|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Упражнения для учащихся ДХШЗАДАЧА 1.1 Обобщенная формулировка задачи Недостаточно развитое творческое воображение отрицательно сказывается на качестве художеств-го образования школьников. Ключевое задание Предложите задания и упражнения к ним, развивающие творческое воображение школьников. 3. Контекст решения задачи. Вы работаете в школе искусств с учащимися 5-6 классов Вопросы, на которые следует ответить
1.Творческое воображение - это психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Воображение - способность творчески мыслить. Так же воображение - это умение фантазировать, мысленно представлять. «Творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением или фантазией. Обычно под воображением или фантазией, имеется в виду не совсем то, что подразумевается под этими словами в науке. В житейском обиходе воображением или фантазией называют все то, что нереально, что не соответствует действительности и что, таким образом, не может иметь никакого практического серьезного значения. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество.» (Выготский) 2. Деятельность воображения зависит от опыта, от потребностей и интересов, в которых эти потребности выражаются. Легко понять также, что оно зависит от комбинаторной способности и упражнения в этой деятельности, воплощения продуктов воображения в материальную форму; зависит далее от технического умения и от традиций, т. е. от тех образцов творчества, которые влияют на человека. Все это факторы огромной важности, но настолько очевидные и простые, что о них мы сейчас подробно говорить не станем. Гораздо менее заметно и поэтому гораздо более важно действие другого фактора, именно окружающей среды. Обычно воображение представляют как исключительно внутреннюю деятельность, не зависящую от внешних условий или в лучшем случае зависимую от этих условий одной стороной именно постольку, поскольку эти условия определяют материал, над которым работает воображение. (Выготский) 3. Механизмы развития воображения Преувеличение, Ассоциация, Комбинация отдельных образов, Кристаллизация (по Выготскому) · АГГЛЮТИНАЦИЯ – соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, элементов действительности. (Кентавр, птица Феникс…) · ГИПЕРБОЛИЗАЦИЯ – значительное преувеличение или преуменьшение свойств реальных объектов. (карлик НОС, Гулливер, Дюймовочка…) · ЗАОСТРЕНИЕ – выделение тех или иных признаков реальности как особо значимых. (шарж, карикатура). · СХЕМАТИЗАЦИЯ – сглаживание различий между объектами и произвольное наделение их чертами сходства (схематический рисунок). · ТИПИЗАЦИЯ – выделение существенного, поверяющегося признака в однородных явлениях и воплощение их в конкретном образе (образ врача, учителя…) · АНТРОПОМОРФИЗМ – уподобление человеку. Упражнения для учащихся ДХШ Эффективности протекания процесса формирования творческого воображения у учащихся способствует ряд условий: расширение сенсорного и в особенности зрительного опыта детей; ориентирование учащихся не на шаблонное решение заданий, а на постоянный поиск новизны и оригинальности; развитие комбинаторных мыслительных операций, способности пользоваться образами действительности в новых сочетаниях и условиях; освоение многообразия средств декоративно-графической композиции и познание возможностей их комбинаций в создании художественных образов; опора на самостоятельный интеллектуальный поиск учащихся, поддержка инициативы детей; использование комплекса художественных средств разных искусств; опора на богатство эмоциональных реакций и состояний ребенка, его чувства; помощь в формировании художественных навыков как главного инструмента художественного творчества в графических композициях. Искусство декоративной графики мы рассматривали и в общекультурном значении, как одно из средств эстетического воспитания личности, воспитания эмоциональной отзывчивости и бережного отношения к историческому и культурному наследию русского народа, формирования эмоционально-эстетического отношения учащихся к окружающей действительности и к искусству. Это в конечном итоге придает эстетическую и патриотическую окрашенность творческому потенциалу учащихся. При организации опытно-экспериментальной работы была использована серия упражнений по комбинаторному и вариативному освоению учащимися средств декоративно-графической композиции. Точка, использовалась не только для заданий на передачу светотени. С помощью вариаций множества точек, имеющих разные размеры, цвета, группировки и месторасположения на картинной плоскости, предлагалось создавать оригинальные графические изображения, самостоятельные декоративные и живописные композиции. Линии предлагалось использовать для: обрисовки контуров (формы) объектов композиции и их внутренних разделок; выполнения различных рисунков (в том числе передачи светотеневой разницы, фактуры и текстуры); направления взгляда зрителя в нужном направлении или к нужному месту в композиции (например, к доминанте); создания визуальной ритмичности, движения и баланса; выделения границ и краев областей (участков) композиции; создания у зрителя определенных эмоций и настроений; создания неглубокого пространства (перспективы). Наряду с точкой и линией учащиеся осваивали такие средства выразительности, как форма, свет, цвет, пространство и др. добиваясь взаимной сбалансированности (уравновешенности) визуальных масс (вес) объектов, их форм, размеров и пропорций с помощью симметрии и асимметрии. Большое значение в развитии творческого воображения имели упражнения и задания на передачу своеобразия фактуры и текстуры объектов, благодаря которым учащиеся достигали определенности и оригинальности композиции, отличающей ее от других.
