|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Внутренний смысл. 337. Поскольку в этой главе говорится об упадке Древнейшей Церкви, или о фальсификации ее учения, следовательно337. Поскольку в этой главе говорится об упадке Древнейшей Церкви, или о фальсификации ее учения, следовательно, о ее ересях и сектах, понимаемых под именами Каина и его потомков, то нужно заметить, что невозможно понять, как было фальсифицировано учение, или какова была природа ересей и сект этой Церкви, не зная природы истинной Церкви. Выше много говорилось о Древнейшей Церкви и указывалось, что она была небесной и не признавала иной веры, кроме той, которая исходила от любви к Господу и к ближнему. Через эту любовь они имели веру от Господа, или перцепцию всего, принадлежащего вере; поэтому они не желали упоминать о вере, чтобы не отделять её от любви, как было показано выше (п. 200, 203). [2] Таков небесный человек, и таким он описан прообразами у Давида, где о Господе говорится как о царе, и о небесном человеке – как о сыне царя: Даруй царю Твой суд и сыну царя Твою правду, да принесут горы мир людям и холмы правду; и будут бояться Тебя, доколе пребудут солнце и луна, в роды родов. Во дни его процветет праведник, и будет обилие мира, доколе не престанет луна (Пс. 71:1, 3, 5, 7). "Солнце" означает любовь; "луна" – веру; "горы" и "холмы" – Древнейшую Церковь; "роды родов" означают Церкви после потопа; сказано "доколе не перестанет луна", потому что вера будет любовью. Смотрите также, что сказано у Исаии 30:26. [3] Такова была Древнейшая Церковь, и таково было ее учение. Однако в наши дни все иначе, поскольку теперь вера предшествует милосердию, но через веру Господом даруется милосердие, и тогда милосердие становится во главе. Это следует из того, что учение было фальсифицировано в древнейшие времена, когда люди признавали веру и таким образом отделяли её от любви. Те, которые фальсифицировали учение таким образом, или отделяли веру от любви, то есть признавали одну веру, назывались тогда "Каином"; и такое положение дел считалось тогда большим заблуждением. 338. [Стих 1] Человек познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Сущего. "Адамом и Евой, его женой" означается, как известно, Древнейшая Церковь; ее первым потомком, или первенцем, является вера, которая здесь названа "Каином". Слова "приобрела я человека от Сущего" означают, что у тех, кто назывался "Каином", вера была известна и признавалась как существующая сама по себе. 339. В трех предыдущих главах в достаточной мере было показано, что "человеком и его женой" означалась Древнейшая Церковь, поэтому ясно, что её зачатие и роды были такой же природы. У древнейших людей было общепринято давать имена, и этими именами означать реальные предметы, таким образом выстраивать родословную. Поэтому предметы Церкви соотносятся один с другим таким образом, один зачинает и рождает другого, как в родословии. Вот почему в Слове принято называть то, что принадлежит Церкви "зачатиями", "рождениями", "потомством", "детьми", "младенцами", "сыновьями", "дочерями", "юношами" и так далее. Пророческие части Слова полны таких выражений. 340. Слова "приобрела я человека от Сущего" означают, что у называемых "Каином" вера была известна и признавалась как существующая сама по себе, это ясно из сказанного в начале этой главы. Прежде, они не знали о том, что такое вера, потому что обладали перцепцией всего, происходящего от веры. Но, начав выделять учение веры, они взяли то, что было предметами перцепции, и свели их к учению. Это учение они назвали "я приобрела человека от Сущего", как если бы они обрели что-то новое. Таким образом то, что прежде было начертано в сердце, теперь стало простым знанием. В древние времена люди давали имена всему новому, и таким образом объясняли предметы, соотнося с именами. Так, например, значение имени Измаил объясняется высказыванием "Сущий услышал ее скорбь" (Быт. 16:11); значение имени Рувима – выражением "Сущий призрел на мое бедствие" (Быт. 29:32); Симеона – высказыванием "Сущий услышал что, я менее любима" (Быт. 29:33); Иуды – словами "теперь-то я восхвалю Сущего" (Бытие 29:35). Алтарь, сооруженный Моисеем, был назван "Сущий мое знамя" (Исх. 17:15). Подобным образом учение веры здесь названо "я приобрела человека от Сущего", или "Каина". 341. [Стих 2] И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Второе потомство Церкви есть милосердие, обозначенное "Авелем" и "братом". "Пастырь овец" означает того, кто творит добро милосердия; тогда как "земледелец" означает того, кто лишен милосердия, и поступает по вере, отдельной от любви, которая вовсе не является верой. 342. Что второе потомство Церкви есть милосердие, ясно из того, что Церковь зачинает и рождает ничто иное, как веру и милосердие. То же означается первыми детьми Лии от Иакова. "Рувим" означает веру; "Симеон" – веру в действии; а "Левий" – милосердие (Быт. 29:32, 33, 34). Поэтому также колено Левия получило священство и представляло "пастыря стада". Поскольку милосердие есть второе потомство Церкви, оно названо "братом" и "Авелем". 343. Каждому должно быть ясно, что "пастырем стада" является тот, кто творит добро милосердия, ибо этот образ часто встречается в Слове как Ветхого Завета, так и Нового. Тот, кто ведет и учит, назван "пастырем", те же, кого ведут и поучают, названы "стадом". Тот, кто не ведет к добру милосердия и не учит ему, не есть истинный пастырь; и тот, кто не ведется к добру, и не научается доброму, не является стадом. Едва ли нужно подтверждать цитатами из Слова, что таково значение "пастыря" и "стада"; однако можно привести следующие отрывки. У Исаии: И Он даст дождь на семя твое, которым засеешь поле, и хлеб, плод земли, и он будет обилен и сочен; стада твои в тот день будут пастись на обширных пастбищах (Ис. 30:23). Где "хлеб, плод земли" означает милосердие. Также: Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных (Ис. 40:11). У Давида: Пастырь Израиля! внемли; водящий, как овец, Иосифа, восседающий на Херувимах, яви Себя (Пс. 79:2). У Иеремии: Разорю Я дочь Сиона, красивую и изнеженную. Пастухи со своими стадами придут к ней, раскинут палатки вокруг нее; каждый будет пасти свой участок (Иер. 6:2, 3). У Иезекииля: Так говорит Господь Бог: умножу их людьми как стадо. Как много бывает жертвенных овец в Иерусалиме во время праздников его, так полны будут людьми опустелые города (Иез. 36:37, 38). У Исаии: Все овцы Кидарские будут собраны к тебе; овны Неваиофские послужат тебе (Ис. 60:7). Направляющие стадо к добру милосердия суть "собирающие стадо"; те же, которые не направляют к добру милосердия, суть "рассеивающие стадо"; ибо всякое собрание и соединение происходит от милосердия, а всякое рассеяние и разобщение – от недостатка милосердия. 344. Для чего служит вера, то есть, для чего служит наука, знания и учение веры, как не для того, чтобы человек мог стать таким, как учит вера? И главное, чему она учит – это милосердие (Марк 12:28-35; Мф. 22:34-39). Это главная цель, к которой она направляет, если же эта цель не достигнута, то чем является знание или учение, как не пустой вещью? 345. "Земледелец" есть тот, кто лишен милосердия, но пребывает в вере, отдельной от любви, которая вовсе не является верой. Это ясно из нижеследующего: Сущий не призрел на его дар, он убил своего брата, то есть уничтожил милосердие, обозначенное "Авелем". О людях, которые взирали только на плотское и земное, говорили, что они "возделывали землю", как видно из сказанного в главе 3:19, 23, где говорится, что человек, был "выслан из Эдемского сада возделывать землю". 346. [Стих 3] В конце дней Каин принес от плодов земли дар Сущему. "В конце дней" означает течение времени; "от плодов земли" – дела веры без милосердия; "дар Господу" означает богослужение, от этого происходящее. 347. Каждый может видеть, что "конец дней" означает течение времени. Учение, называемое здесь "Каином", в начале своем, когда в нем еще была простота, не казалось настолько недопустимым, каким стало впоследствии. Это видно из того, что они называли своих потомков "человеком от Сущего". Таким образом, в своей ранней форме вера еще не была отделена от любви, как в "конце дней", или в процессе времени; что обычно происходит с каждым учением истинной веры. 348. "Плод земли" означает дела веры без милосердия. Это также ясно из того, что следует; ибо дела веры, лишенной милосердия, не являются делами веры, они мертвы в себе, поскольку исходят только от внешнего человека. О таких делах написано у Иеремии: Почему путь нечестивых благоуспешен, и все вероломные благоденствуют? Ты насадил их, и они укоренились, выросли и приносят плод. В устах их Ты близок, но далек от сердца их. Долго ли будет сетовать земля, и трава на всех полях – сохнуть? (Иер. 12:1, 2, 4). "Близки в устах, но далеки от сердца" – это имеющие веру, отдельную от милосердия, о которых сказано, что "земля сетует". Они также названы у того же пророка "плодами дел": Лукаво сердце [человеческое] более всего и крайне испорчено; кто узнает его? Я, Господь, проникаю в сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его (Иер. 17:9, 10). У Михея: А земля та будет пустынею за [вину] жителей ее, за плоды деяний их (Мих. 7:13). Что такой "плод" не является плодом, то есть, что такое "дело" мертво, и что плод и корень погибнут, сказано у Амоса: А Я истребил перед лицом их Аморрея, которого высота была как высота кедра, и который был крепок как дуб; Я истребил плод его вверху и корни его внизу (Ам. 2:9). И у Давида: Ты истребишь плод их с земли и семя их - из среды сынов человеческих (Пс. 20:11). Дела же милосердия живы, о них сказано, что они "пускают корни внизу, и принося плоды вверху", как у Исаии: И уцелевший в доме Иудином остаток пустит опять корень внизу и принесет плод вверху (Ис. 37:31). "Приносить плод вверху" значит действовать от милосердия. Такой плод назван "плодом величия" у того же пророка: В тот день отрасль Господа явится в красоте и чести, и плод земли - в величии и славе, для уцелевших [сынов] Израиля (Ис. 4:2). Он также есть "плод спасения", как назван у того же пророка: Кропите, небеса, свыше, и облака да проливают правду; да раскроется земля и приносит спасение, и да произрастает вместе правда. Я, Господь, творю это (Ис. 45:8). 349. "Дар" означает богослужение, это ясно из прообразов Иудейской Церкви, в которой разные жертвоприношения, такие как начатки земли и всех её произведений, а также представление первенцев, назвались "дарами", из которых и состояло их богослужение. И поскольку все они прообразовали небесные предметы и относились к Господу, то означали истинное богослужение, как может быть ясно каждому. Ибо, что есть прообраз без того, что он прообразует? Или что такое внешняя религия без внутренней, как не род идола или мертвой вещи? Внешнее имеет жизнь от внутреннего, то есть через внутреннее от Господа. Из этого ясно, что все дары прообразовательной Церкви означают богослужение Господу. Более подробно об этом по Божественному милосердию Господа будет сказано далее. Что в общем "дарами" означается богослужение, видно везде у пророков, как у Малахии: И кто выдержит день пришествия Его? Ибо Он - как огонь расплавляющий и как щелок очищающий, и сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили дар Господу в правде. Тогда благоприятен будет Господу дар Иуды и Иерусалима, как во дни древние и как в лета прежние (Мал. 3:2, 3, 4). "Дар в праведности" означает внутреннее жертвоприношение, которое предложат "сыны Левия", то есть истинные верующие. "Дни древние" означают Древнейшую Церковь, а "лета прежние" – Древнюю Церковь. У Иезекииля: Потому что на Моей святой горе, на горе высокой Израилевой, - говорит Господь Бог, - там будет служить Мне весь дом Израилев, - весь, сколько ни есть его на земле; там Я с благоволением приму их, и там потребую приношений ваших и начатков ваших со всеми святынями вашими (Иез. 20:40). "Приношения" и "начатки со всеми святынями" означают дела, освященные милосердием от Господа. У Софонии: Из заречных стран Ефиопии поклонники Мои, дети рассеянных Моих, принесут Мне дары (Соф. 3:10). "Эфиопия" означает обладающих небесными предметами, которые суть любовь, милосердие и дела милосердия. 350. [Стих 4] И Авель также принес от первородных стада своего и от жира их. И призрел Сущий на Авеля и на дар его. "Авель" здесь, как и прежде, означает милосердие; "первородное стада" означает святыню, принадлежащую одному Господу; "жир" означает само небесное, которое также принадлежит Господу; "призрел Сущий на Авеля и на дар его" означает, что милосердие и богослужение, от него происходящее, были угодны Господу. 351. Что "Авель" означает милосердие, было показано прежде. Под милосердием понимается любовь к ближнему и сочувствие; ибо любящий ближнего, как самого себя, также сочувствует ему в страданиях, как себе. 352. "Первородное стада" означает святыню, принадлежащую одному Господу. Это ясно из того, что в прообразовательной Церкви первородное или первенцы все были священны, потому что относились к Господу, Который один есть "Первенец". Любовь и вера, от неё происходящая, являются "первородным". Вся любовь исходит от Господа, и совершенно не исходит от человека, поэтому один Господь является "первенцем". Это было представлено в древних Церквях тем, что первородное от человека и животного посвящалось Сущему (Исх. 13:2, 12, 15). Это также было прообразовано коленом Левия, который во внутреннем смысле означал любовь – хотя Левий родился после Рувима и Симеона, которые во внутреннем смысле означают веру – его колено было принято вместо всех первенцев и стало священством (Чис. 3:40-45; 8:14-20). Что Господь в отношении Его человеческой сущности является первенцем из всех, ясно из сказанного у Давида: Он будет звать Меня: Ты отец мой, Бог мой и твердыня спасения моего. И Я сделаю его первенцем, превыше царей земли (Пс. 88:27, 28). И у Иоанна: Иисус Христос, Который есть первенец из мертвых и владыка царей земных (Откр. 1:5). Заметьте, что первородное богослужения означает Господа, а первородное Церкви – веру. 353. "Жир" означает само небесное, которое также принадлежит Господу. Небесным является всё, что исходит от любви. Вера также является небесной, когда она происходит от любви. Милосердие небесно, и всякое добро милосердия также является небесным. Все это было представлено различными видами жира в жертвах, особенно жиром печени или сальника; надпочечным жиром; жиром, порывающим кишечник, и тем, который расположен над кишками. Все эти жиры были священны и сжигались на алтаре (Исх. 29:13, 22; Лев. 3:3, 4, 14; 4:8, 9, 19, 26, 31, 35; 8:16, 25). Поэтому они назывались "пищей огня – приятным благоуханием Сущему" (Лев. 3:14, 16). По той же причине еврейскому народу было запрещено есть какой-либо жир от животных, и это было названо "постановлением вечным в роды ваши" (Лев. 3:17; 7:23, 25). Им было запрещено так поступать, потому что их Церковь не признавала ничего внутреннего, а тем более - небесного. [2] Что "жир" означает небесные предметы и добро милосердия, видно у пророков; как у Исаии: Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб, и трудовое свое за то, что не насыщает? Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится жиром (Ис. 55:2). И у Иеремии: И напитаю душу священников жиром, и народ Мой насытится благами Моими, говорит Господь (Иер. 31:14), Здесь ясно видно, что под жиром не понимается жир, но небесно-духовное добро. У Давида: Насыщаются от жира дома Твоего, и из потока сладостей Твоих Ты напояешь их, ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет. (Пс. 35:9, 10). Здесь "жир" и "источник жизни" означают небесное, принадлежащее любви; "поток сладостей" и "свет" – духовное, принадлежащее вере, исходящей от любви. Также у Давида: Как жиром и елеем насыщается душа моя, и радостным гласом восхваляют Тебя уста мои (Пс. 62:6). Где "жир" также означает небесное, а "радостный глас уст" – духовное. Ясно видно, что речь идет о небесном, поскольку сказано, что насыщается душа. По той же причине первые плоды, которые были первородными от земли, назывались "жиром" (Чис. 18:12). [3] Поскольку небесные предметы бывают неисчислимых родов и еще более неисчислимых видов, то они описаны в общем в словах песни, которую Моисей провозгласил перед народом: Маслом коровьим и молоком овечьим, и жиром агнцев и овнов, сынов Васанских, и козлов, и тучною пшеницею, и ты пил вино, кровь виноградных ягод (Втор. 32:14). Никто не может знать, что означают эти выражения, кроме как по внутреннему смыслу. Без внутреннего смысла такие выражения как "масло коровье", "молоко овечье", "жир агнцев", "жир овнов и козлов", "сыны Васанские", "тучная пшеница" и "кровь винограда" были бы только словами и ничем более, хотя все они означают роды и виды небесных предметов. 354. "Сущий призрел на Авеля и на дар его" означает, что милосердие и всякое богослужение, от него происходящее, угодны Господу. Это было объяснено прежде, как в отношении "Авеля", так и его "дара". 355. [Стих 5] А на Каина и на дар его не призрел. Каин воспылал гневом, и лице его поникло. Как говорилось ранее, "Каин" означает веру, отдельную от любви, или такое учение, в котором допускается возможность этого отделения. Его дар, на который Сущий не призрел, означает, как прежде, что его богослужение не было принято. "Каин воспылал гневом, и лице его поникло" означает, что внутреннее изменилось. "Гнев" указывает на то, что милосердие удалилось; "лицо" означает внутреннее начало, о котором сказано, что оно "поникло", когда изменилось. 356. Ранее было показано, что "Каин" означает веру, отдельную от любви, или учение, допускающее такое отделение; и что "его дар", на который не призрел Сущий, означает, что его богослужение, не было принято. 357. "Каин воспылал гневом" означает, что милосердие удалилось. Это ясно из сказанного далее о том, что он убил своего брата Авеля, который представлял собой милосердие. Гнев является основным чувством, возникающим вследствие того, что становится на пути любви к себе и её похотей. Это явно ощущается в мире злых духов, поскольку там существует общий гнев против Господа, ибо злые духи движимы не милосердием, а ненавистью. Все, что не благоприятствует любви к себе и любви к миру, вызывает противление, которое проявляется в гневе. В Слове "гнев", "возмущение" и даже "ярость" часто относятся к Сущему, но они исходят от человека и приписываются Сущему, поскольку кажется, что они исходят от Него, о причине этого говорилось выше. Так у Давида: Послал на них пламень гнева Своего, и негодование, и ярость и бедствие, посольство злых ангелов; уравнял стезю гневу Своему, не охранял души их от смерти (Пс. 77:49, 50). Не Сущий посылает на кого-либо гнев, но люди сами ему предаются; не Он посылает злых ангелов, но человек привлекает их к себе. И поэтому добавлено, что Он "уравнял стезю гневу Своему, не охранял души их о смерти"; и у Исаии сказано, что "к Сущему придут и устыдятся все, враждовавшие против Него" (Исаия 45:24), откуда ясно, что " гнев " означает зло, или что то же самое, удаление от милосердия. 358. Что "поникшее лицо" означает изменение внутреннего, ясно из значения "лица" и его "опускания". У древних лицо означало внутреннее, ибо внутреннее проявляется через лицо; и в древнейшие времена люди были таковы, что их лица абсолютно согласовались с их внутренними началами, так что по лицу человека каждый мог видеть, каково его расположение или мышление. Считалось чудовищным лицом показывать одно, а думать другое. Притворство и обман считались тогда отвратительными, и поэтому лицом означалось внутреннее. Когда на лице сияло милосердие, то говорили, что лицо "поднято", когда же происходило обратное, говорили, что лицо "опущено". Поэтому о Господе также говорится, что Он "возносит Свое лицо на человека", как в Благословении (Чис. 6:26; Пс. 4:7), которое означает, что Господь дарует человеку милосердие. Что понимается под "опущением лица", видно у Иеремии: Я не опущу на вас лица Моего; ибо Я милостив, говорит Сущий (Иер. 3:12). "Лик Сущего" есть милосердие, и когда Он "поднимает Свое лицо" на кого-либо, это значит, что по милости Он дарует ему милосердие. И обратное происходит, когда Он "опускает лицо", то есть когда опускается лицо человека. 359. [Стих 6] И сказал Сущий Каину: почему ты воспылал гневом? И отчего поникло лице твое? "И сказал Сущий Каину" означает, что совесть заговорила; что он "воспылал гневом, и его лицо поникло" означает, как прежде, что милосердие удалилось, и внутреннее изменилось. 360. Нет необходимости подтверждать, что слова "сказал Сущий Каину" означают голос совести, поскольку подобные слова объяснялись выше. 361. [Стих 7] Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. "Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица?" означает, если ты желаешь добра, то милосердие пребывает с тобой. "Если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит" означает, если ты не желаешь добра, то милосердия нет, но есть зло. "Он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним" означает, что это милосердие желает быть с тобой, но не может, потому что ты желаешь властвовать над ним. 362. Здесь описано учение веры, называемое "Каином", которое, отделив веру от любви, отделило её также от милосердия, которое есть результат любви. Везде, где существует какая-либо Церковь, возникают ереси, потому что люди, основываясь в своем мышлении на каком-то отдельном догмате веры, ставят его во главе. Ибо природа человеческого мышления такова, что, сосредотачивая свое внимание на каком-то предмете, он делает его более значимым, чем любой другой, особенно когда в своем воображении считает его собственным открытием, и когда его наполняет любовь к себе и к миру. Тогда все кажется ему согласным и подтверждающим это, даже до того, что он будет готов поклясться, что это так и есть, даже если это ложь. Таким образом, называемые "Каином" сделали веру более важной, чем любовь, и поскольку, поступая так, они жили без любви, то любовь к себе и заблуждения, от неё происходящие, соединились, чтобы утвердить их в этом. 363. Каким было учение веры, называемое "Каином", видно из описания, данного в этом стихе, из которого ясно, что милосердие могло соединиться с верой, но так, чтобы господствовало милосердие, а не вера. Поэтому, во-первых, сказано: "если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица?", что означает, если ты желаешь добра, то милосердие присутствует; ибо "делать доброе" во внутреннем смысле означает желать добра, так как добрые дела происходят от добрых желаний. В древние времена действие и воля составляли одно; по действию люди определяли волю, ибо лицемерия тогда не существовало. "Поднимать" означает присутствие милосердия, что ясно из сказанного о лице, "поднять лицо" значит иметь милосердие, а "опустить лицо" означает противоположное. 364. Во-вторых, сказано: "если не делаешь доброго, то грех у дверей лежит", что означает, если ты не желаешь добра, то милосердия нет, но есть зло. Каждый может видеть, что "грех, лежащий у дверей" означает зло, готовое и жаждущее войти; ибо, когда нет милосердия, то есть ненависть и отсутствие сострадания, от чего происходит всякое зло. Грех вообще назван "дьяволом", и он, то есть его адское сонмище, всегда наготове, когда человек лишается милосердия; и единственным средством, изгоняющим дьявола и его сонмище от дверей разума, является любовь к Господу и к ближнему. 365. В-третьих, сказано: "он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним", это означает, что милосердие желает пребывать с верой, но не может, потому что вера желает властвовать над ним, а это против порядка. Пока вера стремится господствовать, это – не вера, она только тогда становится верой, когда господствует милосердие; ибо милосердие является главным пунктом веры, как было показано выше. Милосердие можно уподобить огню, который является сущностью тепла и света, ибо тепло и свет происходят от него; отдельную же веру можно сравнить со светом, который, будучи лишенным тепла огня, все же является светом, но светом зимним, в котором все увядает и умирает. 366. [Стих 8] И говорил Каин с Авелем, братом своим. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его. "И говорил Каин с Авелем" означает промежуток времени. "Каин", как говорилось прежде, означает веру, отдельную от любви; "Авель" означает милосердие, которое есть брат веры, по этой причине он дважды здесь назван "братом". "Поле" означает то, что составляет учение. "Восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его" означает, что отдельная вера уничтожила милосердие. 367. Чтобы показать, что милосердие есть "брат" веры, и что "поле" означал то, что составляет учение, нет необходимости подтверждать это подобными отрывками из Слова. Что милосердие является "братом" веры, может быть ясно каждому из природы или сущности веры. Братские отношения между ними также были представлены Исавом и Иаковом, и были основанием их спора за право первородства и происходящего от него господства. Эти отношения были также представлены Фаресом и Зарой, сыновьями Фамари от Иуды (Быт. 38:28, 29, 30); Ефремом и Манассией (Быт. 48:13, 14); в этих, а также в других подобных случаях, возникал спор о первородстве и о происходящем от этого господстве. Ибо как вера, так и милосердие являются потомками Церкви. Вера названа "человеком", как и Каин (в стихе 1 этой главы), а милосердие названо "братом", (как у Ис. 19:2; Иер. 13:14). Союз веры и милосердия назван "братским союзом" (Амос 1:9). Как уже говорилось, Иаков и Исав прообразовали подобное Каину и Авелю; Иаков также желал занять место своего брата Исава, это видно у Осии: Он посетит Иакова по путям его, воздаст ему по делам его. Еще во чреве матери запинал он брата своего (Ос. 12:2, 3). Но из пророческого предсказания их отца Исаака ясно, что Исав, или милосердие, представленное Исавом, в конце концов станет во главе: Ты будешь жить мечом твоим и будешь служить брату твоему; будет же [время], когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей (Быт. 27:40). Или, что то же самое, Церковь язычников, или новая Церкви, представлена Исавом, а Иудейская Церковь представлена Иаковом; поэтому так часто говорится, что иудеи должны признавать язычников братьями. По причине милосердия в Церкви язычников, или в первобытной Церкви, все назвались братьями; Господь называл братьями слушающих Слово и исполняющих его (Лк. 8:21); слушающие суть те, кто имеет веру; а исполняющие суть те, кто имеет милосердие. Но те, кто слушают, то есть говорят, что имеют веру, и не исполняют, то есть не имеют милосердия, не являются братьями, ибо Господь уподобил их людям безрассудным (Мф. 7:24, 26). 368. Что "поле" означает учение, и следовательно все, что составляет учение веры и милосердия, ясно из Слова, как у Иеремии: Гору Мою в поле, имущество твое и все сокровища твои отдам на расхищение, и все высоты твои - за грехи во всех пределах твоих (Иер. 17:3). В этом отрывке "поле" означает учение; "имущество" и "сокровища" означают духовное богатство веры, то есть предметы, составляющие учение веры. У того же пророка: Оставляет ли снег Ливанский скалу горы? (Иер. 18:14). Говорится о Сионе, что он будет "вспахан как поле", когда не будет учения веры (Иер. 26:18; Михей 3:12). У Иезекииля: И взял от семени этой земли, и посадил на посевном поле (Иез. 17:5), Говорится о Церкви и о ее вере; так как учение названо "полем" из-за семени в нем. У того же пророка: И узнают все дерева полевые, что Я, Господь, высокое дерево понижаю, низкое дерево повышаю (Иез. 17:24). У Иоиля: Опустошено поле, сетует земля; ибо истреблен хлеб, высох виноградный сок, завяла маслина. Краснейте от стыда, земледельцы, потому что погибла жатва в поле, все дерева в поле посохли (Иоиль 1:10, 11, 12). Где "поле" означает учение, "деревья" – познания, а "земледельцы" – верующих. У Давида: Да радуется поле и все, что на нем, и да ликуют все дерева дубравные (Пс. 95:12), Где совершенно ясно, что поле не может радоваться, ни деревья леса ликовать; но это то, что есть в человеке, а именно, познания веры. У Иеремии: Долго ли будет сетовать земля, и трава полевая сохнуть? (Иер. 12:4) Где также ясно, что ни земля, ни трава полевая не могут сетовать; но что речь идет о том, что опустошается в человеке. Подобное встречается у Исаии: Итак, вы выйдете с весельем и будете провожаемы с миром; горы и холмы будут петь пред вами песнь, и все дерева в поле рукоплескать вам (Ис. 55:12). Господь также в Своем пророчестве о кончине века назвал учение веры "полем": Тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется (Мф. 24:40; Лк. 17:36), Где "поле" означает учение веры, как истинное, так и ложное. Поскольку "поле" означает учение, то принимающий семя веры, человек ли это, Церковь, или мир, также называется "полем". 369. Из этого следует, что слова "когда они были в поле, Каин восстал на брата своего Авеля, и убил его" означают, что хотя вера и милосердие происходили от учения веры, все же вера, отдельная от любви, относилась к милосердию с презрением и поэтому угасила его; подобно тому, как делают в наши дни те, которые заявляют, что спасает одна вера, без всяких дел милосердия. Уже самим этим предположением они уничтожают милосердие, хотя знают и исповедуют своими устами, что вера не спасает, если в ней нет любви. 370. [Стих 9] И сказал Сущий Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? "И сказал Сущий Каину" означает некоторую перцепцию, происходящую от внутреннего, указывающую на милосердие или на брата Авеля. Ответ Каина: "не знаю; разве я сторож брату моему?" означает, что вера относилась с презрением к милосердию, и не желала ему служить. Таким образом, вера совершенно отвергла все, что исходило от милосердия. Таким стало их учение. 371. Выражение "сказал Сущий" у древнейших людей означало перцепцию, ибо они знали, что Господь давал им способность постигать. Эта перцепция могла сохраняться только до тех пор, пока главенствовала любовь. Когда же любовь к Господу и, следовательно, любовь к ближнему ослабела, перцепция погибла; лишь в той мере, насколько оставалась любовь, оставалась и перцепции. Эта способность к перцепции была свойственна Древнейшей Церкви, но когда вера отделилась от любви, как у людей после потопа, и милосердие было даровано через веру, тогда перцепцию заменила совесть, которая также наставляет, но другим способом, о чем по Божественному милосердию Господа будет сказано впоследствии. Когда поучает совесть, в Слове также употребляется выражение "Сущий говорит"; потому что совесть образуется из откровений и познаний, происходящих из Слова. Когда же говорит или поучает Слово, то это говорит Господь. Поэтому даже в наши дни весьма обычно заявление, что "Господь говорит", когда это касается вопроса совести или веры. 372. Быть "сторожем" означает служить, как это делали "привратники" и "придверники" в Иудейской Церкви. Вера названа "сторожем" милосердия, потому что она должна ему служить. Но по принципам учения, названного "Каином", вера должна господствовать, как сказано в стихе 7. 373. [Стих 10] И сказал: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли. "Голос крови брата твоего" означал, что над милосердием было совершено насилие; "кровь" вопиющая означает вину, "земля" означает схизму или ересь. 374. Что "голос крови" означает насилие, совершенное над милосердием, ясно из многих мест в Слове, в которых "голос" означает обвинение, а "кровь" – всякий грех, особенно ненависть; ибо ненавидящий брата, убивает его в сердце своем; как учит Господь: Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего, подлежит суду; кто же скажет брату своему: `рака', подлежит синедриону; а кто скажет: `безумный', подлежит геенне огненной (Мф. 5:21, 22). Под этими словами понимаются степени ненависти. Ненависть противоположна милосердию, и убивает любым способом, если не во плоти, то в духе, и только внешние узы удерживают её от совершения этого во плоти. Вот почему всякая ненависть называется "кровью", как у Иеремии: Как искусно направляешь ты пути твои, чтобы снискать любовь! Даже на полах одежды твоей находится кровь людей бедных, невинных (Иер. 2:33, 34). [2] И поскольку "кровь" означает ненависть, то она также означает всякого рода зло, ибо ненависть есть источник всех зол. Как у Осии: Клятва и обман, убийство и воровство, и прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием. За то восплачет земля сия, и изнемогут все, живущие на ней (Ос. 4:2, 3). И у Иезекииля, где говорится о жестокосердии: Хочешь ли судить, судить город кровей? выскажи ему все мерзости его. О, город, проливающий кровь среди себя. Кровью, которую ты пролил, ты сделал себя виновным (Иез. 22:2-4). У того же пророка: Земля эта наполнена кровавыми злодеяниями, и город полон насилий (Иез. 7:23). И у Иеремии: Все это - за грехи лжепророков его, за беззакония священников его, которые среди него проливали кровь праведников; бродили как слепые по улицам, осквернялись кровью (Плач. 4:13, 14). У Исаии: Когда Господь омоет скверну дочерей Сиона и очистит кровь Иерусалима из среды его духом суда и духом огня (Ис. 4:4). Также: Ибо руки ваши осквернены кровью и персты ваши - беззаконием (Ис. 59:3). У Иезекииля, где говорится о мерзостях Иерусалима, которые названы "кровью": И проходил Я мимо тебя, и увидел тебя, брошенную на попрание в кровях твоих, и сказал тебе: `в кровях твоих живи!' Так, Я сказал тебе: `в кровях твоих живи!' (Иез. 16:6, 22). [3] Жестокосердие и ненависть последних времен также описаны "кровью" в Откровении 16:3, 4. "Кровь" употребляется во множественном числе, потому что все нечестия и мерзости происходят от ненависти, также как все доброе и святое исходит от любви. Поэтому ненавидящий ближнего, хотел бы убить его, если бы мог, и действительно убивает его, как только может; и таким образом применяет к нему насилие, которое обозначено здесь "голосом крови". 375. Выражения "глас вопиющий" и "голос вопля" обычно используются в Слове в случаях какого-либо шума, беспокойства или волнения, а также в случае какого-то счастливого события (Исх. 32:17, 18; Соф. 1:9, 10; Ис. 65:19; Иер. 48:3). В данном отрывке голос означает обвинение. 376. Из этого следует, что "кровь вопиющая" означает вину; ибо совершающие насилие виновны. Как у Давида: Убьет грешника зло, и ненавидящие праведного погибнут (Пс. 33:22). У Иезекииля: Кровью, которую ты пролил, ты сделал себя виновным (Иез. 22:4). 377. Что "земля" здесь означает схизму или ересь, ясно из того, что "поле" означает учение, и поэтому "земля", в которой находится поле, есть схизма. Сам человек является "землей", а также "полем", по причине посеянного в нем, ибо человек является человеком от того, что в нем посеяно. Добрый и правдивый человек является таким от добра и истин; злой и лживый – от зла и лжи. Состоящий в каком-то определенном учении называется по этому учению, то же относится к состоящим в схизме или ереси. Так и в этом отрывке "земля" означает схизму или ересь в человеке. 378. [Стих 11] И ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей. "Ныне проклят ты от земли" означает, что он отвратился по причине ереси; "которая отверзла уста свои" означает, что таковым было учение; "принять кровь брата твоего от руки твоей" означает, что было совершено насилие над милосердием, и оно было угашено. 379. Что таково значение этих выражений, ясно из сказанного прежде; а также из того, что быть "проклятым" значит отвращаться от добра, как было показано выше (п. 245). Ибо беззакония и мерзости, происходящие от ненависти, являются тем, что отвращает человека от добра, чтобы он взирал только вниз, на плотское и земное, таким образом, на исходящее от ада. Так происходит, когда милосердие изгнано и погашено, ибо тогда разрывается связь, соединяющая Господа с человеком, поскольку лишь милосердие, или любовь и сочувствие, соединяют нас с Ним. Вера без милосердия никогда этого не делает, так как это уже не вера, а просто знания, которыми может обладать даже адское сонмище, и которым они могут искусно обольщать добрых, выдавая себя за ангелов света. Так поступают порой самые безнравственные проповедники, которые читают проповеди с рвением, которое кажется выражением их внутреннего благочестия, хотя ничто не отстоит так далеко от их сердец, как то, что они проповедуют устами. Может ли кто со здравым суждением быть убежденным, что одна вера памяти, или мысль, от нее происходящая, может чего-то достичь? Каждому известно по собственному опыту, что никто не уважает слова или согласие другого, какими бы они ни были, если они не являются выражением воли или намерения. Именно волей и намерением приобретается расположение, и образуется связь между людьми. Воля является реальным человеком, а не мысли или слова о том, чего он не желает. Человек обретает свою природу и расположение из воли, потому что воля движет им. Если человек мыслит доброе, то сущность веры, которая есть милосердие, пребывает в его мышлении, ибо в нем содержится воля к добру. Но если он говорит, что мыслит доброе, а живет дурно, то желать он может только зла, и поэтому не имеет никакой веры. 380. [Стих 12] Когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь скитальцем и беглецом на земле. "Возделывать землю" означает взращивать эту схизму или ересь; "не давать силы" значит быть бесплодной. Быть "скитальцем и беглецом на земле" – это не знать, что есть добро и истина. 381. Что "возделывать землю" означает взращивать эту схизму или ересь, видно из значения "земли", о котором мы сейчас говорили; "не давать силы" значит быть бесплодной, что видно из сказанного о земле и из самих слов, а также из того, что исповедующие веру без милосердия, не исповедуют никакую веру, как было сказано выше. 382. Быть "скитальцем и беглецом на земле" означает не знать, что есть добро и истина, это ясно из значения слов "блуждать" и "убегать" в Слове. Как у Иеремии: Пророки и священники блуждают как слепые по улицам, осквернялись кровью, так что невозможно было прикоснуться к одеждам их (Плач. 4:13, 14). Здесь "пророки" означают тех, кто учат, а "священники" – тех, кто живут соответственно тому, чему учат; "блуждать как слепые по улицам" означает не знать, что есть добро и истина. [2] У Амоса: Одна часть поля была полита дождем, а другая, не окропленная дождем, засыхала. И пойдут, блуждая, два-три города в один город, чтобы напиться воды, и не смогут досыта напиться (Ам. 4:7, 8), Здесь "часть поля, политая дождем" означает учение веры, происходящей от милосердия; а "часть" или "участок" поля, на котором не шел дождь, означает учение веры без милосердия. "Блуждать, чтобы напиться воды" также означает искать, что есть истина. [3] У Осии: Поражен Ефрем; иссох корень их, - не будут приносить они плода. Отвергнет их Бог мой, потому что они не послушались Его, и будут скитальцами среди племен (Ос. 9:16, 17). "Ефрем" здесь означает разумение истины, или веру, потому что он был первенцем Иосифа; "корень, который иссох" означает милосердие, которое не может приносить плода; "скитальцами среди племен" являются те, которые не знают, что есть истина и добро. [4] У Иеремии: Вставайте, выступайте против Аравии, и опустошайте сыновей востока! Бегите, блуждайте, сокройтесь в пропасти, жители Асора (Иер. 49:28, 30). "Аравия" и "сыновья востока" означают обладателей небесными богатствами, или тем, что происходит от любви, которые, когда опустошены, названы "бегущими" и "блуждающими", то есть "беглецами и скитальцами", когда они не делают ничего доброго. О "жителях Асора", или о тех, которые обладают духовными богатствами, происходящими от веры, сказано, что они "скрылись в пропасти", что означает их гибель. [5] У Исаии: Все вожди твои блуждали вместе, но были связаны стрелками; все найденные у тебя связаны вместе, как ни далеко бежали (Ис. 22:3). Говорится о "долине видений" или о фантазии, что вера возможна без милосердия. Поэтому далее (Ис. 22:14) говорится, что исповедующий веру без милосердия "блуждает и убегает", то есть ничего не знает о добре и об истине. 383. [Стих 13] И сказал Каин Сущему: зло мое слишком велико, чтобы оно было удалено. "И сказал Каин Сущему" означает признание, что он пребывает во зле, вызванное некоторой внутренней болью; "зло мое слишком велико, чтобы оно было удалено" означает отчаяние по этому поводу. 384. Из этого ясно, что в Каине оставалась еще какая-то часть добра; но что впоследствии все добро милосердия погибло, видно из сказанного о Ламехе (стихи 19, 23, 24). 385. [Стих 14] Вот, Ты изгнал меня сегодня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто меня найдет – убьет меня. Быть "изгнанным с лица земли" значит быть отделенным от всякой истины Церкви; "скрыться от лица Твоего" значит быть отделенным от всякого добра веры, происходящей от любви; быть "изгнанником и скитальцем на земле" – не знать, что есть истина и добро; "всякий, кто меня найдет – убьет меня" означает, что зло и ложь погубят его. 386. Быть "изгнанным с лица земли" значит быть отделенным от всякой истины Церкви. Это ясно из значения "земли", которая в истинном смысле означает Церковь, или члена Церкви, и поэтому все, что Церковь исповедует, как было показано выше. Но как сам предмет определяется точным значением всего, что к нему относится, так и исповедующий ложную веру, то есть схизму или ересь, также называется "землей". Однако здесь быть "изгнанным с лица земли" означает не пребывать более в истине Церкви. 387. "Скрыться от лица Твоего" значит быть отделенным от всякого добра веры, происходящей от любви, что ясно из значения "лица Сущего". Как говорилось раньше, "лик Сущего" – это милость, от которой исходит всякое добро веры, происходящее от любви, и поэтому добро веры здесь обозначено Его "лицом". 388. Быть "изгнанником и скитальцем на земле" означает, как прежде, не знать, что есть истина и добро. 389. "Всякий, кто его найдет, убьет его" означает, что его погубит зло и ложь, это следует из сказанного выше. Поскольку происходит следующее: когда человек лишается милосердия, он отделяется от Господа, ибо только милосердие, то есть любовь к ближнему и милость соединяют человека с Господом. Без милосердия происходит разъединение, а при разъединении человек обращается к самому себе, то есть к своей соби; и тогда все, что он мыслит – ложь, а все, что он желает – зло. Вот, что убивает человека, то есть совершенно лишает его всякого остатка жизни. 390. Состоящие во зле и во лжи пребывают в постоянном страхе быть убитыми, как это описано у Моисея: Будет земля ваша пуста и города ваши разрушены. Оставшимся из вас пошлю в сердца робость в земле врагов их, и шум колеблющегося листа погонит их, и побегут, как от меча, и падут, когда никто не преследует, и споткнутся друг на друга, как от меча, между тем как никто не преследует (Лев. 26:33, 36, 37). У Исаии: Злодеи злодействуют, и злодействуют злодеи злодейски. Тогда побежавший от крика ужаса упадет в яму; и кто выйдет из ямы, попадет в петлю; беззаконие ее тяготеет на ней; она упадет, и уже не встанет (Ис. 24:16-20). У Иеремии: Вот, Я наведу на тебя ужас со всех окрестностей твоих, говорит Господь Бог Саваоф; разбежитесь, кто куда, и никто не соберет разбежавшихся (Иер 49:5). У Исаии: Говорили: `нет, мы на конях убежим', - за то и побежите; `мы на быстрых ускачем', - за то и преследующие вас будут быстры. От угрозы одного [побежит] тысяча, от угрозы пятерых побежите (Ис. 30:16, 17). В этих и других местах Слова пребывающие во лжи и во зле описаны как "убегающие" и "боящиеся быть убитыми". Они всех боятся, потому что никто их не защищает. Все пребывающие во зле и во лжи ненавидят ближнего, поэтому все они желают убить друг друга. 391. По состоянию злых духов в другой жизни можно ясно видеть, что пребывающие во зле и во лжи всех боятся. Те, кто лишились всякого милосердия, блуждают и убегают. Повсюду, в какое бы общество они не пришли, там сразу постигают их качество, при первом их приближении, ибо такого рода перцепция существует в другой жизни; их не только прогоняют, но и сурово наказывают, и даже желали бы их убить, если бы могли. Злые духи очень любят наказывать и мучить друг друга; в этом состоит их величайшее удовольствие. До сих пор было неизвестно, что причиной этого является само зло и ложь, ибо чего кто желает другому, то же возвращается ему самому. Зло и ложь несут в себе наказание зла и лжи и, следовательно, страх перед этим наказанием. 392. [Стих 15] И сказал ему Сущий: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И наложил Сущий на Каина знак, чтобы никто, нашедший его, не убил его. "Всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро" означает, что запрещалось нарушать отдельную веру. "И наложил Сущий на Каина знак, чтобы никто, нашедший его, не убил его" означает, что Господь отметил веру особым способом, чтобы она была сохранена. 393. Прежде чем показать, каков внутренний смысл этих слов, нужно объяснить ситуацию с верой. Древнейшая Церковь была такова, что не признавала иной веры, кроме исходящей от любви, до того, что даже не желала упоминать о вере, ибо через любовь от Господа люди этой Церкви постигали все, принадлежащее вере. Таковы ангелы небесные, о которых говорилось выше. Но поскольку было предсказано, что человеческий род не сможет оставаться в таком состоянии, но отделит веру от любви к Господу и сделает из веры отдельное учение, то было также предусмотрено отделение веры, но таким образом, чтобы через веру, то есть через познания веры, люди могли обрести милосердие от Господа. Поэтому вначале должны были быть знания или послушание, а затем через знания или послушание могло быть даровано Господом милосердие, то есть любовь к ближнему и сострадание. Это милосердие не только не могло быть отделено от веры, но также должно было составлять её главную сущность. И тогда место перцепции, существовавшей в Древнейшей Церкви, заняла совесть, которая, будучи приобретенной через веру, соединенную к милосердием, указывала бы на то, что является истинным, но что это истинно, потому что Господь так сказал в Слове. Такими в основном были Церкви после потопа, такой же была первобытная или первая Церковь после пришествия Господа; и это является основным признаком, по которому духовные ангелы отличаются от небесных. 394. Поскольку провидением было предусмотрено, чтобы человеческий род не погиб в вечной смерти, здесь сказано, что никто не должен нападать на Каина, которым обозначена вера, отдельная от милосердия. Также сказано, что на него был наложен знак, то есть, что Господь отличил веру особым образом, дабы её сохранить. Это – тайны, которые до сих пор были неизвестны, и на которые указывают слова Господа у Матфея, сказанные о супружестве и о скопцах: Ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит (Мф. 19:12). "Скопцами" названы те, в ком есть небесное супружество; "рожденные от чрева" суть те, кто подобны небесным ангелам; "оскопленные от людей" – те, кто подобны духовным ангелам; "сделавшие сами себя скопцами" подобны ангельским духам, которые поступают не столько по милосердию, сколько по послушанию. 395. "Всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро" означает, что запрещалось нарушать отдельную веру, это ясно из значения "Каина", представляющего веру, отдельную от милосердия, и из значения числа "семь", которое указывает на неприкосновенность. Как известно, число "семь" считалось священным по причине шести дней творения и седьмого дня, представляющего собой человека небесного, в котором пребывает мир, покой и отдохновение. Поэтому число семь так часто встречается в ритуалах Иудейской Церкви, и везде означает то, что свято. По этой же причине периоды времени, долгие или короткие, разделялись на седьмины и назывались "неделями", как и большие интервалы времени до пришествия Мессии (Дан. 9:24, 25); семилетний период также назывался "неделей" Лаваном и Иаковом (Быт. 29:27, 28). Поэтому везде, где встречается число семь, оно считается священным или нерушимым, как у Давида: Семикратно в день прославляю Тебя за суды правды Твоей (Пс. 118:164). У Исаии: И свет луны будет, как свет солнца, а свет солнца будет светлее всемеро, как свет семи дней (Ис. 30:26), Где "солнце" означает любовь, а "луна" – веру, происходящую от любви, которая должна быть как любовь. Поскольку периоды возрождения человека подразделяются на шесть, прежде чем достигают седьмого, то есть небесного человека, то также подразделяются и периоды его опустошения, пока не остается ничего небесного. Это было представлено несколькими пленениями евреев, и последним Вавилонским пленением, которое продолжалось семь десятилетий, или семьдесят лет. Также несколько раз сказано, что земля должна отдыхать в свои субботы. То же было представлено Навуходоносором у Даниила: Сердце человеческое отнимется от него и дастся ему сердце звериное, и пройдут над ним семь времен (Дан 4:13, 20, 29). У Иоанна, где говорится об опустошении последних времен: И увидел я иное знамение на небе, великое и чудное: семь Ангелов, имеющих семь последних язв (Откр. 15:1, 6, 7, 8). Язычники будут попирать святый город сорок два месяца (Откр. 11:2), или шесть раз по семь. В той же книге: И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и снаружи, запечатанную семью печатями (Откр. 5:1). По той же причине суровое увеличение наказаний было выражено числом семь; как у Моисея: Если и при всем том не послушаете Меня, то Я всемеро увеличу наказание за грехи ваши (Лев. 26:18, 21, 24, 28). И у Давида: Семикратно возврати соседям нашим в недро их поношение (Пс. 78:12). Итак, поскольку нарушать веру было святотатством – ибо она должна была служить для пользы – то сказано, что "всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро". 396. "Сущий наложил на Каина знак, чтобы никто не убил его" означает, что Господь отличил веру особым способом, чтобы она могла быть сохранена, это ясно из значения "знака" и "наложения знака" на кого-либо, представляющего способ отличия. Так у Иезекииля: И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак (Иез. 9:4). Здесь "сделать знак на челах" не означает поставить знак или штрих на их челах, но отличить их от других. Подобное сказано у Иоанна: Саранча должна вредить только людям, которые не имеют печати Божией на челах своих (Откр. 9:4), где знак также означает отличие. [2] В той же книге этот знак назван "начертанием на руку и на чело" (Откр. 14:9). То же означала в Иудейской Церкви традиция повязывать первую и главную заповедь на руку и на чело, о чем говорится у Моисея: Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть. Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всеми силами твоими. Навяжи эти слова в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими (Втор. 6:4-8; 11:13-18). Это означало, что они должны отличать заповедь о любви прежде любой другой. Отсюда ясно, что означает выражение "наложить знак на руку и на чело". [3] Так у Исаии: Приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою. И положу на них знамение (Ис. 66:18, 19). И у Давида: Призри на меня и помилуй меня; даруй крепость Твою рабу Твоему, и спаси сына рабы Твоей; покажи на мне знамение во благо, да видят ненавидящие меня и устыдятся (Пс. 85:16, 17). Из этих отрывков теперь ясно значение начертания или "знака". Поэтому пусть никто не думает, что какой-либо знак был наложен на человека, называемого Каином, ибо внутренний смысл Слова заключает в себе совершенное иное, чем то, что содержится в буквальном смысле. 397. [Стих 16] И удалился Каин от лица Сущего и жил в земле Нод, на восток от Эдема. "И удалился Каин от лица Сущего" означает, что вера была отделена от добра, присущего вере и происходящего от любви; "и жил в земле Нод" значит вне истины и добра; "на восток от Эдема" то есть ближе к разумной части духа, где прежде царила любовь. 398. "Удалиться от лица Сущего" означает быть отделенным от добра веры, происходящего от любви, что можно видеть в объяснении стиха 14; "жить в земле Нод" означает вне истины и добра, это ясно из значения слова "Нод", которое означает странствие и бегство, а также из того, что быть "странником и беглецом" значит лишиться истины и добра, как видно выше. "К востоку от Эдема" значит ближе к разуму, где прежде царила любовь, а также ближе к рассудку, где прежде царило милосердие, что ясно из сказанного о значении выражения "на восток от Эдема", а именно, что "восток" означает Господа, а "Эдем" – любовь. У людей Древнейшей Церкви дух, состоящий из воли и разумения, был един; ибо воля была в нем всем, так что разумение исходило от воли. Это происходило потому, что они не делали различия между любовью, принадлежащей воле, и верой, принадлежащей разумению, ибо любовь была всем, и вера исходила от любви. Но после того как вера отделилась от любви, как это произошло у называемых "Каином", воля перестала главенствовать; и поскольку в духе стал господствовать разум вместо воли, то есть вера вместо любви, то сказано, что он "жил к востоку от Эдема"; ибо, как только что говорилось, вера было отмечена особым образом, то есть на неё "был наложен знак", чтобы она была сохранена для пользы человечества. 399. [Стих 17] И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город, и назвал город по имени сына своего: Енох. "И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха" означает, что эта схизма или ересь произвела от себя другую, названную "Енохом". "Город, который он построил" означает все, относящееся к учению и к ереси, оттуда происходящей. Поскольку схизма или ересь была названа "Енохом", то сказано, что "он назвал город по имени сына своего: Енох" 400. Слова "Каин познал жену свою; и она зачала и родила Еноха" означают, что эта схизма или ересь произвела от себя другую. Это ясно из предыдущего стиха, а также из первого стиха, где сказано, что Человек и Ева, его жена, произвели Каина. Поэтому зачатия и рождения, следующие далее, подобны этому, происходят ли они от Церкви или от ереси, от которой они ведут родословную, поскольку именно так они связаны друг с другом. От одной укоренившейся ереси происходят многие другие. 401. Что эта ересь со всеми аспектами её доктринального и еретического учения была названа "Енохом", в некоторой мере ясно из значения этого имени, представляющего начало или введение в обучение. 402. "Город, который был построен", означает все относящееся к учению и к ереси, оттуда происходящей, как видно из всех мест Слова, где встречается название какого-либо города; ибо никогда в Слове "город" не означает город, но всегда что-либо доктринальное или еретическое. Ангелы совершенно не знают, какой это город, и как он называется; они не имеют никакого понятия о городе, ибо их мысли духовны и небесны, как было показано выше. Они постигают только то, что означается городом и его названием. Так, например, под "святым городом", который также называется "святым Иерусалимом", они понимают только царство Господа в общем, или в каждом человеке, в ком есть это царство. Под "городом" и "горой Сионом" также понимается подобное; последнее означает небесную степень веры, а первое – духовную. [2] Само небесное и духовное также описано "городами", "дворцами", "домами", "стенами", "основаниями стен", "валами", "вратами", "брусьями" и "храмом" посреди города; как у Иезекииля 48:30-35; в Откровении 21:15-27, где оно также называется Святым Иерусалимом, (Откровение 21:2, 10); и у Иеремии 31:38. У Давида оно названо "градом Божим, святым жилищем Всевышнего" (Пс. 46:5); у Иезекииля город назван "Сущий там" (Иезекииль 48:35). И у Исаии: Сыновья иноземцев будут строить стены твои. И придут к тебе с покорностью сыновья угнетавших тебя, и падут к стопам ног твоих все, презиравшие тебя, и назовут тебя городом Сущего, Сионом Святаго Израилева (Ис. 60:10, 14). У Захарии: И будет называться Иерусалим городом истины, и гора Сион - горою святости (Зах. 8:3), где "город истины" или "Иерусалим" означает духовные предметы веры; а "гора святости" или " Сион" – небесные предметы веры. [3] Поскольку небесные и духовные предметы веры представлены городом, то и все составляющие учения также обозначены городами Иудеи и Израиля, каждый из которых, называемый своим именем, означает определенное положение учения, но какое именно, никто не может знать, кроме как по внутреннему смыслу. Поскольку "города" означают положения учения, то они также означают и ереси, в этом случае каждый отдельный город, в соответствии со своим именем, означает определенную еретическую идею. Теперь можно видеть из следующих мест Слова, что "город" вообще означает нечто доктринальное, или еретическое. [4] У Исаии: В тот день пять городов в земле Египетской будут говорить языком Ханаанским и клясться Господом Саваофом; один назовется городом солнца (Ис. 19:18), где говорится о познании духовных и небесных предметов во время пришествия Господа. У того же пророка: Город шумный, волнующийся, город ликующий! (Ис. 22:2). Речь идет о долине видений, то есть фантазий. У Иеремии: Южные города заперты, и некому отворять их (Иер. 13:19). Говорится о тех, которые "на юге", то есть в свете истины, и которые угашают её. У того же пророка: Господь определил разрушить стену дщери Сиона, протянул вервь, не отклонил руки Своей от разорения; истребил внешние укрепления, и стены вместе разрушены. Ворота ее вдались в землю; Он разрушил и сокрушил запоры их (Плач. 2:8, 9). Каждый может видеть, что здесь "стеной", "внешними укреплениями", "воротами" и "запорами" означаются некоторые положения учения. [5] Также у Исаии: Будет воспета песнь сия в земле Иудиной: город крепкий у нас; спасение дал Он вместо стены и вала. Отворите ворота; да войдет народ праведный, хранящий истину (Ис. 26:1, 2). У того же пророка: Превознесу Тебя, восхвалю имя Твое, ибо Ты превратил город в груду камней, твердую крепость в развалины; чертогов иноплеменников уже не стало в городе; вовек не будет он восстановлен. Посему будут прославлять Тебя народы сильные; города страшных племен будут бояться Тебя (Ис. 25:1, 2, 3), Ясно, что в отрывке говорится не о каком-то определенном городе. В пророчестве Валаама: Едом будет под владением, [Происшедший] от Иакова овладеет и погубит оставшееся от города (Чис. 24:18, 19), где каждый может видеть, что "город" не означает город. У Исаии: Разрушен опустевший город, все домы заперты, плачут о вине на улицах (Ис. 24:10, 11), где "опустевший город" означает тщетность учения. Здесь, как в других местах, "улицы" означают принадлежности города, в частности, ложности или истины. У Иоанна: Седьмой Ангел вылил чашу свою, и город великий распался на три части, и города языческие пали (Откр. 16:17, 19). Каждому может быть ясно, что "великий город" означает ересь, также как и "города языческие". Также объясняется, что великий город означает женщину, которую видел Иоанн (Откр. 17:18); и что женщина означает подобную Церковь. 403. Из приведенных выше отрывков ясно, что означает "город". Но поскольку эта часть книги Бытия изложена как история, то люди, ограниченные буквальным смыслом, полагают, что город был построен Каином и назван Енохом; хотя даже по буквальному смыслу они должны понимать, что земля была уже тогда населена, несмотря на то, что Каин был первенцем Адама. Но как говорилось выше, древнейшие люди имели обыкновение посредством прообразовательных типов представлять все в форме историй, и это было для них величайшим удовольствием, ибо все тогда казалось живым. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.063 сек.) |