АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Культурно-исторические основания философии эпохи Ренессанса

Читайте также:
  1. I.1.9. Место и роль философии в культуре.
  2. II. Принципы средневековой философии.
  3. II.12. Панорама философии ХХ века
  4. III. Материалистическое направление в русской философии
  5. III. Предмет, метод и функции философии.
  6. III. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКО-РИМСКИЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
  7. III.2.1. Первый (ионийский) этап в древнегреческой натурфилософии. Учение о первоначалах мира. Миропонимание пифагореизма
  8. III.3. Естественнонаучная и математическая мысль эпохи Средневековья
  9. V. Характерные черты философии русского «религиозно-философского» ренессанса.
  10. VIII. Социально-политические течения Ренессанса.
  11. А. Понятие обязательств из неосновательного обогащения и основания их возникновения
  12. Административное принуждение: сущность, основания, виды.

Эпоха Ренессанса (XIV-XVI вв.) была переломным этапом в культуре западной цивилизации, повлекшим за собой ряд глу­бинных изменений в социальной и духовной жизни Европы. В философии возрождаются идеи и положения античного рациона­лизма. Философствование приобретает светский характер и пре­тендует на абсолютную независимость от Церкви. В развитии фи­лософии Возрождения можно выделить три периода: гуманисти­ческий, неоплатонический, натурфилософский.

В Западной Евро­пе гуманистическое мировоззрение эпохи Возрождения формиро­валось благодаря творчеству Эразма Роттердамского, Т. Мора, М. Монтеня. Человека гуманисты рассматривали как высшую ценность, критерий развития общества и культуры. Они отстаи­вали блага земной жизни и необходимость реализации его твор­ческого назначения.

Во вт п. XV в. в развитии философской мысли эпо­хи Ренессанса наступает период неоплатонизма. Для него харак­терно возрождение античной идеи тождества микро- и макрокосма, растворение природного универсума в Мировой душе, перенос внимания с Бога на проблему устройства Вселенной. Представители: М. Фичино, Д. Пико делла Мирандола и Николай Кузанский.

Развитие натурфилософии в Европе было связано с деятель­ностью Л. да Винчи, И. Кеплера, Парацельса, И. Кеплер и Н. Коперника. Согласно идее тождества макро- и микрокосма, ус­тройство Вселенной мыслилось по аналогии с устройством чело­веческого организма. В этот период доминировала качественная, органицистская модель природы. Леонардо да Винчи выдвинул положе­ние о наличии в природе естественной необходимости. Благодаря астрономическим открытиям Н. Коперника появилась идея гелиоцентризма, радикально подрывавшая религиозную космологию и учение о творении.

Характерные черты философии эпохи Ренессанса.

Фило­софским учениям был свойствен гуманистический антропо­центризм. Человек рассматривался как совершенное единство духа, души и тела. Бог поставил человека в самом центре мироз­дания, сделав его судьей мудрости, величия и красоты воздвигну­того им космоса. На смену христианской идее «обожения» при­шел идеал обожествления человека, максимального сближения его с Богом на пути разумной творческой деятельности.

Другой особенностью философии этой эпохи был на­турфилософский пантеизм. Бог понимался как переполненное благом, переливаю­щееся через край бытие, которое не может существовать и мыс­литься без природы и тем более без человека. Натурфилософии Ренессанса были присущи качественная трактовка природы и органицизм в понимании строения и способа бытия природных явлений. Вся природа одушевлялась, поскольку Мировая душа рассматрива­лась как объединяющее и всепроникающее начало космоса. Общественно-политическая проблематика этого времени была связана со становлением идеалов свободы, равенства и братства.

Особую роль в гуманистической философии играло понятие челове­ческой деятельности. Человек стал рассматриваться как творец своей судьбы. Общество понималось как союз свободных и равных творческих личностей. Философское обоснование принципов друж­бы, любви, человечности отражало республиканские идеалы италь­янских городов-государств. Философские изыскания мыслителей Возрождения послужили основанием для прогресса новоевропей­ской науки и дальнейшего развития философии.

Таким образом, философия эпохи Возрождения способствовала становлению новой системы ценностных ориентаций, при этом утверждались активная роль человека по отношению к окружающему миру, рациональный взгляд на действительность.

 


 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)