|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Внутренний смысл. 81. В этой главе речь идет о небесном человеке, поскольку в предыдущей главе говорилось о человеке духовном81. В этой главе речь идет о небесном человеке, поскольку в предыдущей главе говорилось о человеке духовном, который из мертвого, каким он был, стал духовным. Но поскольку в наши дни не известно, каков небесный человек, и едва ли известно, каков духовный человек или человек мертвый, то мне позволено кратко объяснить природу каждого, чтобы было понятно различие между ними. Во-первых. Мертвый человек признает за истину и добро только плотское и мирское и обожает это. Духовный человек признает истину и добро духовное и небесное; но действует он не по любви, а по вере, которая является основой его действий. Небесный человек верит и постигает духовную и небесную истину и добро, не признавая иной веры, кроме исходящей от любви, которая направляет его в действиях. [2] Во-вторых. Цели человека мертвого направлены только к жизни плотской и мирской; он не знает о жизни вечной и о Господе, а если и знает, то не верит. Цели человека духовного устремлены к жизни вечной и, следовательно, к Господу. Цели человека небесного устремлены к Господу и, таким образом, к Его царству и к жизни вечной. [3] В-третьих. Мертвый человек в борьбе почти всегда уступает, и когда он не борется, зло и ложь овладевают им, и он становится рабом. Его узы внешние, такие как страх закона, потери жизни, имущества, выгоды и репутации, которые он ценит. Духовный человек борется, но всегда побеждает; узы, которыми он сдерживается, – внутренние и называются узами совести. Небесный человек не борется, и если зло и ложь осаждают его, он относится к ним с презрением, и потому он назван победным. У него нет видимых уз, он свободен. Его узами, которые невидимы, являются перцепции добра и истины. 82. [Стих 1] Так совершены небо и земля и все воинство их. Эти слова означают, что человек теперь был преобразован в духовного человека до такой степени, что он стал "шестым днем". "Небо" есть его внутренний человек, "земля" – внешний; "воинство их" суть любовь, вера и познания о них, которые были прежде обозначены великими светилами и звездами. Что внутренний человек назван "небом", а внешний - "землей", ясно из многих мест Слова, приводимых в предыдущей главе, к которым можно прибавить следующее из Исаии: Сделаю то, что люди будут дороже чистого золота, и мужи - дороже золота Офирского. Для сего потрясу небо, и земля сдвинется с места своего (Ис. 13:12, 13). Ты забываешь Господа, Творца своего, распростершего небеса и основавшего землю. Я вложу слова Мои в уста твои, и тенью руки Моей покрою тебя, чтобы устроить небеса и утвердить землю (Ис. 51:13, 16). Из этих слов ясно, что "небо" и "земля" относятся к человеку; и хотя они прежде всего относятся к Древнейшей Церкви, но внутреннее значение Слова таково, что все сказанное о Церкви также может быть сказано о каждом её члене, который, если не является церковью, не может быть частью Церкви, также как тот, кто не является храмом Господа, не может означаться храмом, то есть, Церковью и небом. По этой причине Древнейшая Церковь названа "человеком" (в единственном числе). 83. Сказано, что "небо и земля и все воинство их" совершились, когда человек стал "шестым днем", ибо вера и любовь тогда составляют одно. И когда они составляют одно, то начинает главенствовать любовь, а не вера, или, другими словами, небесный принцип, а не духовный; то есть человек становится небесным. 84. [Стихи 2, 3] И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал. Небесный человек есть "седьмой день", и так как Господь действовал на протяжении шести дней, то он назван "Его делом"; и поскольку всякая борьба тогда прекращается, сказано, что Господь "почил от всех дел Своих". Поэтому седьмой день был освящен и назван Субботой*, от еврейского слова, означающего "покой". Таким образом, человек был сотворен, образован и соделан, как ясно видно из самих слов. 85. Что небесный человек есть "седьмой день", и что поэтому седьмой день был освящен и назван Субботой – это тайны, которые до настоящего времени не были открыты. Ибо никто не знал, какова природа небесного человека, и лишь немногие знали о духовном человеке, которого из-за такого невежества считали подобным небесному человеку, хотя между ними существует большое различие, как видно в п. 81. Что касается седьмого дня, и обозначения седьмым днем человека небесного, то оно происходит оттого, что Сам Господь есть Суббота; и поэтому Он говорит: Сын Человеческий есть господин и субботы (Мк. 2:27), Эти слова означают, что Господа есть сам Человек и сама Суббота. Его царство в небесах и на земле названо от Него Субботой или вечным миром и покоем. [2] Древнейшая Церковь, о которой здесь говорится, была Субботой Господней прежде всех, следовавших за ней. Каждая последующая сокровенная Церковь Господа также является Субботой; и так в каждом возрожденном человеке, когда он становится небесным, ибо он есть подобие Господа. Шесть дней борьбы или работы предшествуют этому. Все это было представлено в Иудейской Церкви днями работы и седьмым днем, который был Субботой; ибо все учрежденное в этой Церкви было прообразом Господа и Его Царства. Ковчег также прообразовал подобное, когда он двигался вперед и когда оставался в покое; ибо его путешествием