|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Проблема сознания и основные традиции её философского анализаСознание — это фундаментальное философское понятие, характеризующее сложный и многомерный феномен, представляющий собой субъективное переживание событий внешнего мира и внутренней жизни самого индивида, а также (само)отчет об этих событиях. В развитии классической философии сложилось несколько традиций осмысления проблемы сознания. 1) Субстанциальный подход – исторически первый, его корни уходят в античность. Сознание как внутренний духовный мир человека (Платон, Аристотель). В рамках этого подхода в философии Нового времени сознание предстает в качестве замкнутой в себе субъективности, особой субстанции (Г. Лейбниц, Р. Декарт). Польза субст. подхода: он позволил выявить сложную структуру субъективной реальности, мира идеальных феноменов. 2) Натуралистически-функциональный подход к анализу сознания берет свое начало в философии Нового времени. Согласно этому подходу, развивавшемуся метафизическим материализмом (Ж. Ламетри, П. Гольбах, П. Кабанис) и опиравшемуся на достижения физиологии и медицины, сознание — это особая функция мозга человека, благодаря которой он оказывается в состоянии познавать окружающий мир и самого себя. В границах натуралистического подхода была поставлена психофизиологическая проблема, но не были учтены связи человеческого сознания с миром культуры, его социальная обусловленность. 3) Социокультурный подход к детерминации сознания представлен в истории философии двумя версиями. 3.1) (И. Кант, Г. Гегель) влияние мира культуры на формирование феноменов индивидуального сознания (воли, воображения, ценностей) и разграничившей индивидуальное и надындивидуальное сознание. 3.2) (К. Маркс, Ф. Энгельс) не признававшей субстанциональности сознания. 4) Экзистенциально-феноменологический подход. (Э. Гуссерль, Ж. П. Сартр) B трактовке сознания отказывается от характерной для философской классики оппозиции «субъект — объект» и исходит из рассмотрения субъективности как специфического бытия. 5) Психоаналитическая традиция (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм) поставила перед философией проблему бессознательного, т. е. проблему существования скрытых детерминант сознания, не представленных в нем самом. Наряду с признанием персонального бессознательного она ввела представление о коллективном бессознательном, символизирующем наследие опыта предшествующих поколений людей в индивидуальной психике человека. 6) Лингвокогнитивный подход. Стремится представить бытие сознания через структуры языка. В концепциях философии постмодерна сознание трактуется как процесс речи и текстопорождения, призванный продуцировать и транслировать безадресные сообщения по каналам коммуникации
49 Специфика познавательного отношения человека к миру и многообразие форм познания. Важнейшая особенность человеческого отношения к миру — это постоянное изменение мира, его преобразование с целью удовлетворения потребностей человека и общества. Для того, чтобы успешно интегрироваться в природную и социальную среду обитания, а также целесообразно и осмысленно преобразовывать ее, человек должен получать адекватное и истинное знание об этой среде, о ее свойствах, отношениях, законах. Познание — это социально-организованная форма духовно-творческой деятельности человека, направленная на получение и развитие достоверных знаний о действительности. Среди различных форм, видов, уровней организации знания важно выделить три его разновидности: а) знание как информация об объективном мире природы и общества (знание-информация); б) знание о внутреннем, духовно-психическом мире человека, в котором содержатся представления о сущности и смысле самопознания (знание-рефлексия); в) знание о целях и идеально-теоретических программах преобразования природного и социокультурного миров (знание-стратегия). Для получения достоверных знаний необходимо два компонента. Реализация познавательного отношения человека к миру предполагает: а) наличие развитых форм сознания; б) существование культуры как совокупности программ человеческой деятельности и поведения. Исходя из этого, становление и развитие познания необходимо рассматривать в параллели к важнейшим историческим стадиям развития общества и культуры.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |