|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Внутренний смыслЭммануил Сведенборг
Тайны небесные @Перевод Е. Возовик, 2002. (Днепропетровское общество Сведенборга. Крымское общество Сведенборга). Все вопросы по распространению и публикации посылайте по адресу skystar@gala.net
Глава 1 1. Что Писание Ветхого Завета содержит в себе небесные тайны, и что все в них в общем и в частности относится к Господу, к Его небу, к Церкви, к вере и к тому, что с ней связано, ни один смертный не может понять по буквальному смыслу; ибо по букве или по буквальному смыслу видно лишь то, что относится к внешней стороне Иудейской Церкви, хотя во всем есть внутренний смысл, не проявляющийся в смысле внешнем, за исключением немногих изречений, которые Господь открыл и разъяснил апостолам; как например то, что жертва означает Господа, что земля Ханаанская и Иерусалим означают небо, которое поэтому называется Ханааном и небесным Иерусалимом; и что рай означает подобное. 2. Но Христианскому миру еще совершенно неведомо, что всё в Слове, как в общем так и в частности, даже в малейших деталях до мельчайшей иоты, означает и заключает в себе духовные и небесные предметы; поэтому так мало внимания уделяется Ветхому Завету. Однако то, что Слово действительно обладает таким свойством, может быть известно уже из одного рассуждения о том, что Слово, принадлежащее Гоcподу и от Него исходящее, не могло бы существовать, если бы не содержало в себе того, что относится к небу, к Церкви и к вере; и если бы оно не было таковым, то не могло бы называться Господним Словом, не говоря уже о том, чтобы иметь какую-либо жизнь в себе. Ибо откуда происходит его жизнь, как не от присущего жизни, то есть не от того, что в общем и в частности относится к Господу, Который и есть сама жизнь? Поэтому все, что внутренне не относится к Нему, не имеет жизни; действительно, любое выражение в Слове, не содержащее Его в себе, то есть не относящееся к Нему, не является Божественным. 3. Без такой жизни Слово в отношении буквы мертво, ибо со Словом происходит то же, что и с человеком, который – как известно в Христианском мире – является как внутренним, так и внешним. Внешний человек отдельно от внутреннего является плотским и поэтому мертвым, ибо живет внутренний человек и наделяет жизнью внешнего. Внутренний человек является душою внешнего человека. То же происходит и со Словом, которое относительно буквы подобно телу без души. 4. Когда мысль привязывается только к буквальному смыслу, то невозможно увидеть, что в нем содержится все вышесказанное. Так, например, в первых главах Бытия по буквальному смыслу можно узнать только о сотворении мира, об Эдемском Саде, называемом Раем, и об Адаме как о первом сотворенном человеке. Кто думает о чем-либо другом? Но в дальнейшем будет совершенно ясно, что все это содержит в себе тайны, которые никогда не были открыты. Особенно это видно из того, что в первой главе Бытия во внутреннем смысле в общем говорится о новом сотворении человека, то есть о его возрождении, а в частности – о Древнейшей Церкви; таким образом, нет ни малейшего выражения, которое не представляло бы, не означало бы и не содержало бы в себе всего этого. 5. Ни один смертный не может знать, что это так, кроме как от Господа. Поэтому сначала необходимо отметить, что по Божественному милосердию Господа мне было даровано в течение нескольких лет постоянно и непрерывно пребывать в обществе духов и ангелов, слышать то, что они говорят, и разговаривать с ними. Таким образом мне было дано слышать и видеть поразительные вещи в другой жизни, которые никогда ранее не были известны ни одному человеку, и о которых никто не имел даже понятия. В том мире я был наставлен относительно разного рода духов; о состоянии душ после смерти; об аде, или о жалком состоянии неверующих; о небе, или о блаженном состоянии верующих; и прежде всего об Учении веры, признанном во всем небе; более обо всем этом, по Божественному милосердию Господа, будет сказано на следующих страницах.
БЫТИЕ 1:1-31 1. В начале сотворил Бог небо и землю. 2. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водами. 3. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. 4. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. 5. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один. 6. И сказал Бог: да будет пространство посреди вод, и да отделяет оно воды от вод. 7. И создал Бог пространство, и отделил воды, которые под пространством, от вод, которые над пространством. И стало так. 8. И назвал Бог пространство небом. И был вечер, и было утро: день второй. 9. И сказал Бог: да соберутся воды, которые под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. 10. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что [это] хорошо. 11. И сказал Бог: да произрастит земля траву нежную; траву, сеющую семя, дерево плодовое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. 12. И произвела земля траву нежную, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что это хорошо. 13. И был вечер, и было утро: день третий. 14. И сказал Бог: да будут светила в пространстве небес для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; 15. И да будут они светильниками в пространстве небес, чтобы светить на землю. И стало так. 16. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; 17. И поместил их Бог в пространстве небес, чтобы светить на землю, 18. И управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. 19. И был вечер, и было утро: день четвертый. 20. И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, в пространстве небес. 21. И сотворил Бог больших морских чудовищ и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо. 22. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. 23. И был вечер, и было утро: день пятый. 24. И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, животных, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. 25. И создал Бог зверей земных по роду их, и животных по роду их, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо. 26. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над животными, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. 27. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. 28. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и покоряйте её, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. 29. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу; 30. А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так. 31. И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.
6. Шесть дней или периодов времени, являющиеся последовательными состояниями возрождения человека, в общем следующие: 7. Первое состояние – предшествующее, включающее состояние от раннего детства непосредственно до возрождения; оно называется "безвидным", "пустым" и "тьмою". И первое действие, которое является милосердием Господним, обозначено Духом Божьим, носящимся над водами. 8. Второе состояние наступает, когда делается различие между тем, что исходит от Господа, и тем, что исходит от соби* человека. Исходящее от Господа называется в Слове "остатком", здесь это, главным образом, познания веры, полученные человеком в детстве, сохраняющиеся и не проявляющиеся до тех пор, пока он не достигает этого состояния. В наши дни такое состояние редко бывает без искушений, неудач и скорби, через которые все плотское и мирское, то есть относящееся к человеческой соби, приводится к бездействию и как бы замирает. Таким образом, то, что принадлежит человеку внешнему, отделяется от того, что принадлежит человеку внутреннему. Во внутреннем человеке пребывает остаток, сохраняемый Господом для этого времени и для этой цели. 9. Третье состояние – это состояние покаяния, в котором человек из своего внутреннего говорит благочестиво и набожно, творит добрые дела, похожие на дела милосердия, которые, однако, являются безжизненными, поскольку человек думает, что они исходят от него самого. Такие добрые дела называются "травой нежной", затем "травой, сеющей семя" и, наконец, "плодовым деревом". 10. Четвертое состояние наступает, когда человеком движет любовь и его озаряет вера. До этого времени, хотя он и говорил благочестивые слова и творил добрые дела, но делал это вследствие искушения и смятения, а не по вере и милосердию; поэтому теперь вера и милосердие зажигаются во внутреннем человеке и называются двумя "светилами". 11. Пятое состояние существует, когда человек говорит по вере и, поступая так, утверждается в истине и добре; производимое им тогда оживлено и называется "рыбами морскими" и "птицами небесными". 12. Шестое состояние существует, когда по вере и, следовательно, по любви человек говорит истину и творит добро; производимое им тогда называется "душою живою" и "зверем". И поскольку тогда он начинает действовать по вере и вместе с тем по любви, то становится духовным человеком, который назван "образом". Духовная жизнь такого человека услаждается и поддерживается тем, что относится к познаниям веры и к делам милосердия, которые названы его "пищею"; природная же его жизнь услаждается и поддерживается тем, что относится к телу и ощущениям; отсюда возникает борьба до тех пор, пока не воцарится любовь, и человек не станет небесным. 13. Не все возрождающиеся достигают этого состояния. Большая часть в наше время достигает только первого состояния; некоторые – только второго; иные – третьего, четвертого или пятого; немногие – шестого; и едва кто-либо достигает седьмого.
Внутренний смысл 14. В работе, которая следует далее, под именем Господа понимается единственно Спаситель мира, Иисус Христос; и Он называется Господом без добавления других имен. Повсюду на небе Его знают и поклоняются Ему как Господу, ибо Он имеет всякую власть на небе и на земле. Он также заповедал это своим ученикам, говоря: Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то (Ин. 13: 13). И после Его воскресения ученики называли Его "Господом". 15. Во всем небе не знают иного Отца, кроме Господа, ибо Они суть одно, как Он Сам сказал: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне (Ин. 14: 6, 8-11).
16. [Стих 1] В начале сотворил Бог небо и землю. Древнейшее время здесь названо "началом", и в различных местах у пророков называется "днями древними", а также "днями вечности". "Начало" также включает в себя тот первый период, когда человек возрождается, ибо он тогда рождается снова и обретает жизнь. Поэтому само возрождение названо "новым творением" человека. Почти во всех местах пророческих писаний выражения "творить", "образовывать" и "соделывать" означают возрождать, хотя c различными оттенками в значении. Как у Исаии: Каждого кто называется Моим именем, кого Я сотворил для славы Моей, образовал и соделал (Ис. 43:7). Вот почему Господь назван Спасителем, Образователем от чрева, Творцом, а также Создателем; как говорится у того же пророка: Я Господь, Святый ваш, Творец Израиля, Царь ваш (Ис. 43:15). У Давида: Народ сотворенный восхвалит Сущего (Пс. 102:18). Также: Пошлешь дух Твой - созидаются, и Ты обновляешь лице земли (Пс. 104:30). Что "небо" означает внутреннего человека, а "земля" - внешнего человека до возрождения, может быть видно из следующего далее. 17. [Стих 2] Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водами. До возрождения человек назван "землёй безвидной и пустой", а также "землей", на которой не было насаждено никакого добра и истины; "безвидна" означает, где нет никакого добра, а "пуста" – где нет никакой истины. Отсюда происходит "тьма", то есть недостаток разумения и невежество во всем, что относится к вере в Господа, и следовательно во всем, что относится к духовной и небесной жизни. Такой человек описан Господом у Иеремии: Это оттого, что народ Мой глуп, не знает Меня: неразумные они дети, и нет у них смысла; они умны на зло, но добра делать не умеют. Смотрю на землю, и вот, она разорена и пуста, - на небеса, и нет на них света (Иер. 4:22-23).
18. "Бездною" являются вожделения невозрожденного человека и происходящие оттуда ложности, из которых он полностью состоит, и которыми он поглощен; и поскольку он не имеет совершенно никакого света, то подобен "бездне" или чему-то совершенно темному. Во многих местах Слова такие люди также называются "бездной" и "глубинами моря", которые "осушаются" или "опустошаются" прежде, чем начинается возрождение человека. Как у Исаии: Восстань, мышца Господня, как в дни древние, в роды давние! Не ты ли сразила Раава, поразила крокодила? Не ты ли иссушила море, воды великой бездны, превратила глубины моря в дорогу, чтобы прошли искупленные? И возвратятся избавленные Сущим (Ис. 51:9-11). Если на такого человека смотреть с неба, то он выглядит подобно черной массе, лишенной жизни. Эти же самые выражения также в общем означают опустошение человека, о котором часто говорится у пророков, и которое предшествует возрождению. Ибо прежде, чем человек сможет знать, что есть истина, и быть движимым добром, должно быть удалено все, что противится и препятствует этому; таким образом, старый человек должен умереть, прежде чем новый человек сможет быть зачат. 19. Под "Духом Божьим" понимается милость Господа, о которой говорится, что она "носится", как наседка над яйцами, над тем, что Господь скрывает и сохраняет в человеке, и что в Слове часто называется остатками или остатком, состоящим из познаний истины и добра, которые никогда не засвечиваются, пока внешнее не опустошено. Эти познания здесь названы "водами". 20. [Стих 3] И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. Первое состояние наступает, когда человек начинает осознавать, что добро и истина являются чем-то высшим. Люди, абсолютно внешние, даже не знают, что такое добро и истина; поскольку они почитают за добро все, что принадлежит любви к себе и любви к миру; а за истину – все, что благоприятствует этим видам любви. Таким образом, они не знают, что почитаемое ими за добро на самом деле является злом, а почитаемое ими за истину в действительности является ложью. Но когда человек зачат заново, тогда он сначала осознает, что его добро не является подлинным добром, а затем, когда он более прибывает во свете, осознает, что существует Господь, и что Он есть само добро и сама истина. Что люди должны знать о том, что есть Господь, Он Сам учит у Иоанна: Ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших (Ин. 8:24). Что Господь есть само добро, или жизнь, и сама истина, или свет, и следовательно, что не существует ни добра, ни истины кроме как от Господа, также говорится у Иоанна: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир (Ин 1:1, 3-5, 9).
21. [Стихи 4, 5] И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один. Свет назван "хорошим", ибо он исходит от Господа, Который есть само добро. "Тьма" означает все, что до зачатия и нового рождения человека представлялось светом, поскольку зло казалось похожим на добро, а ложь на истину; но в действительности они являются тьмой, состоящей только из присущего самому человеку, которое еще остается. Все, исходящее от Господа уподобляется "дню", потому что происходит от света; а все, исходящее от соби человека уподобляется "ночи", потому что происходит от "тьмы". Эти сравнения часто встречаются в Слове. 22. [Стих 5] И был вечер, и было утро: день один. Что означает "вечер" и что "утро", можно понять из сказанного выше. "Вечер" означает всякое предшествующее состояние, потому что это есть состояние тени, заблуждения и отсутствия веры; тогда как "утро" – это всякое последующее состояние, ибо оно происходит из света или истины и познаний веры, "Вечер" в общем смысле означает все, происходящее от соби человека; тогда как "утро" означает все, исходящее от Господа, как сказано у Давида: Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня. Сказал Бог Израилев, говорил о мне скала Израилева: владычествующий над людьми будет праведен, владычествуя в страхе Божием. И как на рассвете утра, при восходе солнца на безоблачном небе, от сияния после дождя вырастает трава из земли (2 Цар. 23:2-4). Поскольку "вечер" – это время, когда нет никакой веры, а "утро" – когда вера есть, поэтому пришествие Господа в мир названо "утром", а время, когда Он приходит, названо "вечером", ибо тогда уже нет никакой веры, как у Даниила: И сказал мне: `на две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится'. Видение же о вечере и утре, о котором сказано, истинно; но ты сокрой это видение, ибо оно относится к отдаленным временам' (Дан. 8:14, 26). Подобным образом, "утро" используется в Слове для обозначения каждого пришествия Господа, следовательно, это слово означает новое творение. 23. В Слове "день" обычно используется для обозначения самого времени. Как у Исаии: Рыдайте, ибо день Господа близок, идет как разрушительная сила от Всемогущего. Вот, приходит день Господа лютый, с гневом и пылающею яростью, чтобы сделать землю пустынею и истребить с нее грешников ее. Для сего потрясу небо, и земля сдвинется с места своего от ярости Господа Саваофа, в день пылающего гнева Его (Ис. 13:6, 9, 13). И у того же пророка: Это ли ваш ликующий город, которого начало от дней древних? И будет в тот день, забудут Тир на семьдесят лет, в мере дней одного царя. По окончании же семидесяти лет с Тиром будет то же, что поют о блуднице (Ис. 23:7, 15). Поскольку "день" используется для обозначения времени, то он также используется для обозначения состояния этого времени, как у Иеремии: Горе нам! день уже склоняется, распростираются вечерние тени (Иер. 6:4). А также: Если можете разрушить завет Мой о дне и завет Мой о ночи, чтобы день и ночь не приходили в свое время (Иер. 33:20, также 25). Также: Обнови дни наши, как древле (Плач. 5:21). 24. [Стих 6] И сказал Бог: да будет пространство посреди вод, и да отделяет оно воды от вод. После того, как Дух Божий, или Господняя Милость, засветила познания истины и добра, и даровала первое просвещение о том, что существует Господь, что Он есть само добро и сама истина, и что не существует добра и истины кроме как от Него, тогда Он произвел разделение между человеком внутренним и человеком внешним, и следовательно между познаниями, пребывающими во внутреннем человеке, и фактическими знаниями, принадлежащими внешнему человеку. Внутренний человек назван "пространством", познания, пребывающие во внутреннем человеке, названы "водами над пространством", а фактические знания внешнего человека названы "водами под пространством". [2] До начала своего возрождения человек даже не знает о существовании внутреннего человека, и еще менее он знает о его природе и качестве. Он полагает, что внутренний и внешний человек не отличаются друг от друга, ибо пребывая в плотском и мирском, он также погружает в это все, что принадлежит его внутреннему человеку, и делает из предметов совершенно различных темное смешение. Поэтому вначале сказано: "Да будет пространство посреди вод", и затем: "Да отделяет оно воды от вод"; но не сказано: Да отделятся воды, которые "под" пространством, от вод, которые "над" пространством, как далее сказано в следующих стихах: И создал Бог пространство, и отделил воды, которые под пространством, от вод, которые над пространством. И стало так. И назвал Бог пространство небом. И был вечер, и было утро: день второй (Быт. 1:7-8). [3] Следующее, что замечает возрождающийся человек, - это то, что он начинает осознавать существование внутреннего человека, или то, что во внутреннем человеке пребывают добро и истины, которые исходят от одного Господа. И поскольку внешний человек в процессе возрождения таков, что считает себя самого источником творимых им добрых дел или произносимых им истин, тогда как, являясь таковым, он ведется Господом к деланию добра и выражению истины как бы от своей соби, поэтому сначала упоминается разделение вод под пространством, и затем над пространством. Также небесная тайна заключается в том, что человек посредством того, что принадлежит его соби, как посредством чувственных заблуждений, так и страстей, ведется и склоняется Господом к истине и к добру. Таким образом, каждое действие и каждый момент возрождения, как в общем, так и в частности, соответствует продвижению от вечера к утру, то есть от внешнего человека к внутреннему, или от "земли" к "небу". Поэтому пространство, или внутренний человек, назван теперь "небом". 25. "Распространять землю и простирать небеса" является общим выражением у пророков, когда говорится о возрождении человека. Как у Исаии: Так говорит Господь, искупивший тебя и образовавший тебя от утробы матерней: Я Господь, Который сотворил все, один распростер небеса и Своею силою разостлал землю (Ис. 44:24). А также, когда говорится о пришествии Господа: Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине (Ис. 42:3); то есть Он не разрушает заблуждения и не угашает страсти, но склоняет их к истине и к добру; поэтому далее у Исаии говорится: Так говорит Господь Бог, сотворивший небеса и пространство их, распростерший землю с произведениями ее, дающий дыхание народу на ней и дух ходящим по ней (Ис. 42:5). Подобное часто встречается в других местах. 26. [Стих 8] И назвал Бог пространство небом. И был вечер, и было утро: день второй. Что означает "вечер", "утро" и "день" было показано выше в стихе 5. 27. [Стих 9] И сказал Бог: да соберутся воды, которые под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. Когда известно, что существует внутренний и внешний человек, и что истины и добро проистекают от внутреннего человека или через внутреннего во внешнего от Господа, хотя это так не кажется, тогда эти истины и добро, или познания истины и добра в возрождаемом человеке сохраняются в его памяти и относятся к научным знаниям; поскольку что бы ни входило в память внешнего человека, природное ли, духовное или небесное, все пребывает там как научное знание и оттуда извлекается Господом. Эти познания являются "водами, собранными в одно место", которые названы "морями"; сам же внешний человек назван "сушей" и сразу же после этого "землей", как в следующем стихе. 28. [Стих 10] И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что [это] хорошо. В Слове очень часто "воды" означают познания и научные факты, следовательно "моря" означают их собрание. Как у Исаии: Земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море (Ис. 11:9). И у того же пророка, где говорится о недостатке познаний и научных знаний: И истощатся воды в море и река иссякнет и высохнет; и оскудеют реки, и каналы Египетские обмелеют и высохнут; камыш и тростник завянут (Ис. 19:5-6). У Аггея говорится о новой Церкви: Ибо так говорит Господь Саваоф: еще раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу, и потрясу все народы, и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою, говорит Господь Саваоф (Агг. 2:6-7). И о человеке, который должен быть возрожден, у Захарии: День этот будет единственный, ведомый только Господу: ни день, ни ночь; лишь в вечернее время явится свет. И будет в тот день, живые воды потекут из Иерусалима, половина их к морю восточному и половина их к морю западному: летом и зимой так будет (Зах. 14:7-8). Давид также описывает опустошенного человека, который должен возродиться и служить Господу: Господь внемлет нищим и не пренебрегает узников Своих. Да восхвалят Его небеса и земля, моря и все движущееся в них (Пс. 69:33-34). Что "земля" означает вместилище, видно у Захарии: Господь, распростерший небо, основавший землю и образовавший дух человека внутри него (Зах. 12:1).
29. [Стихи 11, 12] И сказал Бог: да произрастит земля траву нежную, траву, сеющую семя, дерево плодовое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля траву нежную, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что [это] хорошо. Когда "земля" или человек подготовлен к тому, чтобы принимать небесные семена от Господа и производить что-либо доброе и истинное, тогда Господь сначала производит нечто нежное, называемое "травой нежною", затем нечто более полезное, что сеется снова и называется "травой, сеющей семя", и наконец, некоторое добро, приносящее плод, называемое "плодовым деревом, приносящим по роду своему плод". Возрождаемый человек вначале таков, что полагает, будто добро, которое он делает, и истина, которую он выражает, происходят от него самого, хотя в действительности всякое добро и всякая истина исходят от Господа. Следовательно всякий, кто полагает, что их источник находится в нем самом еще не имеет жизни истинной веры, которую, однако, он может впоследствии обрести; ибо он не может пока еще верить, что они исходят от Господа, потому что он пребывает только в состоянии приготовления для принятия жизни веры. Это состояние здесь представлено предметами неодушевленными, а следующее затем состояние жизни веры – одушевленными. [2] Господь есть сеятель, "семя" – Его Слово, а "земля" есть человек, как Сам Он соблаговолил сказать (Мф. 13:19-24, 37-39; Марк 4:14-21; Лк. 8:11-16). Он описывает это подобным образом: И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе (Мк 4:26-28). Под "царством Божьим" в универсальном смысле понимается все небо; в смысле менее универсальном – истинная Церковь Господа; а в частности – всякий человек, обладающий истинной верой или возрожденный жизнью веры. По этой причине человек также назван "небом", поскольку небо пребывает в нем, а также "царством Божим"; ибо царство Божие есть в человеке, как учит сам Господь у Луки: Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутри вас есть (Лк. 17:20-21). Это есть третья стадия возрождения человека, которая является состоянием его покаяния. Она подобна продвижению от тени к свету, или от вечера к утру; вот почему в стихе 13 сказано "и был вечер, и было утро: день третий". 30. [Стихи 14-17] И сказал Бог: да будут светила в пространстве небес для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками в пространстве небес, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поместил их Бог в пространстве небес, чтобы светить на землю. Нельзя ясно понять, что означают "великие светила", если не знать сначала, в чем состоит сущность веры, и как она развивается в людях, которые вновь созидаются. Самой сущностью и жизнью веры является один Господь, поэтому не верующий в Господа не может иметь жизни, поскольку Он Сам сказал у Иоанна: Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем (Ин 3:36). [2] У людей, вновь созидаемых, вера развивается следующим образом: Сначала они не имеют никакой жизни, поскольку жизнь существует только в добре и истине, но не во зле и лжи. Впоследствии они получают жизнь от Господа через веру – сначала через веру в памяти, которая является верой простого знания; затем через веру в понимании, которая является интеллектуальной верой; и, наконец, через веру в сердце, которая является верой любви или спасающей верой. Первые два вида веры представлены в стихах 3 – 13 предметами неодушевленными, но вера, оживляемая любовью, представлена в стихах 20 – 25 существами одушевленными. Поэтому здесь сначала говорится о любви и о вере, от нее происходящей, которые названы "светилами"; любовь есть "светило большее, для управления днем", а вера, происходящая от любви – "светило меньшее, для управления ночью"; и поскольку эти два светила должны составлять одно, то о них сказано в единственном числе*. [3] Любовь и вера во внутреннем человеке подобны теплу и свету во внешнем, плотском человеке, по этой причине одно изображается другим. Поэтому сказано, что "светила" были помещены в пространстве небес, то есть во внутреннем человеке: светило большее – в его воле, а меньшее – в его разумении; однако они проявляются в воле и в разумении как одно, как солнечный свет в предметах, его принимающих. Только милость Господа воздействует на волю любовью и на разумение – истиной или верой. 31. Что "великие светила" означают любовь и веру и называются "солнцем, луной и звездами", ясно из различных мест у пророков, как у Иезекииля: И когда ты угаснешь, закрою небеса и звезды их помрачу, солнце закрою облаком, и луна не будет светить светом своим. Все светила, светящиеся на небе, помрачу над тобою и на землю твою наведу тьму, говорит Господь Бог (Иез. 32:7, 8). В этом отрывке говорится о Фараоне и Египтянах, которыми в Слове означается все чувственное и научное; а здесь указывается, что чувственностью и наукой они погасили любовь и веру. У Исаии: Вот, приходит день Господа лютый, с гневом и пылающею яростью, чтобы сделать землю пустынею и истребить с нее грешников ее. Звезды небесные и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своем, и луна не сияет светом своим (Ис. 13:9, 10). Также у Иоиля: Наступает день Господень - день тьмы и мрака, день облачный и туманный. Перед Ним потрясется земля, поколеблется небо; солнце и луна помрачатся, и звезды потеряют свой свет (Иоиль 2:1, 2, 10). [2] Также у Исаии говорится о пришествии Господа и о просвещении язычников, следовательно о новой Церкви, и в частности обо всех, кто пребывает во тьме, получает свет и возрождается: Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою. Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак - народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою. И придут народы к свету твоему, и цари - к восходящему над тобою сиянию (Ис. 60:1-3, 20). Также у Давида: Который сотворил небеса премудростью; утвердил землю на водах; сотворил светила великие; солнце - для управления днем; луну и звезды - для управления ночью (Пс. 136:5-9). А также: Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все звезды света. Хвалите Его, небеса небес и воды, которые превыше небес (Пс. 148:3, 4). [3] Во всех трех отрывках "светила" означают любовь и веру. Поскольку "светила" прообразовали и означали любовь и веру к Господу, то в Иудейской Церкви повелевалось, чтобы светильник горел постоянно с вечера до утра, ибо каждый ритуал в этой Церкви прообразовал Господа. Об этом светильнике написано: И вели сынам Израилевым, чтобы они приносили тебе елей чистый, выбитый из маслин, для освещения, чтобы горел светильник во всякое время; в скинии собрания вне завесы, которая пред ковчегом откровения, будет зажигать его Аарон и сыновья его, от вечера до утра, пред лицем Господним. Это устав вечный для поколений их от сынов Израилевых (Исх. 27:20, 21). Что это означает любовь и веру, которую Господь зажигает и засвечивает во внутреннем человеке, а через внутреннего человека – во внешнем, по Божественному милосердию Господа будет показано в своем месте в Исходе. 32. Любовь и вера сначала названы "великими светилами", а затем любовь названа "светилом большим", а вера – "светилом меньшим"; о любви сказано, что она будет "управлять днем", и о вере – что она будет "управлять ночью". Поскольку эти тайны сокрыты, особенно в конце дней, то по Божественному милосердию Господа позволено их разъяснить. Причина, по которой эти тайны особенно сокрыты в конце дней, состоит в том, что теперь – кончина века, когда уже почти нет никакой любви и следовательно никакой веры, как Господь Сам предсказывал у Евангелистов в следующих словах: И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются (Мф. 24:29). Под "солнцем" здесь понимается любовь, которая померкнет; под "лунной" – вера, которая не даст света; а под "звездами" – познания веры, которые падут с неба, и которые являются различными "силами небесными". [2] Древнейшая Церковь не признавала никакой другой веры, кроме самой любви. Небесные ангелы также не знают иной веры, кроме происходящей от любви. Любовь наполняет все небо, ибо на небесах нет иной жизни, чем жизнь любви. От этого происходит всякое небесное блаженство, которое столь велико, что его нельзя описать или уловить человеческим представлением. Пребывающие в такой любви любят Господа от сердца, но все же знают, говорят и постигают, что всякая любовь, и следовательно всякая жизнь, присущая одной только любви, таким образом, всякое счастье исходит только от Господа, и что сами по себе они не обладают ни малейшей долей любви, жизни или счастья. Что Господь является источником всякой любви, также представлено большим светилом или "солнцем" в Его Преображении, ибо написано: И просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (Мф. 17:2). Лицо означает самое внутреннее, одеяния же означают происходящее от внутреннего. Таким образом, Божественность Господа понимается под "солнцем" или любовью, а Его Человечность - под "светом" или мудростью, происходящей от любви. 33. Каждый хорошо может знать, что не существует жизни без какой-либо любви, и нет никакой радости, не вытекающей из любви. Однако, какова любовь, такова и жизнь, и такова радость: если бы у вас отнять любовь или что то же самое – желания (ибо они происходят от любви), то мысль мгновенно бы прекратилась, и вы уподобились бы мертвецу. Это было показано мне на живом опыте. Любовь к себе и любовь к миру имеют в себе некоторое подобие жизни и радости, но поскольку они совершенно противоречат истинной любви, которая состоит в том, чтобы любить Господа превыше всего и ближнего как самого себя, то ясно, что они являются не любовью, но ненавистью; ибо чем более кто любит себя и мир, тем более он ненавидит ближнего и, следовательно, Господа. Поэтому истинная любовь – это любовь к Господу, а истинная жизнь – это жизнь любви, исходящая от Него, истинная радость – это радость этой жизни. Может быть только одна истинная любовь, и потому только одна истинная жизнь, от которой происходит истинная радость и истинное счастье, как у ангелов на небесах. 34. Любовь и веру нельзя разделять, поскольку они составляют одно; и поэтому, когда впервые упоминается о "светилах", то они рассматриваются как одно и говорится "Да будет светила* в пространстве небес". Об этом мне позволено поведать следующие удивительные вещи. Небесные ангелы, пребывая в небесной любви, которую они обретают от Господа, обладают от этой любви всеми познаниями веры и такого рода жизнью и светом разума, что едва это можно описать. С другой стороны, духи, обладающие знанием доктрин веры без любви, пребывают в такой холодной жизни и в таком тусклом свете, что они не могут приблизиться даже к внешнему входу небес, но убегают прочь. Некоторые из них говорят, что верили в Господа, хотя не жили по Его заповедям. О таких Господь сказал у Матфея: Не всякий, говорящий Мне: `Господи! Господи!', войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? (Мф. 7:21, 22). [2] Из этого следует, что пребывающие в любви пребывают также и в вере, таким образом, в небесной жизни, но не те, кто говорят, что пребывают в вере и не пребывают в жизни любви. Жизнь веры без любви подобна солнечному свету без тепла, как в дни зимы, когда ничто не растет, но все увядает и умирает; тогда как вера, происходящая от любви, подобна солнечному свету весной, когда все растет и расцветает от солнечного тепла. То же относится к духовным и небесным предметам, которые обычно в Слове представлены предметами, существующими в мире и на земле. Отсутствие веры и веру, лишенную любви, Господь также сравнивал с "зимой" у Марка, где Он предсказывал кончину века: Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою. Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения, которое сотворил Бог, даже доныне, и не будет (Мк 13:18-19). "Бегство" означает последнее время, а также время, когда человек умирает. "Зима" – это жизнь, лишенная любви; "скорбь" – жалкое состояние в другой жизни. 35. Человек обладает двумя способностями: волей и разумом. Когда разум управляется волей, тогда они составляют один дух, и таким образом одну жизнь, ибо тогда человек думает и предполагает то, что желает и делает. Но когда разум в разладе с волей (как у тех людей, которые говорят, что имеют веру, но живут противно ей), тогда один дух разделен на два, одна часть устремляется небу, тогда как другая тянется к аду. А поскольку воля доводит до завершения всякое действие, то весь человек бросился бы в ад, если бы на нем не пребывала милость Господа. 36. Отделившие веру от любви даже не знают, что такое вера. Когда они размышляют о вере, некоторые из них представляют её как простую мысль, другие – как мысль о Господе, и немногие – как учение веры. Но вера является не только познанием и признанием всего, что заключает в себе учение веры, но прежде всего – это послушание всему, чему учит учение веры. Главное, чему оно учит, и чему люди должны повиноваться, - это любовь к Господу и любовь к ближнему; ибо если человек этого не имеет, он не имеет веры. Этому Господь ясно учит у Марка, чтобы не оставлять места для сомнений: Первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею, - вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет (Мк. 12:29-31). У Матфея Господь называет эту заповедь "первой и наибольшей заповедью" и говорит, что "на этих заповедях утверждается весь закон и пророки" (Мф. 22:37-41). "Закон и пророки" означают всеобщее учением веры и всего Слова. 37. Сказано, что светила должны быть "для знамений, и времен, и дней, и годов". Хотя по буквальному смыслу не представляется, что в этих словах заключены тайны, однако их столь много, что невозможно открыть теперь. Достаточно здесь указать на чередование предметов духовных и небесных, как в общем, так и в частности, которое уподоблено изменениям дней и годов. Изменения дней происходят от утра к полудню и отсюда к вечеру, и через ночь к утру; изменения годов им подобны, проходя от весны к лету, затем к осени и через зиму к весне. Отсюда происходят изменения тепла и света, а также плодородия земли. Эти изменения уподоблены чередованию духовных и небесный предметов. Жизнь без такого чередования и разнообразия была бы неизменной, следовательно не жизнью вообще; нельзя было бы распознать и различить добро и истину, а еще менее их постигнуть. Такие чередования у пророков названы "уставами", как у Иеремии: Так говорит Господь, Который дал солнце для освещения днем, уставы луне и звездам для освещения ночью, Который возмущает море, так что волны его ревут. Если сии уставы перестанут действовать предо Мною, говорит Господь, то и племя Израилево перестанет быть народом предо Мною навсегда (Иер. 31:35-36). И у того же пророка: Так говорит Господь: если завета Моего о дне и ночи и уставов неба и земли Я не утвердил (Иер. 33:25). Но об этом по Божественному милосердию Господа будет сказано в Бытии 8:22. 38. [Стих 18] И управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. Под "днем" понимается добро, под "ночью" – зло; и поэтому добро названо делами дня, а зло – делами ночи; под "светом" понимается истина, а под "тьмой" - ложь, как говорит Господь: Люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны (Ин. 3:19, 21). [Стих 19] И был вечер, и было утро: день четвертый. 39. [Стих 20] И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, в пространстве небес. После того, как великие светила были засвечены и помещены во внутреннем человеке, от которых и внешний получает свет, тогда человек впервые начинает жить. До той поры едва ли можно сказать, что он жил, поскольку он полагал, что добро, творимое им, он делал от себя, и истины, которые он выражал, он говорил от себя. А поскольку человек, действующий от себя, мертв и в нем нет ничего, кроме зла и лжи, поэтому все, что бы он ни делал от себя, лишено жизни до такой степени, что от себя он не может делать добро, которое в себе было бы добром. Что человек не может даже мыслить о добре, ни желать добра, ни, следовательно делать добро, кроме как от Господа, должно быть ясно каждому из учения веры, как Господь говорит у Матфея: Сеющий доброе семя есть Сын Человеческий (Мф. 13:37). Всякое добро может исходить только от реального источника добра, которым является один Господь, как Он говорит в другом месте: Никто не благ, как только один Бог (Лк. 18:19). [2] Однако, когда Господь оживляет человека, то есть возрождает его к жизни, Он позволяет ему сначала полагать, что он делает добро и говорит истину от себя, поскольку тогда человек не может мыслить иначе, или не может быть приведен к вере и затем к осознанию того, что всякое добро и истина исходят от одного Господа. Пока человек так мыслит, его истины и добро уподобляются "нежной траве", затем "траве, сеющей семя", и, наконец, "плодовому дереву" - всему неодушевленному; но теперь, когда он оживляется любовью и верой, и верит, что Господь производит всякое добро, которое он делает, и всякую истину, которую он говорит, он сравнивается сначала с водными пресмыкающимися и с птицами, летающими над землей, а затем со зверями, которые все являются одушевленными и названы "душею живой". 40. "Пресмыкающиеся, производимые водой" означают знания, принадлежащие внешнему человеку; "птицы", в общем, означают рациональные и разумные начала, последние из которых принадлежат внутреннему человеку. Что пресмыкающиеся в водах или рыбы означают знания, ясно у Исаии: Почему, когда Я приходил, никого не было, и когда Я звал, никто не отвечал? Вот, прещением Моим Я иссушаю море, превращаю реки в пустыню; рыбы в них гниют от недостатка воды и умирают от жажды. Я облекаю небеса мраком, и вретище делаю покровом их (Ис. 50:2-3). [2] Еще яснее это видно у Иезекииля, где Господь описывает новый храм, или вообще новую Церковь и человека, принадлежащего Церкви, или возрожденного человека; ибо каждый возрожденный является храмом Господа: И сказал мне: эта вода течет в восточную сторону земли, сойдет на равнину и войдет в море; и воды его сделаются здоровыми. И всякое живущее существо, пресмыкающееся там, где войдут две струи, будет живо; и рыбы будет весьма много, потому что войдет туда эта вода, и воды в море сделаются здоровыми, и, куда войдет этот поток, все будет живо там. И будут стоять подле него рыбаки от Ен-Гадди до Эглаима, будут закидывать сети. Рыба будет в своем виде и, как в большом море, рыбы будет весьма много (Иез. 47:8-10). " Рыбаки от Ен-Гадди до Эглаима, закидывающие сети" означают тех, которые должны наставлять природного человека в истинах веры. [3] Что "птицы" означают рациональные и разумные начала, ясно у пророков; как у Исаии: Я воззвал орла от востока, из дальней страны, исполнителя определения Моего (Ис. 46:11). И у Иеремии: Смотрю, и вот, нет человека, и все птицы небесные разлетелись (Иер. 4:25). У Иезекииля: Так говорит Господь Бог: и возьму Я с вершины высокого кедра, и посажу; с верхних побегов его оторву нежную отрасль … и принесет плод, и сделается величественным кедром, и будут обитать под ним всякие птицы, всякие пернатые будут обитать в тени ветвей его (Иез. 17:22-23). И у Осии говорится о новой Церкви, или о возрожденном человеке: И заключу в то время для них союз с полевыми зверями и с птицами небесными, и с пресмыкающимися по земле; и лук, и меч, и войну истреблю от земли той, и дам им жить в безопасности (Ос. 2:18). Что "полевые звери" не означают полевых зверей, ни "птицы" птиц, должно быть ясно каждому, поскольку сказано, что Господь "заключит новый завет" с ними. 41. Все принадлежащее соби человека не имеет в себе никакой жизни, и когда проявляется видимо, то выглядит подобным чему-то твердому, как кость, и черному; но исходящее от Господа имеет жизнь и содержит внутри то, что является духовным и небесным, и когда представляется зрению, то выглядит человеческим и живым. Это кажется невероятным, но совершенно истинно то, что всякое выражение, всякое представление и всякая малейшая мысль ангельского духа живы, и содержат в своих мельчайших деталях чувство, происходящее от Господа, Кто является самой жизнью. Следовательно все исходящее от Господа имеет в себе жизнь, поскольку содержит веру в Него, и здесь означается "душей живой": которая также имеет внешние разновидности тела, обозначенные здесь тем, что движется и ползает. Однако, эти истины пока остаются для человека глубокими тайнами, и теперь упоминаются только потому, что говорится о "душе живой" и о "пресмыкающихся". 42. [Стих 21] И сотворил Бог больших морских чудовищ и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо. Как говорилось прежде, "рыбы" означают научные знания, теперь оживленные верой, исходящей от Господа. "Морские чудовища" означают их общие принципы, от которых зависят и происходят частности; ибо в мироздании нет ничего, что не зависело бы от более общего источника, как его начала и продолжения. У пророков иногда упоминается о "морских чудовищах" или "китах", в таких местах они означают общие научные познания. Фараон, царь Египта (представляющий человеческую мудрость или разум, то есть познание вообще) назван "большим морским чудовищем", как у Иезекииля: Говори и скажи: так говорит Господь Бог: вот, Я - на тебя, фараон, царь Египетский, большое чудовище, которое, лежа среди рек своих, говоришь: `моя река, и я создал ее для себя' (Иез. 29:3). [2] И в другом месте: Подними плач о фараоне, царе Египетском, и скажи ему: ты как чудовище в морях, кидаешься в реках твоих, и мутишь ногами твоими воды, и попираешь потоки их (Иез. 32:2), Эти слова означают людей, желающих войти в тайны веры посредством научных познаний, таким образом от себя. У Исаии: В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское (Ис. 27:1). "Убийство чудовища морского" означает предотвращение человеческих познаний даже в общих аспектах истины. Так у Иеремии: Пожирал меня и грыз меня Навуходоносор, царь Вавилонский; сделал меня пустым сосудом; поглощал меня, как морское чудовище; наполнял чрево свое сластями моими, извергал меня (Иер. 51:34). Означает, что он поглощал познания веры, здесь названные "сластями", также как кит поглотил Иону; "морское чудовище" означает людей, обладающих общими познаниями веры как простыми научными знаниями, и действующих подобным образом. 43. [Стих 22] И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. Все, что имеет в себе жизнь от Господа, плодится и умножается чрезвычайно. Этого не происходит, пока человек живет в теле, но в другой жизни это происходит в удивительной мере. В Слове "плодиться" относится к тому, что происходит от любви, а " умножаться" – к тому, что происходит от веры; "плод" любви содержит "семя", через которое он сам весьма умножается. Господнее "благословение" также означает в Слове плодоношение и размножение, потому что они происходят от этого благословения. [Стих 23] И был вечер, и было утро: день пятый. 44. [Стихи 24, 25] И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, животных, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо. Человек, подобно земле, не может производить ничего доброго, если сначала в нем не были посеяны познания веры, посредством которых он может знать, во что должно вериться и что делать. Назначение разума – слушать Слово, а воли – исполнять его. Человек, слушающий Слово, но не исполняющий его подобен тому, кто заявляет о своей вере, но не живет в соответствии с ней. Такой человек разделяет слушание и исполнение, таким образом, имеет разделенный ум, Господь называет такого человека "безрассудным" в следующем отрывке: Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке (Мф. 7:24, 26). То, что относится к разумению, как было показано ранее, обозначено "пресмыкающимися, которых произвела вода", а также "птицами над землей" и "в пространстве небес"; но то, что относится к воле обозначено здесь "душей живой, которую произведет земля" и "животными", и "гадами", а также "зверями земными". 45. Жившие в древнейшие времена так означали предметы, относящиеся к разумению и к воле; поэтому у пророков и постоянно в Слове Ветхого Завета подобные предметы представлены различными видами животных. Есть два вида животных; одни злые, потому что они вредны; другие добрые, поскольку они безвредны. Зло в человеке означается злыми животными, такими как медведи, волки, собаки; тогда как добро и кротость означаются добрыми животными, такими как тельцы, овцы и агнцы. Здесь животные относятся к добрым и кротким, означающим чувства, поскольку говорится о людях, которые должны быть возрождены. Низшие начала в человеке, более связанные с плотью, называются "зверями земными" и являются страстями и похотями. 46. Что "животные" означают человеческие чувства - злые чувства у злых людей и добрые чувства у добрых людей – ясно из многих отрывков в Слове, как у Иезекииля: Ибо вот, Я к вам обращусь, и вы будете возделываемы и засеваемы. И умножу на вас людей и скот, и они будут плодиться и размножаться, и заселю вас, как было в прежние времена ваши, и буду благотворить вам больше, нежели в прежние времена ваши, и узнаете, что Я Господь (Иез. 36:9, 11). У Иоиля: Не бойтесь, животные, ибо пастбища пустыни произрастят траву (Иоиль 2:22). У Давида: Тогда я был невежда и не разумел; как скот был я пред Тобою (Пс. 73:22). У Иеремии: Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я засею дом Израилев и дом Иудин семенем человека и семенем животного. И буду наблюдать за ними, созидая и насаждая (Иер. 31:27-28). Это относится к возрождению. [2] "Звери" имеют подобное значение, как у Осии: И заключу в то время для них союз с полевыми зверями и с птицами небесными, и с пресмыкающимися по земле (Ос. 2:18). У Иова: Опустошению и голоду посмеешься и зверей земли не убоишься, ибо с камнями полевыми у тебя союз, и звери полевые в мире с тобою (Иов 5:22-23). У Иезекииля: И заключу с ними завет мира и удалю с земли лютых зверей, так что безопасно будут жить в степи и спать в лесах (Иез. 34:25). У Исаии: Полевые звери прославят Меня, потому что Я в пустынях дам воду (Ис. 43:20). У Иезекииля: На сучьях его вили гнезда всякие птицы небесные, под ветвями его выводили детей всякие звери полевые, и под тенью его жили всякие многочисленные народы (Иез. 31:6). Это говорится об Ассуре, которым означается духовный человек, и который сравнивается с садом Эдемским. У Давида: Прославляйте Его, все Ангелы Его, прославляйте Его, все воинства Его, прославляйте Господа от земли, великие рыбы и все бездны, горы и все холмы, дерева плодоносные и все кедры, звери и всякий скот, пресмыкающиеся и птицы крылатые (Пс. 148:2, 7, 9-10). Здесь перечисляется те же предметы – великие рыбы, дерева плодоносные, звери, всякий скот, пресмыкающиеся и птицы крылатые. Если бы они не означали того, что в человеке имеет жизнь, то не говорилось бы о прославлении ими Сущего. [3] Пророки точно различают между "животными" и "зверями земными", и "животными" и "зверями полевыми". Добрые дела в человеке названы "животными", подобно как люди, которые на небесах ближе к Господу, названы "животными"; как у Иезекииля, так и у Иоанна: И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырех животных, и пали перед престолом на лица свои, и поклонились Богу (Откр. 7:11). Также и те, кому должно быть проповедано Евангелие, названы "тварями", потому что они должны быть вновь сотворены: И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари (Мк. 16:15). 47. Что эти слова содержат тайны, касающиеся возрождения, становится ясно из сказанного в предыдущем стихе, что земля произведет "душу живую, животных и зверей земных", хотя в следующем стихе порядок изменен и сказано, что Бог создал "зверей земных", а затем "животных". Действительно, сначала человек действует как бы от себя и продолжает поступать так, пока не становится небесным; таким образом, возрождение начинается от внешнего человека и продвигается к внутреннему. Вот почему здесь указан другой порядок, и внешние предметы упоминаются сначала. 48. Отсюда теперь ясно, что человек пребывает в пятом состоянии возрождения, когда говорит по вере, присущей разумению, и таким образом утверждается в истине и в добре. Производимое им тогда оживлено и названо "рыбами морскими" и "птицами небесными". Также ясно, что он пребывает в шестом состоянии, когда по вере, присущей разумению, и по любви, присущей воле, он говорит истины и делает добро; производимое им тогда названо "душой живой" и "животным". И поскольку он тогда начинает действовать по любви, также как по вере, то становится духовным человеком, который назван "образом"; о чем теперь будет говорится. 49. [Стих 26] И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над животными, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. Людям Древнейшей Церкви, с которыми Господь говорил лицом к лицу, Господь являлся как Человек (многое можно сказать о тех людях, но теперь не время для этого). Поэтому они никого не называли "человеком", кроме Самого Господа и от Него исходящего. Даже самих себя они не называли "людьми", но лишь то в себе, что они воспринимали как обретенное от Господа, то есть всякое добро любви и всякую истину веры. Это они называли исходящим от человека, потому что это исходило от Господа. [2] Поэтому у пророков под "человеком" и "Сыном человеческим" в высшем смысле понимается Господь; а во внутреннем смысле – мудрость и разум; таким образом всякий, кто возрожден. Как у Иеремии: Смотрю на землю, и вот, она разорена и пуста, - на небеса, и нет на них света. Смотрю, и вот, нет человека, и все птицы небесные разлетелись (Иер. 4:23, 25). У Исаии, где во внутреннем смысле под "человеком" понимается возрожденный человек, а в высшем смысле Сам Господь, как Один Человек: Так говорит Господь, Святый Израиля и Создатель его: вы спрашиваете Меня о будущем сыновей Моих и хотите Мне указывать в деле рук Моих? Я создал землю и сотворил на ней человека; Я - Мои руки распростерли небеса, и всему воинству их дал закон Я (Ис. 45:11-12). [3] Поэтому Господь являлся пророкам как человек, как у Иезекииля: А над сводом, который над головами их, [было] подобие престола по виду как бы из камня сапфира; а над подобием престола было как бы подобие человека вверху на нем (Иез. 1:26). И Тот, Кого видел Даниил был назван "Сыном человеческим" или человеком, что то же самое: Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его - владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится (Дан. 7:13-14). [4] Господь также часто называет Себя "Сыном человеческим" или человеком, как Он предсказывает у Даниила Свое пришествие в славе: Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачут все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою (Мф. 24:30). "Облака небесные" означают буквальный смысл Слова; "сила и слава великая" – внутренний смысл Слова, который во всем, как в общем, так и в частности, относится только к Господу и к Его царству; и от этого внутренний смысл обретает свою силу и славу. 50. Невозможно выразить всего, что Древнейшая Церковь понимала под "образом Господа". Человек совершенно не знает, что управляется Господом через ангелов и духов, и что при каждом человеке есть по крайней мере два духа и два ангела. Через духов человек имеет сообщение с миром духов, а через ангелов – с небом. Без сообщения посредством духов с миром духов и посредством ангелов с небом, таким образом, через небо с Господом, человек вообще не мог бы жить; его жизнь полностью зависит от этого соединения, так что если бы духи и ангелы удалились, он бы тотчас же погиб. [2] Пока человек не возрожден, он направляется совсем иным способом, чем когда возродится. Пока он еще не возрожден, злые духи при нем настолько господствуют, что ангелы, хотя и присутствуют, но едва могут сделать что-либо более, чем просто отводить его от того, чтобы он не погрузился в самое низкое зло, и так направлять его к какому-либо добру. Они используют его собственные похоти, чтобы склонить его к добру, и обманы его чувств, чтобы привести его к истине. Тогда он сообщается с миром духов через духов, которые пребывают с ним, но не сообщается с небом, потому что злые духи господствуют, ангелы же только отвращают их. [3] Когда же человек возрожден, то ангелы господствуют и внушают ему всякое добро и истину, также как ужас и боязнь зла и лжи. Хотя ангелы и направляют его, но только как исполнители, ибо один Господь управляет человеком через ангелов и духов. И поскольку это совершается через служение ангелов, то здесь сказано сначала во множественном числе "Сотворим человека по образу Нашему"; однако поскольку один Господь управляет и располагает, то в следующем стихе сказано в единственном числе "Бог сотворил человека по образу Своему". Об этом же Господь заявляет у Исаии: Так говорит Господь, искупивший тебя и образовавший тебя от утробы матерней: Я Господь, Который сотворил все, один распростер небеса и Своею силою разостлал землю (Ис. 44:24). Кроме того, сами ангелы признают, что не имеют в себе никакой силы, но что они действуют от одного Господа. 51. Что касается "образа", то образ не есть подобие, но соответствует подобию; поэтому сказано "сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему". Духовный человек является "образом", а небесный человек - "подобием" или точной копией. В этой главе говорится о духовном человеке; а в следующей – о небесном человеке. Духовный человек, который является "образом", назван Господом "сыном света", как у Иоанна: Ходящий во тьме не знает, куда идет. Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света (Ин. 12:35-36). Он назван также "другом": Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам (Ин 15:14). Однако небесный человек, который является "подобием", назван "сыном Божим" у Иоанна: А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть сынами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились (Ин. 1:12-13). Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.058 сек.) |