через пустыню были представлены битвы и искушения, а его покоем – состояние мира. Поэтому, когда ковчег отправлялся в путь, Моисей говорил: Восстань, Сущий, и рассыплются враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя! А когда останавливался ковчег, он говорил: возвратись, Сущий, к тысячам и тьмам Израилевым! (Чис. 10:35, 36). Там же говорится о ковчеге, что он шел от горы Господней, чтоб "усмотреть им место покоя" (Чис. 10:33). [3] Покой небесного человека описан Субботой у Исаии: Если ты удержишь ногу твою ради Субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть Субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, - то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова (Ис. 58:13, 14). Небесный человек таков, что он действует не по своему собственному желанию, а по благому расположению Господа, которое является его "желанием". Таким образом, он наслаждается внутренним миром и счастьем, выраженными здесь словами "быть возведенным на высоты земли", и в то же время внешним спокойствием и удовольствием, которые обозначены словами "вкушать наследие Иакова". 86. Когда духовный человек, ставший уже "шестым днем", начинает становится небесным, (об этом состоянии здесь говорится вначале), он является "вечером на Субботу", что было представлено в Иудейской Церкви освящением Субботы с вечера. Небесный человек, о котором теперь будет сказано, есть "утро". 87. Другая причина, по которой небесный человек является "Субботой" или "покоем", состоит в том, что борьба прекращается, когда он становится небесным. Злые духи удаляются, а добрые приближаются, также как и ангелы небесные; в их присутствии злые духи не могут оставаться, но убегают далеко. И так как человек не сам вел битву, но за него боролся один Господь, то сказано, что Господь "почил". 88. Когда человек духовный становится небесным, он назван "делом Божьим", потому что один Господь боролся за него, его сотворил, образовал и соделал; посему здесь говорится: "совершил Бог к седьмому дню дела Свои"; и во второй раз, что Он "почил от всех дел Своих". У пророков человек часто называется делом рук и перстов Сущего; как у Исаии, где говорится о возрожденном человеке: Так говорит Сущий, Святый Израиля и Создатель его: вы спрашиваете Меня о будущем сыновей Моих и хотите Мне указывать в деле рук Моих? Я создал землю и сотворил на ней человека; Я - Мои руки распростерли небеса, и всему воинству их дал закон Я. Ибо так говорит Сущий, сотворивший небеса, Сам Бог, образовавший землю и соделавший ее; Он утвердил ее, не напрасно сотворил ее; Он образовал ее для жительства: Я есть Сущий, и нет иного Бога кроме Меня (Ис. 45:11, 12, 18, 21). Из этих слов ясно, что новое творение, или возрождение, является делом одного Господа. Слова "сотворить", "образовать" и "соделать" имеют различие в значении, как в отрывке, приведенном выше из Исаии "сотворивший небеса, образовавший землю и соделавший её", так и в других местах у того же пророка: Каждого кто называется Моим именем, кого Я сотворил для славы Моей, образовал и соделал (Ис. 43:7). То же встречается в предыдущей и в этой главе Бытия; как, например, здесь в стихе 3: "Он почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал". Во внутреннем смысле эти глаголы всегда передают различные понятия; также как и в случае, когда Господь назван "Творцом" или " Создателем", или "Делателем". 89. [Стих 4] Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Сущий Бог создал землю и небо. "Происхождение неба и земли" – это стадии образования небесного человека. Что здесь говорится о его образовании, ясно видно из следующих деталей, например, что никакая трава еще не росла; что не было человека для возделывания земли, а также что Бог Сущий создал человека и затем всякого животного и птицу небес, хотя в предыдущей главе уже говорилось об их создании; из всего этого ясно, что здесь говорится о другом человеке. Это еще более видно из того, что теперь впервые Господь назван "Богом Сущим", тогда как в предыдущих отрывках, в которых говорилось о духовном человеке, Он назывался просто "Богом"; это видно из того теперь говорится о "земле", как о почве (humus), и о "поле", тогда как ранее речь шла просто о "земле". Также в этом стихе сначала "небо" упоминается перед "землей", а затем "земля" перед "небом"; причина состоит в том, что "земля" означает внешнего человека, а "небо" – внутреннего, и в духовном человеке преобразование начинается с "земли", то есть с внешнего человека, тогда как в небесном человеке, о котором здесь идет речь, оно начинается с внутреннего человека, или с "неба" 90. [Стихи 5, 6] И всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Сущий Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли, но туман поднимался с земли и орошал все лице земли. "Полевым кустарником" и "полевой травой" означается вообще все, производимое человеком внешним. "Землей" называется внешнее духовного человека, но "землей", как почвой, а также "полем" называется внешнее небесного человека. "Дождь", который затем назван "туманом", означает спокойствие мира, когда прекращается борьба. 91. Не зная, каково состояние человека, когда он из духовного становится небесным, невозможно постигнуть, что заключает в себе все приведенное, потому что в этом заключены глубокие тайны. Пока человек является духовным, его внешний человек еще не желает повиноваться и служить внутреннему, поэтому ведется борьба; но когда он становится небесным, тогда внешний человек начинает повиноваться и служить внутреннему, поэтому борьба прекращается, и наступает спокойствие (см. п. 87). Это спокойствие обозначено "дождем" и "туманом", ибо оно как пар, орошает и омывает внешнего человека от внутреннего. Это спокойствие, происходящее от мира, производит то, что названо "полевым кустарником" и "полевой травой"; в частности это рациональные способности и знания, которые имеют небесно-духовное происхождение. 92. Только знающие состояние мира могут познать спокойствие мира внешнего человека, которое наступает, когда борьба или тревога, вызываемая вожделениями и ложностями, прекращается. Это состояние настолько восхитительно, что превосходит всякое представление об удовольствии: это не только прекращение борьбы, но жизнь, происходящая из внутреннего мира и воздействующая на внешнего человека таким образом, что невозможно описать. Тогда рождаются истины веры и добро любви, обретающие свою жизнь от удовольствия мира. 93. Состояние небесного человека, одаренного спокойствием мира, оживленного дождем и освобожденного от рабства зла и лжи, так описано Господом у Иезекииля: И заключу с ними завет мира и удалю с земли лютых зверей, так что безопасно будут жить в степи и спать в лесах. Дарую им и окрестностям холма Моего благословение, и дождь буду ниспосылать в свое время; это будут дожди благословения. И полевое дерево будет давать плод свой, и земля будет давать произведения свои; и будут они безопасны на земле своей, и узнают, что Я Сущий, когда сокрушу узы ярма их и освобожу их из руки поработителей их. Вы - овцы Мои, овцы паствы Моей; вы - человеки, а Я Бог ваш (Иез. 34:25-27, 31). Что это произошло на "третий день", который в Слове означает то же самое, что и "седьмой", сказано у Осии: Оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицом Его. Итак познаем, будем стремиться познать Сущего; как утренняя заря - явление Его, и Он придет к нам, как дождь, как поздний дождь оросит землю' (Ос. 6:2, 3). У Иезекииля, где говорится о Древней Церкви, это состояние сравнивается с полевым семенем: Умножил тебя как полевое семя; ты выросла и стала большая, и достигла превосходной красоты: (Иез. 16:7). Также оно сравнивается с "отраслью насаждения Господа и делом рук Бога Сущего" (Ис. 60:21). 94. [Стих 7] И образовал Сущий Бог человека из праха земного, и вдунул в его ноздри дыхание жизни, и стал человек душою живою. "Образовать человека из праха земного" значит образовать его внешнего человека, который прежде не был человеком; ибо сказано в стихе 5, что "не было человека для возделывания земли". "Вдунуть в лице его дыхание жизни" значит дать ему жизнь веры и любви; "человек стал душой живою" означает, что его внешний человек также стал живым. 95. Здесь говорится о жизни внешнего человека: о жизни его веры или разумения – в двух предыдущих стихах, и о жизни его любви или воли – в этом стихе. Прежде внешний человек не желал подчиняться и служить внутреннему, постоянно боролся с ним, поэтому внешний человек не был тогда "человеком". Но теперь, став небесным, внешний человек начинает подчиняться и служить внутреннему, и также становится "человеком" через жизнь веры и жизнь любви. Жизнь веры подготавливает его, а жизнь любви делает его "человеком". 96. Значение выражения "Бог Сущий вдохнул в его ноздри" заключается в следующем: В древние времена, и также в Слове, под "ноздрями" понималось то, что было приятно по своему аромату, и что означало перцепцию*. Поэтому о Сущем неоднократно говорится, что Он "обонял аромат покоя" от жертвоприношений и от предметов, прообразующих Его Самого и Его царство; и поскольку все, присущее любви и вере Ему наиболее приятно, то сказано, что "Он вдохнул в его ноздри дыхание жизни". Отсюда Помазанник Сущего, то есть Господь, назван "дыханием ноздрей" (Плач. 4:20). Вследствие этого значения Сам Господа дунул на своих учеников, как написано у Иоанна: Он дунул и говорит им: примите Духа Святого (Ин. 20:22). 97. Жизнь описана "дуновением" и "дыханием", потому что люди Древнейшей Церкви постигали состояния любви и веры по состоянию дыхания, которое постепенно изменялось у их потомков. Но об этом дыхании ничего нельзя сказать, потому что ныне это совершенно сокрыто от людей. Древнейшие люди хорошо это знали, также как и пребывающие в иной жизни, однако на земле никто до сих пор об этом не знает. Вот почему люди уподобляли дух или жизнь "ветру". Господь также делает это, говоря о возрождении человека, у Иоанна: Дух (или ветер) дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа (Ин. 3:8). Также у Давида: Словом Господа сотворены небеса, и духом (или ветром) уст Его - все воинство их (Пс. 32:6). И еще: Отнимешь дух их - умирают и в персть свою возвращаются; пошлешь дух Твой - созидаются, и Ты обновляешь лице земли (Пс. 103:29, 30). Что " дыхание" означает жизнь веры и любви, видно у Иова: Но дух в человеке и дыхание Вседержителя дает ему разумение (Иов 32:8). Снова в той же книге: Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь (Иов 33:4).