ЗАДАЧА 1.2 1.Обобщенная формулировка задачи: Творческое воображение присуще каждому человеку. Возможность создавать что-либо новое, необычное, закладывается в детстве. Творч. воображение теснейшим образом связано с другими психическими процессами (памятью, мышлением, вниманием, восприятием), необходимыми в учебной деятельности. Не уделяя достаточного внимания развитию творческого воображения, учителя тем самым, снижают качественный уровень обучения. Благоприятным периодом развития когнитивных функций ребенка считается возраст от 5до12лет 2.Ключевое задание: Приведите примеры упражнений на развитие творческого воображения. 3.Контекст решения задачи: Вам предстоит вести урок изобразительного искусства по программе Б.М.Неменского на тему:«Линия как средство выражения» во 2 классе общеобразовательной школы. Вопросы, на которые следует ответить · Что такое творческое воображение? · Назовите приемы развития творческого воображения у детей · Каков механизм развития творческого воображения (по Л.С. Выготскому)
Существует не так уж мало разнообразных и действенных приемов творческого самовозбуждения. Один из таких приемов пробуждения активного желания действовать - это поставить себя в состязательные условия, в условия близкие к условиям борьбы за выживание, в условия войны, как говорится, не на жизнь, а на смерть. Вывод из этого простой: большинству людей для начала творческой деятельности обязательно нужно уметь приводить себя в специальную форму возбужденного состояния, называемую вдохновением, то есть наносить себе маленькую психическую травму (иногда плавно переходящую в необратимое увечье). Для этого могут применяться внешние возбудители (стрессоры), связанные со специфическими социальными факторами - страх, тщеславие, престиж, конкуренция, жажда самоутверждения и т. д., и индивидуальные психологические приемы (аутотренинг). Смысл в том, чтобы не заниматься в периоды творческого подъема аналитической работой, например, обоснованием выдвинутой идеи или ее критическим анализом. Лучше, пока что называется, "несет", набрать максимальное количество идей, зафиксировать их, а потом, уже в спокойной обстановке, заняться обстоятельным их разбором. Если человека вдруг случайно посещает более или менее удачная идея, его охватывает эмоциональный подъем, радостное возбуждение. Он готов придумывать еще и еще, так как ему нравятся приятные ощущения, духовный восторг, доходящий до экстаза, сопровождающие удачный творческий акт. Проблема в том, чтобы эта первая идея была не случайной, а закономерной. То есть, нужен своеобразный запал многоразового действия. Кроме способов пробуждения творческих потребностей, обладающих большей или меньшей методической направленностью, можно привести ряд общетерапевтических приемов, содействующих той же цели. Один из них вытекает из критичного отношения к философии и традициям воспитания детей. С детства нас учат сдерживать эмоции, обуздывать желания, подчиняться всевозможным предписаниям, ограничениям, правилам, не допускать проявления сильных чувств. Спору нет, цивилизованный культурный человек именно тем и отличается от дикаря, что умеет управлять (хотя бы отчасти) проявлениями своей биологической природы - рефлекторными и эмоциональными реакциями. Но управлять не значит подавлять, а то под флагом борьбы с распущенностью недолго превратиться в роботов. Психология же подчинения, как известно, губит творческую инициативу. Следовательно, вполне разумно не искать специально какие-то искусственные способы высекать из себя запальные искры эмоций, а направленно пользоваться тем огнем внутри нас, который постоянно приходится гасить, подгоняя желаемые формы личностно-индивидуального поведения к требуемому обществом социальному стандарту. Есть еще один немаловажный стимул, побуждающий людей к самой сильной форме активности, к активности на грани и часто даже за гранью самопожертвования. Такую степень творческой активности мотивирует неудержимое стремление прославиться, войти навеки в память людскую, обрести духовное бессмертие за счет новизны, уникальности и особой общественной значимости и объективной полезности результатов своей деятельности. Говоря о стимулах творческой активности, нельзя не упомянуть об обыкновенном любопытстве, которое заставляет людей делать необыкновенные вещи и которое, вообще говоря, является, может быть, самым главным побудителем творческой активности или если не самым главным, то, по крайней мере, самым бескорыстным. Но каким бы не выглядело любопытство в моральной плоскости, оно без сомнения является необходимым элементом творческого процесса и пройти мимо возможности влиять на творческую мотивацию через воздействие на фактор любопытства было бы непростительным расточительством. Ощущение, которое испытывает человек, охваченный любопытством, похоже чем-то на чувство голода или жажды в том смысле, что как из-за стола надо выходить с легким чувством голода, так и познавая что-либо, не надо спешить ставить мажорный аккорд, провозглашающий очередную победу разума. Урок изобразительного искусства во 2-м классе по теме: "Линия как средство выражения. Ритм линий" Вереитинова Елена Ивановна, УЧИТЕЛЬ ИЗО Статья отнесена к разделу: Преподавание МХК и ИЗО Цели и задачи: · дальнейшее формирование умения чувствовать и определять красоту, ритм линий, как средства художественной выразительности, использовать эти средства и возможности в собственном творчестве; · закрепление умений навыков передавать свои наблюдения в рисунке, соблюдать приемы композиции, развитие фантазии, воображения, воспитание любви к природе, бережного отношения к лесу. Оснащение урока: Ø Для учителя:
Ø Для учащихся:
ХОД УРОКА Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |