|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Пути и особенности развития русской философииПервый опыт русского философствования следует отнести к древнекиевской эпохе и принятию христианства на Руси. Ее источниками выступили евангельское вероучение, литература патристики, учение восточных отцов Церкви. Подлинно оригинальная национальная философия появляется только в XIX в. Начало профессионального философствования в России связано с именем Петра Яковлевича Чаадаева (1794-1856). Западничество как течение русской общественной жизни оформилось в 40-60-х гг. XIX в. Его основные идеи развивались в кружках Н. Станкевича и Герцена. Среди этих идей следует выделить главные: 1) критика феодально-крепостнических порядков в экономике, политике, культуре; 2) идея социально-экономического реформирования по западному образцу; 3) важная идея западничества заключалась также в высокой оценке преобразований эпохи Петра I. Перспективный источник социального развития России усматривался западниками в использовании опыта западноевропейских стран. Обсуждение проблем религии и вопросов о методах реформ раскололо прежде идейно единое западничество на два направления: 1. либеральное (П. Анненков, Т. Грановский), отстаивавшее догмат о бессмертии души; 2. революционно-демократическое (А. Герцен, Н. Огарев), трактовавшее сущность души с позиций атеизма и материализма, выдвигавшее идеи революционной борьбы. Славянофильство - религиозно-философское течение(идея – утверждение самобытности) русской общественной мысли - оформилось в 30-х - 60-х гг. XIX в. Среди главных представителей славянофильства были: «старшие» славянофилы: А. Xомяков, И. Киреевский; «младшие» славянофилы: И. Аксаков, А. Кошелев; «поздние» славянофилы: Н. Данилевский, Н. Страхов. В качестве специфического фактора развития русско-православного мира западники называли факт восприятия Русью христианства в его первозданном (византийском) виде. Своеобразие России виделось славянофилам в соборности русской жизни, проявлявшейся в общинном земледелии, а также особом «живознании», т. е. познании Бога не через рассудок, а через цельность духа. Гносеологическим коррелятом концепции всеединства выступает теория цельного знания, направленная против сведения познавательных потенций человека к его рациональной сфере. Абсолют дан человеку в форме ощущения до всякого самосознания. Различая три источника познания - опыт, разум, мистику. В качестве оригинального духовно-теоретического феномена выступает русский космизм, сложившийся в России в конце XIX - начале XX в. В философии космизма выделяют следующие направления: 1. религиозно-философское (Н. Федоров, С. Булгаков); 2. методологическо-философское (Н. Xолодный, Н. Умов, К. Циолковский). Первое направление видело в человеке Божий замысел, обосновывало необходимость активного участия человечества в божественном творении; второе рассматривало преобразующую деятельность человека как космическую силу. В качестве инвариантных философских идей, представленных в обоих вариантах космизма, выделяются: идея всеединства; идея незавершенности развития мира и человека; интерпретация человечества как органичной части космоса; идея активности, внутренне присущей человеку; идея преображения мира как смысл человеческой деятельности; идея вечности жизни (в богочеловечестве). Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.) |