98. [Стих 8] И насадил Сущий Бог сад в Эдеме на востоке, и поместил там человека, которого образовал. "Сад" означает разумение; "Эдем" – любовь; "восток" – Господа; следовательно, словами "сад в Эдеме на востоке" означается разумение небесного человека, проистекающее от Господа через любовь. 99. Жизнь или порядок жизни духовного человека таков, что Господь наитствует через веру на способности его разума, рациональности и памяти, но поскольку его внешний человек борется против внутреннего человека, то кажется, будто его разумение исходит не от Господа, но от самого человека через научные и рациональные начала. Но жизнь или порядок жизни небесного человека таков, что Господь наитствует через любовь и веру, происходящую от любви, на его разумные, рациональные и научные способности; и поскольку нет борьбы между внутренним и внешним человеком, то он постигает, что это действительно так. Таким образом, порядок, который до сих пор был перевернут у духовного человека, теперь восстановлен у человека небесного, и этот порядок, или человек, назван "садом в Эдеме на востоке". В высшем смысле "сад, насаженный Сущим Богом в Эдеме на востоке" есть Сам Господь. Во внутреннем смысле, который является также универсальным смыслом, это царство Господа и небо, в котором находится человек, когда становится небесным. Тогда его состояние таково, что он пребывает с ангелами на небе, как один из них; ибо человек был сотворен так, чтобы, живя на земле, он мог в то же время пребывать на небе. В этом состоянии все его мысли, все представления его мышления и даже его слова и действия открыты от Господа и содержат в себе то, что является небесным и духовным; ибо во всяком человеке есть жизнь от Господа, позволяющая ему иметь перцепцию. 100. Что "сад" означает разум, а "Эдем" - любовь, видно также у Исаии: Сущий утешит Сион, утешит все развалины его и сделает пустыни его, как Эдем, и степь его, как сад Сущего; радость и веселье будет в нем, признание и песнопение (Ис. 51:3). В этом отрывке "пустыни", "радость" и "признание" суть слова, выражающие небесные предметы веры, то есть предметы, относящиеся к любви; но "степь", "веселье" и "песнопение" выражают духовные предметы веры, или принадлежащие разумению. Первые относятся к "Эдему", а последние – к "саду"; ибо у этого пророка постоянно встречаются два способа выражения одного и того же, одно выражение означает небесные предметы, а другое - духовные. Что кроме того означает "сад в Эдеме", можно видеть в том, что следует в стихе 10. 101. Что Господь есть "восток", также видно из многих мест в Слове, как у Иезекииля: И привел меня к воротам, к тем воротам, которые обращены лицом к востоку. И вот, слава Бога Израилева шла от востока, и глас Его - как шум вод многих, и земля осветилась от славы Его. (Иез. 43:1, 2, 4). Поскольку "восток" прообразовал Господа, то в Иудейской прообразовательной Церкви до возведения храма существовал святой обычай – обращаться во время молитвы лицом на восток. 102. [Стих 9] И произрастил Сущий Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизней посреди рая, и дерево познания добра и зла. "Дерево" означает перцепцию; "дерево, приятное на вид" – перцепцию истины; "дерево, хорошее для пищи" – перцепцию добра; "дерево жизней" любовь и происходящую от неё веру; "дерево познания добра и зла" – веру, происходящую от чувственных казательностей, то есть, от науки. 103. Здесь "деревья" означают перцепцию, потому что говорится о небесном человеке, но иначе, когда речь идет о духовном человеке, ибо атрибут таков, каков его предмет. 104. Ныне не известно, что такое перцепция. Это внутреннее ощущение, исходящее только от Господа, является ли предмет истинным и добрым; оно было хорошо известно Древнейшей Церкви. Эта перцепция настолько совершенна у ангелов, что через неё они знают и познают, что есть истина и добро, что исходит от Господа, а что от них самих; а также качество любого, кто приближается к ним, только по его приближению и по одной из его мыслей. Духовный человек не имеет перцепции, но обладает совестью. Мертвый человек не имеет даже совесть; и многие не знают, что такое совесть, и еще менее, что такое перцепция. 105. "Дерево жизней" есть любовь и происходящая от неё вера; "посреди сада" значит в воле внутреннего человека. Воля, которая в Слове названа "сердцем", является главным, чем обладает Господь в человеке и в ангеле. Но поскольку никто не может делать добро от себя, то воля, или сердце, не принадлежит человеку, хотя к нему и относится; но злые желания, которые он называет волей, принадлежат человеку. Поскольку воля есть "середина сада", где находится дерево жизней, и поскольку человек обладает не волей, а только похотью, то "дерево жизней" есть милость Господа, от которой происходит всякая любовь и вера, следовательно, всякая жизнь. 106. Но более о том, что такое "дерево сада" или перцепция; что такое "дерево жизней" или любовь и вера, от неё происходящая; и что такое "дерево познания" или вера, происходящая от чувственного и научного, будет сказано на следующих страницах. 107. [Стих 10] Из Эдема выходила река для орошения сада; и потом разделялась на четыре реки. "Река, выходящая из Эдема" означает мудрость, происходящую от любви, так как "Эдем" есть любовь; "орошать сад" значит даровать разум; отсюда разделение на четыре реки есть описание разума этими четырьмя реками, что будет видно впоследствии. 108. Когда древнейшие люди сравнивали человека с "садом", они также сравнивали мудрость и все относящееся к ней с "реками"; и они не просто их сравнивали, но действительно так их называли, ибо такова была особенность их речи. Впоследствии то же делали пророки, которые иногда сравнивали их, а иногда так их называли. Как у Исаии: Тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень; и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают (Ис. 58:10, 11). Говорится о тех, кто обретает веру и любовь. Также о возрожденных сказано: Расстилаются они как долины, как сады при реке, как алойные дерева, насажденные Сущим, как кедры при водах (Чис. 24:6). У Иеремии: Благословен человек, который надеется на Сущего. Ибо он будет как дерево, посаженное при водах и пускающее корни свои у потока (Иер. 17:7, 8). У Иезекииля возрожденный человек не сравнивается с садом и с деревом, но так называется: Воды растили его, бездна поднимала его, реки ее окружали питомник его, и она протоки свои посылала ко всем деревам полевым. Он красовался высотою роста своего, длиною ветвей своих, ибо корень его был у великих вод. Кедры в саду Божьем не затемняли его; кипарисы не равнялись сучьям его, и каштаны не были величиною с ветви его, ни одно дерево в саду Божьем не равнялось с ним красотою своею. Я украсил его множеством ветвей его, так что все дерева Едемские в саду Божьем завидовали ему (Иез. 31:4, 7-9). Из этих отрывков ясно, что когда древнейшие люди сравнивали человека или что-либо в человеке с "садом", они добавляли "воды" и "реки", которыми он орошался, и под этими водами и реками понималось то, что порождало его рост. 109. Подобными прообразами Иезекииль ясно показывает, что мудрость и любовь принадлежат, как было сказано, одному Господу, хотя кажется, что они в человеке: Вот, из-под порога храма течет вода на восток, ибо храм стоял лицом на восток, И сказал мне: эта вода течет в восточную сторону земли, сойдет на равнину и войдет в море; и воды его сделаются здоровыми. И всякое живущее существо, пресмыкающееся там, где войдут воды реки, будет живо. У потока по берегам его, с той и другой стороны, будут расти всякие дерева, доставляющие пищу: листья их не будут увядать, и плоды на них не будут истощаться; каждый месяц будут созревать новые, потому что вода для них течет из святилища; плоды их будут употребляемы в пищу, а листья на врачевание (Иез. 47:1, 8, 9, 12). Здесь Господь означается "востоком" и "святилищем", откуда выходят воды и реки. То же у Иоанна: И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизней, двенадцать [раз] приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева - для исцеления народов (Откр. 22:1, 2).
110. [Стихи 11, 12] Имя первой Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс. Первая река, или "Фисон", означает разумение веры, происходящей любви; "земля Хавила" означает душу; "золото" означает добро; "бдолах и камень оникс" – истину. "Золото" упоминается дважды, потому что оно означает добро любви и добро веры, происходящей от любви. Также упоминается "бдолах и камень оникс", потому что один означает истину любви, а другой – истину веры, происходящей от любви. Таков человек небесный. 111. Однако очень трудно описать, что означают эти предметы во внутреннем смысле, ибо в наши дни не известно, что такое вера, происходящая от любви, и что такое мудрость и происходящий от неё разум. Потому что внешние люди едва ли знают что-либо, кроме науки, которую также называют разумом, мудростью и верою. Они не знают даже, что такое любовь, и многие из них не знают, что такое воля и разумение, и что они составляют одну душу. Хотя каждая из этих способностей отлична от другой и даже очень отличается, и все небо располагается Господом в четком порядке по различиям любви и веры, которые неисчислимы. 112. Но да будет известно, что не существует мудрости, которая не происходила бы от любви, таким образом, от Господа; ни разума, который не происходил бы от веры, следовательно, также от Господа; и что не существует никакого добра, которое не происходило бы от любви, таким образом от Господа; и никакой истины, которая не происходила бы от веры, следовательно, от Господа. То же, что не исходит от любви и веры и, следовательно, от Господа, хотя называется подобным образом, не является подлинным. 113. В Слове обычно добро мудрости или любви обозначено и представлено "золотом". Все золото, бывшее в ковчеге, в храме, на золотом столе, на светильниках, на сосудах, на одеждах Аарона, означало и представляло собою добро мудрости или любви. Золото имеет то же значение у пророков, как у Иезекииля: Твоею мудростью и твоим разумом ты приобрел себе богатство и в сокровищницы твои собрал золота и серебра (Иез 28:4). Здесь ясно сказано, что "золото и серебро", или добро и истина, исходят от мудрости и от разума, ибо "серебро" здесь означает истину, как также и в ковчеге и в храме. У Исаии: Множество верблюдов покроет тебя - дромадеры из Мадиама и Ефы; все они из Савы придут, принесут золото и ладан и возвестят хвалу Сущего (Ис. 60:6). А также: Когда же Иисус родился, пришли мудрецы с востока и поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и мирру (Мф. 2:1, 11). Здесь также "золото" означает добро; "ладан и мирра" – приятности, потому что они происходят от любви и веры и называются хвалою Сущего. Поэтому у Давида сказано: И будет жить, и будут давать ему от золота Аравии, и будут молиться о нем непрестанно, всякий день благословлять его (Пс. 71:15). 114. Истина веры обозначена и представлена в Слове драгоценными "камнями", например теми, которые были на судном наперснике и на нарамниках эфода Аарона. Золото, гиацинт, пурпур, багряница двойной окраски и крученый виссон, которые были на наперснике, прообразовывали присущее любви, а драгоценные камни – присущее вере, исходящей от любви; также как два "памятных камня" на нарамниках эфода, которыми были ониксы в золотых оправах (Исх. 28:9-22). Это значение драгоценных камней также видно у Иезекииля, где говорится о человеке, обладающем небесными богатствами – мудростью и разумом: Полнота мудрости и венец красоты. Ты находился в Едеме, в саду Божьем; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего (Иез. 28:12, 13, 15). Из этих слов каждому должно быть ясно, что здесь понимаются небесные и духовные свойства веры, а не камни; притом каждый камень представляет некоторую сущность веры. 115. Когда древнейшие люди говорили о "землях", то понимали под этим предметы, которые они означали, также как в наши дни имеющие представление о том, что земля Ханаанская и гора Сион означают небо, когда упоминает об этих местах, не мыслят ни о какой земле или горе, но только о предметах, которые они означают. То же относится здесь к земле Хавила, о которой вновь упоминается в книге Бытия 25:18, где говорится о сынах Измаила, что они "жили от земли Хавилы до Суры, которая против Египта, по дороге к Ассирии". Имеющие небесные понятия постигают из этих слов только разум, и то, что от разума происходит. Таким образом, под словом "обтекать" – где говорится, что "река Фисон обтекала землю Хавила" – они постигали наитие; также как под золотой оправой, обрамляющей камни ониксы, бывшие на нарамниках эфода Аарона (Исх.28:11), они постигали, что добро любви должно наитствовать на истину веры. И так во многих других случаях. 116. [Стих 13] Имя второй реки Гихон: она обтекает всю землю Куш. Вторая река, называемая "Гихон", означает познание всего присущего добру и истине, или любви и вере, а "земля Куш" означает душу или способность (к разумению). Душа состоит из воли и разума; все сказанное о первой реке относится к воле, а все сказанное об этой (второй) реке относится к разуму, которому принадлежат познания добра и истины. 117. "Земля Куш", или Эфиопия, также изобиловала золотом, драгоценными камнями и благовониями, которые означают, как было сказано, добро, истину и приятности, оттуда происходящие, такие как те, что относятся к познаниям любви и веры. Это видно из отрывков, приведенных выше (п. 113) – Ис. 60:6; Мф. 2:1, 11; Пс. 72:15. Что подобное понимается в Слове под "Кушем" или "Эфиопией", а также под "Савой", видно у пророков, например, у Софонии, где также упоминаются "реки Эфиопии": Каждое утро Он являет суд Свой неизменно. Тогда опять Я дам народам уста чистые, чтобы все призывали имя Сущего и служили Ему единодушно. Из заречных стран Ефиопии поклонники Мои, дети рассеянных Моих, принесут Мне дары (Соф. 3:5, 9, 10). У Даниила, где говорится о царе северном и о царе южном: И завладеет он сокровищами золота и серебра и разными драгоценностями Египта; Ливийцы и Ефиопляне последуют за ним (Дан. 11:43). Где "Египет" означает науку, а "Эфиопия" – познания. [2] У Иезекииля: Купцы из Савы и Раемы торговали с тобою всякими лучшими благовониями и всякими дорогими камнями, и золотом платили за товары твои (Иез. 27:22). Здесь говорится о познаниях веры. Также у Давида, где говорится о Господе, следовательно, о небесном человеке: Во дни его процветет праведник, и будет обилие мира, доколе не престанет луна; цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары (Пс. 71:7, 10). Весь контекст этого псалма ясно показывает, что эти слова означают небесные сущности веры. Подобное означала царица Савская, которая пришла к Соломону, предложила ему загадки и принесла благовония, золото и драгоценные камни (1Цар. 10:1, 2). Все содержащееся как в исторических, так и в пророческих частях Слова означает, прообразует и заключает в себе тайны. 118. [Стих 14] Имя третьей реки Хиддекель: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат. "Река Хиддекель" – это рассудок или проницательность рассудка, "Ассур" есть рациональный ум; "река протекает пред Ассириею" означает, что проницательность рассудка исходит от Господа через внутреннего человека в рациональный разум, принадлежащий внешнему человеку. "Евфрат" или Ефрат означает знание, которое является последним или конечным. 119. Что "Асур" означает рациональный ум, или рассудок человека, ясно видно у пророков, как у Иезекииля: Вот, Ассур был кедр на Ливане, с красивыми ветвями и тенистою листвою, и высокий ростом; отросток его находился среди толстых сучьев. Воды растили его, бездна поднимала его, реки ее окружали питомник его (Иез. 31:3, 4). Рассудок назван "кедром на Ливане", "отросток среди толстых ветвей" означает знания, содержащиеся в памяти, таково их соответствующее описание. Это еще более ясно видно у Исаии: В тот день из Египта в Ассирию будет большая дорога, и будет приходить Ассур в Египет, и Египтяне - в Ассирию; и Египтяне вместе с Ассириянами будут служить Господу. В тот день Израиль будет третьим с Египтом и Ассириею; благословение будет посреди земли, которую благословит Господь Саваоф, говоря: благословен народ Мой - Египтяне, и дело рук Моих - Ассирияне, и наследие Мое - Израиль (Ис. 19:23-25). Здесь и во многих других местах "Египет" означает знания, "Ассур" – рассудок, а "Израиль" – разум. 