|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Внутренний смысл. 241. Древнейшие люди, которые были небесными, обладали такой природой, что, взирая на объекты, находящиеся в мире или на земле241. Древнейшие люди, которые были небесными, обладали такой природой, что, взирая на объекты, находящиеся в мире или на земле, они размышляли о небесных и Божественных предметах, которые означали и прообразовали видимые ими объекты. Их зрение было только инструментом, и, следовательно, такова была их речь. Каждый может знать по собственному опыту, как это было; ибо, если он внимательно следит за значением слов говорящего, то хотя он и слышит слова, но как бы не слышит их, воспринимая только смысл. Тот же, кто мыслит еще глубже, не обращает внимания даже на смысл слов, но воспринимает более универсальное в смысле. Однако потомки Древнейшей Церкви, о которых здесь говорится, не были подобны своим отцам, поскольку, когда они взирали на мирские и земные объекты, они любили их и сосредотачивали на них свои мысли. Они размышляли сначала о них, а затем о предметах небесных и Божественных. Таким образом, чувственность стала для них главной, а не просто инструментом, как была для их отцов. Когда же мирское и земное становится главенствующим, тогда от этого люди рассуждают о предметах небесных, таким образом, впадают в слепоту. Как это происходит, каждый может знать из собственного опыта; поскольку тот, кто обращает внимание на слова говорящего, а не на смысл слов, улавливает очень мало смысла, но еще менее смысла универсального, и иногда судит обо всем, что говорит человек, по одному слову, или даже по грамматическим особенностям. 242. [Стих 14] И сказал Сущий Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты более всякого животного и более всякого зверям полевого; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей. "И сказал Сущий Бог змею" означает их осознание того, что их чувственность стала причиной (их падения). "Проклят ты более всякого животного и более всякого зверям полевого" означает, что их чувственность отвратилась от небесного и обратилась к плотскому, таким образом, прокляла себя. "Животным" и "зверем полевым" здесь, как и ранее, означаются чувства. "Будешь ходить на чреве твоем" означает, что их чувственность более не могла взирать вверх к небесному, но только вниз, к плотскому и земному. "Будешь есть прах во все дни жизни твоей" означает, что их чувственность стала таковой, что могла жить только плотским и земным, то есть стала адской. 243. В древнейших небесных людях чувственность была такова, что подчинялась и служила внутреннему человеку, и в этом была её задача. Но после того, как люди стали себялюбивы, они поставили чувственные способности выше внутреннего человека, поэтому чувственность отделилась, стала плотской и была осуждена. 244. "И сказал Сущий Бог змею" означает осознание того, что их чувственность стала причиной (их падения). Это уже было показано выше, поэтому нет необходимости здесь останавливаться на этих словах. 245. "Он сказал змею: за то, что ты сделал это, проклят ты более всякого животного и более всякого зверям полевого" означает, что их чувственность отвратилась от небесного и обратилась к плотскому, таким образом, прокляла себя. Это можно ясно видеть из внутреннего смысла Слова. Сущий Бог или Господь никогда никого не проклинает, никогда ни на кого не гневается, никогда никого не вводит в искушение, никогда не наказывает и еще менее кого-либо проклинает. Все это совершает адское сонмище, ибо такие действия никогда не могут исходить от источника милосердия, мира и доброты. Причина, по которой здесь и в других местах Слова говорится, что Сущий Бог не только отвращает Свое лицо, гневается, наказывает, искушает, но также убивает и даже проклинает, состоит в том, чтобы люди верили, что Господь управляет и располагает всем во вселенной, даже злом, наказаниями и искушениями. Усвоив это наиболее общее понятие, они могут узнать, как Он управляет и располагает всем, обращая зло наказания и искушения в добро. Процесс обучения и изучения Слова должен начинаться с наиболее общих понятий; поэтому буквальный смысл полон таких понятий. 246. Что "животное и полевой зверь" означают чувства, ясно видно из сказанного в п. 45, 46. К этому позвольте прибавить следующий отрывок из Давида: Ты, Боже, орошаешь дождем благоволения наследие Твое, Ты укрепляешь его; зверь будет обитать в нем (Пс. 67:10, 11). "Зверем" здесь также означается чувство добра, поскольку сказано, что он будет "обитать в наследии Бога". Здесь, а также в главе 2: 19, 20 упоминается о "животном и полевом звере", тогда как в главе 1: 24, 25 говорится о "животном и земном звере", причина заключается в том, что в данном отрывке говорится о Церкви или о возрожденном человеке, тогда как в первой главе описывается время, когда Церковь еще не существовала, то есть когда человек только должен был возродиться; так как слово "поле" употребляется по отношению к Церкви, то есть к человеку возрожденному. 247. "Змей, который будет ходить на чреве" означает, что их чувственность не может больше взирать вверх к небесному, но только вниз к плотскому и мирскому. Это ясно из того, что в древние времена "чревом" означалось то, что ближе всего к земле; "грудью" – то, что над землей; а "головой" – то, что является самым высшим. Здесь говорится, что чувственность, которая сама по себе является низшей частью человеческой природы, "должна ходить на чреве", потому что она обращена к земному. То же означалось в Иудейской Церкви склонением чрева до земли и посыпанием головы прахом. Так у Давида: Для чего скрываешь лице Твое, забываешь скорбь нашу и угнетение наше? Ибо душа наша унижена до праха, утроба наша прильнула к земле. Восстань на помощь нам и избавь нас ради милости Твоей (Пс. 43:25-27), где также видно, что когда человек отвращается от лица Сущего, он "приближается утробой к пыли и к земле". У Ионы также "чревом" большой рыбы, в которое он был ввергнут, означается низшие слои земли, что видно из его пророчества: Из чрева ада я возопил, и Ты услышал голос мой (Иона 2:2). Здесь "ад" означает низшую землю. 248. Поэтому, когда человек взирал к небесному, то о нем говорили, что "ходит прямо" и "смотрит вверх" или "вперед", что одно и тоже; но когда он взирал к плотскому и земному, то говорили, что "нагибается к земле" и "смотрит вниз" или "назад". Так в Левите говорится: Я Господь Бог ваш, Который вывел вас из земли Египетской, чтоб вы не были там рабами, и сокрушил узы ярма вашего, и повел вас с поднятою головою (Лев. 26:13). У Михея: Бедствие, которого вы не свергнете с шеи вашей, и не будете ходить, выпрямившись (Мих. 2:3). У Иеремии: Тяжко согрешил Иерусалим, за то и сделался отвратительным; все, прославлявшие его, смотрят на него с презрением; и сам он отворачивается назад. Свыше послал Он огонь в кости мои, и он овладел ими; опрокинул меня, сделал меня бедным и томящимся всякий день (Плач. 1:8, 13). И у Исаии: Сущий, Искупитель твой, мудрецов обращает назад и знание их делает глупостью(Исаия 44:24, 25).
249. "Есть прах во все дни жизни" означает, что их чувственность стал такой, что могла жить только плотским и земным, то есть, что она стала адской. Это видно также из значения "праха" в Слове; как у Михея: Паси народ Твой жезлом Твоим, как во дни древние! Увидят это племена и устыдятся при всем могуществе своем, будут лизать прах как змея, как черви земные выползут они из укреплений своих (Мих. 7:14, 16, 17). "Дни древности" означают Древнейшую Церковь; "племена" – это те, кто верят в свою собь, о них говорится", что они будут лизать прах подобно змее". У Давида: Падут пред ним варвары, и враги его будут лизать прах (Пс. 71:9). "Варвары" и "враги" означают тех, кто взирает только на земное и мирское. У Исаии: А для змея прах будет пищею (Ис. 65:25). Поскольку "прах" означал тех, кто не принимал во внимание духовное и небесное, а только плотское и земное, то Господь повелел Своим ученикам "отрясти прах с ног", если город или дом, в который они войдут, не достойны (Мф. 10:14). Что "прах" означает осужденное и адское, будет показано далее в стихе 19. 250. [Стих 15] И вражду положу между тобою и между женщиной, и между семенем твоим и между семенем ее; Он раздавит голову твою, а ты ужалишь Его в пяту. В наши дни всем известно, что это есть первое пророчество о пришествии Господа в мир; это ясно видно из самих слов. Поэтому из них, а также из пророков, иудеи знали, что должен прийти Мессия. Однако до сих пор никому не было известно, что в частности понимается под "змеем", "женщиной", "семенем змея", "семенем женщины", под "головой змея, которая будет поражена " и под "пятой, которую змей ужалит". Следовательно, это нужно объяснить. "Змеей" здесь означает в общем всякое зло, а в частности – любовь к себе, "женщина" означает Церковь, "семя змея" – всякое отсутствие веры, "семя женщины" – вера в Господа, "Он" есть Сам Господь, "голова змея" – это господство зла вообще, и любви к себе в частности. "Раздавить" значит принизить, чтобы он "ходил на чреве и ел прах"; "пята" означает низшее природное (плотское) начало, которое змей должен "ужалить". 251. "Змей" означает всякое зло вообще, и любовь к себе в частности, потому что всякое зло происходит от чувственности, а также от научных знаний, которые раньше означались "змеем". Поэтому здесь он означает зло всякого рода, и в частности любовь к себе или ненависть к ближнему и к Господу, что то же самое. Поскольку это зло, или ненависть, разнообразно и состоит из многих родов и еще более многочисленных видов, то в Слове оно описывается различными видами змей, такими как "ядовитые змеи", "василиски", "аспиды", "гадюки", "огненные змеи", "летучие и ползучие змеи", "ехидны" по различию яда, представляющего ненависть. Так у Исаии: Не радуйся, земля Филистимская, что сокрушен жезл, который поражал тебя, ибо из корня змеиного выйдет аспид, и плодом его будет летучий змей (Ис. 14:29). "Корень змеиный" означает чувственное и научное начало; "аспид" означает зло, происходящее от лжи; "летучий змей" означает похоти, происходящие от любви к себе. У того же пророка подобное описано следующим образом: Высиживают змеиные яйца и ткут паутину; кто поест яиц их, - умрет, а если раздавит, - выползет ехидна (Ис. 59:5). Змей, описанный здесь в книге Бытия, назван в Откровении "большим рыжим драконом" и "древним змеем", а также "дьяволом и сатаной", обольщающим весь мир (Откровение 12:3, 9; 20:2). Здесь и в других местах под "дьяволом" не понимается никакой отдельный дьявол, главенствующий над другими, но все сонмище злых духов и само зло. 252. Что под "женщиной" понимается Церковь, ясно из сказанного выше о небесном супружестве (п. 155). Природа небесного супружества такова, что небо, и следовательно Церковь, соединена с Господом через собь, так что это единство содержится в соби, поэтому без соби не было бы соединения. Когда Господь по Своему милосердию вводит в эту собь невинность, мир и добро, она, хотя и представляется собью, но становится небесной и благословенной (п. 164). Невозможно описать, какова собь небесная и ангельская, исходящая от Господа, и какова собь адская и дьявольская, происходящая от человека. Между ними такая же разница, как между небом и адом. 253. На основании небесной и ангельской соби Церковь названа в Слове "женщиной", а также "женой", "невестой", "девой" и "дочерью". Она названа "женщиной" в Откровении: Женщина, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд. Дракон начал преследовать женщину, которая родила младенца мужеского пола (Откр. 12:1, 4-13). В этом отрывке под "женщиной" понимается Церковь, под "солнцем" понимается любовь; под "луной" – вера; под "звездами" – истины веры, как говорилось прежде. Все это злые духи ненавидят и преследуют, как только могут. Церковь названа "женщиной", а также "женой" у Исаии: Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф - имя Его; и Искупитель твой - Святый Израилев: Богом всей земли назовется Он. Ибо как женщину, оставленную и скорбящую духом, призывает тебя Господь, и как жену юности (Ис. 54:5, 6). Здесь "Творец" назван также "мужем", потому что говорится в то же время о соби; "женщина скорбящая" и "жена юности" означают в частности Древнюю и Древнейшую Церкви. Также у Малахии: Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей (Мал. 2:14). Церковь названа "женой" и "невестой" в Откровении: И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. Пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца (Откр. 21:2, 9). Везде у пророков Церковь названа "девой" и "дочерью". 254. Под "семенем змея" понимается всякое неверие, это ясно из того, что "змей" означает всякое зло. "Семя" есть то, что производит и производится, или что зарождает и рождается; и поскольку здесь говорится о Церкви, "семя" означает отсутствие веры. У Исаии, где говорится об извращенной Иудейской Церкви, оно названо "семенем злодеев", "семенем блуда", "семенем лжи": Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, семя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святого Израилева, - повернулись назад (Ис. 1:4). Также: Приблизьтесь сюда вы, сыновья чародейки, семя прелюбодея и блудницы! Не дети ли вы преступления, семя лжи (Исаия 57:3, 4). Также: А ты повержен вне гробницы своей, как презренная ветвь, ибо ты разорил землю твою, убил народ твой: во веки не помянется семя злодеев (Ис. 14:19, 20). Это говорится о "змее" или "драконе", который назван в этой главе Люцифером. 255. Что "семя женщины" означает веру в Господа, ясно из того, что "женщина" означает Церковь, чье "семя" является верой, ибо по вере в Господа Церковь называется Церковью. У Малахии вера названа "семенем от Бога": Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей. Но не сделал ли того же один, и в нем пребывал превосходный дух? что же сделал этот один? он желал получить семя от Бога. Итак берегите дух ваш, и никто не поступай вероломно против жены юности своей (Мал. 2:14, 15). В этом отрывке "жена юности" есть Древняя и Древнейшая Церковь, о "семени" (или о вере) которой говорит пророк. У Исаии: Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; изолью дух Мой на семя твое и благословение Мое на потомков твоих (Ис. 44:3). Это также относится к Церкви. В Откровении: И рассвирепел дракон на женщину, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа (Откровение 12:17). И у Давида: "Я поставил завет с избранным Моим, клялся Давиду, рабу Моему: навек утвержу семя твое, в род и род устрою престол твой". И продолжу вовек семя его, и престол его - как дни неба. Семя его пребудет вечно, и престол его, как солнце, предо Мною (Пс. 89:4, 5, 30, 37). Здесь под "Давидом" понимается Господь; под "престолом" – Его царство; под "солнцем" – любовь; а под "семенем" – вера. 256. Не только вера, но также и сам Господь назван "семенем женщины", поскольку Он один дарует веру, таким образом, является самой верой, и поскольку Ему было угодно родиться в Церкви, которая совершенно погрузилась в адскую и дьявольскую собь через любовь к себе и к миру, чтобы Божественным могуществом в Своей человеческой сущности соединить Божественную небесную собь с собью человеческой, так чтобы они составляли в Нем одно; ибо без этого соединения мир совершенно бы погиб. Поскольку Господь, таким образом, является семенем женщины, то говорится "Он", а не "оно". 257. Под "головой змея" понимается господство зла вообще, и любви к себе в частности, это ясно из его природы, которая столь ужасна, что не только ищет господства, но желает господствовать над всем земным; и даже не удовлетворяется этим, но стремится управлять всем небесным. Но и этого для него недостаточно, оно желает властвовать над Самим Господом, и даже тогда не будет удовлетворено. Это скрывается в каждой искре любви к себе. Если бы ей попустить и освободить её от уз, она тотчас бы вырвалась и разрослась бы до предела. Из этого ясно, как "змей" или зло любви к себе желает господствовать, и насколько оно ненавидит всех, над которыми властвовать ему не удается. Такова "голова змея", которая возносится, и которую Господь "прижимает" к земле, чтобы он "ходил на чреве своем и ел прах", как сказано в предыдущем стихе. Подобным образом описан "змей" или "дракон", называемый "Люцифером", у Исаии: А говорил в сердце своем: `взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему'. Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней (Ис. 14:12-15). "Змей" или "дракон" также описан в Откровении: Вот, большой рыжий дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим. И низвержен был великий дракон, низвержен на землю (Откр. 12:3, 9). Там он описан возносящим голову. У Давида: Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Жезл силы Твоей пошлет Господь с Сиона: господствуй среди врагов Твоих. Совершит суд над народами, наполнит землю трупами, сокрушит голову в земле обширной. Из потока на пути будет пить, и потому вознесет главу (Пс. 109:1, 2, 6, 7). 258. Что "попрать" или "раздавить" означает принизить, чтобы заставить "ходить на чреве и есть прах", теперь ясно видно из этого и предыдущего стихов. Подобное встречается у Исаии: Господь Бог есть твердыня вечная: Он ниспроверг живших на высоте, высоко стоявший город; поверг его, поверг на землю, бросил его в прах. Нога попирает его, ноги бедного, стопы нищих (Ис. 26:4-6). Также: Он с силою повергает его на землю. Ногами попирается венок гордости пьяных Ефремлян. (Исаия 28:2, 3).
259. Нельзя знать, что "пят" означает самое низкое природное, или плотское, если не знать, как древнейшие люди рассматривали различные органы в человеке. Они относили его небесное и духовное к голове и к лицу; от них исходящее (милосердие и милость) – к груди; природное – к ногам; низшее природное – к ступням ног; а самое низкое природное и плотское – к пяте; при этом они не только их относили к этим частям, но и так их называли. Низшие начала рассудка, то есть научные знания, были таким же образом обозначены в пророчестве Иакова о Дане: Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим пяту коня, так что всадник его упадет назад (Быт. 49:17). Также у Давида: Беззаконие пят моих окружило меня (Пс. 48:5). То же относится к Иакову, когда он, выходя из чрева, держался за пяту Исава, поэтому он и был назван Иаковом (Быт. 25:26). Имя "Иаков" происходит от слова, означающего "пяту", потому что Иудейская Церковь, означенная "Иаковом", повредила пяту. Змей может повредить только самые низкие природные начала, но не может повредить, если только это не разновидность гадюки, внутренние природные начала в человеке, а еще менее его духовные начала, и менее всего небесные, которые Господь оберегает и хранит в человеке без его ведома. То, что сохраняется Господом, в Слове называется "остатком". По Божественному милосердию Господа впоследствии будет показано, как через чувственность и любовь к себе змей разрушил эти низшие природные начала у людей до потопа; и как он уничтожил их у евреев чувственностью, обычаями, мелочностью, а также любовью к себе и к миру; и как в наши дни он разрушил и продолжает разрушать их чувственными суждениями, научностью, философией и той же любовью к себе к миру. 260. Из сказанного ясно, что было открыто Церкви о том времени, когда Господь придет в мир, чтобы их спасти. 261. [Стих 16] Женщине сказал: умножая умножу скорбь твою при зачатии твоем; в болезни будешь рождать сыновей; и мужу твоему будешь подчиняться, и он будет господствовать над тобою. "Женщиной" теперь означается Церковь в отношении соби, которую она любила. "Умножая умножу скорбь твою" означает битву и мучения, оттуда происходящие. "Зачатие" означает всякую мысль. "Сыновьями", которые будут рождаться в болезни, означаются истины, которые она произведет. "Муж", здесь как прежде, означает рассудок, которому она будет повиноваться, и который будет властвовать. 262. Что "женщина" означает Церковь, было показано прежде, но здесь она означает Церковь, развращенную собью, которая прежде тоже означалась "женщиной", потому что говорилось о потомстве Древнейшей Церкви, которое развратилось. 263. Когда чувственность отвращается или проклинает себя, то злые духи начинают бороться, ангелы же, пребывающие с человеком, страдают. По этой причине такая битва описана умножением скорби при зачатии и рождении сыновей, то есть в отношении мыслей и производства истины. 264. "Зачатие и рождение сыновей" в Слове принимается только в духовном смысле, а именно, "зачатие" означает мысли и склонности сердца, а "сыновья" – истины. Это также видно у Осии: У Ефремлян, как птица улетит слава: ни рождения, ни беременности, ни зачатия не будет. А хотя бы они и воспитали детей своих, отниму их; ибо горе им, когда удалюсь от них! (Ос. 9:11, 12), где "Ефрем" означает разумных, то есть разумеющих истину; а "сыновья" – сами истины. Подобное говорится о Ефреме в других местах, как об умных, которые стали неразумными: Муки родильницы постигнут его; он - сын неразумный, иначе не стоял бы долго в положении рождающихся детей (Ос. 13:13). И у Исаии: Устыдись, Сидон; ибо вот что говорит море, крепость морская: `как бы ни мучилась я родами и ни рождала, и ни воспитывала юношей, ни возращала девиц'. Когда весть дойдет до Египтян, содрогнутся они, услышав о Тире (Ис. 23:4, 5), где "Сидон" означает тех, которые пребывали в познаниях веры, но разрушили их научными знаниями, и таким образом стали бесплодными. [2] У того же пророка: Еще не мучилась родами, а родила; прежде нежели наступили боли ее, разрешилась сыном. Кто слыхал таковое? кто видал подобное этому? возникала ли страна в один день? рождался ли народ в один раз, как Сион, едва начал родами мучиться, родил сынов своих? Доведу ли Я до родов, и не дам родить? говорит Господь. Или, давая силу родить, заключу ли утробу? говорит Бог твой (Ис. 66:7-9). Это относится к возрождению, "сыновья" также означают истины веры. Поскольку добро и истины зачаты и рождены от небесного супружества, то они названы Господом "сыновьями" у Матфея: Сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; доброе семя, это сыны Царствия (Мф. 13:37, 38). Добро и истины спасающей веры названы "сынами Авраама" у Иоанна 8:39; так как "семя" означает веру (п. 255). Поэтому "сыновья", как воплощение "семени", суть добро и истины веры. Вот почему Господь, Сам будучи семенем, называл Себя "Сыном Человеческим", то есть верой Церкви. 265. Что "муж" означает рассудок, ясно из стиха 6 этой главы, в котором говорится, что женщина дала мужу своему, и он ел, чем означается его согласие. То же ясно из сказанного в п. 158, где под "мужем" понимается мудрый и разумный. Однако здесь "муж" означает рассудок, поскольку мудрость и разум были утрачены после вкушения от дерева познания, и ничего иного не оставалось, ибо рассудок подражает разуму, являясь его подобием. 266. Поскольку всякий закон и всякая заповедь исходят от небесного и духовного, как от своего истинного начала, следовательно, и этот закон о супружестве, который требует от жены, действующей не от разума, как её муж, а от желания, принадлежащего соби, подчиняться его благоразумию. 267. [Стих 17] Человеку же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей. "Человек, послушавший голоса жены своей" означает согласие мужа или рассудка; и поскольку рассудок согласился, то также отвратился, то есть проклял себя, и следовательно всего внешнего человека; это понимается под словами "проклята земля за тебя". Что в будущем его состояние будет жалким, обозначено словами "со скорбью будешь питаться от неё"; "во все дни жизни" значит до конца этой Церкви. 268. Что "земля" означает внешнего человека, ясно из того, что прежде было сказано о "земле*", о "почве**" и о "поле". Когда человек возрожден, он больше не называется просто "землей", но "почвой" (засеянной землей), потому что в нем посеяно небесное семя; он также сравнивается с такой "землей" и называется "землей" в различных местах Слова. Семена добра и истины посеяны во внешнем человеке, то есть в его чувствах и в памяти, а не во внутреннем человеке, потому что во внутреннем человеке нет ничего, принадлежащего соби, но все это находится во внешнем человеке. Во внутреннем человеке пребывают добро и истины, когда же их более в нем не видно, человек является внешним или плотским. Однако они сохраняются Господом во внутреннем человеке, и он о них ничего не знает, поскольку они не проявляются до тех пор, пока внешний человек, так сказать, не умрет, что обычно случается во время искушений, бед, болезней и в час смерти. Рассудок также принадлежит внешнему человеку (п. 118), и сам по себе является своего рода посредником между внутренним человеком и внешним; так как внутренний человек через рассудок воздействует на плотского внешнего. Но когда рассудок дает согласие, то он отделяет внешнего человека от внутреннего, так что больше не известно, существует ли вообще внутренний человек, а следовательно разум и мудрость, принадлежащие внутреннему. 269. Сущий Бог, или Господь, не проклял землю, то есть внешнего человека, но внешний человек отвратился, то есть сам отделился от внутреннего, и таким образом проклял себя. Это ясно из сказанного прежде (п. 245). 270. "Питаться от земли с великой скорбью" означает жалкое состояние жизни, что видно из предыдущего и последующего, а также из того, что "питаться" во внутреннем смысле значит жить. Это также ясно из того, что такое состояние жизни возникает, когда злые духи начинают бороться, ангелы же, пребывающие с человеком, мучаются. Состояние жизни становится еще более жалким, когда злые духи начинают господствовать; поскольку они тогда управляют внешним человеком, ангелы же только внутренним человеком, от которого остается так немного, что они едва что-либо могут найти, чтобы защитить человека; отсюда возникает страдание и тревога. Мертвые люди редко ощущают такое страдание и тревогу, потому что они уже не являются людьми, хотя и считают себя людьми более других; ибо они не больше животных знают о духовном и небесном, или о вечной жизни. Подобно животным они устремляют взоры вниз к земному, или вовне к мирскому; они почитают только свою собь и потакают своим наклонностям и чувствам при полном согласии рассудка. Будучи мертвыми, они не выдержали бы никакой духовной борьбы или искушения, подвергаясь им, они пали бы под их тяжестью и еще более прокляли бы себя, и глубже ввергли бы себя в адские муки. Вот почему они избавляются от этого до прихода в другую жизнь, где они уже не могут умереть в результате искушения или страдания, они испытывают тяжелейшие страдания, которые также означаются словами: "проклята земля, и со скорбью будешь питаться от нее". 271 "Во все дни жизни твоей" означает последние дни Церкви, это ясно потому, что здесь говорится не об отдельном человеке, но о Церкви и о ее состоянии. Последними днями этой Церкви было время потопа. 272. [Стих 18] Терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою. "Терния и волчцы" означают проклятие и опустошение; "питаться полевою травою" значит жить как дикое животное. Человек живет как дикое животное, когда его внутренний человек настолько отделен от его внешнего человека, что воздействует на него только самым общим способом. Ибо человека делает человеком то, что исходит от Господа через его внутреннего человека, а животным делает то, что исходит от внешнего человека, который, отделившись от внутреннего, сам по себе является ничем иным, как диким животным, имея подобную природу, желания, потребности, иллюзии и ощущения, а также подобные органы. Однако если он может рассуждать и, как ему кажется, искусно, то это от духовной сущности, через которую он получает наитие жизни от Господа; но у такого человека она извращена и становится жизнью зла, которая является смертью. Поэтому он назван мертвым человеком. 273. Что "терн и волчец" означают проклятие и опустошение, ясно из того, что "жатва" и "плодовое дерево" означают противоположное, а именно, благословение и размножение. Что "терн", "волчец", "колючий кустарник", "ежевика" и "крапива" имеют такое значение, ясно видно из Слова, как у Осии: Ибо вот, они уйдут по причине опустошения; Египет соберет их, Мемфис похоронит их; драгоценностями их из серебра завладеет крапива, колючий терн будет в шатрах их (Ос. 9:6). Здесь "Египет" и "Мемфис" означает тех, которые стремятся понимать Божественные предметы, полагаясь на себя и свои научные знания. У того же пророка: И истреблены будут высоты Авена, грех Израиля; терние и волчцы вырастут на жертвенниках их (Ос. 10:8). Здесь "высоты Авена" означают любовь к себе; а "терние и волчцы на жертвенниках" – профанацию. У Исаии: Будут бить себя в грудь о прекрасных полях, о виноградной лозе плодовитой. На земле народа моего будут расти терны и волчцы (Ис. 32:12, 13). У Иезекииля: И не будет он впредь для дома Израилева колючим терном и причиняющим боль волчцом, более всех соседей (Иезекииль 28:24). 274. "Питаться полевой травой", или диким кормом, значит жить как дикое животное. Это ясно из сказанного о Навуходоносоре у Даниила: Обитание твое будет с полевыми зверями; травою будут кормить тебя, как вола, росою небесною ты будешь орошаем, и семь времен пройдут над тобою (Дан. 4:25). И у Исаии: Разве не слышал ты, что Я издавна сделал это, в древние дни предначертал это, а ныне выполнил тем, что ты опустошаешь крепкие города, превращая их в груды развалин? И жители их сделались маломощны, трепещут и остаются в стыде; они стали как трава на поле и нежная зелень, как поросль на крышах и опаленный хлеб, прежде нежели выколосился (Ис. 37:26, 27). Здесь объясняется, что означает "трава на поле", "нежная зелень", "поросль на крышах" и "опаленная жатва", поскольку здесь говорится о времени до потопа, которое понимается под словами "издавна" и "дни древние". 275. [Стих 19] В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься. "В поте лица есть хлеб" значит испытывать отвращение к небесному; "возвратиться в землю, из которой взят" значит возвратиться к внешнему человеку, каким он был до возрождения; "ибо прах ты и в прах возвратишься" означает, что он является осужденным и адским. 276. "В поте лица есть хлеб" значит испытывать отвращение к небесному, это ясно из значения "хлеба". Под "хлебом" понимается все духовное и небесное, что является ангельской пищей, без которой они не смогли бы жить, как люди не могут жить без хлеба или пищи. Небесное и духовное на небе соответствует хлебу на земле, а также прообразуется хлебом, как видно из многих мест в Слове. Что Господь есть "хлеб", потому что от Него исходит все небесное и духовное, Сам Он учит у Иоанна: Сей-то есть хлеб, сошедший с небес. Ядущий хлеб сей жить будет вовек (Ин. 6:58). Вот почему хлеб и вино являются символами на Святой Вечере. Это небесное было также представлено манной. Что небесное и духовное составляет пищу ангелов, ясно из слов Господа: Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф. 4:4), то есть жизнью Господней, которая есть источник всего небесного и духовного. [2] Последнее поколение Древнейшей Церкви, которое существовало непосредственно перед потопом, и о котором здесь идет речь, было настолько развращено и погружено в чувственное и плотское, что они не желали даже слышать о том, что такое истина веры, ни о том, что Господь должен прийти и спасти их; если о таких предметах и упоминалось, то они отвращались от них. Такое сильное отвращение описано словами "в поте лица есть хлеб". Подобное произошло с евреями, поскольку они не признавали существования небесных предметов и желали только мирского Мессию, не могли сдерживать чувство отвращения к манне, ибо она была прообразом Господа, они называли её "негодной пищей", поэтому на них были насланы змеи (Чис. 21:5, 6). Кроме того, небесное, получаемое ими в несчастьях и в страданиях, когда они были в слезах, они называли "хлебом печали", "хлебом горя" и "хлебом слез". В данном стихе то, что принималось с отвращением, названо "хлебом пота лица". 277. Таков внутренний смысл. Полагающиеся же на буквальный смысл понимают только то, что человек должен добывать для себя хлеб из земли тяжелым трудом, то есть в поте лица. Однако здесь "человек" означает не какого-то одного человек, а Древнейшую Церковь; также "земля", "хлеб" и "сад" не означают землю, хлеб и сад, но небесные и духовные предметы, как было показано в достаточной мере. 278. "Возвратиться в землю, из которой взят" означает, что Церковь вернется к внешнему человеку, каким он был до возрождения; это ясно из того, что "земля" означает внешнего человека, как было сказано прежде. "Прах" означает осужденное и адское, что также ясно из сказанного о змее, который должен "есть прах", потому что проклят. В дополнение к тому, что было показано о значении "праха", можно привести следующие места из Давида: Преклонятся пред Ним все нисходящие в прах и не могущие сохранить жизни своей (Пс. 21:30). И в другом месте: Скроешь лице Твое - мятутся, отнимешь дух их - умирают и в прах свой возвращаются (Пс. 103:29), это значит, что, отвращаясь от лица Господа, люди испускают дух или умирают, таким образом "возвращаются в прах", то есть становятся осужденными и адскими. 279. Все эти стихи по порядку заключают в себе следующее: чувственное начало отвратилось от небесного (стих 14). Господь должен прийти в мир, чтобы их соединить (стих 15). Поскольку внешний человек отвратился, возникла борьба (стих 16). Это привело к страданию, (стих 17); осуждению (стих 18); и к аду (стих 19). Все это следовало в Церкви, с четвертого поколения до потопа. БЫТИЕ 3:20-24 20. И нарек человек имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих. 21. И сделал Сущий Бог человеку и жене его одежды кожаные и одел их. 22. И сказал Сущий Бог: вот, человек стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизней, и не вкусил, и не стал жить вечно. 23. И выслал его Сущий Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. 24. И изгнал человека, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный вращающийся меч, чтобы охранять путь к дереву жизней. СОДЕРЖАНИЕ 280. Здесь кратко говорится о Древнейшей Церкви, и о тех, которые отпали; а также о её потомстве до потопа, когда она подошла к своему концу. 281. О Древнейшей Церкви, которая была небесной, и от жизни веры в Господа была названа "Евой" и "матерью всех живущих" (стих 20). 282. О первом поколении её потомков, в которых было небесно-духовное добро; о втором и третьем поколениях, в которых было добро природное, обозначенное "одеждами кожаными, которые Сущий Бог сделал человеку и его жене" (стих 21). 283. О четвертом поколении, которое стало утрачивать природное добро; и если бы такие люди были бы возрождены или наставлены в небесных вопросах веры, то совершенно погибли бы, что понимается под словами "как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизней, и не вкусил, и не стал жить вечно" (стих 22). 284. О пятом поколении, которое было лишено всякого добра и истины, и приведено к состоянию, в котором они пребывали до возрождения, что понимается под высыланием человека "из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он был взят" (стих 23). 285. О шестом и седьмом поколениях, когда люди лишились всяких познаний о добре и об истине, и были предоставлены своим грязным похотям и убеждениям; по провидению было предусмотрено, чтобы они не осквернили святыни веры, что означается их изгнанием и установлением Херувима с пламенным мечем, чтобы охранять путь к дереву жизней" (стих 24). Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.022 сек.) |