшись из виса; при д) освоить на низкой перекладине подъем вперед с прыжка в е) выполнять упражнение на высокой перекладине. Препода Подъемы и обороты назад 1. Подъем назад (рис. 154). Махом вперед из виса хватом сверху гимнаст выполняет перемах согнувшись и, посылая ноги назад-вверх (оставляя голову на груди), делает как бы неполный мах дугой назад. При этом он временно удаляется от перекладины, частично разгибаясь в тазобедренных и плечевых суставах. Приподнявшись назад-вверх, спортсмен вновь сгибается в тазобедренных суставах и на махе вперед возвращается в вис согнувшись. Пройдя нижнюю вертикаль и начиная собственно подъем назад, он активно разгибается в тазобедренных суставах, при этом тянет прямыми руками перекладину к себе и заставляет таз вплотную приблизиться к грифу; спина все время должна оставаться округленной, а голова опущенной на грудь. Если разгибание тела не было преждевременным и ноги не остались сзади, под перекладиной, то гимнаст выйдет в упор сзади. Последовательность разучивания: а) освоить перемах согнувшись махом вперед из виса. Добиться б) разучить «полумах» дугой назад. Вначале делать его из раз в) имитировать разгибание тела, стоя на полу: наклоняясь впе г) выполнить основную часть упражнения в замедленном темпе; д) приступить к разучиванию подъема назад в целом. На пер 2. Оборот назад представляет собой слитное исполнение спада назад из упора сзади и одноименного подъема. В исходном положении гимнаст подает плечи назад и, теряя равновесие, начинает спад. В ходе ускоренного движения он постепенно сгибается в тазобедренных суставах; при этом голова обязательно держится на груди, спина округлена, а ноги как бы соскальзывают с грифа назад. Во время спада гриф снаряда, перемещаясь относительно ног, должен продвинуться от таза почти до уровня коленных суставов (но не дальше), так, чтобы у нижней вертикали тело спортсмена было полностью уравновешено. Продолжая движение вперед, гимнаст исполняет подъем назад. Последовательность разучивания: а) разучить подъем назад в упор сзади; б) освоить спад назад из упора сзади с помощью преподавате в) слитно исполнить обе части оборота. Если в ходе спада гим Обороты из упоров 1. Оборот назад в упоре. Начало упражнения аналогично соот Последовательность разучивания: а) освоить правильную осанку в упоре на перекладине; тело б) выполнить оборот назад из упора (без предварительного ма в) исполнить оборот в соединении с предварительным махом 2. Оборот назад в вис, в стойку на руках (рис. 155) начинается опускает на грудь, выпрямляет тело и приподнимает до горизонтального положения или выше. Исполняя собственно оборот, спортсмен постепенно закрепляется в плечевых суставах и, теряя равновесие, начинает ускоренно двигаться всем телом вниз и затем вперед. При этом он сразу отводит плечи назад, а таз, приблизив к перекладине до 25—35 см, в дальнейшем удерживает на этом расстоянии и не касается грифа. Первая половина оборота представляет собой быстрый спад в висе согнувшись (колени у грифа). Пройдя положение вниз головой, гимнаст немедленно разгибается; удерживая голову на груди и энергично нажимая от себя прямыми руками на гриф, он посылает ноги назад-вверх, за перекладину. Разгибание протекает одновременно в тазобедренных и плечевых суставах и заканчивается приходом в вис или в положение, близкое к стойке на руках. Последовательность разучивания: а) проверить, подготовлен ли гимнаст к разучиванию оборота. б) освоить доступные упражнения, сходные с оборотом (напри в) разучить оборот назад не касаясь в упоре. Упражнение сходно г) освоить оборот в вис на низкой перекладине. Необходимо указывать гимнасту, что излишнее приближение к грифу затрудняет разгибание тела и выход в высокое конечное положение. Чрезмерное удаление от перекладины, напротив, приводит к преждевременному выпрямлению тела и срыву в вис. При разучивании оборота рекомендуется подавать условные сигналы в момент приложения основных усилий при разгибании тела. Махи назад из упоров 1. Мах назад из упора в вис. В упоре хватом сверху гимнаст пружинящим движением сгибается в тазобедренных суставах и, оставляя плечи несколько впереди, слегка заводит ноги под перекладину. Если упражнение делается из статического положения, то в это время руки незначительно сгибаются в локтях, чтобы тело могло опереться о перекладину тазобедренным сгибом. Вслед за сгибанием исполняется возможно более энергичное разгибание. Гимнаст отталкивается от грифа и делает мах ногами назад-вверх. Ноги как бы увлекают за собой