120. "Евфрат", также как и "Египет", означает знания или факты, а также чувственные начала, от которых происходят эти знания. Это видно из Слова у пророков, как у Михея: Неприятельница моя сказала мне: `где Сущий Бог твой?' В день сооружения стен твоих, в этот день отдалится определение. В тот день придут к тебе из Ассирии и городов Египетских, и от Египта до реки Евфрата (Мих. 7:10-12). Так пророки говорили о пришествии Господа, Который должен возродить человека, чтобы уподобить его небесному человеку. У Иеремии: И ныне для чего тебе путь в Египет, чтобы пить воду из Нила? и для чего тебе путь в Ассирию, чтобы пить воду из реки ее (Евфрата)? (Иер. 2:18) Где "Египет" и "Евфрат" также означают знания, "Ассур" – рациональность, от них происходящую. У Давида: Из Египта перенес Ты виноградную лозу, выгнал народы и посадил ее, она пустила ветви свои до моря и отрасли свои до реки (Евфрат) (Пс. 79:8, 11). Где также "река Евфрат" означает чувственное и научное. Как Евфрат был границей Израиля со стороны Ассирии, так и знания в памяти являются границей разума и мудрости духовного и небесного человека. То же означает сказанное Аврааму: Потомству твоему Я дам землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата (Быт. 15:18). Эти два рубежа имеют подобное значение. 121. По этим рекам можно видеть, какова природа небесного порядка, или как следуют составляющие жизни, а именно, от Господа, Который есть "Восток". От Него происходит мудрость; через мудрость происходит разум, через разум – рассудок, и таким образом через рассудок оживляются знания, принадлежащие памяти. Таков порядок жизни, и такова природа небесных людей. По этой причине, так как старейшины Израиля прообразовали небесных людей, они назывались "мудрыми, разумными и учеными" (Втор. 1:13, 15). То же сказано о Веселииле, который построил ковчег, что он "был исполнен духом Божьим, мудростью, разумением, знанием и всяким искусством" (Исх. 31:3; 35:31; 36:1, 2). 122. [Стих 15] И взял Сущий Бог человека, и поселил его в саду Эдемском, чтобы возделывать его и хранить его. "Эдемский сад" означает все качества небесного человека, о котором теперь говорится; "чтобы возделывать его и хранить его" означает, что ему разрешено пользоваться всем этим, но не обладать как своим собственным, потому что это принадлежит Господу. 123. Небесный человек, поскольку он обладает перцепцией, признает, что все, в общем и в частности, принадлежит Господу. Духовный человек также признает, но на словах, потому что он научен этому из Слова. Человек мирской и плотский не признает и не принимает этого; но все, что он имеет, называет своим собственным, и полагает, что если бы он это утратил, то совершенно бы погиб. 124. Что мудрость, разум, рассудок и знания не принадлежат человеку, но Господу, ясно видно из всего, чему учил Господь; как у Матфея, где Господь сравнивает Себя с хозяином дома, который насадил виноградник, окружил его оградою и отдал виноградарям (Мф. 21:33); и у Иоанна: Дух истины наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам (Ин. 16:13, 14). И в другом месте: Не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба (Ин. 3:27). Тот, которому даровано познать даже несколько небесных тайн, знает, что это так.
125. [Стих 16] И заповедал Сущий Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть. "Есть от всякого дерева" значит по перцепции знать, что есть добро и что есть истина; ибо, как уже говорилось, "дерево" означает перцепцию. Люди Древнейшей Церкви обладали познаниями истинной веры через откровения, ибо они беседовали с Господом и с ангелами, а также были поучаемы видениями и снами, которые доставляли им величайшее наслаждение и райское удовольствие. Они обладали от Господа постоянной перцепцией, так что, когда они размышляли о том, что хранилось в памяти, они мгновенно постигали, было ли это истинным и добрым, до такой степени, что когда появлялось что-либо ложное, они не только избегали этого, но даже испытывали к этому ужас; таким же является и состояние ангелов. Однако впоследствии такую перцепцию Древнейшей Церкви заменили знания о том, что является истинным и добрым, получаемые сначала через откровения в древние времена, а затем через откровения, данные в Слове 126. [Стих 17] А от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь. Эти слова, взятые вместе с теми, которые уже были объяснены, означают, что всякому позволяется узнавать, что является истинным и добрым через перцепцию, исходящую от Господа, но не от себя и не от мира; то есть, что нельзя исследовать тайны веры посредством чувственности и науки, ибо тогда погибнет небесное начало веры. 127. Желание исследовать тайны веры посредством чувственности и науки, было причиной падения не только потомства Древнейшей Церкви, о чем говорится в следующей главе, но это также является причиной падения каждой Церкви; ибо от этого происходит не только ложь, но также и зло жизни. 