АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Внутренний смысл 3 страница

Читайте также:
  1. CALS в широком смысле
  2. IX. Карашар — Джунгария 1 страница
  3. IX. Карашар — Джунгария 2 страница
  4. IX. Карашар — Джунгария 3 страница
  5. IX. Карашар — Джунгария 4 страница
  6. IX. Карашар — Джунгария 5 страница
  7. IX. Карашар — Джунгария 6 страница
  8. IX. Карашар — Джунгария 7 страница
  9. IX. Карашар — Джунгария 8 страница
  10. IX. Карашар — Джунгария 9 страница
  11. Августа 1981 года 1 страница
  12. Августа 1981 года 2 страница

1008. "Я взыщу душу человека" означает возмездие за профанацию, это видно из сказанного в предыдущем и в настоящем стихе, так как говорится о ядении крови, означающем профанацию. Немногие знают, что такое профанация, а еще менее, каково наказание за нее в другой жизни. Профанации бывают разными. Тот, кто совершенно отрицает истины веры, не профанирует их, как это делают язычники, живущие вне Церкви и познаний. Однако их профанирует тот, кто знает истины веры, и особенно тот, кто признает их, говорит их своими устами, исповедует их и убеждает других принять их, тогда как сам живет в ненависти, мести, жестокости, грабеже и прелюбодеянии, которое он утверждает в себе многими местами, извлекаемыми из Слова, извращая их и таким образом погружая их в это грязное зло. Такой человек профанирует. И это является такой профанацией, которая приносит смерть человеку, как видно из того, что в другой жизни нечистое и святое полностью разделены; нечистое находится в аду, а святое – на небе. Когда такой человек входит в другую жизнь, в каждой идее его мышления святое соединено с нечистым, как было во время его телесной жизни. Он не может произвести ни одной мысли о том, что свято без того, что является нечистым, которое выглядит как налет, также ясно как в дневном свете; ибо такое восприятие мыслей другого существует в следующей жизни. Таким образом во всем, что он думает, очевидна профанация, а поскольку небо не выносит профанации, он отбрасывается в ад.

[2] Едва ли кому-то известна природа мыслей. Люди полагают, что они являются чем-то простым; но в каждой идее мышления содержатся неисчислимые компоненты, по-разному связанные между собой, так что образуют некоторую форму и отсюда мысленный образ человека, который в полноте воспринимается и даже видится в другой жизни. Возьмем простой пример: когда возникает мысль о месте, или о стране, или о городе, или о доме, тогда возникает представление и мысленный образ всего, что человек когда-либо делал в этом месте, и все это видят ангелы и духи. Или когда в нем возникает мысль о том, кого он ненавидел, тогда проявляется все, что он думал, говорил и делал против него. И так это происходит со всеми другими мыслями; когда они возникают, то все в общем и в частности, что человек воспринимал и испытывал в отношении данного предмета, становится видимым. Например, когда возникает мысль о супружестве, если он был неверным супругом, то проявляется вся нечистота и низость прелюбодеяния, и даже мысли о нем; подобным образом проявляются все доводы, которые он использовал для подтверждения прелюбодеяния – были ли они основаны на чувственных казательностях, или на аргументах разума, или на Слове. И также проявляется то, как он фальсифицировал и извращал истины Слова.

[3] Кроме того, мысль об одном предмете входит в мысль о другом и окрашивает его, подобно тому, как небольшая капля чернил, помещенная в воду, затемняет весь объем воды. Таким образом, дух узнается через свои мысли и, что поразительно, в каждой его мысли содержится его собственный образ или подобие. Когда такая мысль представляется зримо, то является столь безобразной, что на неё страшно смотреть. Из этого ясно, каково состояние тех, которые оскверняют святыни, и как они выглядят в другой жизни. Но никогда нельзя сказать, что профанировали святыни те люди, которые в простоте верили тому, что сказано в Слове, даже если то, во что они верили, не было истинным; ибо сказанное в Слове выражено в соответствии с казательностями, как может быть видно выше (п. 589).

1009. [Стих 6] Кто прольет кровь человеческую в человеке, того кровь прольется: ибо человек создан по образу Божию.

"Пролитие крови человеческой в человеке" означает угашение милосердия; "в человеке" значит у человека; "того кровь прольется" означает его осуждение; "ибо человек создан по образу Божию" означает милосердие, которое является "образом Божьим".

1010. Что "пролитие крови человеческой в человеке" означает угашение милосердия; а "в человеке" значит у человека, ясно из значения "крови", о котором уже говорилось выше, как святости милосердия, а также из выражения "кровь человеческая в человеке", означающего его внутреннюю жизнь, которая пребывает не в нем, но с ним. Ибо Господняя жизнь является милосердием, которое пребывает не в человеке, поскольку он нечист и порочен, но с человеком. Что "пролитие крови" является совершением насилия над милосердием, ясно видно из мест в Слове, включая те, которые уже были представлены (п. 374, 376), где показано, что насилие, причиненное милосердию, называется "кровью".

[2] В буквальном смысле "проливать кровь" значит убивать, но во внутреннем смысле, это значит ненавидеть ближнего, как Господь учит у Матфея:

Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду (Мф. 5:21, 22).

Здесь "гневаться" значит отступать от милосердия (о чем смотрите п. 357), и следовательно ненавидеть. Пребывающий в ненависти не только не имеет никакого милосердия, но также совершает насилие над милосердием, то есть "проливает кровь". В ненависти заключается настоящее убийство, как это видно из того, что пребывающий в ненависти ничего так не желает, как убить того, кого он ненавидит; и если бы он не сдерживался внешними ограничениями, он убил бы его. Вот почему "убийство брата и пролитие его крови" является ненавистью; и поскольку это есть ненависть, то она присутствует в каждой мысли, которую человек имеет против него. То же самое с профанацией. Профанирующий Слово не только ненавидит истину, но также угашает или убивает ее. Это явно проявляется в другой жизни у тех людей, которые совершали профанацию; не смотря на то, какими бы честными, умными и набожными они внешне не казались во время их жизни в теле, в иной жизни они смертельно ненавидят Господа, а также все добро любви и истины веры, по той причине, что они противоположны их внутренней ненависти, грабежу и прелюбодеянию, которые они скрывали, изображая святость, в то время как фальсифицировали добро любви и истины веры, чтобы угодить самим себе.

[3] Что "кровь" означает профанацию, ясно видно не только из мест, представленных выше (п. 374), но также и из следующего отрывка, у Моисея:

Если кто из дома Израилева заколет тельца или овцу или козу в стане, или если кто заколет вне стана и не приведет ко входу скинии собрания, чтобы представить в жертву Господу пред жилищем Господним, то человеку тому вменена будет кровь: он пролил кровь, и истребится человек тот из народа своего (Лев. 17: 3, 4).

Жертвоприношение в любом другом месте, кроме жертвенника, который находился возле скинии, представляло профанацию; ибо жертвоприношение было святыней, но оно осквернялось, если совершалось в стане или вне стана.

1011. "Того кровь прольется" означает его осуждение. В буквальном смысле проливающий кровь, или убийца, должен быть наказан смертью. Но во внутреннем смысле это означает, что ненавидящий ближнего осуждается к смерти, то есть к аду, как Господь также учит у Матфея:

Всякий, кто скажет брату своему: `безумный', подлежит геенне огненной (Мф. 5:22).

Ибо когда милосердие погашено, человек предоставлен самому себе и своей соби, и уже управляется Господом не внутренними узами, которыми является совесть, но внешними узами, которыми являются законы, создаваемые им самим ради собственного богатства и власти. И когда эти узы ослабляются, что происходит в другой жизни, он впадает в жестокость и раздражение, таким образом, в свое собственное осуждение. Что должна быть пролита кровь того, кто пролил кровь, является законом воздаяния, известным древним, по которому они судили преступления и проступки, как видно из многих мест в Слове. Этот закон происходит от всеобщего закона, что нельзя делать другому того, чего не желаешь себе (Мф. 7:12), а также из того, что это есть всеобщий порядок в иной жизни, что зло и ложь наказываются; таким образом, что во зле и во лжи содержится их собственное наказание. И поскольку порядок таков, что зло наказывает само себя, или, что то же самое, злой человек впадает в наказание, соответствующее его злу, то древние вывели из этого свой закон воздаяния, который здесь также означается утверждением, что тот, кто прольет кровь, того кровь будет пролита, то есть, он подвергнется осуждению.

1012. В буквальном смысле слова "того, кто прольет человеческую кровь в человеке, прольется кровь" означают того, кто проливает кровь другого; но во внутреннем смысле это не кровь другого, но милосердие в нем самом. По этой причине говорится "кровь человека в человеке". Иногда, когда в буквальном смысле говорится о двух людях, во внутреннем смысле понимается только один человек. "Человек в человеке" есть внутренний человек, и поэтому тот, кто угашает милосердие, принадлежащее внутреннему человеку, или являющееся самим внутренним человеком, того кровь должна пролиться, то есть он осуждает себя.

1013. "Ибо человек создан по образу Божию" означает милосердие, которое является "образом Божьим". Это вытекает как следствие из сказанного выше. В предыдущем стихе говорилось о милосердии, означаемом "кровью", и повеление, что его нельзя уничтожать, выражалось в том, что человек не должен проливать крови. Теперь здесь говорится, что "человек создан по образу Божию", из чего ясно, что милосердие является образом Божьим. Что есть образ Божий, едва кто-либо знает в настоящее время. Говорят, что образ Божий был утрачен в первом человеке, которого называют Адамом, и что в нем был образ Божий, обладающий таким совершенством, которое им неизвестно. Совершенство действительно было, поскольку "Адамом" или "Человеком" означалась Древнейшая Церковь, которая была небесным человеком и обладала перцепцией, которой не имели последующие Церкви. По этой же причине он также был подобием Господа. Подобие Господа означает любовь к Нему.

[2] После того, как эта Церковь со временем погибла, Господь создал новую Церковь, которая была не небесной, но духовной. Она была не подобием, но образом Господа. "Образ" означает духовную любовь, то есть любовь к ближнему или милосердие, как было показано прежде (п. 50, 51). То, что эта Церковь была образом Господа в отношении духовной любви, или милосердия, ясно видно из этого стиха; а тот факт, что само милосердие является образом Господа, ясно из сказанного "ибо человек создан по образу Божию", то есть само милосердие так создает его. Что милосердие является "образом Божьим", совершенно ясно из самой сущности любви или милосердия. Ничто иное, кроме любви и милосердия не может создать образа и подобия чего-либо. Сущность любви и милосердия состоит в том, чтобы из двух создавать как бы одно. Когда один человек любит другого как себя, и больше чем себя, тогда он видит другого в себе, и себя в другом. Это может понять каждый, если только направит свое внимание на любовь, или на людей, которые взаимно любят друг друга. Воля одного является волей другой, они внутренние как бы соединены вместе, и только во плоти отличаются друг от друга.

[3] Любовь к Господу делает человека единым с Господом, то есть Его подобием; милосердие, или любовь к ближнему также делает его единым с Господом, но как образ. Образ не есть подобие, но приближается и соответствует ему. Такое единство, происходящее от любви, Сам Господь описывает у Иоанна:

Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино, И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне (Ин. 17:21-23).

Это единство является тем мистическим союзом, о котором помышляют некоторые, и который достигается только через любовь. У того же автора:

Я живу, и вы будете жить. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин. 14:19-23).

Из этих слов ясно, что соединяет только любовь, и что Господь создает Свою обитель в том человеке, кто Его любит, а также в том, кто любит ближнего, ибо любить ближнего есть любить Господа.

[4] Это соединение, создающее подобие и образ, нельзя легко увидеть среди людей, но можно увидеть на небе, где все ангелы едины через взаимную любовь. Каждое общество, состоящее из многих ангелов, составляет как бы одного человека. И все общества вместе, или все небо, составляет одного человека, который также называется Большим Человеком (п. 457, 549). Все небо является подобием Господа, ибо Господь является всем во всех, которые там пребывают. Также подобием является каждое общество и каждый ангел. Небесные ангелы являются подобиями, а духовные ангелы – образами. Поэтому небеса состоят из такого множества подобий Господа, сколько есть ангелов, и это достигается исключительно через взаимную любовь, когда один любит другого больше, чем себя (п. 548, 549). Ибо для того, чтобы всеобщее небо могло быть подобием, его части, или отдельные ангелы, должно быть подобиями, или образами, приближающимися к подобиям. Если общее не состоит из частей, ему подобных, то это общее не составляет одно. Из этого, как из основной идеи, может быть видно, что составляет подобие и образ Бога, а именно, любовь к Господу и любовь к ближнему. Следовательно, каждый духовно возрожденный человек является образом Господа через любовь или милосердие, которые исходят от одного Господа. И пребывающий в милосердии от Господа находится в состоянии "совершенства", которое по Божественному милосердию Господа будет описано впоследствии.

1014. [Стих 7] Вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней.

"Вы же плодитесь и размножайтесь" означает здесь, как прежде, возрастание добра и истины во внутреннем человеке; "плодиться" относится к добру, а "размножаться" – к истине; "и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней" означает возрастание добра и истины во внешнем человеке, который является "землей"; "распространяться" – относится к добру, а "умножаться" – к истине.

1015. Что "плодитесь и размножайтесь" означает возрастание добра и истины во внутреннем человеке, "плодиться" относится к добру, а "размножаться" – к истине, может быть видно из того, что уже было показано в стихе 1 этой главы, где встречаются такие же слова. Что возрастание находится во внутреннем человеке, ясно из второй части этого стиха, где снова говорится "умножайтесь". Такое повторение было бы бесполезным и поэтому излишним, если бы оно не означало нечто особенное, отличное от предыдущего. Из этого, а также из того, что было сказано выше, ясно видно, что плодиться и размножаться здесь относится к добру и истинам, пребывающим во внутреннем человеке. Говорится о "внутреннем человеке", потому что, как было показано выше, есть самый внутренний человек в отношении небесных и духовных предметов, принадлежащих одному Господу; в отношении рациональных предметов есть внутренний или средний человек, который находится между самым внутренним человеком и внешним; и в отношении склонностей к добру и научных знаний есть внешний человек.

[2] Что человек таков, было показано во вступительном разделе к этой главе (п. 978); но он об этом не знает, пока живет в теле, потому что погружен тогда в предметы материальные, и поэтому даже не знает, что существуют внутренние предметы, и еще менее, что они существуют в таком четком и определенном порядке. Однако если он желает размышлять, факт их существования для него проявляется, когда он погружается в мысли, отдаленные от тела и размышляет как бы в духе. Причина, по которой плодоношение и размножение относятся к внутреннему или рациональному человеку, состоит в том, что деятельность самого внутреннего человека не воспринимается, кроме как очень в общем во внутреннем человеке; ибо во внутреннем человеке бесчисленная совокупность частностей проявляется как одно общее; по сути самое общее. Насколько неисчислимы частности, какова их природа, и как они представляют невыразимое общее целое, ясно из того, что было показано выше (п. 545).

1016. "Распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней" означает возрастание добра и истины во внешнем человеке, который является "землей"; "распространяться" – относится к добру, а "умножаться" – к истине. Это ясно из сказанного, а также из значения "земли", представляющей внешнего человека, о чем смотрите сказанное в стихе 1 той главы (п. 983).

[2] Сказано "распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней" по следующей причине: у возрожденного человека ничего не умножается в его внешнем человеке, то есть никакое добро и истина не возрастают, кроме происходящих от милосердия. Милосердие подобно теплу весной или летом, которое способствует произрастанию травы, растений и деревьев. Без милосердия, или духовного тепла, ничего не произрастает, вот почему на первом месте здесь стоит выражение "распространяйтесь по земле", которое относится к добру, происходящему от милосердия, через которое происходит размножение добра и истины. Всякий может понять, как это совершается; ибо в человеке ничего не возрастает и не размножается, если нет некоторого чувства, поскольку удовольствие чувства способствует не только укоренению, но также и возрастанию, и все зависит от влияния расположения.

[3] То, что человек любит, он легко принимает, удерживает и сохраняет, таким образом все, что поддерживает некоторое расположение. То, что его не поддерживает, человек считает ничего не стоящим, и даже отвергает. Но характер расположения определяет и умножение. У возрожденного человека – это расположение к добру и к истине, происходящее от милосердия, которое дается Господом. Поэтому все, что способствует этому расположению, происходящему от милосердия, он принимает, удерживает и хранит, таким образом утверждается в добре и в истинах. Вот, что означают слова "распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней".

1017. Чтобы показать, что природа размножения зависит от характера расположения, возьмем например человека, принимающего принцип, что всякий спасается одной только верой, даже если он не творит никаких дел милосердия, то есть не имеет никакого милосердия, таким образом отделяет веру от милосердия. Такой человек отделяет веру от милосердия не только потому, что принял этот принцип в детстве, но также и потому, что он действительно полагает, что если кто-то будет называть дела милосердия, или само милосердие, основной составляющей веры, и если он будет на этом основании вести праведную жизнь, то он неизбежно будет полагать заслугу в делах; что, однако, является ложью. Таким образом, он отвергает милосердие и ни во что не ставит дела милосердия, придерживаясь только понятия веры, которая совершенно не является верой, когда лишена своей сущности, а именно, милосердия. Утверждаясь в этом принципе, он совершенно не действует по расположению к добру, но по расположению к удовольствиям, так что может жить, потакая своим похотям. И всякий, принадлежащий такому типу людей, которые утверждают одну веру многими доводами, поступают так не от какого-то расположения к истине, но для своей собственной славы, чтобы казаться более великим, более ученым и более выдающимся, чем другие, и чтобы таким образом добиться высокого положения среди тех, которые пребывают в богатстве и в славе. Таким образом, он делает это из удовольствия чувства, и это удовольствие вызывает размножение подтверждающих доводов; ибо, как уже говорилось, характер чувства определяет размножение. Вообще, если принцип является ложным, то от него могут произойти только ложности; ибо все согласуется с основным принципом. Действительно, как я знаю из опыта, о котором по Божественному милосердию Господа будет сказано позднее, люди, утверждающиеся в таких принципах об одной вере, и не пребывающие ни в каком милосердии, ничего не любят и как бы не видят всего того, что Господь так много раз говорил о любви и о милосердии (Мф. 3:8, 9; 5:7, 43-48; 6:12, 15; 7:1-20; 9:13; 12:33; 13:8, 23; 18:21-23; 19:19; 22:34-39; 24:12, 13; 21:34, 40, 41, 43; Мк. 4:18-20; 11:13, 14, 20; 12:28-35; Лк. 3:8, 9; 6:27-39; 43-49; 7:47; 8:8, 14, 15; 10:25-28; 12:58, 59; 13:6-10; Ин. 3:19, 21; 5:42; 13:34, 35; 14:14, 15, 20, 21, 23; 15:1-19; 21:15-17).

1018. Причина, по которой здесь снова говорится "плодитесь и размножайтесь", как в первом стихе этой главы, состоит в том, что здесь подводится итог, и говорится о том, что все будет хорошо, все будет плодиться и размножаться, если люди будут избегать того, что означается ядением крови и пролитием крови, то есть, если они не угасят милосердие ненавистью и профанациями.

1019. [Стих 8] И сказал Бог Ною и сынам его с ним.

"Сказал Бог Ною и сынам его с ним" означает истину о том, что следует о духовной Церкви, понимаемой под "Ноем и сынами его с ним".

1020. Что таково значение, ясно из того, что все, взятое вместе как история, от первой главы Бытия до Евера в одиннадцатой главе, означает нечто весьма отличное от того, что проявляется в буквальном смысле, и исторические повествования являются только вымышленной историей по образу действий древнейших людей, которые, желая засвидетельствовать истинность чего-либо, заявляли, что "Сущий сказал это". Однако здесь говорится "Бог", поскольку речь идет о духовной Церкви. Они использовали такую же форму речи, когда происходило или совершалось что-либо истинное.

1021. Что "Ной и его сыновья с ним" означают Древнюю Церковь, было показано прежде, и будет ясно из того, что следует в этой главе, поэтому нет никакой необходимости подтверждать это теперь.

1022. [Стихи 9, 10] Вот, Я поставляю завет Мой с вами и с семенем вашим после вас, и со всякою душою живою, которая с вами, с птицами и с животными, даже со всеми зверями земными, которые у вас, со всеми вышедшими из ковчега, со всеми зверями земными.

"Вот, Я поставляю завет Мой" означает присутствие Господа в милосердии; "с вами" означает возрожденного духовного человека; "и с семенем вашим после вас" означает тех, которые созидаются вновь; "со всякою душою живою, которая с вами" означает вообще все, что в человеке было возрождено; "с птицами" означает, в частности, принадлежащее его разумению; "с животными" означает принадлежащее его новой воле; "и со всеми зверями земными" означает более низкие предметы его разума и его воли; "с вами" означает здесь, как прежде, то, что есть в возрожденном духовном человеке; "все, вышедшие из ковчега" означают людей Церкви; "все звери земные" означают людей вне Церкви.

1023. "Вот, Я поставляю завет Мой". Что это означает присутствие Господа в милосердии, ясно из значения "завета", о котором говорилось в п. 666, где было показано, что "завет" означает возрождение и, в частности, соединение Господа с возрожденным человеком через любовь. Также было показано, что небесное супружество является этим самым заветом, и что, следовательно, небесное супружество существует у каждого возрожденного человека. О супружестве, или завете, также говорилось выше.

[2] У человека Древнейшей Церкви небесное супружество существовало в сфере его воли, но у человека Древней Церкви небесное супружество существовало в сфере его разума. Ибо, когда воля человека стала совершенно испорченной, Господь чудным образом отделил область его собственного разумения от испорченной части его собственной воли, и в области собственного разумения человека Он образовал новую волю, которая является совестью. В совесть Он ввел милосердие, а в милосердие – невинность, и таким образом соединил Себя с человеком, или, что то же самое, заключил с ним завет.

[3] В той мере, насколько область собственной воли человека может быть отделена от его разумной части, настолько Господь может присутствовать в нем, то есть соединяться, или вступать в завет с ним. Искушения и подобные состояния возрождения заставляют собственное воли человека бездействовать, становиться как бы ничем и как бы умирать. В той мере, насколько это происходит, Господь может действовать в милосердии через совесть, насажденную в область собственного разума человека. Вот, что здесь называется "заветом".

1024. Что "с вами" означает возрожденного духовного человека, ясно из того, что было сказано прежде, а именно, что Ной и его сыновья означают духовную Церковь, которая следовала за Древнейшей небесной Церковью. И поскольку означается Церковь, также каждый человек Церкви, таким образом, возрожденный духовный человек.

1025. Что "с семенем вашим после вас" означает тех, которые созидаются заново, ясно из значения "семени", а также из того, что следует. "Семя" означает в буквальном смысле потомство, но во внутреннем смысле – веру; а поскольку вера, как часто говорилось, не существует без милосердия, то во внутреннем смысле под "семенем" понимается само милосердие. Из того, что следует, ясно, что понимается не только человек, пребывающий внутри Церкви, но также и человек вне Церкви, таким образом, весь род человеческий. Везде, где есть милосердие, даже среди язычников самых удаленных от Церкви, есть "семя", ибо небесное семя это милосердие. Ни один человек не может делать ничего доброго от себя, но все добро исходит от Господа. Добро, которое делают язычники, о которых по Божественному милосердию Господа будет сказано впоследствии, также исходит от Господа. Что "семя Бога" есть вера, уже было показано в п. 255. Под верой здесь и в других местах понимается милосердие, от которого происходит вера, ибо не существует иной веры, которая в действительности является верой, кроме веры, происходящей от милосердия.

[2] То же относится и к другим местам в Слове, где упоминается "семя"; например, где говорится о семени Авраама, Исаака и Иакова, понимается любовь или милосердие. Ибо Авраам представляет небесную любовь, а Исаак – духовную любовь, которые обе принадлежат внутреннему человеку. Иаков представляет то же самое, но во внешнем человеке. Это относится не только к пророческим, но также и к историческим частям Слова. На небе воспринимаются не исторические описания слова, но то, что этим означается, ибо Слово было написано не только для людей, но также и для ангелов. Тогда как человек читает Слово и извлекает из него только буквальный смысл, ангелы извлекают не буквальный, но внутренний смысл. Материальные, мирские и плотские понятия, которые имеет человек, когда читает Слово, становятся у ангелов духовными и небесными понятиями. Тогда как человек читает об Аврааме, Исааке и Иакове, ангелы совершенно не мыслят об Аврааме, Исааке и Иакове, но о том, что они прообразуют и означают.

[3] То же относится к Ною, Симу, Хаму и Иафету. Ангелы ничего не знают об этих людях, но воспринимают только Древнюю Церковь. Более внутренние ангелы даже не воспринимают Церковь, но веру этой Церкви, и в соответствии с ходом мыслей, они воспринимают состояние рассматриваемых предметов. Когда в Слове упоминается "семя" (как здесь в отношении Ноя, с которым был заключен завет и с его семенем), ангелы не понимают под этим его потомков; поскольку то не был Ной, но так называлась Древняя Церковь. Под "семенем" ангелы понимают милосердие, которое было сущностью веры той Церкви.

Также, когда в историях об Аврааме, Исааке и Иакове говорится об их "семени", ангелы никогда не понимают под этим потомков тех людей, но всех во вселенной, как в Церкви, так и вне ее, в ком есть небесное семя или милосердие; внутренне же ангелы постигают саму любовь, которая является небесным семенем.

[4] Что "семенем" означается любовь, а также всякий, имеющий любовь, ясно видно из следующих мест в Бытии:

И явился Господь Авраму и сказал: семени твоему отдам Я землю сию (Быт. 12:7).

А также:

Всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и семени твоему навеки, и сделаю семя твое, как песок земной (Быт. 13:15, 16).

Пребывающие в буквальном смысле понимают только то, что под "семенем" понимается потомство Аврама, а под "землей" – земля Ханаанская, в частности, что эта земля была дана его потомству. Но пребывающие во внутреннем смысле, как все на небесах, под "семенем Аврама" не постигают ничего иного, чем любовь; под "землей Ханаанской" – царство Господа на небесах и на земле; а под землей, данной им, они постигают только её прообраз, о чем по Божественному милосердию Господа будет сказано в других местах. И снова говорится об Аврааме:

Сущий вывел его и сказал: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков (Быт. 15:5).

Здесь также, поскольку Аврам прообразовал любовь, или спасающую веру, то под его "семенем" во внутреннем смысле не понимаются никакие иные потомки, чем люди по всему миру, живущие в любви.

[ 5] Подобным образом:

И поставлю завет Мой между Мною и тобою и между семенем твоим после тебя, и дам тебе и семени твоему после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом. Сей есть завет Мой, который вы [должны] соблюдать между Мною и между вами и между семенем твоим после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол (Быт. 17:7, 8, 10).


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.)