остальные звенья тела; подхватывая это движение, спортсмен наклоняет голову на грудь, энергично нажимает от себя прямыми руками на перекладину и выпрямляется в высшей точке подъема тела. Далее следует мах вперед в висе. Последовательность разучивания: а) проверить, подготовлен ли гимнаст физически к освоению уп б) освоить соскок махом назад из упора на низкой перекладине. в), разучить мах назад в вис на средней перекладине. Гимнаст должен сразу стремиться выйти в максимально высокое положение, вплоть до стойки на руках. Упражнение исполняется с помощью, затем самостоятельно; в первом случае преподаватель стоит сбоку, на высокой подставке, контролирует движение и помогает гимнасту удерживать плечи над опорой, не допуская их преждевременного отведения назад; г) разучить мах назад в вис в соединении с подъемом разгибом. Освоить отмах с прямыми руками. 2. Соскок ноги врозь (рис. 156), как и предыдущие упражнения данного раздела, основан на махе назад из упора. Выполнив отмах и поднявшись несколько выше горизонтали, гимнаст быстро, акцен-тированно сгибается в тазобедренных суставах и несильно разводит ноги; при этом он слегка приподнимает голову, плечи наклоняет вперед несколько больше, чем при обычном махе, а руками активно нажимает книзу на опору. Как только спортсмен согнется примерно под прямым углом, он резко затормаживает это движение и начинает разгибаться. Одновременно с заключительным толчком гимнаст снимает руки с опоры и, поднимаясь плечами вверх, переходит через перекладину. Последовательность разучивания: а) овладеть махом назад из упора (см. упражнение l)j б) разучить переход в упор стоя ноги врозь махом назад из в) разучить или повторить прыжки ноги врозь через козла в ши г) выполнить пробные соскоки вперед махом назад из упора на д) выполнить соскок ноги врозь из упора на низкой перекладине. Подъемы большим махом 1. Подъем махом назад в упор (рис. 157) обычно исполняется в соединении с махом дугой из виса или упора. В обоих случаях мах назад, необходимый для подъема, должен быть как можно сильнее. В основной стадии упражнения, проходя в висе хватом сверху нижнее вертикальное положение, гимнаст энергичном движением посылает ноги назад-вверх и прогибается. При этом руки и туловище по-прежнему располагаются на одной прямой линии, голова втянута в плечи и несколько опущена на грудь. В высшей точке движения спортсмен слегка приподнимает голову и, нажимая прямыми руками на перекладину, посылает плечи вперед, стремясь перейти в упор. Ноги должны оставаться --win ди*1л\пи uci аьаться как можно выше: это позволяет в дальнейшем сделать полноценный мах вперед в упоре. Последовательность разучивания: а) освоить подъем махом назад после размахиваний увеличи б) разучить (или повторить) мах дугой в висе. В высшей точ в) выполнить подъем махом назад в соединении с махом дугой из виса или упора. Упражнение делается с применением петель и без них. В последнем случае нужно внимательно страховать гимнаста и контролировать движения его кистей, так как на данном этапе обучения возможны срывы со снаряда. 2. Подъем переворотом в упор (рис. 158). Простые варианты упражнения обычно выполняются после маха назад из упора в вис, реже — с размахивания. Если полученный мах вперед в висе был достаточно большим, то основная часть подъема переворотом протекает пассивно: в висе гимнаст перемещается выпрямленным, а в конце движения вверх, в момент его остановки, он быстро откидывает голову назад (стараясь увидеть перекладину), четко прогибается и, жестко упираясь прямыми руками в гриф, перевернувшись назад через голову, опускается в упор. Для исполнения подъема требуются активные действия. Проходя отвесное положение, гимнаст делает хлестообразное движение ногами вперед-вверх и затем назад, через перекладину, при этом сгибаясь в тазобедренных и плечевых суставах. Описанное сгибание должно закончиться приблизительно в момент подъема тела до горизонтального положения. Тотчас же следует разгибание в тазобедренных суставах с одновременным, движением головой назад и приведением туловища к рукам. Последовательность разучивания: а) выполнить на низкой перекладине несколько раз подъем пе б) сделать подъем переворотом в упор из размахивания в висе *бое внимание обращать на движение ногами вверх-назад через себя и добиваться выполнения подъема с прямыми руками; в) освоить подъем переворотом после маха назад из упора в вис. Основная задача гимнаста — возможно точнее определить момент разгибания тела и опускания в упор. При большом махе преждевременное сближение со снарядом приводит к закручиванию в упоре, а позднее —к неполному переворачиванию тела и падению тазом на перекладину. Большие обороты •1. Большой оборот назад (рис. 159) делается после отмаха назад из упора в стойку на руках, после оборота назад из упора в вис (или стоику), а также в соединении со многими движениями типа больших оборотов. Из стойки на руках хватом сверху гимнаст движется назад-вниз, максимально выпрямившись и оттянувшись в плечах; кисти располагаются на ширине плеч (или несколько уже), голова держится между руками, взгляд устремлен на перекладину. Подходя» к горизонтальному положению, спортсмен слегка сгибается в тазобедренных суставах, а позднее, расслабляя мышцы живота, ус-, коренно прогибается. Последнее прогибание должно быть наибольшим в момент, когда гимнаст не дойдет до нижней вертикали на 40—45°. В это время мышцы передней поверхности тела натянуты, а ноги, отставая в движении, как бы делают замах для броска вперед. Заканчивая первую половину упражнения, гимнаст прогибается и мощным бросковым движением посылает ноги вперед, а затем вверх, через себя. В результате этого в третьей четверти упражнения (уже поднимаясь) он сгибается вначале в тазобедренных, а затем и в плечевых суставах, тело сближается с опорой, что в дальнейшем позволяет закончить оборот выходом в стойку на руках. Наибольшим сгибание бывает примерно в начале последней четверти оборота. Затем спортсмен плавно, замедленно разгибается в тазобедренных суставах, а под конец оборота и в плечевых. Это позволяет ему выйти в стойку на руках в выпрямленном, оттянутом от опоры положении и подготовиться к исполнению повторного оборота или аналогичного упражнения. Последовательность разучивания: а) проверить готовность гимнаста к разучиванию оборота. Он должен уверенно владеть обычными размахиваниями в висе на перекладине, стойкой на руках на брусьях быстрым махом, а также высоким отмахом из упора в вис на средней перекладине; б) повторить размахивания в висе на высокой перекладине и, в) несколько раз выполнить на полу стойку на руках, сохраняя г) имитировать на матах первую часть оборота: из выпрямлен д) из упора на перекладине сделать отмах в стойку на руках и е) ознакомить гимнаста с заключительной частью оборота: из ж) повторить упражнение «д», добавив к нему подготовитель з) сделать мах назад из упора в вис и попытаться выполнить и) выполнить серию оборотов после размахивания в висе увеличивающейся амплитуды. Это упражнение в зависимости от хода обучения может предшествовать упражнению «з» или заменить его; к) большой оборот назад в нормальных условиях. 2. Большой оборот вперед (рис. 160) выполняется после отмаха назад из упора в стойку на руках, в соединении с аналогичным подъемом махом назад, а также с другими упражнениями типа больших оборотов. В стойке на руках хватом снизу гимнаст максимально выпрямляется и, наклоняя голову на грудь, начинает переворот вперед. В первой четверти оборота он держит тело напряженным, затем, по мере перехода в вис и увеличения скорости спада, постепенно расслабляется, продолжая оттягиваться от опоры. Пройдя в таком положении нижнюю вертикаль и поднявшись приблизительно на 45°, гимнаст делает быстрое движение тазом кверху и одновременно слегка «проваливается» в плечах. Вслед за этим он припод- */212—699 321 нимает голову и мягким, но сильным рывком сгибается в плечах, как бы притягиваясь прямыми руками к опоре. Энергично нажимая руками на перекладину вниз и к себе, спортсмен устремляется плечами вперед, к верхней вертикали; остальные звенья тела в данный момент отстают. В момент, когда плечи гимнаста проходят над опорой, характер прилагаемых усилий меняется: прекратив притягиваться к перекла- дине, он начинает отжиматься от нее вверх. Выпрямившись в плечах, спортсмен доводит до вертикального положения спину, таз и в последнюю очередь ноги. Когда тело минует верхнюю вертикаль и полностью Выпрямится, он наклоняет голову на грудь и вновь начинает переворот вперед. Последов а т е л в- ния: а) освоить правильную б) к упражнению «а» положении лежа на спине на матах. Выполнять с помощью, без переката спиной по матам; в) освоить мах назад из упора хватом снизу в стойку на ру г) повторить упражнение «в» на высокой перекладине с после д) имитировать основную часть оборота на полу: из упора лежа е) разучить большой оборот вперед на средней перекладине ж) исполнять большие обороты на высокой перекладине в се Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.026 сек.) |