АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Познание как постижение истины

Читайте также:
  1. I. О различии между чистым и эмпирическим познанием
  2. V. ПОЗНАНИЕ МИРА
  3. Вопрос 54. Познание (гносеология)
  4. Второй период – проблема истины.
  5. Глава 1. Познание как предмет философского анализа
  6. ЖУРНАЛИСТСКИЙ ТЕКСТ И СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ: ПОЗНАНИЕ, ОТРАЖЕНИЕ, ПРЕОБРАЗОВАНИЕ
  7. Знание, познание и его формы
  8. Искусство как самопознание автора
  9. Истина как фундаментальное понятие теории познания. Догматизм и релятивизм. Проблематика критериев истины. Теории когеренции и корреспонденции.
  10. Истина: понятие и основные концепции. Объективность, относительность и абсолютность истины. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истины.
  11. Классическая (корреспондентская) концепция истины.
  12. Когерентная концепция истины.

Проблема истины как возможность достижения достоверного и адекватного знания о действительности была впервые осмыслена и сформулирована в античной философии. Аристотелем истина понималась как такое знание, которое логически и содержательно соответствует действительному поло­жению вещей. Эту мысль античный философ выразил предельно четко и точно: «... истину говорит тот, кто считает разъединенное - разъединенным и связанное - связанным, а ложное - тот, кто дума­ет обратно тому, как дело обстоит с вещами».

Центральными понятиями классической концепции истины являются: соответствие и действительность. Соответствие знаний объектам и предметам понималось как их адекватное вос­произведение в идеально знаковой форме. Понятие действитель­ности трактовалось не только как характеристика того, что явля­ется элементом внешнего мира, но и всего того, что просто имеет место, существует.

Основные постулаты или принципы классической концепции были непосредственным образом связаны с основоположениями эпистемологического реализма и исходили из допущения о су­ществовании объекта познания вне зависимости от субъекта и состояний его сознания. В качестве важнейших основоположений классической концепции истины выделяют следующие:

а) действительность, которая является предметом познания, в своем существовании не зависит ни от субъекта, ни от знания;

б) существует принципиальная возможность установить од­нозначное соответствие между знанием и действительностью;

в) имеется интуитивно ясный и однозначный критерий, позво­ляющий устанавливать соответствие либо несоответствие между знанием и действительностью;

г) классическая концепция истины претендует на статус логи­чески непротиворечивой системы знания.

В процессе исторического развития философии классическая концепция истины столкнулась с рядом принципиальных про­блем, в результате осмысления которых все ее базовые принципы и постулаты подверглись критическому анализу и переосмысле­нию. К числу этих проблем необходимо отнести следующие воп­росы и гносеологические затруднения:

а) вопрос о характере познаваемой действительности и формах ее детерминации;

б) проблему характера соответствия знания действительности;

в) парадокс бесконечного регресса в решении вопроса о крите­рии истины;

г) проблему логических противоречий и самореферентных высказываний в структуре классической концепции истины.

Эти проблемы оказались неразрешимыми для классической концепции истины в ее первоначальной «наивной» форме и сти­мулировали развитие теории познания в двух направлениях. Первое из них было связано с попытками усовершенствовать и развить классическую теорию истины, предложив различные версии решения ее проблем. В рамках этого направления была обоснована диалектико-материалистическая концепция исти­ны, в которой можно выделить три основных содержательных компонента: а) учение об объективной истине; б) учение об истине как процессе движения познания от относительной истины к ис­тине абсолютной; в) учение о конкретности истины.

В рамках второго направления критики классической концеп­ции истины были обоснованы ее неклассические альтернативы. К основным из них относятся:

Когерентная концепция истины (О. Нейрат, Р. Карнап, Н. Решер и другие). Согласно этой концепции истина есть свойство самосогласованности и ло­гической непротиворечивости знаний.

Прагматическая концепция истины (Ч. Пирс, У. Джемс, П. Бриджмен и другие). В соответ­ствии с принципами прагматизма истина понимается как полез­ность знания, его инструментальная эффективность для решения познавательных проблем.

Конвенционалистская концеп­ция истины (А. Пуанкаре, К. Айдукевич и другие). В рамках этой концепции истина интерпретируется как продукт соглаше­ния внутри научного сообщества, определяемого свободным выбо­ром понятийного и логического аппарата теории.

В современной философии проблема истины рас­сматривается в контексте интерпретации ценностных и субъек­тивно-личностных измерений сознания.

Специального исследования заслуживает научная истина, которая имеет свою специфику. Научная истина - это та­кое знание, которое должно удовлетворять требованиям двоякого рода: а) соответствовать исследуемой предметной области; б) быть согласованным с важнейшими методологическими нормами и критериями научности.

Важно подчеркнуть, что истинное научное знание должно быть сформулировано в виде логически непротиворечивой, эмпирически обоснованной и принципиально проверяемой системы знания. Вместе с тем научная истина, особенно в социально-гуманитарном познании, должна рассматриваться и исследоваться в контексте до­минирующих социальных ценностей и универсалий культуры.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)