|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Философия и основные формообразования культуры: наука, искусство, религияФилософия возникла и исторически развивалась под влиянием мифологии, религии, обыденного и научного знания. Она рационально осмысливает транслируемые из более ранних форм мировоззрения проблемы бытия – о происхождении, устройстве, развитии, гармонии, перспективах мира и человека, связях между ними, ценностях и смысле человеческой жизни. Фундамент всех сфер культуры составляют как знания, которые сформулированы в принципах, законах и понятиях и зафиксированы в соответствующих языковых конструкциях, так и ценности, служащие удовлетворению человеческих потребностей и обусловливающие интересы людей. Знания и ценности, накопленные культурой, являются предметом критического философского анализа, выявления общезначимых и непреходящих свойств бытия, смысл жизненных ориентаций, поддерживающих стабильность человеческого существования в различные исторические эпохи, с учетом меняющегося мира и условий жизни. В этом отношении философия зависит от других форм культуры. Философия и наука. Особо следует подчеркнуть, что философия развивается во взаимодействии с наукой, имеющей первостепенное значение в сохранении жизнеспособности современного общества. Общие черты: А. Выстраивают знания, свои выводы в логически доказательной теоретической форме. Б. Высоко оценивают истину как идеал познания и стремятся к нему. В. Имеют своей целью открытие и формулирование законов изучаемой реальности. Различия: А. По масштабу обобщения и глубине сущностных характеристик. Б. Наука абстрагируется от личностно-субъективных мнений и оценок. В. Научные заключения могут быть (не всегда) доказаны опытом и экспериментом. Г. Философия отражает не только существующие, но и другие (важные для человека) сферы бытия. Философия и искусство. В своем развитии, начиная от возникновения, философия опирается и одновременно воздействует на искусство как форму художественно-эстетического познания и представления сущностных связей, гармонии и красоты мира в художественных образах. Общие черты: А. Предмет изучения (человек, универсум, духовная и образно-эмоциональная сферы его познания). Б. Многомерность и неоднозначность. В. Личностно-субъективный фон любых работ. Различия: А. Искусство использует личностно значимые и чувственно-эмоциональнее образы. Б. Философские образы апеллируют к разуму человека.
Философия и религия. Общие черты: А. Формируют понятия об абстракциях самого высшего уровня. Б. Дают целостное представление о мире. В. Характер проблем и их мировоззренческий статус. Различия: А. Религиозный опыт предполагает личный тип отношений человека с Богом, в котором доминируют чувства и эмоционально окрашенные состояния человеческого сознания. Б. Философия критична и анти догматична.
5. Философские категории и универсалии культуры. Язык философии: дилемма инвариантности и многообразия. Философия формирует свой предмет, а человек с ее помощью познает себя путем рефлексии над практикой, культурой и выявления ее универсалий или тех категорий, форм мышления, в которых зафиксированы наиболее общие представления о бытии человека, общества, мира, их связях. В универсалиях культуры аккумулирован исторический опыт поколений людей по осмыслению в целостной, обобщенной форме тех явлений действительности, с которыми человек соприкасается в своем бытии и от которых зависит его жизнь. Это выступает важнейшей причиной эмоциональной окрашенности универсалий культуры, ибо человек не только осмысливает, но и переживает события, реальность своего существования. Универсалии культуры связаны между собой в различных отношениях и образуют определенную систему или обобщенную модель существования человека в мире. Универсалии культуры передаются из поколения в поколение и порознь, и объединены посредством традиций, верований, обычаев, притч и т.д. Существуя в качестве форм мышления в сознании людей любой исторической эпохи и выражая наиболее общие черты бытия, универсалии, или категории культуры, одновременно фиксируют опыт и являются инструментом познания, понимания и изменения окружающего мира каждым последующим поколением. Категории культуры выступают не только в качестве способов организации знаний о бытии и его переживания, направляют, организуют практическую деятельность людей, но и оказывают активное воздействие на образование определенных отношений в обществе. Среди категорий культуры можно выделить группу базисных, универсальных категорий, в которых выражены существенные свойства явлений мира. Эти характеристики реальности выявляются и познаются в историческом развитии практической деятельности. Они постоянно, многократно повторяются в различных способах освоения мира, сил природы на протяжении жизни всех поколений людей и фиксируются в их сознании в качестве необходимых знаний, форм мышления, выступающих условием достижения важнейшей цели познавательного, практического, ценностного отношения к миру – сохранения жизни. К таким универсалиям, формам мышления относятся категории пространства, времени, движения, причинности, случайности, и т.д. Исторически сложилась также группа категорий (универсалий) культуры, выражающих свойства субъекта деятельности, его отношения с другими субъектами, включая общество в целом, ценности жизни, сущность и структуру общения, этическое и эстетическое измерения совместной деятельности(человек, общество, труд, добро, красота, долг, совесть, справедливость, свобода, вера). В каждую историческую эпоху категории культуры наполняются новым содержанием, выражающим специфические особенности практической деятельности, знания о мире, обществе, самом человеке. Универсалии (категории) культуры характеризуют место человека в мире, в системе социальных отношений, особенности, суть и значение духовной жизни, ценностные ориентации, смысл существования человека и т.д. Осмысливая сущностные свойства культуры в виде ее универсалий, философия осуществляет их предельное обобщение, придавая им статус форм или категорий философского мышления. Категории (от греч. kategoria – высказывание, свидетельство) – формы представления в понятиях всеобщих способов отношения человека к миру, отражающие наиболее общие и существенные свойства, законы природы, общества и мышления. Благодаря философской рефлексии над универсалиями культуры складывается язык философии как функционирующая и развивающаяся совокупность ее категорий. Философские категории выступают в качестве инструментов мышления, применимых для познания самых глубоких сущностных связей любой сферы реальности. Использование философских категорий в научном познании направляет деятельность исследователя на раскрытие необходимых, закономерных свойств и связей объектов науки, достижение истинного знания о них. При помощи языка философии человек имеет возможность познавать и понимать мир в его целостности, единстве всех его явлений и процессов, их интегративных свойств, взаимного, совместного развития различных сфер реальности.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |