|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Философия и религия. Статус и функции философии в средневековой европейской культуреСредневековая философия зарождается в недрах античной культуры в связи с распространением христианской веры (V-XV вв.) по всему Средиземноморью. Положение философии в средневековой европейской культуре определялось отношением веры и разума в теологических доктринах. Основные позиции в оценке статуса и роли философии: 1) в ранней христианской апологетике декларировалась абсолютная несовместимость религиозной веры с отягощенным чувственностью человеческим разумом - «верую, ибо абсурдно» (Тертуллиан). Следствием данной максимы явилось открытое неприятие философии как наследницы античного рационализма. 2) в период утверждения христианского вероучения предпринимались попытки гармонично совместить философию и религию, подчинив ее авторитету Священного писания. Максима «верую, чтобы понимать» (Аврелий Августин) ставила философию в положение «служанки богословия». 3) в поздней средневековой схоластике была предпринята попытка представить философию как независимую от религии и церковного контроля область человеческого познания. Согласно максиме «понимаю, чтобы верить» (Пьер Абеляр), она призвана обосновывать религиозные догматы, переводя их на язык философских понятий и подвергая логическому анализу. Разумеется, Церковь активно преследовала подобную позицию. Таким образом, роль философии в конечном счете сводилась к систематизации и защите религиозной идеологии, к интерпретации священных текстов и разработке правил истинного толкования Библии. Подчиняясь авторитету теологии, философия не могла претендовать на познание божественных истин. Ее назначение предполагало выполнение апологетической, герменевтической и систематизаторской функций. Исторические этапы развития средневековой философии: 1) апологетика (II-III вв. н. э.) -- начальный период в развитии средневековой философии. Представители: Ориген, который впервые попытался построить на основе христианских идей целостную философскую систему, и карфагенянин Тертуллиан, подчеркивавший пропасть между верой и разумом, религией и философией. Формирование философии осуществлялось в процессе размежевания с античным рационализмом и борьбы против всевозможных ересей. 2) патристика (IV-VIII вв.) -- период разработки «отцами церкви» основ христианской догматики.В патристике выделяют два направления: западную патристику (Аврелий Августин) и восточную патристику (Василий Великий, Григорий Богослов). Развитие проблемного поля философии связано в этот период с разработкой теологии как учения о Боге и его атрибутах. Богопознание объявляется единственно достойной целью человеческого ума. 3) схоластика (с XI по XIV в. в) – период завершения работы над догматическими основами церковной доктрины (Иоанн Дамаскин). Для этого типа философии было характерно соединение догматики с рационально-дискурсивным методом ее обоснования и интерпретации. Выдающимся явлением стал спор номинализма с реализмом. Предметом спора была природа общих понятий. Представитель: Фома Аквинский. Он считал, что в философии вероучение должно обрести рациональную форму «здравого смысла». Подобное утверждение свидетельствовало о приближающемся духовном кризисе средневековья, о необходимости пересмотра отношений между философией и религией. Принципы средневекового философского мышления. Догматы христианского вероучения определили принципы средневекового философского мышления. Среди них следует выделить: теоцентризм, креационизм, супранатурализм, символизм, принцип оппозиции души и тела, идею «обожения», провиденциализм и эсхатологизм. Теоцентризм был связан с идеей Бога - абсолютного бытия, высшей ценности и конечной цели всякого существования. Он получил дальнейшее развитие в идеях креационизма и супранатурализма. Согласно этим идеям, мироздание есть благое творение Бога, полное целесообразности и гармонии. Он создал природу из «ничего», и она, будучи сотворенной, стоит бесконечно ниже своего творца. Бог пронизывает универсум божественным светом, поддерживая его существование, порядок и целостность. Для средневекового миросозерцания был характерен крайний символизм. Согласно данному принципу, все видимые вещи способны воспроизводить вещи невидимые, хотя не все они в одинаковой мере прозрачны. Природа понималась как великая, таинственная Книга, в которой все зримое предстоит как совокупность символов незримой, сокровенной и неопределимой сущности Бога. Принцип оппозиции души и тела составлял фундамент христианской антропологии, согласно которой человек сотворен по образу и подобию Бога. Душа человека - бессмертная субстанциальная форма тела, в котором она достигает полноты своего осуществления. Соединение духовной и телесной природ в человеке мыслилось по аналогии с богочеловеческой личностью Христа. Богоуподобление -- высшая цель человеческого существования. Это предполагало аскетическое ограничение плотских желаний, отказ от материальных благ и тд. Развитие общества трактовалось средневековыми богословами в соответствии с принципами провиденциализма и эсхатологизма. История понималась как проявление воли Бога, осуществление божественного плана «спасения» человечества. Главной движущей силой считалось внеисторическое божественное провидение. Люди - только актеры драмы, задуманной Богом. Таким образом, проблематика средневековой философии воспроизводила основные требования религиозной идеологии. Важнейшей задачей философского мышления в эту эпоху было соблюдение соответствий между философскими построениями и догматами христианского вероучения. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |