|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Подросток средней школыГлавное внимание в воспитании подростка следует сосредоточить на развитии мотивационной сферы личности: определения своего места в жизни, формировании мировоззрения и его влияния на познавательную деятельность, самосознание и моральное сознание. Именно в этот период формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, иными словами - формируются личностные смыслы жизни. Основными новообразованиями в подростковом возрасте являются: сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении. План-конспект урока ИЗО по программе Б.М. Неменского для 6-го класса "Портрет в скульптуре" Дроздова Елена Юрьевна, учитель технологии, ИЗО Статья отнесена к разделу: Преподавание МХК и ИЗО ЦЕЛЬ: · выполнить скульптурный портрет человека по предварительному эскизу (увеличив его размеры). ЗАДАЧИ: · познакомить учащихся с основными видами скульптурного портрета; · развить наблюдательность, глазомер, пространственное воображение; · сформировать художественное сознание детей; · приучить детей к аккуратности в работе с пластическим материалом. ПЛАН УРОКА: 1. Организационный момент. (1 мин.) 2. Повторение изученного материала на предыдущем уроке. (3 мин.) 3. Историческая справка. (6 мин.) 4. Практическая работа. (27 мин., в том числе динамическая пауза) 5. Итог урока. (3 мин.) Оборудование для учащихся: · банка вытянутой формы; · мягкий пластилин скульптурный или замазка для окон 1 упаковка; · стеки; · подставка для скульптуры; · клеенка размером 45х35 см; · эскиз – образ, выполненный на предыдущем уроке. Для учителя: · диск CD с компьютерной презентацией, · мультимедийный проектор, · экран, · фотографии, · магнитофон, · мягкий пластилин, · стеки, · банка вытянутой формы. ХОД УРОКА: УЧИТЕЛЬ: На протяжении трех уроков мы обсуждаем одну очень интересную тему, кто ответит какую? УЧЕНИК: Мы познакомились со скульптурой. УЧИТЕЛЬ: С произведениями скульптуры мы встречаемся почти ежедневно, они сопутствуют нам в нашей повседневной жизни – это памятники на площадях, мемориальные доски и рельефы на стенах домов, фонтаны и лепные вазы в парках и скверах. В отличие от живописи и графики, где объёмная форма живёт на картинной плоскости в воображаемом или иллюзорном пространстве, скульптура реально объёмна, существует в реальном пространстве, будучи его частью. В этой объёмности формы и движений её поверхностей заключены различные стороны содержания, совокупность которых придает жизненную убедительность и целостность художественному образу. Обход скульптуры, рассматривание со всех сторон, сопоставление частей позволяет представить все ее пластические качества и выявить смысл произведения. Ребята, кто даст определение, что такое скульптура? УЧЕНИК: Скульптура (лат. sculptura, от sculpo - вырезать, высекать), вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму (высоту, ширину и глубину). ваяние, пластика. Выполняются она из твердых или пластических материалов (слайд 2). УЧИТЕЛЬ: Следовательно, технически скульптурное изображение создаётся путём удаления лишней части пластического материала. Еще этот процесс называют – ваяние. А какие жанры скульптуры вам известны? УЧЕНИК: Главные жанры скульптуры – портрет; исторические, бытовые, символические, аллегорические изображения; анималистический жанр. УЧИТЕЛЬ: Художественно-выразительные средства скульптуры - построение объемной формы, пластическая моделировка (лепка), разработка силуэта, фактуры, в некоторых случаях также цвета. На какие два вида делится скульптура? УЧИТЕЛЬ: Скульптура делится на два основных вида - на круглую скульптуру и рельеф. УЧИТЕЛЬ: Чем вы занимались на прошлом уроке, с каким видом скульптуры вы познакомились? УЧЕНИК: Мы познакомились с понятием “круглая скульптура”, и вылепили по два эскиза – образа. УЧИТЕЛЬ: Охарактеризуйте понятие круглая скульптура. УЧЕНИК: В круглой скульптуре полностью передаётся объём изображаемой фигуры или предмета. Её можно обойти, рассмотреть с различных точек зрения, а это очень важно для восприятия. Её ставят на открытом месте не только для лучшего обозрения, но и в целях зрительного увеличения пространства. УЧИТЕЛЬ: Ведь в зависимости от угла зрения меняются очертания и формы предмета, его контуры, силуэт изображения. Поэтому, создавая круглую скульптуру, художник рассчитывает или на круговой обход своего произведения – и тогда добивается выразительности со всех точек зрения, или на ограниченный обзор, а иной раз избирает одну, главную точку обозрения. По назначению скульптура подразделяется на …? УЧЕНИК: Скульптура подразделяется на монументальную, станковую и декоративную (слайд 3). УЧИТЕЛЬ: Это деление обусловлено содержанием скульптуры, размерами произведения. Остановимся на интересующей нас станковой скульптуре. Станковая скульптура не связана с архитектурой или природой, она существует самостоятельно. Произведения станковой скульптуры невелики по размеру. Они экспонируются на выставках, в музеях, их перемещают с места на место, устанавливают внутри зданий и на воздухе. В станковых портретах, статуях, композициях может быть дана более тонкая психологическая характеристика образа, более тщательно передана форма изображаемого предмета, ведь станковая скульптура рассчитана на самое близкое обозрение. Какой основной жанр станковой скульптуры вам известен? УЧЕНИК: Основной жанр станковой скульптуры – портрет. Особенно широко этот жанр применяется в круглой скульптуре, так как она обладает наиболее богатыми возможностями изображения человека. УЧИТЕЛЬ: Ребята, скажите, что может изображать круглая скульптура? УЧЕНИК: Круглая скульптура может изображать одного человека (статуя) или нескольких людей (группа), может изображать фигуру человека целиком или фрагментами (торс, голова, бюст). В портретном жанре раскрывается духовный мир, характер, чувства, мысли человека. УЧИТЕЛЬ: Сейчас перед вами выступят ребята, которые подготовили сообщения. Краткие сведения о скульптуре Египта, Италии, России. 1 УЧЕНИК: Величественное впечатление производит скульптура Древнего Египта, имевшая ритуальное назначение и связанная с культом мертвых. Вместе с архитектурой скульптура образовывала великолепные, целостные по замыслу ансамбли и была частью храмов и гробниц. Почти все линии египетских статуй параллельны или находятся под прямым углом; особенно квадратной была сидячая скульптура. Прямые углы в камнях, прямые ноги, негнущиеся спина и шея; никогда не встречается поворота туловища или головы; все тело выпрямлено. Особенно строго канон применялся к изображению высокопоставленных персон. Чем ниже стоял человек на социальной лестнице, тем больше было свободы в его изображении; дети и животные находились в самом низу, и это одна из причин того, что египетские животные и птицы особенно очаровательны. Слуги были личностями совсем незначительными, и поэтому их можно было изображать за занятиями, которые вовсе не подобали аристократу. Когда царь умирал, и на его место короновали другого, устраивалась традиционная мистерия: нового царя объявляли богом, воплощением Гора. А похороны умершего сопровождались заупокойным обрядом, где символически воспроизводилась история гибели Осириса, оплакивание его богиней Исидой и его воскресения. Верили, что кроме души и тела есть еще нечто промежуточное – призрачный двойник человека, его жизненная сила, называемая Ка. Нужно, чтобы Ка всегда мог найти свою земную оболочку и вселиться в нее, тогда и душа будет чувствовать себя уверенно и спокойно. Поэтому, кроме самой мумии, в гробницу помещали портретную статую умершего, портрет должен быть очень похожим – иначе как же Ка опознает свой облик? Из этой традиции выросло знаменитое портретное искусство Египта. Изобразительное и монументальное искусство несет на себе печать египетской культуры в целом. Перед заупокойными храмами воздвигали сфинксов: каменное изображение существа с телом льва и головой человека-фараона. Сфинкс олицетворял мудрость, загадочность и силу египетского правителя. Самый большой сфинкс, выполненный в первой половине III тысячелетия до н. э., до сих пор стережет пирамиду Хефрена. Сфинкс высечен из цельной скалы: его голова в 30 раз больше человеческой, а