|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Внутренний смысл 1 страница977. Поскольку здесь говорится о возрожденном человеке, то нужно сказать несколько слов о том, чем он отличается от невозрожденного человека, чтобы таким образом можно было узнать о них обоих. У возрожденного человека есть совесть относительно того, что является добром и истиной; по совести он творит добро и мыслит истину; добро, которое он творит, является добром милосердия, а истина, которую он мыслит, является истиной веры. Невозрожденный человек не имеет никакой совести, а если и имеет что-то, то это не является совестью творить добро из милосердия и мыслить истину из веры, но она основывается на некоторой любви, взирающей на себя или на мир, ибо это есть поддельная или ложная совесть. Возрожденный человек испытывает радость, когда поступает по совести, и беспокойство, когда он вынужден поступать или мыслить против нее; но не так происходит с невозрожденным человеком. Многие такие люди не знают, что такое совесть, и еще менее знают, что значит делать что-то по совести или против нее. Они знают только об исполнении того, что благоприятствует их любви, это является для них источником радости, тогда как действия против их любви причиняют им беспокойство. [2] У возрожденного человека есть новая воля и новое разумение, и эта новая воля и новое разумение являются его совестью, то есть они пребывают в его совести, и через это Господь творит добро милосердия и истины веры. У невозрожденного человека нет воли, но вместо воли есть злое желание, следовательно, склонность ко всякому злу; нет также и разумения, но есть простое рассуждение и, следовательно, склонность ко всякой лжи. У возрожденного человека есть небесная и духовная жизнь; но у человека невозрожденного есть только плотская и мирская жизнь, а его способность мыслить и понимать, что такое добро и истина, исходит от Господней жизни через остаток, о котором говорилось ранее, и который также дает ему возможность размышлять. [3] У возрожденного главенствует внутренний человек, а внешний человек служит; но у того, кто не возрожден, главенствует внешний человек, а внутренний не проявляется и как бы не существует. Возрожденный человек знает или может знать, если размышляет, что такое внутренний человек, и что такое внешний; но человек невозрожденный пребывает в полном неведении, он не может об этом знать, даже если размышляет, так как не знает добра и истин веры, происходящих от милосердия. Эти различия показывают, какова природа возрожденного человека и невозрожденного, что они отличаются друг от друга как лето и зима, свет и тьма; ибо возрожденный человек является живым, а невозрожденный – мертвым. 978. В наши дни немногие знают, что такое внутренний человек, и что такое человек внешний. Как правило, думают, что это одно и то же, в основном так происходит, поскольку люди верят, что творят добро и мыслят истину от своего собственного, ибо такова природа человеческой соби, что верит этому; хотя внутренний человек так же отличается от внешнего, как небо от земли. Как ученый, так и неученый, размышляя над этим предметом, составляют понятие о внутреннем человеке только как о мысли, поскольку он пребывает внутри; а о внешнем человеке – только как о теле с его жизнью чувств и удовольствий, поскольку это является внешним. Однако мысль, которая приписывается внутреннему человеку, не принадлежит ему; ибо во внутреннем человеке пребывает только добро и истины, принадлежащие Господу, и во внутреннего человека Господь насаждает совесть. Кроме того, злой, даже самый злой человек обладает мыслью, её также имеют те, кто лишены совести; из этого ясно, что человеческая мысль принадлежит не внутреннему, но внешнему человеку. И тот факт, что тело с его жизнью чувств и удовольствий не является внешним человеком, ясно из того, что духи также имеют внешнего человека, хотя они не имеют такого тела, какое имели во время их жизни в мире. [2] Но что является внутренним человеком, и что внешним, никто не может знать, если не знает, что в каждом человеке есть небесная и духовная степень, соответствующая ангельским небесам, рассудочная степень, соответствующая небесам ангельских духов, и внутренняя чувственная степень, соответствующая небесам духов. Поскольку существует трое небес, то столько же степеней существует в человеке. Эти небеса совершенно отличны и отделены друг от друга; поэтому после смерти человек, имеющий совесть, находится сначала в небе духов, затем возносится Господом в небеса ангельских духов, и, наконец, в ангельские небеса. Это не могло бы происходить, если бы в нем не было столько небес, которым и состоянию которых он мог соответствовать. Из этого мне стало ясно, что образует внутреннего, и что внешнего человека. Самого внутреннего человека образует небесное и духовное; внутреннего или среднего человека – рассудочное; а внешнего человека – чувственное, не принадлежащее плоти, но происходящее от плотских предметов. И это относится не только к человеку, но также и к духу. [3] Говоря на языке ученых, эти три – самый внутренний, внутренний и внешний человек – подобны цели, причине и действию; и хорошо известно, что не может быть действия без причины, а причины без цели. Действие, причина и цель так же отличаются друг от друга, как внешнее, внутреннее и самое внутреннее. Говоря точнее, чувственный человек, то есть тот, чье мышление основывается на чувственных доказательствах, является человеком внешним, тогда как духовный и небесный человек является внутренним человеком; рассудочный же человек находится посредине между этими двумя, и через этого человека осуществляется связь между внутренним и внешним человеком. Я знаю, что немногие смогут понять эти утверждения, поскольку люди живут во внешнем, и об этом думают. Вот почему некоторые уподобляются животным и верят, что после смерти их тел они совершенно умрут, хотя они тогда впервые начинают жить. В следующей жизни люди, пребывающие в добре, ведут сначала чувственную жизнь в мире или в небе духов, затем более внутреннюю чувственную жизнь в небе ангельских духов, и, наконец, самую внутреннюю чувственную жизнь в ангельском небе. Эта последняя или ангельская жизнь является жизнью самого внутреннего человека, о которой едва ли можно сказать то, что понятно человеку. [3] Возрожденный может знать о существовании такой внутренней жизни, размышляя над природой добра, истины и духовной борьбы, ибо эта жизнь есть жизнь Господа в человеке, так как Господь через внутреннего человека производит добро милосердия и истины веры во внешнем человеке. То, что из этого воспринимается в его мысли и чувства является чем-то общим, содержащим бесчисленные частности, которые исходят от внутреннего человека, но которые человек не может постигнуть, пока не войдет в ангельское небо. Об этом общем и о его природе смотрите выше (п. 545). Сказанное здесь о внутреннем человеке, поскольку относится к пониманию многих людей, не является необходимым для спасения. Достаточно знать, что есть внутренний и внешний человек, признавать и верить, что все добро и истина исходят от Господа. 979. Эти замечания о состоянии возрожденного человека и о наитии внутреннего человека во внешнего основаны на господстве внутреннего человека над внешним и подчинении внешнего человека, поскольку в этой главе говорится о возрожденном человеке. 980. [Стих 1] И благословил Бог Ноя и сыновей его, и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю. "И благословил Бог" означает присутствие и благоволение Господа; "Ноя и сыновей его" означает Древнюю Церковь; "плодитесь" означает добро милосердия; "и размножайтесь" означает истины веры, которые теперь должны увеличиваться; "и наполняйте землю" означает присущее внешнему человеку. 981. Что "благословил Бог" означает присутствие и благоволение Господа, ясно видно из значения "благословения". В Слове, во внешнем смысле, "благословлять" значит наделять всяким земным и материальным добром. Так объясняют Слово люди, пребывающие во внешнем смысле, как иудеи в прошлом и сегодня, а также христиане, особенно в наши дни. В результате они сосредотачивают Божественное благословение на богатстве, изобилии всего и на личной славе. Однако во внутреннем смысле "благословлять" значит наделять всяким духовным и небесным добром, такое благословение может быть дано только Господом, и поэтому оно означает Его присутствие и благоволение, которое обязательно приносит с собой такое духовное и небесное добро. Говорится "присутствие", ибо Господь пребывает только в милосердии, и здесь говорится о возрожденном духовном человеке, который поступает из милосердия. Господь пребывает с каждым человеком, но в той мере, насколько человек удален от милосердия, в той же мере присутствует Господь, или лучше сказать, отсутствует, то есть Господь более удаляется. [2] Причина, по которой упоминается благоволение, а не о милость – причина, которая, как я полагаю, до сих пор остается неизвестной – состоит в том, что небесные люди не говорят о благоволении, но о милости, тогда как духовные люди не говорят о милости, но о благоволении. Это различие происходит из-за того, что небесные люди признают, что человеческий род является совершенно нечистым, будучи в действительности фекальным и адским; поэтому они молят Господа о милости, так как милость является соответствующим словом для людей в таком положении. [3] Однако духовные люди, хотя и знают, что состояние человека таково, но не признают этого, поскольку они еще остаются в своей соби, которую любят, поэтому они с трудом говорят о милости, но с легкостью о благоволении. Это различие в языке происходит из-за различия в смирении. Чем более кто-то любит себя и полагает, что может творить добро от себя и таким образом заслуживать спасение, тем менее он способен молить о Господней милости. Причина, по которой некоторые могут просить о благоволении, состоит в том, что это стало общепринятой формой речи, в которой мало относящегося к Господу и много относящегося к человеческой соби; что может каждый видеть в себе, когда говорит о благоволении Господа. 982. "Ной и его сыновья" означают Древнюю Церковь. Это было сказано и показано выше, и также ясно из того, что следует. 983. "Плодитесь "означает добро милосердия, "размножайтесь" означает истины веры, которые теперь должны увеличиваться. Это ясно из значения обоих выражений в Слове, где "плодиться" или приносить плод всегда относится к милосердию, а "размножаться" – к вере, как было показано выше (п. 43, 55) Для дальнейшего подтверждения позвольте привести следующие отрывки из Слова: Возвратитесь, дети-отступники, Я дам вам пастырей по сердцу Моему, которые будут пасти вас с знанием и благоразумием. И будет, когда вы размножитесь и сделаетесь многоплодными на земле (Иер. 3:14-16). Здесь "размножаться" ясно означает возрастать в познании и разумении, то есть в вере, а "быть многоплодными" означает добро милосердия. Эти слова описывают образование Церкви, в которой вера или "размножение" приходит сначала. [2] У того же пророка: И соберу остаток стада Моего из всех стран, куда Я изгнал их, и возвращу их во дворы их; и будут плодиться и размножаться (Иер. 23:3). Говорится о Церкви, которая была установлена, поэтому "плодиться" относится к добру милосердия, а "размножаться" относится к истинам веры. У Моисея: Призрю на вас, и плодородными сделаю вас, и размножу вас, и буду тверд в завете Моем с вами (Лев. 26:9). Здесь во внутреннем смысле говорится о небесной Церкви, поэтому "быть плодородными" относится к добру любви и милосердия, а "размножиться" – к добру и к истинам веры. У Захарии: Я соберу их, потому что Я искупил их; они будут так же умножены, как прежде (Зах. 10:8). Что "быть умноженными" относится к истинам веры, ясно из того, что они "искуплены". У Иеремии: Город опять будет построен на холме своем, и вознесутся из них благодарение и голос веселящихся; и Я умножу их, и не будут умаляться, и прославлю их, и не будут унижены. И сыновья его будут, как прежде (Иер. 30:18-20). Говорится о расположении к истине и об истинах веры; первое обозначено "благодарением и голосом веселящихся", а последнее – "умножением"; "сыновья" здесь также означают истины. 984. "Наполняйте землю" означает присущее внешнему человеку. Это ясно из значения "земли", как внешнего человека, о чем уже говорилось несколько раз. В случае человека возрожденного, добро милосердия и истины веры насаждаются в его совесть; и поскольку они насаждаются через веру – то есть через слушание Слова – они сначала пребывают в его памяти, которая принадлежит внешнему человеку. Когда человек уже возрожден, и внутренний человек действует, то же происходит в отношении плодоношения и размножения; добро милосердия проявляется в наклонностях, принадлежащих внешнему человеку, а истины веры – в его памяти, возрастая и размножаясь в каждом случае. Каждый возрожденный может знать характер этого размножения, поскольку подтверждающие факторы постоянно накапливаются из Слова, из рациональности человека, также как и из фактических знаний, которыми он все более и более подкрепляется; это является результатом милосердия, один Господь действует через милосердие. 985. [Стих 2] Да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что ползает по земле, и все рыбы морские; в ваши руки отданы они. "Да страшатся и да трепещут вас" означает господство внутреннего человека; "страх" относится к злу; а "ужас" – ко лжи; "все звери земные" означают желания, принадлежащие низшим наклонностям; "все птицы небесные" означают ложности, принадлежащие рассудку; "и все, что ползает по земле" означает расположение к добру; "все рыбы морские" означают научные познания; "в ваши руки отданы они" означает обладание ими внутренним человеком во внешнем. 986. Выражение "да страшатся и да трепещут вас" означает господство внутреннего человека, "страх" относится к злу, а "ужас" – ко лжи, это ясно из состояния внутреннего человека.Состояние человека до возрождения таково, что злые желания и ложности, присущие внешнему человеку, постоянно преобладают, и отсюда происходит борьба; но после возрождения внутренний человек господствует над внешним, то есть над его злыми желаниями и ложностями, и тогда человек страшится зла и опасается лжи, которые противоположны совести и он боится поступать против совести. [2] Однако, страшится зла и опасается лжи не внутренний человек, но внешний; поэтому здесь сказано "да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные", то есть всякие вожделения, здесь означаемые "зверями", и всякие ложности, здесь означаемые "птицами небесными". Кажется, что этот "страх" и этот "трепет" относится к человеческой соби, но в действительности его происхождение таково. Как уже говорилось, при каждом человеке есть по крайней мере два ангела, через которых он имеет сообщение с небом, и два злых духа, через которых он имеет сообщение с адом. Когда управляют ангелы, как это происходит у человека возрожденного, тогда присутствующие злые духи не осмеливаются делать ничего противоположного добру и истине, поскольку они тогда удерживаются в узах; ибо, когда они пытаются делать что-либо злое, или говорить ложное – то есть возбуждать это – их сразу же охватывает своего рода адский страх и трепет. Этот страх и трепет является тем, что в человеке чувствуется как страх и трепет за то, что противно совести. Вот почему, как только он делает или говорит что-либо противное совести, он сталкивается с искушением и с угрызениями совести, то есть с чем-то вроде адских мучений. [3] Относительно того, что "страх" относится к злу, а "трепет" – к ложностям, ситуация такова: духи, пребывающие с человеком, меньше страшатся делать зло, чем говорить ложности, потому что человек возрождается и обретает совесть через истины веры, и поэтому духам не позволяется возбуждать ложности. В каждом из них нет ничего, кроме зла, так что они пребывают во зле; вся их сущность и все их стремления являются злом; и поскольку они пребывают во зле, и вся их собственная жизнь состоит во зле, то им прощается совершаемое зло, когда они исполняют какую-либо службу. Но им не позволяется говорить что-либо ложное для того, чтобы они могли узнать, что есть истина, и таким образом, насколько это возможно, измениться так, чтобы они могли исполнять некоторые низкие службы; но более об этом, по Божественному милосердию Господа, будет сказано в дальнейшем. Подобное происходит с возрожденным человеком, так как его совесть образуется из истин веры, поэтому его совесть является осознанием того, что правильно; для него само зло жизни заключается во лжи, потому что ложь противоположна истине веры. Но не так было у человека Древнейшей Церкви, который имел перцепцию. Он воспринимал зло жизни как зло, а ложь веры как ложь. 987. "Все звери земные" означают желания, принадлежащие низшим наклонностям. Это ясно из значения "зверей" в Слове, где они означают всякие склонности или похоти. Склонности к добру означаются кроткими, полезными и чистыми животными; тогда как склонности ко злу, или похоти, означаются свирепыми, бесполезными и нечистыми зверями (о чем смотрите выше п. 45, 46, 142, 143, 246, 776). Поскольку здесь обозначены похоти, то они названы "зверями земными", а не зверями полевыми. О власти возрожденного человека над похотями должно быть известно, что в величайшем заблуждении пребывают те, которые верят, что могут управлять злом от себя, они ни в каком отношении не являются возрожденными. Ибо человек есть ничто иное, как зло, он является скоплением зла, и вся его воля заключается только во зле; о чем говорилось в предыдущей главе (Бытие 8:21), что "помышление сердца человеческого – зло от юности его". Мне было показано на живом опыте, что человек или дух, даже ангел, рассматриваемый в себе, то есть относительно своей соби, является ужасной нечистотой; и что предоставленный сам себе он источает только ненависть, месть, жестокость и самое грязное прелюбодеяние. Все это является его собью и составляет его волю. [2] Это должно быть ясно всякому, кто размышляет, из того, что когда человек рождается, то является низшим живым созданием среди всех диких животных и зверей. И когда он вырастает и становится господином самому себе, то если бы он не сдерживался внешними узами закона и узами, которые он налагает на себя для того, чтобы приобрести славу и богатство, то он погрузился бы во всякие беззакония, и не успокоился, пока бы не подчинил себе все в мире и не забрал бы богатство всех; он не пощадил бы никого, кроме тех, которые согласились бы быть его покорными слугами. Такова природа всякого человека, хотя этого не сознают те, которые не имеют силы и для которых такие попытки невозможны, как и те, которые находятся в вышеупомянутых узах. Но если бы им дать возможности и силу, и ослабить узы, то они погрузились бы в это, насколько бы могли. Дикие животные никогда не проявляют подобную природу, они рождаются в некотором порядке своей природы. Те, которые являются жестокими и хищными наносят вред другим животным, только защищаясь; они пожирают других животных, чтобы утолить свой голод, когда же он утоляется, тогда они никому не причиняют вреда. Но совершенно не так у человека. Из всего этого ясно, какова природа соби человека и его воли. [3] Поскольку человек является таким абсолютным злом и нечистотами, то ясно, что он никогда не может господствовать над злом от себя. Полным несоответствием будет сказать, что зло может господствовать над злом, и не только над злом, но также и над адом; ибо каждый человек сообщается с адом через злых духов, и таким образом в нем возбуждается зло. Из всего этого каждый может знать, и всякий, имеющий здравый ум, может заключить, что один Господь владычествует над злом в человеке и над адом в нем. Чтобы в человеке могло быть подчинено зло, то есть ад, который постоянно стремится войти в него и уничтожать его навсегда, человек возрождается Господом и наделяется новой волей, которая является совестью, через которую один Господь совершает все добро. Эти рассуждения являются положениями веры, то есть рассуждение о том, что человек является ничем иным, как злом; и что всякое добро исходит от Господа. Поэтому человек должен не только знать их, но также и признавать и верить; и если он не признает и не верит во время своей телесной жизни, это убедительно доказывается ему в следующей жизни. 988. "Все птицы небесные" означают ложности, принадлежащие рассудку. Это ясно из значения "птицы". В Слове "птицы" означают разумные вещи: кроткие, полезные и прекрасные птицы означают разумные идеи, которые являются истинными; свирепые, бесполезные и безобразные означают разумные идеи, которые являются ложными. Что они означают разумные вещи, может быть видно выше, п. 40, 776, 870. Из этого также ясно, что "птицы" означают рассуждения и их ложности. Чтобы не было сомнений, позвольте для подтверждения привести следующие отрывки в дополнение к тем, которые были приведены выше о вороне (п. 866). У Иеремии: И пошлю на них четыре рода [казней], говорит Господь: меч, чтобы убивать, и псов, чтобы терзать, и птиц небесных и зверей полевых, чтобы пожирать и истреблять (Иер. 15:3). У Иезекииля: На обломках его поместились всякие птицы небесные, и в сучьях были всякие полевые звери (Иез. 31:13). У Иоанна: Вавилон сделался пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице (Откр. 18:2). У пророков много раз говорится, что тела будут отданы в пищу птицам небесным и зверям полевым (Иер. 7:33; 19:7; 34:20; Иез. 29:5; 39:4; Пс. 79:2; Ис. 18:6). Это означает, что они будут разрушены ложностями, которыми являются "птицы небесные", и злом или похотями, которыми являются "звери земные". 989. То же, что относится к господству над ложностями, то же относится и к господству над злом, а именно, что от себя человек не может иметь ни малейшего господства над ним. Поскольку здесь говорится о господстве возрожденного человека над похотями, или "зверями земными", и над ложностями, или "птица небесными", то должно быть известно, что никто не может сказать, что он возрожден, если он не признает и не верит, что милосердие является главным пунктом веры, и если он не движим любовью к ближнему, и не имеет к нему милосердия. Из милосердия создается его новая воля, и через милосердие Господь творит добро и происходящие от него истины, но не через веру, лишенную милосердия. Некоторые совершающие дела милосердия только из повиновения, то есть, потому что так заповедано Господом, но они не являются возрожденными. Такие, если только не полагают праведности в своих делах, возрождаются в другой жизни. 990. "Все, что ползает по земле" означает расположение к добру. Это ясно как из предыдущего, так и из значения "земли", по которой они ползают. Из предыдущего, так как там говорилось о зле и о ложностях, над которыми господствует возрожденный человек, поэтому здесь говорится о склонностях к добру, которые отдаются в его руки. Из значения "земли", от которой они произошли или по которой ползают, поскольку "земля" в общем есть человек Церкви и то, что составляет Церковь, таким образом, здесь понимается все, что произведено Господом через внутреннего человека во внешнем. Сама земля находится во внешнем человеке, в его чувствах и памяти. Кажется, что добро творит сам человек, поэтому говорится "все что, ползает по земле"; но это только казательность. В действительности всякое добро исходит от Господа через внутреннего человека, поскольку, как уже говорилось, нет никакого добра и истины, которые не исходили бы от Господа. 991. "Все рыбы морские" означают научные знания, это ясно из значения рыб. В Слове "рыбы" означают знания, происходящие от чувственных казательностей, поскольку знания бывают трех видов: разумные, рациональные и чувственные. Все они содержатся в памяти, или вернее в воспоминаниях, и в возрожденном человеке вызываются оттуда Господом через внутреннего человека. Эти знания, происходящие от чувственных казательностей, входят в сознание или восприятие человека во время его земной жизни, поскольку на них основывается его мышление. Остальные, являющиеся более внутренними, не проявляются так до тех пор, пока человек не оставляет тело и не входит в иную жизнь. Что "рыбы" или пресмыкающиеся, производимые водой, означают знания, может быть видно выше в п. 40; и что "кит" или "морское чудовище" означает общие начала этих знаний, видно в п. 42. Также то может быть ясно из следующих мест в Слове. У Софонии: Истреблю людей и животных, истреблю птиц небесных и рыб морских (Соф. 1:3). Здесь "птицы небесные" означают рациональные понятия, а "рыбы морские" – рациональные понятия низшей степени, то есть человеческое мышление, происходящее от чувственных познаний. [2] У Аввакума: Делаешь людей как рыбу в море, как пресмыкающихся, у которых нет властителя (Авв. 1:14). "Делаешь людей как рыбу в море" означает, что они являются совершенно чувственными. У Осии: За то восплачет земля сия, и изнемогут все, живущие на ней, со зверями полевыми и птицами небесными, даже и рыбы морские погибнут (Ос. 4:3). Здесь "рыбы морские" означают знания, происходящие от чувств. У Давида: Ты все положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями (Пс. 8:7-9). Говорится о господстве Господа в человеке, "рыбы морские" означают знания. Что "море" означает собрание знаний, или познания, может быть видно выше в п. 28. У Исаии: И восплачут рыбаки, и возрыдают все, бросающие уду в реку, и ставящие сети в воде впадут в уныние (Исаия 19:8). "Рыбаки" означают тех, которые верят только в чувственные доказательства и в обманчивости, от этого происходящие; говорится о Египте, или о царстве знаний. 992. "В ваши руки отданы они" означает обладание ими внутренним человеком во внешнем. Это ясно из того, что уже было сказано, и из значения "руки" (п. 878). Говорится "в ваши руки отданы они", потому что такова казательность. 993. [Стих 3] Все пресмыкающиеся, которые живут, будут вам в пищу; как траву съедобную даю вам все. "Все пресмыкающиеся, которые живут" означают всякие удовольствия, содержащие добро, которые являются живыми; "будут вам в пищу" означает наслаждение, которое должны испытывать люди; "как траву съедобную" означает самые низкие проявления наслаждений; "даю вам все" означает получение удовольствия вследствие пользы. 994. Что "все пресмыкающиеся, которые живут" означают всякие удовольствия, содержащие добро, которые являются живыми, ясно из значения "пресмыкающихся", как было показано ранее. Что пресмыкающиеся здесь означают всех чистых зверей и птиц, ясно каждому, поскольку говорится, что они даются в пищу. В узком смысле пресмыкающиеся представляют самых низких из всех (Лев. 11:23, 29, 30) и нечистых. Но в широком смысле, как здесь, они представляют животных, которые даются в пищу; однако здесь они называются "пресмыкающимися", потому что означают удовольствия. В Слове склонности человека означаются чистыми животными, как уже говорилось; но поскольку его склонности воспринимаются им только в удовольствиях, и он называет их удовольствиями, то здесь они названы "пресмыкающимися". [2] Удовольствия бывают двух видов – относящиеся к воле и относящиеся к разумению. Вообще существуют удовольствия обладания землей и богатством, удовольствия почета и служения стране, удовольствия супружеской любви и любви к младенцам и детям, удовольствия дружбы и общения с ближними, удовольствия чтения, письма, знания, мудрости, и многие другие. Также существуют удовольствия чувств: такие как удовольствие слышания, которое в общем заключается в приятных звуках музыки и песни; удовольствие видения, которое в общем является удовольствием, содержащимся во многих и разнообразных красотах; удовольствие обоняния, заключающееся в приятных запахах; удовольствие вкуса, происходящее от вкусной и здоровой пищи и питья; и удовольствие осязания, происходящее от многих приятных ощущений. Поскольку эти виды удовольствий ощущаются во плоти, то они называются плотскими удовольствиями. Но ни одно удовольствие никогда не существует во плоти, если оно не существует и не происходит от внутреннего расположения; но никакое внутреннее расположение не существует, если оно, в свою очередь, не происходит от еще более внутреннего чувства, в котором его назначение и цель. [3] Эти расположения (или склонности), которые являются внутренними и упорядоченными должным образом, происходя из самых внутренних начал, не воспринимаются человеком во время его жизни во плоти, и большинство людей едва ли знает, что они существуют, а еще менее, что они являются источником удовольствий; тогда как ничего не может существовать во внешних пределах, кроме как из внутренних в надлежащем порядке. Удовольствия являются только последними действиями. Внутренние предметы не открываются людям во время их жизни во плоти, кроме как для тех, которые о них размышляют. Они впервые проявляются в другой жизни в порядке, в котором они возвышаются Господом к небу. Внутренние склонности с их удовольствиями проявляются в мире духов, более внутренние с их радостями – в небе ангельских духов, а еще более внутренние с их счастьем – в небе ангелов; ибо существует трое небес, одно более внутреннее, более совершенное и более наполненное счастьем, чем другое (п. 459, 684). Эти внутренние предметы обнаруживаются и становятся доступными восприятию в другой жизни; но пока человек живет во плоти, так как он постоянно занят и размышляет о плотских вещах, эти внутренние предметы как бы спят, будучи погруженными в плотские предметы. Однако каждому, кто размышляет, может быть ясно, что все удовольствия таковы, каковы склоности, расположенные в порядке, и что эти удовольствия получают свою сущность и качества от этих склонностей. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.) |