128. Мирской и плотский человек говорит в своем сердце: Если я не осведомлюсь относительно веры и того, что к ней относится, посредством чувственности, чтобы я мог видеть, или посредством науки, чтобы я мог понимать, то я не поверю; и он утверждается в этом, полагая, что предметы природные не могут быть противоположны духовным. Таким образом, он желает знать по чувственному опыту о предметах небесных и Божественных, что также невозможно, как верблюду пройти сквозь игольное ушко; ибо чем более он желает становиться мудрым таким путем, тем более он ослепляет себя, до того, что уже ни во что не верит, ни даже в то, что существует что-либо духовное, или что есть жизнь вечная. Это происходит из принципов, которые он принимает. И это означает "есть от дерева познания добра и зла", от которого чем больше кто ест, тем более тот становится мертвым. Но человек, желающий быть мудрым от Господа, а не от мира, говорит в своем сердце, что следует верить Господу, то есть тому, что Господь говорил в Слове, потому что это истина; это и составляет основу его мышления. Он утверждается в этом посредством доказательств рассудка, знаний, чувств и природы, и отвергает то, что не этого подтверждает. 129. Каждый может знать, что человек руководствуется принципами, которые принимает, даже если они являются ложными, и что все его познания и рассуждения укрепляют его принципы; так как неисчислимые рассуждения, направленные на их поддержку, представляются его разуму, и таким образом он утверждается в том, что является ложным. Поэтому человек, принимающий за принцип не верить ни во что, пока он не увидит и не поймет этого, никогда не сможет поверить, потому что духовные и небесные предметы нельзя увидеть глазами, или постигнуть воображением. Но истинный порядок для человека состоит в том, чтобы быть мудрым от Господа, то есть из Его Слова, и тогда следует все остальное, и он просвещается даже в вопросах рациональности и науки. Ибо никому не запрещается изучать науки, так как они полезны для жизни и доставляют удовольствие; и ни в коем случае человеку верующему не запрещается мыслить и говорить, как это делают ученые в мире, но он должен исходить из принципа – верить в Слово Господа и подтверждать истины духовные и небесные истинами природными, используя настолько, насколько это возможно терминологию ученого мира. Таким образом, его отправной точкой должен быть Господь, а не он сам; ибо первое есть жизнь, а последнее – смерть. 130. У того, кто желает быть мудрым от мира, его "сад" наполнен чувственностью и наукой; его "Эдем" – это любовь к се6е и к миру; его "восток" – это запад или он сам; его река "Евфрат" – это его знания, которые осуждены; его вторая река, текущая к "Ассуру" – это его безумные рассуждения, от которых происходят неправды; его третья река, текущая к "Эфиопии" – его принципы зла и лжи, оттуда происходящие, которыми являются познания его веры; его четвертая река – это мудрость, происходящая отсюда, которая в Слове названа "волшебством" (магией). Поэтому "Египет" – означающий науку – после того, как знание стало магическим, означает такого человека, ибо, как может быть видно из Слова, он желает быть мудрым от себя. О таком человеке говорится у Иезекииля: Так говорит Господь Сущий: «Вот, Я - на тебя, фараон, царь Египетский, большое чудовище, который, лежа среди рек своих, говоришь: «моя река, и я создал ее для себя». И сделается земля Египетская пустынею и степью, и узнают, что Я есть Сущий». Так как он говорит: «моя река, и я создал ее» (Иез. 29:3, 9). Такие люди также названы "деревьями Эдема в аду" тем же самым пророком, когда он говорит о фараоне, или о Египте, в следующих словах: Шумом падения его Я привел в трепет народы, когда низвел его в преисподнюю, к отшедшим в могилу, и обрадовались в преисподней стране все дерева Едема; Итак которому из дерев Едемских равнялся ты в славе и величии? Но теперь наравне с деревами Едемскими ты будешь низведен в преисподнюю, будешь лежать среди необрезанных, с пораженными мечом. Это фараон и все множество народа его (Иез. 31:16, 18). Здесь "дерева Эдема" означают науку и знания, извлеченные из Слова и профанированные рассуждениями. БЫТИЕ 2:18-25 18. И сказал Сущий Бог: не хорошо быть человеку одному; Я соделаю ему помощника, соответствующего ему. 19. Сущий Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. 20. И нарек человек имена всем животным и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. 21. И навел Сущий Бог на человека глубокий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотью. 22. И ребро, которое Сущий Бог взял у человека, Он восстановил в женщину, и привел ее к человеку. 23. И сказал человек: вот, теперь это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. 24. Потому оставит муж отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть. 25. И были оба наги, человек и жена его, и не стыдились.
СОДЕРЖАНИЕ 131. Говорится о потомстве Древнейшей Церкви, которое имело склонность к своей соби. 132. Поскольку человек таков, что не довольствуется быть веденным Господом и желает вести себя по-своему и по миру, то есть по своей соби, то здесь речь идет о соби, дарованной ему (стих 18). 133. Сначала ему было даровано различать чувства добра и познания истины, которыми его наделил Господь; но все же он желает своей соби (стихи 19, 20). 134. Поэтому он был введен в состояние своей соби, и собь, дарованная ему, описана ребром, возведенным в женщину (стихи с 21 по 23). 135. Затем говорится о том, как небесная и духовная жизнь была присоединена к соби человека, так что эта жизнь и жизнь соби представлялись как одно (стих 24). 136. Также говорится о том, что в эту собь была введена невинность от Господа, чтобы она могла быть не столь неприятной (стих 25). Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.034 сек.) |