длина тела 57м. В понятие канона входили также определенность позы: стоящей – фигура напряженно выпрямлена; фронтальна; голова высоко поднята; руки опущены и прижаты к туловищу; сидящей - руки симметрично положены на колени или одна рука согнута в локте; торс также выпрямлен; взор устремлен вдаль; четкая симметрия; пропорциональность и тщательная проработка всех деталей. Существовала и традиционная окраска статуй: мужские фигуры окрашивались в темно-коричневый цвет; женские – в желтый; волосы всегда были черными; одежда – белой. Одежда мужчин состояла из короткой набедренной повязки, женщин – длинного, облегающего тело прямого платья на широких лямках. Материалом для статуй служили дерево, камень: гранит, базальт, песчаник, известняк. Притягательными в скульптурном образе человека были глаза, - египтяне считали их зеркалом души. Глаза делали из специально подобранных материалов. В глазницы из бронзы вставляли кусочки алебастра, а внутрь помещали горный хрусталь, имитируя зрачок. 2 УЧЕНИК: (слайд 4). К самым замечательным произведениям древнеегипетского искусства относятся два скульптурных портрета царицы Нефертити (XIV в.до н.э.). Я люблю сладкое дыхание твоего рта, Особенно известен бюст из раскрашенного известняка, сделанный в натуральную величину. На царице надет высокий синий головной убор, большое разноцветное ожерелье. Лицо окрашено в розовый цвет, губы красные, брови черные. В правой орбите сохранился глаз из горного хрусталя со зрачком из черного дерева. Тонкая длинная шея словно гнется под тяжестью убора. Голова выдвинута немного вперед, и это движение придает равновесие всей скульптуре. Достаточно взглянуть на лицо царицы, чтобы понять - перед нами работа, несомненно, гениального скульптора. Поразительна тонкость и в то же время уверенность, с какой скульптор передал форму щек, губ, подбородка, шеи. Широкие тяжелые веки слегка закрывают глаза, придавая лицу выражение сосредоточенной созерцательности и легкой усталости. Скульптор сумел передать следы прожитых лет, разочарования, каких-то тяжелых переживаний. Может быть, портрет был создан после смерти одной из дочерей Нефертити, царевны Макетатон. Не менее прекрасна и головка, предназначавшаяся для небольшой статуи царицы. Ее высота 19 см, она сделана из песчаника теплого желтого оттенка, хорошо передающего цвет загорелой кожи. Скульптор по каким-то причинам не закончил работу он не доделал уши, не отполировал поверхность камня, не прорезал орбиты для глаз. Но, несмотря на незавершенность, головка производит огромное впечатление, увидев ее хотя бы один раз, забыть ее, как и описанный выше цветной бюст, уже невозможно. Царица изображена здесь еще юной. Чуть улыбаются губы с милыми ямочками в углах. По счастливой случайности мы знаем его имя: оба портрета Нефертити были найдены при раскопках мастерской скульптора Тутмеса в Эль-Амарне. Таким образом, мы можем заключить, что Тутмес был ведущим скульптором своего времени. И это бесспорно подтверждают его произведения. Египет дает нам, пожалуй, самый яркий пример той стадии становления древней восточной культуры. 3 УЧЕНИК: (слайд 5). Крупнейшим скульптором барокко в Италии был мастер универсального дарования Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680). Сын скульптора, Лоренцо Бернини принадлежит к мастерам, очень рано находящим свой художественный язык и чуть ли не с первых шагов достигающих зрелости. Сильно выраженной декоративности большинства работ мастера могут быть противопоставлены относящиеся к тому этапу деятельности Бернини изумительные по его реалистической остроте характеристик портреты Констанцы Буонарелли (около 1630-1635, Флоренция, Национальный музей) и кардинала Шипионе Боргезе (1632, Рим, галерея Боргезе). Важную роль сыграл Бернини в создании нового типа скульптурного портрета, лучшим примером которого представляется мраморный бюст Людовика ХIV (Версаль, Королевский дворец) При сохранении выразительности черт лица, холодного, высокомерного, главное внимание сосредоточивается теперь на декоративности целого, достигаемой живописной трактовкой ниспадающих локонов пышного парика и как бы подхваченных ветром развевающихся драпировок. Парадная приподнятость образа, присущий ему пафос должны были подчеркивать значение изображенного. Бернини как бы воплотил в этом произведении сущность французского абсолютизма, которую сам король выразил однажды словами: “Государство – это я!”. Все это делает портрет Людовика ХIV самым ярким образцом парадного барочного портрета в европейской пластике 17 столетия. 4 УЧЕНИК: Шубин (до 1761 г. Шубной) Федот Иванович (1740 — 1805) — выдающийся русский скульптор. Родился в семье крестьянина близ Холмогор Архангельской губернии, с детских лет занимался резьбой по кости. В 1759 г. приехал в Петербург, а в 1761 г. был зачислен в Академию художеств. После окончания Академии стажировался за границей. В 1773 г. Шубин вернулся в Россию, где был удостоен звания академика скульптуры. Работал Шубин в основном в жанре скульптурного портрета. Все его работы, выполненные с высочайшим мастерством, отличаются особым психологизмом, тонким пониманием характера портретируемого. Такие его работы как скульптурный портрет Екатерины II (1773 г.), бюсты князя Голицына (1775 г.), Ломоносова (1792 г.), Павла I (1800 г.),— подлинные жемчужины в истории русской скульптуры. Творчество Шубина впервые поставило русскую скульптурную школу вровень с лучшими достижениями мировой пластики, а по силе и яркости характеристик он почти не знает себе равных. УЧИТЕЛЬ: (слайд 6-11). Для более полного выражения особенностей конкретного человеческого характера обычно используют определённую форму портрета: бюст (франц. buste, от лат. bustum - место кремации, надгробный памятник), погрудное скульптурное изображение человека, распространенный вид скульптурного портрета. - В вы можете увидеть портреты, которые выполнила я. Мне хочется приоткрыть завесу, и показать вам как происходит превращение глиняной модели в настоящую гипсовую скульптуру. Вот мы и подошли к теме нашего урока, а именно вы должны сделать портрет на основе эскиза, который выполнили на предыдущем уроке. Нам предстоит выполнить скульптурный портрет человека по предварительному эскизу, увеличив его размеры (слайд 12). Ваша работа должна выглядеть примерно так, только меньшего размера. Давайте вспомним, какие основные правила построения портрета вы знаете? УЧЕНИК: выходит к доске и объясняет по схеме (слайд 13). Глаз находится посередине лица, на уровне горизонтальной осевой линии 1-3 (как если бы данная линия проходила сквозь нижнее веко); · величину лица делим на 7 равных частей; · бровь расположена на уровне отрезка с, как и надбровные дуги; · нижняя часть носа располагается на уровне отрезка е, ровно между линией бровей и линией подбородка, хрящ между ноздрями расположен на отрезке е, а кончик носа либо чуть вздернут вверх, либо опущен вниз; · верхний край уха находится на одном уровне с бровью по линии с, а мочка уха – на уровне основания носа по линии е, само ухо находится на вертикальной осевой линии 2-4 ближе к затылку; · линия лба от точки с к верхней точке 2 и от нее к точке 3 на затылке, данная линия очерчивает основание черепа; · рот расположен между отрезками е и f, при этом нижняя губа чуть выступает над отрезком f, а линия подбородка тянется через точку g до точки h на основании схемы; · теперь тонкой, чуть изогнутой линией соедините точку h и основание черепа на уровне отрезка е, изобразив линию подбородка; · проведите тонкую диагональную линию от выступа над бровью на отрезке с через точку h, как основание для передней части шеи; · параллельно предыдущей линии проходит еще одна через точку 2 и основание черепа как основу для задней линии шеи. УЧИТЕЛЬ: Мы с вами все повторили, теперь переходим к практической работе. В процессе создания портретов, можно обращаться к, на которых изображено лицо женщины в разном возрасте (15, 25, 55, 75 лет), можно пронаблюдать какие оно претерпевает изменения. А также различия по национальному признаку. Неоценимую поддержку сделают наглядные пособия в, которые необходимо увеличить при печати. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |