АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Познание как творчество. Явное и неявное знание. Знание и вера

Читайте также:
  1. I. О различии между чистым и эмпирическим познанием
  2. I.2.1 Традиционное общество и мифологическое сознание
  3. III. Знание о субстанции или учение о первой сущности
  4. III.7. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ ХХ века И ДИАЛЕКТИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА
  5. V. ПОЗНАНИЕ МИРА
  6. V. Сознание и бессознательное
  7. VI. Практикум на знание нормативно-правовой базы
  8. YI.3. Сознание и самосознание человека
  9. А) Правообеспечительное нормотворчество.
  10. Аналогии с естествознанием
  11. Античное историческое сознание и историописание
  12. Античное историческое сознание и историописание – с. 74-75

Рациональное познание взаимосвязано не только с чувственным познанием, но и с различными психологическими и внерациональ- ными его факторами. В структуре познавательного процесса, ин­терпретированного как исследовательская творческая деятель­ность, большую роль играют воображение, фантазия, эмоции, воля и другие познавательные способности субъекта. Среди них особое место принадлежит интуиции. Под интуицией обычно понимают такую познавательную способность, которая позволяет непосред­ственно усматривать истину без предварительных логических рас­суждений и доказательств. В истории философии и психологии бы­ли обоснованы различные концепции и модели интуитивного поз­нания. В современной эпистемологии и психологии интуиция тракту­ется как сложно структурированная познавательная процедура, соединяющая в себе рационально-дискурсивные и чувственно-ир­рациональные моменты познания. В структуре интуитивного ак­та выделяют ряд определенных этапов. К ним относятся:

а) инкубационный период, предполагающий накопление и ак­кумуляцию в сознании образов, идей, абстракций;

б) неосознаваемое перекомбинирование и систематизация на­копленной информации;

в) более полное и точное уяснение задачи, которую необходи­мо решить;

г) неожиданное и непосредственное усмотрение искомого ре­шения в форме интеллектуального прозрения или инсайта.

Существуют и другие внерациональные компоненты в струк­туре познавательного процесса. В частности, они обнаруживают себя в так называемом неявном знании. Как правило, оно сущес­твует в форме жизненно-практического опыта личности, ее уме­ний, навыков, стереотипов мышления и поведения. Неявное зна­ние, как и любое другое, существует в сфере сознания, но не арти­кулируется в нем как рефлексивный пласт.

Неявное знание, логически и вербально не оформленное, тес­но связано с феноменом гносеологической веры. В данном случае вера понимается не как элемент или характеристика религиозно­го сознания, а как важнейшая духовно-психологическая особен­ность субъекта познания, обнаруживающая себя в чувстве уверен­ности в чем-либо и исключающая сомнение по поводу его сущес­твования или наличных характеристик. Гносеологическая вера как атрибут обыденного и нефилософского сознания убедительно обнаруживает себя в естественном доверии к сенсорному опыту и данным органов чувств, которые глубоко укоренены в структурах практической деятельности и повседневной жизни человека. Она также сущностно характеризует представителей естественных на­ук относительно их убежденности в реальном существовании ма­териального мира как независимого от познающего субъекта предмета исследования и изучения. А. Эйнштейн считал эту веру одним из основных условий существования естествознания, в то время как Э. Гуссерль называл ее натуральной или естественной установкой сознания, которая должна быть обязательно преодо­лена, если мы претендуем на философское отношение к действи­тельности.

Феномены веры и неявного знания актуализируют важность и значимость такой гносеологической процедуры, как интерпрета­ция. Поскольку явное знание всегда объективировано в языке культуры и таким образом приобретает статус общественного ду­ховного продукта, то принципиально важно зафиксировать роль и функции интерпретации в процессе перевода неявного знания в его явную и социально значимую форму.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)