|
||||||||||||||||||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯПод методом обучения, в физическом воспитании понимают способы, при помощи которых педагог и обучающийся решают поставленные задачи. В практике обычно применяется целый ряд методов: рассказ педагога, беседа с занимающимися, лекция, работа занимающихся над книгой, наблюдение занимающихся, показ упражнения, объяснение техники и, наконец, методы целостного и расчлененного обучения. Все эти методы полезны при обучении любым гимнастическим упражнениям, однако последние два метода представляют собой интерес для тренера по гимнастике. Известно, что одни упражнения лучше осваиваются методом целостного обучения, а другие — расчлененного. Что касается рассказа, показа, объяснения и др., то они применяются и в одном и в другом случае. Так, например, расчленять при разучивании оборот назад из упора на перекладине нет смысла, в то время как прыжок боком через коня в ширину с ручками целесообразно разделить на части. При этом в процессе освоения первого и второго упражнений одинаково важны методы показа, объяснения, наблюдения занимающихся и т. п. Рассмотрим эти методы: Целостный метод заключается в том, что разучиваемое упражнение выполняется в целом «с листа», т. е. делается сразу после показа и объяснения. В этом случае упражнение не расчленяется, не применяются и подводящие упражнения. Этот метод пригоден для освоения простейших упражнений. Метод расчленения заключается в том, что занимающийся расчленяет элемент на составные части и последовательно их осваивает. Составные части элемента не содержат никаких дополнительных действий, изменяющих, предположим, начало или конец выполняемой части. После овладения отдельными частями элемент осваивается в целом. Кроме этих двух методов в современной практике широко применяются еще два, являющиеся как бы разновидностями первого и второго методов. Метод решения частных двигательных задач (вариант метода расчленения) характеризуется тем, что к разучиваемому элементу подбирается серия упражнений, в каждом из которых есть компонент, аналогичный структуре одной из деталей изучаемого элемента. Эти относительно легкие упражнения имеют и самостоятельное значение. Метод подводящих упражнений (вариант целостного метода), отличается от предыдущего тем, что структура каждого подводящего упражнения в целом от начала и до конца сходна с изучаемым элементом. Кроме того, каждое из подводящих упражнений используется и как самостоятельный элемент.
Подбор методов обучения в значительной степени зависит от особенностей конструкции каждого гимнастического снаряда, от особенностей техники исполнения упражнения на каждом из них, а также от индивидуальных особенностей обучающихся. Пользуясь любым из перечисленных методов изучения упражнений на каждом из видов многоборья, гимнаст должен развивать физические качества, особенно силу, а также гибкость. , ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ Процесс обучения гимнастическим упражнениям сводится к формированию двигательных навыков. Этот процесс условно можно разделить на три тесно связанные между собой фазы: 1. Создание предварительного представления об упражнениях. 2. Разучивание упражнений. 3. Закрепление и совершенствование двигательных навыков. Создание предварительного представления о движении — весьма важный и сложный этап обучения. Двигательные представления лежат в основе сознательного освоения любых спортивно-гимнастических движений. Создавая у занимающихся четкие двигательные представления, преподаватель способствует осуществлению важнейшего дидактического принципа обучения — принципа сознательности. Для создания предварительного представления о движении применяется ряд приемов: 1) знакомство с терминологическим названием упражнения; 2) изучение наглядных пособий; 3) демонстрация техники выполнения упражнения; 4) объяснение техники; 5) выполнение пробных попыток. Словесное (терминологически точное) наименование упражнения играет в процессе обучения важную роль. Термины, как правило, значительно короче обычного описания техники. Поэтому если занимающиеся хорошо знают терминологию, то преподаватель тратит гораздо меньше времени на всякие пояснения в процессе обучения. Чем лучше знание терминологии, тем быстрее формируется в сознании представление о движении. Применение наглядных пособий также необходимо для создания двигательных представлений. Наиболее рациональным наглядным пособием в процессе обучения гимнастическим упражнениям является кино. Чем с большей скоростью произведена съемка, тем более подробное представление о технике изучаемого элемента можно получить. Современный технический прогресс позволяет пользоваться в учебных целях видеомагнитофоном. Использование кино и видеомагнитофона полезно и для устранения ошибок в технике. С этой целью снимают гимнаста, выполняющего упражнение с ошибками, а затем воспроизводят на экране или телевизоре его попытки, указывают на ошибки и на способы их устранения. В практике широко используется простейший наглядный способ показа — имитация движений руками. Если нужно показать, как двигаются ноги при выполнении махов на коне, преподаватель изображает это указательным и средним пальцами, которые в данном случае обозначают левую и правую ноги. Преподаватель может изобразить на доске промежуточные позы, которые создаются в процессе выполнения элемента. Большое значение для создания представлений имеет умелое выполнение упражнения самим преподавателем. Плохой показ не только не создает правильного представления о движениях, но и снижает авторитет преподавателя. Если преподаватель не может показать изучаемое упражнение (а таких случаев в практике очень много, особенно на занятиях с группами гимнастов старших разрядов), то необходимо использовать другие педагогические приемы. К ним относится показ упражнения одним из учеников, который умеет выполнять это упражнение хотя бы удовлетворительно. Если такого ученика в группе нет, то можно пригласить гимнаста из другой группы. Можно пользоваться наглядными пособиями, значение которых в практике работы пока явно недооценивается. При показе упражнения преподаватель должен направлять внимание занимающихся на детали, наиболее существенные на данном этапе обучения. Объяснения должны раскрывать внутреннее содержание элемента. Чем выше квалификация гимнастов, тем содержательнее должны быть объяснения. Квалифицированным гимнастам необходимо пояснить не только то, что нужно сделать, но и почему так нужно поступить. После показа упражнения и объяснения наиболее важных деталей ученики пробуют выполнить его. В процессе выполнения первых пробных попыток преподаватель дает уже более' подробные объяснения. Опробование упражнения осуществляется после того, как ученик получил первое предварительное представление о технике его выполнения. Необходимо стараться, чтобы в первых пробных попытках было как можно меньше ошибок: чем меньше ошибок в самом начале, тем быстрее сформируется новый двигательный навык. Однако первые попытки, как правило, бывают связаны с большими трудностями. Обычно попытки сопровождаются объяснениями и замечаниями преподавателя. Весьма полезно после попыток предлагать- ученикам самим вслух анализировать свои действия, вскрывать имеющиеся ошибки. Для создания необходимого представления о движении целесообразно проделывать его не только на самом деле, но и мысленно. При мысленном выполнении упражнения у гимнаста активизируются механизмы, воспроизводящие упражнение. Внимательное обдумывание всех деталей техники элемента и воображаемое выполнение его играют весьма значительную роль в процессе обучения, так
как чем правильнее гимнаст представляет себе упражнение, тем меньше уйдет времени на его освоение. Разучивание упражнения. В процессе разучивания упражнения гимнаст решает одновременно несколько задач: а) уточняет представление об упражнении; б) контролирует свои действия; в) устраняет ошибки в технике исполнения упражнения. Уточнение представления об упражнении. При создании предварительного представления об упражнении формируется лишь общее понятие о технике его выполнения. Спортсмен знакомится с внешней формой элемента, осознает, как он выглядит со стороны. Что касается собственных двигательных представлений, то они чаще всего еще неясны. Чтобы знать, как выполняется упражнение, нужно получить собственные мышечные, тактильные, зрительные и даже слуховые представления. В решении этой задачи важнейшую роль играют органы чувств — анализаторы. В процессе разучивания занимающийся должен получить собственные четкие двигательные представления, а не только те, которые возникли при первых пробных попытках. Он должен сам прочувствовать все действия, которые связаны с правильным выполнением элемента. Уточнение представлений об упражнениях — весьма трудоемкий и сложный процесс, в котором преподаватель может оказать учени-» кам помощь, используя различные приемы: 1) применение подводящих упражнений, т. е. сходных по технике с разучиваемыми; 2) сообщение о характере личных двигательных представлений, полученных в результате выполнения упражнения; 3) проведение устных отчетов учеников о тех представлениях, которые они получат в результате правильных попыток; 4) обсуждение техники выполнения упражнения с учениками, освоившими и не освоившими его; 5) оказание физической помощи ученикам в процессе выполнения упражнения и при фиксации отдельных положений; 6) осуществление срочной объективной информации о временных, пространственных и силовых параметрах двигательных действий, совершаемых гимнастами. Обычно преподаватель оценивает качество выполнения упражнений, технику, которой пользуется гимнаст, субъективно и делает такие замечания: «быстрее», «медленнее», «дальше», «ближе», «сильнее», «слабее», «выше», «ниже» и т. п. Между тем исследования показали, что точная количественная оценка двигательных действий гимнастов ускоряет процесс освоения спортивной техники. Несложные приспособления позволяют вести также срочную объективную информацию о параметрах двигательных действий при разучивании конкретных маховых элементов на снарядах. Нами вскрыта важная закономерность применения срочной объективной информации. Выяснилось, что даже одна точная количест- венная оценка выполняемого движения сразу же помогает внести существенные поправки в упражнение в целом. В этом ничего удивительного нет: ведь все двигательные действия гимнаста в любом упражнении на снаряде связаны в единую цепь. Если дать, например, точную количественную оценку разбега гимнаста в опорном прыжке, указать ему, насколько он ошибается в скорости, и таким образом исправить ошибку в разбеге, то это положительно скажется на качестве прыжка в целом. Таким образом, срочная объективная информация (количественная характеристика) тех двигательных действий, которые совершает гимнаст, позволяет уточнять его двигательные представления об элементе и вносить нужные поправки в технику движений. Самоконтроль гимнаста в процессе обучения. При освоении упражнений гимнаст должен систематически контролировать свои действия. Такой самоконтроль содействует уточнению представлений об изучаемом упражнении. Нередко в процессе выполнения упражнения гимнаст не контролирует себя, а поэтому не может представить, что он делал при каждой попытке. Вдумчивые спортсмены стараются контролировать свои действия при выполнении каждого упражнения, анализируют ощущения, которые возникают в процессе совершаемых действий. Если упраж: нение выполнено с ошибками, то, пользуясь данными самоконтроля, они могут при следующей попытке внести необходимые исправления. Самоконтроль за движениями в процессе их выполнения необходим для освоения и совершенствования двигательных навыков. Контролируя свои действия, гимнаст должен следить за сохранением необходимого ритма. Если ученик имеет ясное представление о ритмичном рисунке данного упражнения, то может его быстрее освоить, так как сумеет определить правильность исполнения элемента по ритму, в котором он выполнен. Особенно полезно применять звуколидеры, воспроизводящие ритмическую картину движения в виде коротких музыкальных фраз монотонного звучания (Р. В. Галстян): Большое значение при контроле за своими действиями имеют также и внешние ориентиры, используя которые гимнасту легче себя контролировать. С помощью ориентира можно уточнять направление движения тела (или отдельных его частей) при выполнении опорных прыжков, соскоков, подъемов и махов ногами, а также находить нужные формы движений, их направление, что ускоряет процесс овладения ими. Одним из наиболее надежных способов самоконтроля за движениями являются использование устройств, позволяющих гимнастам получать срочную объективную количественную информацию о временных, пространственных и силовых характеристиках движений. Устранение ошибок в технике исполнения упражнений. Для устранения ошибок гимнасты пользуются рядом приемов: уточняют
представления об изучаемых элементах, контролируют свои действия, анализируют объяснения преподавателя и др. Внимательное выслушивание объяснений преподавателя, правильное понимание его замечаний, вдумчивый анализ совершаемых попыток, оценка всех удач и неудач — вот важнейшие средства, обеспечивающие формирование навыка, а также устранение и предупреждение ошибок. По мере повторения упражнения ошибки постепенно устраняются. При этом важно уметь подмечать (особенно в начале формирования навыка) основные ошибки, влияющие на структуру движения. Лишь только после устранения этих ошибок ликвидируют ошибки стиля, чистоты исполнения. В устранении ошибок чрезвычайно важную роль играет наблюдение преподавателя или товарища за выполнением движения. Это важно в связи с некоторым несоответствием между формой упражнения и субъективными ощущениями, возникающими при его выполнении. Такое несоответствие чаще всего встречается на начальных этапах овладения движением. Сопоставляя субъективные ощущения, полученные при попытке, с объективной картиной, сообщенной тренером в результате наблюдений, а также объективных характеристик, зарегистрированных с помощью приборов для срочной объективной информации спортсмена, гимнаст довольно быстро устраняет возникающие ошибки. Для успешного устранения ошибок надо прежде всего найти их причины и не принимать следствия за причину. Ошибок в технике выполнения гимнастических элементов обычно больше, чем причин. Только распознав причины возникновения ошибки, можно найти способ для ее устранения. Чаще всего причины ошибок заключаются в следующем: неправильное распределение действий во времени, в пространстве и несоответствующие мышечные усилия. Все эти три фактора теснейшим образом связаны между собой. В зависимости от того, на чем нужно сосредоточить внимание гимнаста, применяются различные методические приемы. Когда необходимо акцентировать внимание гимнаста на времени действий, применяются дополнительные слуховые раздражители — звуковые сигналы; в тех случаях, когда нужно обратить внимание на проет-ранственные показатели, используются зрительные ориентиры; если не прилагается нужных усилий, преподаватель оказывает помощь, поддержку. Иногда ошибки возникают только потому, что гимнаст не придерживается правильной последовательности обучения. Замечено, что некоторые элементы как бы мешают друг другу в процессе изучения. Как ни странно, мешают элементы несколько похожие. Когда осваиваются совершенно различные элементы, дифференцировки протекают значительно легче и ошибок возникает меньше. Если преподаватель не может быстро найти причины ошибок, многократное повторение элемента с ошибкой приведет в конце концов к за- креплению стойкого динамического стереотипа, устранить который будет очень трудно. Закрепление и совершенствование двигательного навыка. Когда все ошибки устранены и движение выполняется правильно, гимнаст переходит от разучивания к закреплению и совершенствованию двигательного навыка. Закрепление двигательного навыка связано с его стабилизацией, с повышением надежности выполнения. Если в начале закрепления движения спортсмен может точно выполнившего только в определенных условиях (в привычном гимнастическом зале, на привычных снарядах и т. п.), то после завершения стабилизации навыка условия, в которых выполняется Движение, не имеют такого значения. Непривычные условия, например соревнования, уже не сбивают гимнаста, и он успешно выполняет упражнения. Долгое время в теории физического воспитания (и, естественно, в гимнастике) господствовало мнение о том, что закрепление двигательного навыка строится на стереотипном многократном повторении заданного движения. Между тем исследования показали, что под влиянием различных факторов гимнаст довольно часто варьирует свои движения: он фактически не повторяет каждый раз одно и то же, а, наоборот, часто вносит поправки. Под влиянием утомления или сильных эмоций техника движений, даже хорошо закрепленная, может изменяться. Стабилизация навыка предусматривает воспитание умения про Как уже было сказано, двигательный навык закрепляется многократным повторением освоенного упражнения. Причем это повторение должно протекать вначале в стандартных, стабильных условиях до тех пор, пока упражнение не будет выполняться правильно в большинстве попыток. Затем следует приступать к варьированию двигательных задач. Для совершенствования двигательного навыка кроме приемов, которые используются в процессе разучивания, рекомендуются приемы, стимулирующие лучшее выполнение упражнения. Полезен метод дополнительного ориентирования. Если, например, установить ориентир на расстоянии необходимой амплитуды махового движения, то гимнаст будет добиваться именно этой величины амплитуды, не большей и не меньшей. Во всех случаях, когда совершенствование качества выполнения упражнения требует максимальной амплитуды перемещения тела, могут быть использованы самые различные ориентиры. Наряду с чисто техническими приемами стимулирования лучшего выполнения упражнений используются и педагогические приемы, повышающие эмоциональное состояние занимающихся. Высокий уровень эмоционального состояния занимающихся позволяет лучше усвоить разучиваемый элемент. Повышение эмоционального состояния в процессе занятий достигается не только благодаря успешному овладению упражнениями (хотя это и играет
чрезвычайно важную роль), но также и с помощью поощрений, а иногда — порицаний. Решая задачи совершенствования двигательных навыков, необходимо не только стимулировать лучшее выполнение элементов в стандартных условиях, но и приучать занимающихся выполнять их в изменяющихся условиях. Повторяя элемент в различных условиях, гимнаст под руководством преподавателя вносит поправки, добиваясь совершенствования двигательного навыка. Совершенствование двигательного навыка в изменяющихся условиях осуществляется путем применения ряда методических приемов. Важнейшие из них следующие: 1. Изменение высоты снаряда, на котором выполняется данное упражнение. 2. Перестановка снарядов на другие места. 3. Соединение данного элемента с другими. 4. Включение разученного элемента в различные комбинации. 5. Выполнение упражнения на тренировках, проводимых в непривычных условиях. Итак, обучение даже одному какому-либо элементу представляет собой сложную задачу. Для успешного решения подобных задач в настоящее время прибегают к предписаниям алгоритмического типа (см. раздел «Методика занятий гимнастикой в школе»). Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.) |